ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦЕРЕБРАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМВрачу-психоневрологу, консультирующему детей со стойкими трудностями в обучении, нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок, вполне способный по своему уровню умственного развития освоить программный материал, оказывается не в состоянии успевать за темпом и объемом школьной программы. В тех случаях, когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, не дающая ему возможности полноценно включиться в учебный процесс, врачи говорят о церебрастеническом синдроме - состоянии, для которого характерна повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке. Трудности ребенка при этом определяются неравномерной, колеблющейся работоспособностью, высокой истощаемостью со снижением концентрации внимания и контроля за своей деятельностью, замедленным темпом усвоения учебного материала. Подобные трудности нередко возникают и с негрубыми остаточными проявлениями органического поражения мозга как ответ на систематическую учебную нагрузку. Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождают гипертензионно-гидроцефальный синдром (Т.е. повышение внутричерепного давления). Такие дети выделяются среди сверстников увеличенными размерами головы, выпуклым высоким лбом, иногда удлиненной затылочной частью головы. Кожа у них часто имеет бледный цвет, «мраморный,} рисунок, при волнении или напряжении быстро краснеет, на висках и лбу выражена венозная сеть, вплоть до набухания височных вен. Неврологические расстройства при гипертензионном синдроме зависят от тяжести и характера первичного поражения головного мозга, ведущего к повышению внутричерепного давления. Как правило, для таких детей характерна моторная неловкость - они поздно овладевают двигательными навыками, имеют недостаточно хорошую координацию движений. К школьному возрасту часто наблюдаются вегетативные расстройства: различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, Повышенная потливость, головные боли и головокружение. Характерна также неустойчивость психического тонуса: резкая смена настроения плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Сочетание эмоциональной неустойчивости с вегетативными регуляторными расстройствами у детей с проявлениями церебрастении создает почву для формирования неврозоподобных расстройств, таких, как тики, заикание, энурез и т.п. Главной помехой в обучении этих детей является повышенная утомляемость при умственной нагрузке - собственно церебрастенические проявления. Даже при сохранной учебной мотивации положительной ориентации на обучение они могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. При увеличении объема задания, требующего сосредоточения и напряжения, быстро наступает утомление, которое выражается в первую очередь в расстройстве внимания (неустойчивость и снижение объема), а также в недостаточной целенаправленности и слабости контроля за собственными действиями в процессе выполнения того или иного задания. Через 8-10 мин, а то и раньше, ребенок уже только присутствует в классе, будучи неспособным принимать участие в уроке. Если при этом он старается дать необходимое напряжение сверх своих возможностей, возникает еще большее Истощение нервной системы и переутомление. Хроническое утомление, или переутомление, снижает и без того невысокую работоспособность, усиливается эмоциональная неустойчивость, раздражительность и возбужденность, возникают головные боли. Очень характерно для этой категории детей нарастание количества ошибок, в том числе «глупых», при увеличении объема заданий. Нередко раздосадованные «глупыми» ошибками родители или учитель требуют многократного повторения какого-либо действия для закрепления навыка. Однако, к их недоумению, количество ошибок не уменьшается, а возрастает. Это специфическая особенность детей с повышенной истощаемостью - чем больше объем задания, тем сильнее истощение, тем ниже самоконтроль и соответственно тем больше ошибок. Если ребенок при этом огорчен недовольством взрослых, чувствует себя беспомощным и виноватым, его деятельность нарушается еще сильнее - и уже ни о каком положительном результате такого «обучения,) говорить не приходится. Однако отдохнув и расслабившись, такой ребенок нередко сам находит свои ошибки и исправляет их. Это показывает, что ему вполне доступен уровень сложности предложенного задания. Темп и объем школьной программы, продолжительность урока, количество детей в классе - эти нормативные нагрузки оказываются для такого ученика непосильными. В результате у него появляются признаки отклонений в состоянии здоровья, чувство постоянной усталости. Дети в таком состоянии не могут полноценно работать на уроке, отвлекаются, не слушают объяснений учителя, переутомление нередко бывает причиной расторможенности, возбужденности или, наоборот, апатии. И то и другое в данном случае становится способом защиты от непосильных трудностей, «ухода,) из ситуации обучения. Вася Д. с раннего детства отличался некоторой неловкостью в движениях, быстро уставал от шумных игр, от детского коллектива. В возрасте 5-6 лет у него отмечались приступы головной боли с рвотой, носовые кровотечения, однако после двух курсов лечения у невропатолога эти явления прошли. При поступлении в школу обращали на себя внимание его неловкость, недостаточная координированность движений пальцев рук. Несмотря на крупный рост, Вася производил несколько болезненное впечатление: бледная кожа с «мраморным» рисунком, выраженный сосудистый рисунок на лбу и висках, холодные потные ладони. В течение первого месяца учебы выяснилось, что работа на уроке в течение 40 мин очень утомляет его, на втором и третьем уроках он уже практически не может сосредоточиться и понять смысл предлагаемого ему задания. Как правило, мальчик начинал выполнять задание аккуратно и правильно, но после нескольких минут работы в тетради уже ничего нельзя было понять. Учителя удивляли такие результаты, так как он был уверен, что задание ребенку вполне доступно. В процессе нарастания учебной нагрузки мальчик опять стал жаловаться на головные боли, появились приступы рвоты на фоне головной боли, он тяжело просыпался по утрам, неохотно шел в школу, стал замкнутым и подавленным. При этом в ситуации обследования Вася показал достаточно высокий уровень осмысления предлагаемых ему заданий, без затруднений выполнял те из них, которые требовали аналитико-синтетической деятельности, смысловой памяти. Затрудняли его задания, требующие длительной концентрации внимания на какой-либо однообразной деятельности. При этом отмечалось резкое нарастание количества ошибок, которые он мог, однако, самостоятельно исправить при дополнительной фиксации на них его внимания. По мере утомления в процессе эксперимента у Васи отчетливо снизился фон настроения, усилилось потоотделение (он вынужден был периодически вытирать ладони, так как они были влажными), появилась головная боль. ЭЭГ-исследование показало наличие признаков, свидетельствующих о дисфункции регуляторных структур диэнцефальной области мозга, ЭхоЭГ -исследование признаки субкомпенсированной внутричерепной гипертензии. Коррекционная работа с Васей была направлена на лечение основного заболевания, вызывавшего повышенную утомляемость мальчика: остаточных явлений родовой внутричерепной травмы, сопровождавшихся повышением внутричерепного давления. Был создан индивидуальный щадящий режим работы - ограничено время выполнения заданий на уроке, задания предъявлялись в меньшем объеме, Вася имел больше времени на их выполнение. Был предоставлен дополнительный выходной день, проведена беседа с родителями об организации щадящего режима жизни мальчика. Проведенные мероприятия дали положительный результат: ребенок стал успешно осваивать программу, у него повысился фон настроения, прошли головные боли. К сожалению, факт утомления непосильной нагрузкой часто остается незамеченным, и ребенка обвиняют в том, что он «не хочет,) учиться. Подобная ситуация огорчает педагога, нарушает его контакт с ребенком и глубоко травмирует последнего, так как он не в состоянии критически оценить и объяснить свои трудности. Несоответствие темпа работы возможностям ученика приводит к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ученик не получает всей информации, которая необходима для осознания учебного материала. Вместе с тем после отдыха и необходимого лечения продуктивность учебной деятельности детей с церебрастеническими расстройствами значительно возрастает, это свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Коррекционное воздействие на проявления церебрастического синдрома обязательно должно быть комплексным и включать в себя и медикаментозный, и педагогический аспекты. Как правило, врачи-психоневрологи рекомендуют лечение, включающее разные препараты: дегидратационные, способствующие понижению внутричерепного давления, улучшающие циркуляцию крови в сосудах головного мозга, общеукрепляющие в сочетании с витаминами (преимущественно группы В), а также препараты, активизирующие обменные процессы в клетках головного мозга. При необходимости назначаются также легкие успокоительные средства с целью нормализации сна, уменьшения общей тревожности ребенка и возникающих на ее почве невротических и неврозоподобных расстройств. Охранительный режим, столь необходимый детям со сниженной умственной работоспособностью, включает в себя ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления, выделение при необходимости дополнительного выходного дня, а по показаниям (в состоянии декомпенсации) - временный перевод ребенка на домашнее обучение. Дети с проявлениями церебрастенического синдрома особенно чувствительны к таким факторам, как продолжительность урока, количество детей в классе; важным для них является и темп прохождения программного материала, и индивидуальная помощь, которую может оказать им учитель. Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода: задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным по времени, небольшим по объему, в процессе его выполнения при необходимости должна быть оказана организационная помощь. Очевидно, что перевод в более лояльные условия коррекционно-развивающего класса может значительно помочь ребенку с проявлениями церебрастении. Опыт показывает, что адекватно организованный педагогический процесс и необходимое лечение позволяют компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, дают возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.
СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ Судорожный синдром может быть как основным проявлением хронически текущего нервно-психического заболевания эпилепсии, так и проявлением нарушений В функционировании головного мозга вследствие его повреждения при мозговых травмах (в том числе родовых), нейроинфекциях, а также неспецифической реакцией на вредоносные факторы, например на повышение температуры тела при заболевании (так называемые фебрильные судороги). Обобщенно врачи говорят о пароксизмальных состояниях, подразумевая под этим более широкий спектр приступообразных состояний, которые проявляются не только типичными судорогами, но и их эквивалентами в виде обморочных состояний, изменений психического состояния, чувствительности и т.д. В основе таких состояний (и судорожных, и бессудорожных приступов) лежит измененная реактивность какой-либо группы клеток головного мозга, в которой возникает гиперсинхронизированный разряд возбуждения. В том случае, когда такой разряд «прорывается» за пределы этого участка и охватывает значительные зоны мозга, возникает пароксизмальное (приступообразное) состояние в той или иной форме. Конечно, диагностика и лечение таких состояний находятся в ведении врачей. Однако знание того, как могут протекать стертые или атипичные формы приступов, какие специфические изменения в нервно-психической сфере возникают при повторных приступах, поможет педагогам и родителям своевременно выявить судорожную болезнь и обратиться к врачу, а также учесть особенности психических изменений ребенка при его воспитании и обучении. В этом контексте интерес для педагогов, психологов и родителей представляют следующие вопросы: • какие формы проявления имеют приступы судорожного происхождения; • в каких случаях необходимо обследование и лечение ребенка; • как влияют судорожные нарушения на течение психических процессов у ребенка, какие особенности психики необходимо учитывать при обучении ребенка, страдающего пароксизмальными расстройствами. Психоневрологи выделяют разные формы судорожных состояний: эпилепсию как самостоятельную болезнь, характеризующуюся разнообразными пароксизмальными нарушениями (приступами) и более или менее стойкими психическими нарушениями; так называемые эпилептиформные синдромы, которые могут возникать вследствие мозговых травм (в том числе и родовых), мозговых инфекции, интоксикаций, а также текущих органических заболеваний мозга; судорожные реакции у детей грудного и раннего возраста (К которым относятся, например, фебрильные судороги и спазмофилия). Вопрос разграничения этих форм спорен из-за сходства происхождения, механизмов развития самого приступа, возможности перехода эпилептиформного синдрома в эпилепсию. Однако в любом из этих случаев остро стоит вопрос медицинского вмешательства, так как своевременно начатое и адекватно проводимое лечение способно остановить нарастающие изменения в центральной нервной системе и соответственно психике ребенка, а нередко и полностью прервать течение заболевания. Поэтому своевременное выявление заболевания и обращение за лечением имеют колоссальное значение для прогноза течения заболевания. Основным признаком, говорящим о возможном формировании судорожной болезни, являются пароксизмальные расстройства. (Пароксизм - внезапный приступ болезни, припадок.) конечно, невозможно не обратить внимание на генерализованный, развернутый приступ судорог с таким типичным сопровождением, как падение, потеря сознания, пена на губах. В этом случае необходимость обращения к врачу и лечения противосудорожными препаратами не вызывает у родителей сомнения. Более сложным является выявление так называемых малых и атипичных припадков, которые могут пройти незамеченными или расцениваться как проявления вегето-сосудистой дистонии или «дурного поведения» ребенка. Такие припадки могут проявляться в форме внезапного кратковременного (на несколько секунд) выключения сознания, когда ребенок как бы отсутствует, «отключается,), его взгляд застывает, иногда отмечаются подергивания век или глазных яблок. Внимание его при таком «отключении» невозможно привлечь никакими мерами: ни окликами, ни тормошением; придя в себя, он полностью забывает о том, что с ним случилось, не может рассказать, что он испытывал в этот промежуток времени. Подобное «отключение» может сопровождаться изменением тонуса тех или иных групп мышц (у ребенка отвисает челюсть, опускается поднятая рука и т.п.), вздрагиванием, вегетативными нарушениями (побледнение или покраснение лица, недержание мочи, кашель и т.п.). Такие приступы могут быть единичными или следовать друг за другом в течение часов или даже дней. Несколько реже встречаются приступы, проявляющиеся в виде резкого вздрагивания (как при испуге) или толчка в тех или иных группах мышц (во время такого приступа ребенок часто роняет предмет, который держит в руках). Они могут иметь также характер кивков (серия кивательных движений головой) или клевков (более резкие наклоны головы вперед, которые могут сопровождаться ушибами лица или лба о стоящие впереди предметы). В раннем возрасте такие приступы могут сопровождаться внезапным падением ребенка. Приступы могут носить также местный характер и проявляться в виде односторонних подергиваний мышц лица или рук, изменений чувствительности в отдельных частях тела (ощущение холода, боли, покалывания, онемения и Т.П.) на фоне неизмененного сознания. При неблагоприятном течении болезни локальные приступы могут генерализоваться и переходить в развернутый судорожный приступ с потерей сознания и последующей оглушенностью. В особую группу принято выделять так называемые психические и психомоторные приступы. Для них характерно внезапное возникновение тех или иных привычных автоматизированных действий (глотание, жевание, чмоканье, потирание рук, подпрыгивание, бессвязное проговаривание слов и т.д.), которые возникают на фоне сумеречного сознания и полностью забываются ребенком. Таким приступам часто сопутствуют различные вегетативные нарушения (боли в животе, тошнота, головокружение, слюнотечение и т.д.), которые также возникают приступообразно и без видимой причины. На фоне затянувшегося приступа с помраченным сознанием ребенок или подросток может бесцельно блуждать по улицам, совершать дальние поездки. Судорожное происхождение может иметь также снохождение, при котором ребенок во время ночного сна встает с постели бродит по комнате, совершает привычные действия. Сознание его в это время помрачено, контакт с ним невозможен, попытки разбудить могут привести к импульсивной агрессивности. Такие состояния отличаются тем, что ребенок не может вспомнить, что с ним происходило. Пароксизмальный характер носят также внезапно возникающие ночные страхи с внезапным побуждением, криками, плачем. Контакт с ребенком в таком состоянии невозможен, страхи возникают в одно и то же время и всегда затем полностью забываются. Аналогичные дневные приступы близки по своей характеристике: в их структуру могут входить острые переживания безотчетного страха, тревоги, тоски, зрительные галлюцинации, двигательное возбуждение. В таком состоянии контакт с ребенком затруднен, характерно сумеречное состояние сознания. Окружающее может представляться ребенку измененным, нереальным. Во время такого состояния он может ощущать изменение собственного тела (чувствовать себя толстым или худым, руки и ноги длинными или короткими и Т.П.), может возникнуть ощущение того, что он уже переживал происходящее с ним или, напротив, никогда не видел окружающей его обстановки. Измененными могут казаться находящиеся вокруг предметы, могут возникнуть приступы головокружения или движения предметов вокруг. Такие приступы могут протекать без полного выключения сознания и оставаться в памяти ребенка. Трудности в диагностике представляют нетипичные проявления судорожного синдрома, протекающие в виде вегетативных приступов (обмороки, приступообразные боли в животе, приступы головных болей и головокружения, тошноты и рвоты, случаи недержания мочи и кала) или в виде приступообразных расстройств настроения (раздражительность, плаксивость, драчливость, упрямство на фоне тоскливо-злобного настроения или эпизоды приподнятого настроения с двигательной возбужденностью и расторможенностью). Такие состояния не сопровождаются нарушением сознания и нередко воспринимаются окружающими как проявления дурного характера ребенка. Многообразие нарушений, в основе которых лежит судорожный синдром, затрудняет его диагностику, однако можно отметить общие черты подобных состояний: внезапность (приступообразность) подобных проявлений, их психологическую «непонятность», частое сочетание с нарушением сознания и не возможностью вспомнить о происшедшем. В любом случае, когда в состоянии ребенка имеют место эти особенности, необходима консультация врача-психоневролога и обследование, на первом месте в котором стоит электроэнцефалографическое исследование (запись биотоков коры головного мозга), которое является в данном случае самым информативным методом исследования и позволяет определить и уточнить диагноз, определить тактику лечения. Подобное обследование показано и тогда, когда ведущим проявлением является выраженная двигательная расторможенность ребенка, агрессивность, импульсивность его поступков: в основе подобных расстройств поведения также нередко лежит повышенная судорожная готовность мозга и/или наличие судорожного очага. Несомненно, что вопрос о целесообразности лечения противосудорожными препаратами, о выборе препаратов и доз решает врач. Подобное лечение бывает длительным, требует контроля за состоянием ребенка в плане не только его общего состояния и наличия приступов, но и контроля электроэнцефалографических данных. Лечение противосудорожными препаратами может длиться годами. Основной показатель успешности лечения - уменьшение частоты и выраженности приступов вплоть до их полного прекращения, улучшение общего состояния нервно-психической сферы ребенка, в том числе и эмоциональной, и познавательной. В случае, когда подобное лечение рекомендовано врачом, необходимо тщательное соблюдение регулярности лечения, недопустимо его прерывание. Снижение доз лекарства и его отмена про водится только постепенно и под контролем электроэнцефалографических показателей. Правильно проводимое лечение делает прогноз заболевания более благоприятным, возможность полного излечения реальной. Но даже в тех случаях, когда не удается до конца нормализовать функции головного мозга, прогрессирование заболевания на фоне лечения значительно снижается, повышаются функциональные возможности ребенка, улучшается его поведение и обучаемость. Влияние судорожной болезни на особенности психической деятельности ребенка вне приступа складывается из нескольких аспектов, относящихся к интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферам. Выраженность этих нарушений зависит в первую очередь от частоты приступов (в связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть важность регулярной противосудорожной терапии). В классических клинических трудах описываются специфические черты так называемой эпилептической личности: пунктуальность, переходящая в педантизм, эгоцентризм, повышение влечений, назойливость, льстивость, малоподвижность эмоций, «застревание» на негативных переживаниях, доходящее до выраженного злопамятства, а также такие особенности мышления, как патологическая обстоятельность, вязкость, тугоподвижность, недостаточность абстрагирования, тенденция к конкретно-ситуационному мышлению. В настоящее время в связи с улучшением диагностики судорожных состояний и их лечением подобные нарушения встречаются относительно редко. У детей и подростков, особенно в начальной стадии заболевания, они могут отсутствовать или иметь стертый характер. На первый план у них чаще выступают такие особенности, как двигательная расторможенность, повышенная возбудимость со склонностью к эксплозивности (взрывчатости). В отдельных случаях достаточно рано могут отмечаться постоянный хмурый фон настроения, недоверчивость, появление приступов злобности, повышенное сексуальное влечение. По отдельным данным, подобные специфические особенности психики наблюдаются только у 20% больных детей, приблизительно у 40% изменения психики нетипичны и включают лишь отдельные нерезко выраженные черты (не которая замедленность и затрудненная переключаемость, упрямство, застреваемость на переживаниях), значительная часть болеющих детей не имеют существенных изменений психики. Особое место в картине психических особенностей у детей с судорожными расстройствами занимают нарушения познавательных процессов. Наряду с замедленностью и тугоподвижностью мышления, склонностью к детализации, «застреванию» часто отмечается снижение памяти и внимания. В связи с тем что пароксизмальные расстройства нередко имеют в своей основе остаточные проявления травматического поражения мозга, у ребенка могут отмечаться признаки органического нарушения психической деятельности: выраженная истощаемость, утомляемость, нарушения целенаправленности деятельности и концентрации внимания, головные боли при умственной нагрузке. Локализация судорожного очага в коре головного мозга оказывает определенное влияние на недостаточность формирования отдельных корковых функций. (Так, к примеру, при расположении очага судорожной активности в затылочно-теменных отделах мозга на первый план может выступать нарушение зрительного восприятия, что затрудняет распознавание букв и цифр, при расположении его в височной доле - нарушения фонематического слуха, памяти, эмоционального фона.) Нейропсихологическое обследование позволяет выявить дефицитарность отдельных корковых функций, приводящую К специфическому нарушению усвоения учебных знаний и навыков. При неблагоприятном течении заболевания или отсутствии лечения очевидными становятся нарушения интеллектуальной деятельности (аналитико-синтетических процессов, способности к абстрагированию). Перечисленные проявления влияют на особенности познавательной деятельности больного ребенка и должны обязательно учитываться при организации процесса обучения. Необходимо иметь в виду замедленное включение ребенка в выполнение задания, затрудненное переключение с одного задания на другое, с одной формы деятельности на другую. Попытки его активизировать, подгоняя и поторапливая, не дают положительного результата, а, напротив, ведут к расстройству учебной деятельности, эмоциональному дискомфорту вплоть до отказа от выполнения задания. Добиваться переключения его внимания следует мягко, терпеливо, стараясь заинтересовать предстоящим заданием. Длительное молчание не всегда говорит о незнании учебного материала, иногда небольшая подсказка или расчленение материала на более мелкие и конкретные части позволяет ребенку справиться с заданием. Переключаемость можно тренировать с помощью занятий лечебной физкультурой, ритмической гимнастикой, во время подвижных игр, причем упражнения следует начинать в замедленном темпе, а затем убыстрять до той степени, которая доступна. Особое значение имеет закрепление материала путем многократных повторений. Необходимо учитывать периодические расстройства настроения, которые могут влиять на поведение в процессе обучения и вести к конфликтности, раздражительности, даже агрессии. После приступа состояние ребенка может быть значительно изменено, он может быть вялым, не включаться в работу, жаловаться на головную боль. В таком состоянии проводить занятие с ним нецелесообразно, необходимо дождаться, пока самочувствие ребенка не вернется к обычному состоянию. Активизацию судорожного очага, ведущую если не к приступу как таковому, то к дезорганизации мозговой деятельности, могут вызывать резкие отрицательные эмоции, испытываемые ребенком: страх, тревога, эмоциональное напряжение. Поэтому работа должна быть организована таким образом, чтобы он чувствовал себя достаточно комфортно, ощущал уверенность в своих силах. Такие формы «стимуляции», как окрик, резкое порицание, грубое наказание, должны быть категорически исключены. В заключение необходимо отметить, что ребенок, страдающий пароксизмальными расстройствами, может испытывать сложный комплекс переживаний, связанных со своей болезнью. Прежде всего это страх наступления очередного приступа, что нельзя предвидеть и предотвратить. Кроме того, это ощущение своей исключительности, стыда за свое заболевание. Родители, имеющие больного ребенка, нередко стесняются приступов, так как штамп «эпилептика» как неполноценного человека силен в обывательском сознании. Ребенок ощущает измененное отношение к нему родителей и окружающих, это ведет к возникновению чувства собственной неполноценности и искажению отношений с окружающими. Необходимо формировать отношение окружающих к ребенку как «к обычному человеку, с которым иногда случается нечто необычное» (A.Matthes). Даже в тех случаях, когда не удается добиться полного излечения, адекватное воспитание и обучение позволяют достичь максимальной адаптации и самореализации. Ира К., ученица второго класса, попала на прием к врачу после того, как на уроке во время контрольной работы она внезапно потеряла сознание и упала вниз лицом на парту. Через 2-3 минуты девочка пришла в себя, но не сразу смогла понять, где она находится, и не могла вспомнить, что с ней произошло. Из рассказа мамы удалось выяснить, что это не первый приступ с потерей сознания. Ей было четыре с половиной года, когда на фоне болезни и тревожных переживаний (мама, к которой она была очень при вязана, уехала на несколько часов, оставив ее с бабушкой) у нее впервые развился приступ внезапной бледности, болей в животе, после которого она заснула на несколько минут. Проснувшись, чувствовала себя как обычно, ничего особенного в ее состоянии как бы не отмечалось. Через год подобный приступ повторился. А еще через два года, во время летнего отдыха на юге, Ира внезапно потеряла сознание, упав лицом вниз на асфальт и разбив себе два зуба. Когда испуганная мама ее перевернула, она увидела, что у девочки закатились глаза, посинели губы, через несколько секунд начались подергивания рук и ног. Через несколько минут Ира пришла в себя и со слезами испуганно спросила, что с ней случилось. К врачу родители не обращались, считая, что «все обойдется». Однако после того, как приступ произошел на уроке, мама, прислушавшись к совету учителя, все-таки обратилась к специалисту. Выяснилось также, что девочка с большим трудом выдерживает школьную нагрузку, у нее часто болит голова, она очень медленно выполняет задания учителя, у нее снижена память. Кроме этого, учительница отмечала у девочки негрубые нарушения фонематического слуха (различения звуков и их сочетаний на слух), что привело к трудностям в выполнении некоторых заданий при изучении родного языка, к большому количеству ошибок при письме под диктовку. Ира болезненно переживала свои школьные трудности, особенно тревожилась из-за контрольных работ, так как часто не успевала закончить выполнение заданий в срок. Из беседы с мамой выяснилось также, что раннее развитие девочки проходило не вполне благополучно. Во время беременности мать переболела гриппом в тяжелой форме, у нее отмечались повышение артериального давления и отеки, роды протекали сложно, закричала девочка не сразу. В младенческом возрасте она была беспокойной, возбудимой, плохо спала. Двигательное и речевое развитие девочки не беспокоило родителей, однако она была тревожной, часто плакала, была очень сильно привязана к матери, из-за чего не смогла привыкнуть к детскому саду. Обследование показало, что у Иры повышенная судорожная готовность мозга и сформирован судорожный очаг в левой височной области, готовый в любой момент привести к приступу. В то же время из заключения психолога следовало, что, несмотря на высокую истощаемость, негрубое снижение памяти и фонематического слуха, высокий уровень тревоги, некоторую медлительность в работе, Ира достаточно хорошо выполняла предложенные задания, работала целенаправленно, в спокойной, доброжелательной обстановке показывала достаточно высокие результаты выполнения тестовых заданий. Девочке было назначено комплексное лечение, включающее противосудорожные препараты. Мама и учительница получили советы по общению с девочкой и ее обучению. Было рекомендовано несколько уменьшить объем заданий, которые она выполняет, снизить темп работы, не торопить ее, хвалить даже за незначительные достижения. Специальные занятия с логопедом были направлены на компенсацию недостаточности фонематического слуха. Эти мероприятия на фоне проводимого лечения дали хорошие результаты: за последующий год приступы не отмечались, Ира стала более уверенной в себе, у нее повысилась работоспособность, улучшились школьные успехи, практически полностью исчезли ошибки в письме. Электроэнцефалограмма, проведенная через год, показала значительное улучшение состояния мозга, однако в связи с тем, что признаки очага судорожной активности сохранялись, хотя и в меньшей степени, было рекомендовано продолжить противосудорожное лечение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|