Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦЕРЕБРАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ




Врачу-психоневрологу, консультирующему детей со стойкими трудностями в обучении, нередко приходится сталкиваться с ситуа­цией, когда ребенок, вполне способный по своему уровню умствен­ного развития освоить программный материал, оказывается не в со­стоянии успевать за темпом и объемом школьной программы. В тех случаях, когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, не дающая ему возможности полноценно включиться в учеб­ный процесс, врачи говорят о церебрастеническом синд­роме - состоянии, для которого характерна повышенная истоща­емость нервной системы при умственной нагрузке. Трудности ребен­ка при этом определяются неравномерной, колеблющейся работо­способностью, высокой истощаемостью со снижением концентра­ции внимания и контроля за своей деятельностью, замедленным тем­пом усвоения учебного материала. Подобные трудности нередко воз­никают и с негрубыми остаточными проявлениями органического поражения мозга как ответ на систематическую учебную нагрузку.

Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождают гипертензионно-гидроцефальный синдром (Т.е. повышение внутри­черепного давления). Такие дети выделяются среди сверстников уве­личенными размерами головы, выпуклым высоким лбом, иногда удлиненной затылочной частью головы. Кожа у них часто имеет блед­ный цвет, «мраморный,} рисунок, при волнении или напряжении быстро краснеет, на висках и лбу выражена венозная сеть, вплоть до набухания височных вен.

Неврологические расстройства при гипертензионном синдроме

зависят от тяжести и характера первичного поражения головного мозга, ведущего к повышению внутричерепного давления. Как пра­вило, для таких детей характерна моторная неловкость - они по­здно овладевают двигательными навыками, имеют недостаточно хо­рошую координацию движений. К школьному возрасту часто наблю­даются вегетативные расстройства: различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, Повышенная потливость, головные боли и головокружение. Характерна также неустойчивость психического тонуса: резкая смена настроения плак­сивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Соче­тание эмоциональной неустойчивости с вегетативными регулятор­ными расстройствами у детей с проявлениями церебрастении созда­ет почву для формирования неврозоподобных расстройств, таких, как тики, заикание, энурез и т.п.

Главной помехой в обучении этих детей является повышенная утомляемость при умственной нагрузке - собственно церебрасте­нические проявления. Даже при сохранной учебной мотивации по­ложительной ориентации на обучение они могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. При увеличении объе­ма задания, требующего сосредоточения и напряжения, быстро на­ступает утомление, которое выражается в первую очередь в рас­стройстве внимания (неустойчивость и снижение объема), а также в недостаточной целенаправленности и слабости контроля за соб­ственными действиями в процессе выполнения того или иного за­дания. Через 8-10 мин, а то и раньше, ребенок уже только присут­ствует в классе, будучи неспособным принимать участие в уроке. Если при этом он старается дать необходимое напряжение сверх своих возможностей, возникает еще большее Истощение нервной системы и переутомление. Хроническое утомление, или переутом­ление, снижает и без того невысокую работоспособность, усилива­ется эмоциональная неустойчивость, раздражительность и возбуж­денность, возникают головные боли.

Очень характерно для этой категории детей нарастание количе­ства ошибок, в том числе «глупых», при увеличении объема заданий. Нередко раздосадованные «глупыми» ошибками родители или учи­тель требуют многократного повторения какого-либо действия для закрепления навыка. Однако, к их недоумению, количество ошибок не уменьшается, а возрастает. Это специфическая особенность де­тей с повышенной истощаемостью - чем больше объем задания, тем сильнее истощение, тем ниже самоконтроль и соответственно тем больше ошибок. Если ребенок при этом огорчен недовольством взрослых, чувствует себя беспомощным и виноватым, его деятель­ность нарушается еще сильнее - и уже ни о каком положительном результате такого «обучения,) говорить не приходится. Однако отдох­нув и расслабившись, такой ребенок нередко сам находит свои ошибки и исправляет их. Это показывает, что ему вполне доступен уро­вень сложности предложенного задания.

Темп и объем школьной программы, продолжительность урока, ко­личество детей в классе - эти нормативные нагрузки оказываются для такого ученика непосильными. В результате у него появляются призна­ки отклонений в состоянии здоровья, чувство постоянной усталости. Дети в таком состоянии не могут полноценно работать на уроке, от­влекаются, не слушают объяснений учителя, переутомление неред­ко бывает причиной расторможенности, возбужденности или, наобо­рот, апатии. И то и другое в данном случае становится способом за­щиты от непосильных трудностей, «ухода,) из ситуации обучения.

Вася Д. с раннего детства отличался некоторой неловкостью в движениях, быст­ро уставал от шумных игр, от детского коллектива. В возрасте 5-6 лет у него отмеча­лись приступы головной боли с рвотой, носовые кровотечения, однако после двух курсов лечения у невропатолога эти явления прошли. При поступлении в школу об­ращали на себя внимание его неловкость, недостаточная координированность дви­жений пальцев рук. Несмотря на крупный рост, Вася производил несколько болез­ненное впечатление: бледная кожа с «мраморным» рисунком, выраженный сосуди­стый рисунок на лбу и висках, холодные потные ладони. В течение первого месяца учебы выяснилось, что работа на уроке в течение 40 мин очень утомляет его, на вто­ром и третьем уроках он уже практически не может сосредоточиться и понять смысл предлагаемого ему задания. Как правило, мальчик начинал выполнять задание ак­куратно и правильно, но после нескольких минут работы в тетради уже ничего нельзя было понять. Учителя удивляли такие результаты, так как он был уверен, что зада­ние ребенку вполне доступно. В процессе нарастания учебной нагрузки мальчик опять стал жаловаться на головные боли, появились приступы рвоты на фоне голов­ной боли, он тяжело просыпался по утрам, неохотно шел в школу, стал замкнутым и подавленным.

При этом в ситуации обследования Вася показал достаточно высокий уровень осмысления предлагаемых ему заданий, без затруднений выполнял те из них, кото­рые требовали аналитико-синтетической деятельности, смысловой памяти. Затруд­няли его задания, требующие длительной концентрации внимания на какой-либо однообразной деятельности. При этом отмечалось резкое нарастание количества ошибок, которые он мог, однако, самостоятельно исправить при дополнительной фиксации на них его внимания. По мере утомления в процессе эксперимента у Васи отчетливо снизился фон настроения, усилилось потоотделение (он вынужден был периодически вытирать ладони, так как они были влажными), появилась головная боль.

ЭЭГ-исследование показало наличие признаков, свидетельствующих о дисфун­кции регуляторных структур диэнцефальной области мозга, ЭхоЭГ -исследование признаки субкомпенсированной внутричерепной гипертензии.

Коррекционная работа с Васей была направлена на лечение основного заболе­вания, вызывавшего повышенную утомляемость мальчика: остаточных явлений ро­довой внутричерепной травмы, сопровождавшихся повышением внутричерепного давления. Был создан индивидуальный щадящий режим работы - ограничено время выполнения заданий на уроке, задания предъявлялись в меньшем объеме, Вася имел больше времени на их выполнение. Был предоставлен дополнительный выходной день, проведена беседа с родителями об организации щадящего режима жизни мальчика. Проведенные мероприятия дали положительный результат: ребенок стал успешно ос­ваивать программу, у него повысился фон настроения, прошли головные боли.

К сожалению, факт утомления непосильной нагрузкой часто ос­тается незамеченным, и ребенка обвиняют в том, что он «не хочет,) учиться. Подобная ситуация огорчает педагога, нарушает его кон­такт с ребенком и глубоко травмирует последнего, так как он не в состоянии критически оценить и объяснить свои трудности. Несо­ответствие темпа работы возможностям ученика приводит к тому, что ус­воение программного материала идет с выпадением отдельных звень­ев, ученик не получает всей информации, которая необходима для осознания учебного материала.

Вместе с тем после отдыха и необходимого лечения продуктивность учебной деятельности детей с церебрастеническими расстройствами значительно возрастает, это свидетельствует о потенциальных возмож­ностях ребенка. Коррекционное воздействие на проявления церебра­стического синдрома обязательно должно быть комплексным и вклю­чать в себя и медикаментозный, и педагогический аспекты. Как пра­вило, врачи-психоневрологи рекомендуют лечение, включающее раз­ные препараты: дегидратационные, способствующие понижению внутричерепного давления, улучшающие циркуляцию крови в сосу­дах головного мозга, общеукрепляющие в сочетании с витаминами (преимущественно группы В), а также препараты, активизирующие обменные процессы в клетках головного мозга. При необходимости назначаются также легкие успокоительные средства с целью норма­лизации сна, уменьшения общей тревожности ребенка и возникаю­щих на ее почве невротических и неврозоподобных расстройств.

Охранительный режим, столь необходимый детям со сниженной умственной работоспособностью, включает в себя ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления, вы­деление при необходимости дополнительного выходного дня, а по показаниям (в состоянии декомпенсации) - временный перевод ребенка на домашнее обучение.

Дети с проявлениями церебрастенического синдрома особенно чувствительны к таким факторам, как продолжительность урока, количество детей в классе; важным для них является и темп прохож­дения программного материала, и индивидуальная помощь, которую может оказать им учитель. Повышение умственной работоспособ­ности у таких детей требует специального педагогического подхода: задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным по вре­мени, небольшим по объему, в процессе его выполнения при необ­ходимости должна быть оказана организационная помощь. Очевид­но, что перевод в более лояльные условия коррекционно-развиваю­щего класса может значительно помочь ребенку с проявлениями це­ребрастении. Опыт показывает, что адекватно организованный пе­дагогический процесс и необходимое лечение позволяют компенси­ровать многие трудности, возникающие у этой категории детей, дают возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.

 

СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ

Судорожный синдром может быть как основным проявлением хронически текущего нервно-психического заболевания эпилеп­сии, так и проявлением нарушений В функционировании головного мозга вследствие его повреждения при мозговых травмах (в том чис­ле родовых), нейроинфекциях, а также неспецифической реакцией на вредоносные факторы, например на повышение температуры тела при заболевании (так называемые фебрильные судороги). Обобщен­но врачи говорят о пароксизмальных состояниях, подразумевая под этим более широкий спектр приступообразных состояний, которые проявляются не только типичными судорогами, но и их эквивален­тами в виде обморочных состояний, изменений психического состо­яния, чувствительности и т.д.

В основе таких состояний (и судорожных, и бессудорожных при­ступов) лежит измененная реактивность какой-либо группы клеток головного мозга, в которой возникает гиперсинхронизированный разряд возбуждения. В том случае, когда такой разряд «прорывает­ся» за пределы этого участка и охватывает значительные зоны мозга, возникает пароксизмальное (приступообразное) состояние в той или иной форме.

Конечно, диагностика и лечение таких состояний находятся в ве­дении врачей. Однако знание того, как могут протекать стертые или атипичные формы приступов, какие специфические изменения в нервно-психической сфере возникают при повторных приступах, поможет педагогам и родителям своевременно выявить судорожную болезнь и обратиться к врачу, а также учесть особенности психичес­ких изменений ребенка при его воспитании и обучении.

В этом контексте интерес для педагогов, психологов и родителей представляют следующие вопросы:

• какие формы проявления имеют приступы судорожного про­исхождения;

• в каких случаях необходимо обследование и лечение ребенка;

• как влияют судорожные нарушения на течение психических процессов у ребенка, какие особенности психики необходимо учи­тывать при обучении ребенка, страдающего пароксизмальными рас­стройствами.

Психоневрологи выделяют разные формы судорожных состояний: эпилепсию как самостоятельную болезнь, характеризующуюся разно­образными пароксизмальными нарушениями (приступами) и более или менее стойкими психическими нарушениями; так называемые эпилептиформные синдромы, которые могут возникать вследствие мозговых травм (в том числе и родовых), мозговых инфекции, ин­токсикаций, а также текущих органических заболеваний мозга; су­дорожные реакции у детей грудного и раннего возраста (К которым относятся, например, фебрильные судороги и спазмофилия). Воп­рос разграничения этих форм спорен из-за сходства происхождения, механизмов развития самого приступа, возможности перехода эпи­лептиформного синдрома в эпилепсию. Однако в любом из этих слу­чаев остро стоит вопрос медицинского вмешательства, так как свое­временно начатое и адекватно проводимое лечение способно оста­новить нарастающие изменения в центральной нервной системе и соответственно психике ребенка, а нередко и полностью прервать течение заболевания. Поэтому своевременное выявление заболева­ния и обращение за лечением имеют колоссальное значение для про­гноза течения заболевания.

Основным признаком, говорящим о возможном формировании судорожной болезни, являются пароксизмальные расстройства. (Па­роксизм - внезапный приступ болезни, припадок.) конечно, невозможно не обратить внимание на генерализованный, развернутый приступ судорог с таким типичным сопровождением, как падение, потеря сознания, пена на губах. В этом случае необходимость обра­щения к врачу и лечения противосудорожными препаратами не вы­зывает у родителей сомнения. Более сложным является выявление так называемых малых и атипичных припадков, которые могут прой­ти незамеченными или расцениваться как проявления вегето-сосу­дистой дистонии или «дурного поведения» ребенка. Такие припадки могут проявляться в форме внезапного кратковременного (на не­сколько секунд) выключения сознания, когда ребенок как бы отсут­ствует, «отключается,), его взгляд застывает, иногда отмечаются по­дергивания век или глазных яблок. Внимание его при таком «отключении» невозможно привлечь никакими мерами: ни окликами, ни тормошением; придя в себя, он полностью забывает о том, что с ним случилось, не может рассказать, что он испытывал в этот промежу­ток времени. Подобное «отключение» может сопровождаться изме­нением тонуса тех или иных групп мышц (у ребенка отвисает челюсть, опускается поднятая рука и т.п.), вздрагиванием, вегетативными на­рушениями (побледнение или покраснение лица, недержание мочи, кашель и т.п.). Такие приступы могут быть единичными или следо­вать друг за другом в течение часов или даже дней. Несколько реже встречаются приступы, проявляющиеся в виде резкого вздрагивания (как при испуге) или толчка в тех или иных группах мышц (во время такого приступа ребенок часто роняет предмет, который держит в руках). Они могут иметь также характер кивков (серия кивательных движений головой) или клевков (более резкие наклоны головы впе­ред, которые могут сопровождаться ушибами лица или лба о стоящие впереди предметы).

В раннем возрасте такие приступы могут сопровождаться внезап­ным падением ребенка. Приступы могут носить также местный ха­рактер и проявляться в виде односторонних подергиваний мышц лица или рук, изменений чувствительности в отдельных частях тела (ощущение холода, боли, покалывания, онемения и Т.П.) на фоне неизмененного сознания. При неблагоприятном течении болезни локальные приступы могут генерализоваться и переходить в развер­нутый судорожный приступ с потерей сознания и последующей ог­лушенностью.

В особую группу принято выделять так называемые психические и психомоторные приступы. Для них характерно внезапное возникно­вение тех или иных привычных автоматизированных действий (гло­тание, жевание, чмоканье, потирание рук, подпрыгивание, бессвяз­ное проговаривание слов и т.д.), которые возникают на фоне суме­речного сознания и полностью забываются ребенком. Таким при­ступам часто сопутствуют различные вегетативные нарушения (боли в животе, тошнота, головокружение, слюнотечение и т.д.), которые также возникают приступообразно и без видимой причины. На фоне затянувшегося приступа с помраченным сознанием ребенок или под­росток может бесцельно блуждать по улицам, совершать дальние поездки. Судорожное происхождение может иметь также снохождение, при котором ребенок во время ночного сна встает с постели бродит по комнате, совершает привычные действия. Сознание его в это время помрачено, контакт с ним невозможен, попытки разбу­дить могут привести к импульсивной агрессивности. Такие состоя­ния отличаются тем, что ребенок не может вспомнить, что с ним про­исходило. Пароксизмальный характер носят также внезапно возни­кающие ночные страхи с внезапным побуждением, криками, пла­чем. Контакт с ребенком в таком состоянии невозможен, страхи воз­никают в одно и то же время и всегда затем полностью забываются.

Аналогичные дневные приступы близки по своей характеристи­ке: в их структуру могут входить острые переживания безотчетного страха, тревоги, тоски, зрительные галлюцинации, двигательное возбуждение. В таком состоянии контакт с ребенком затруднен, харак­терно сумеречное состояние сознания. Окружающее может представ­ляться ребенку измененным, нереальным. Во время такого состоя­ния он может ощущать изменение собственного тела (чувствовать себя толстым или худым, руки и ноги длинными или короткими и Т.П.), может возникнуть ощущение того, что он уже переживал про­исходящее с ним или, напротив, никогда не видел окружающей его обстановки. Измененными могут казаться находящиеся вокруг пред­меты, могут возникнуть приступы головокружения или движения предметов вокруг. Такие приступы могут протекать без полного вы­ключения сознания и оставаться в памяти ребенка.

Трудности в диагностике представляют нетипичные проявления судорожного синдрома, протекающие в виде вегетативных приступов (обмороки, приступообразные боли в животе, приступы головных бо­лей и головокружения, тошноты и рвоты, случаи недержания мочи и кала) или в виде приступообразных расстройств настроения (раздра­жительность, плаксивость, драчливость, упрямство на фоне тоскли­во-злобного настроения или эпизоды приподнятого настроения с дви­гательной возбужденностью и расторможенностью). Такие состояния не сопровождаются нарушением сознания и нередко воспринимают­ся окружающими как проявления дурного характера ребенка.

Многообразие нарушений, в основе которых лежит судорожный синдром, затрудняет его диагностику, однако можно отметить общие черты подобных состояний: внезапность (приступообразность) по­добных проявлений, их психологическую «непонятность», частое сочетание с нарушением сознания и не возможностью вспомнить о происшедшем. В любом случае, когда в состоянии ребенка имеют место эти особенности, необходима консультация врача-психонев­ролога и обследование, на первом месте в котором стоит электроэнцефалографическое исследование (запись биотоков коры головного мозга), которое является в данном случае самым информативным методом исследования и позволяет определить и уточнить диагноз, определить тактику лечения. Подобное обследование показано и тог­да, когда ведущим проявлением является выраженная двигательная расторможенность ребенка, агрессивность, импульсивность его по­ступков: в основе подобных расстройств поведения также нередко лежит повышенная судорожная готовность мозга и/или наличие су­дорожного очага.

Несомненно, что вопрос о целесообразности лечения противосу­дорожными препаратами, о выборе препаратов и доз решает врач. Подобное лечение бывает длительным, требует контроля за состоя­нием ребенка в плане не только его общего состояния и наличия при­ступов, но и контроля электроэнцефалографических данных. Лече­ние противосудорожными препаратами может длиться годами. Ос­новной показатель успешности лечения - уменьшение частоты и вы­раженности приступов вплоть до их полного прекращения, улучше­ние общего состояния нервно-психической сферы ребенка, в том числе и эмоциональной, и познавательной. В случае, когда подоб­ное лечение рекомендовано врачом, необходимо тщательное соблю­дение регулярности лечения, недопустимо его прерывание. Сниже­ние доз лекарства и его отмена про водится только постепенно и под контролем электроэнцефалографических показателей.

Правильно проводимое лечение делает прогноз заболевания бо­лее благоприятным, возможность полного излечения реальной. Но даже в тех случаях, когда не удается до конца нормализовать функ­ции головного мозга, прогрессирование заболевания на фоне лече­ния значительно снижается, повышаются функциональные возмож­ности ребенка, улучшается его поведение и обучаемость.

Влияние судорожной болезни на особенности психической дея­тельности ребенка вне приступа складывается из нескольких аспек­тов, относящихся к интеллектуальной, эмоциональной и личност­ной сферам. Выраженность этих нарушений зависит в первую оче­редь от частоты приступов (в связи с этим необходимо еще раз под­черкнуть важность регулярной противосудорожной терапии).

В классических клинических трудах описываются специфичес­кие черты так называемой эпилептической личности: пунктуаль­ность, переходящая в педантизм, эгоцентризм, повышение влече­ний, назойливость, льстивость, малоподвижность эмоций, «застревание» на негативных переживаниях, доходящее до выраженно­го злопамятства, а также такие особенности мышления, как пато­логическая обстоятельность, вязкость, тугоподвижность, недоста­точность абстрагирования, тенденция к конкретно-ситуационно­му мышлению.

В настоящее время в связи с улучшением диагностики судорож­ных состояний и их лечением подобные нарушения встречаются от­носительно редко. У детей и подростков, особенно в начальной ста­дии заболевания, они могут отсутствовать или иметь стертый харак­тер. На первый план у них чаще выступают такие особенности, как двигательная расторможенность, повышенная возбудимость со склонностью к эксплозивности (взрывчатости). В отдельных случа­ях достаточно рано могут отмечаться постоянный хмурый фон на­строения, недоверчивость, появление приступов злобности, повы­шенное сексуальное влечение. По отдельным данным, подобные специфические особенности психики наблюдаются только у 20% больных детей, приблизительно у 40% изменения психики нетипич­ны и включают лишь отдельные нерезко выраженные черты (не которая замедленность и затрудненная переключаемость, упрямство, застреваемость на переживаниях), значительная часть болеющих де­тей не имеют существенных изменений психики.

Особое место в картине психических особенностей у детей с су­дорожными расстройствами занимают нарушения познавательных процессов. Наряду с замедленностью и тугоподвижностью мышле­ния, склонностью к детализации, «застреванию» часто отмечается снижение памяти и внимания. В связи с тем что пароксизмальные расстройства нередко имеют в своей основе остаточные проявления травматического поражения мозга, у ребенка могут отмечаться при­знаки органического нарушения психической деятельности: выра­женная истощаемость, утомляемость, нарушения целенаправленно­сти деятельности и концентрации внимания, головные боли при умственной нагрузке. Локализация судорожного очага в коре голов­ного мозга оказывает определенное влияние на недостаточность формирования отдельных корковых функций. (Так, к примеру, при расположении очага судорожной активности в затылочно-теменных отделах мозга на первый план может выступать нарушение зритель­ного восприятия, что затрудняет распознавание букв и цифр, при расположении его в височной доле - нарушения фонематического слуха, памяти, эмоционального фона.)

Нейропсихологическое обследование позволяет выявить дефици­тарность отдельных корковых функций, приводящую К специфичес­кому нарушению усвоения учебных знаний и навыков. При небла­гоприятном течении заболевания или отсутствии лечения очевид­ными становятся нарушения интеллектуальной деятельности (ана­литико-синтетических процессов, способности к абстрагированию).

Перечисленные проявления влияют на особенности познаватель­ной деятельности больного ребенка и должны обязательно учиты­ваться при организации процесса обучения. Необходимо иметь в виду замедленное включение ребенка в выполнение задания, затруднен­ное переключение с одного задания на другое, с одной формы дея­тельности на другую. Попытки его активизировать, подгоняя и по­торапливая, не дают положительного результата, а, напротив, ведут к расстройству учебной деятельности, эмоциональному дискомфорту вплоть до отказа от выполнения задания. Добиваться переключения его внимания следует мягко, терпеливо, стараясь заинтересовать предстоящим заданием. Длительное молчание не всегда говорит о незнании учебного материала, иногда небольшая подсказка или рас­членение материала на более мелкие и конкретные части позволяет ребенку справиться с заданием. Переключаемость можно трениро­вать с помощью занятий лечебной физкультурой, ритмической гим­настикой, во время подвижных игр, причем упражнения следует на­чинать в замедленном темпе, а затем убыстрять до той степени, ко­торая доступна. Особое значение имеет закрепление материала пу­тем многократных повторений.

Необходимо учитывать периодические расстройства настроения, которые могут влиять на поведение в процессе обучения и вести к конфликтности, раздражительности, даже агрессии. После присту­па состояние ребенка может быть значительно изменено, он может быть вялым, не включаться в работу, жаловаться на головную боль. В таком состоянии проводить занятие с ним нецелесообразно, необ­ходимо дождаться, пока самочувствие ребенка не вернется к обыч­ному состоянию.

Активизацию судорожного очага, ведущую если не к приступу как таковому, то к дезорганизации мозговой деятельности, могут вызы­вать резкие отрицательные эмоции, испытываемые ребенком: страх, тревога, эмоциональное напряжение. Поэтому работа должна быть организована таким образом, чтобы он чувствовал себя достаточно комфортно, ощущал уверенность в своих силах. Такие формы «стимуляции», как окрик, резкое порицание, грубое наказание, должны быть категорически исключены.

В заключение необходимо отметить, что ребенок, страдающий пароксизмальными расстройствами, может испытывать сложный комплекс переживаний, связанных со своей болезнью. Прежде все­го это страх наступления очередного приступа, что нельзя предви­деть и предотвратить. Кроме того, это ощущение своей исключитель­ности, стыда за свое заболевание. Родители, имеющие больного ре­бенка, нередко стесняются приступов, так как штамп «эпилептика» как неполноценного человека силен в обывательском сознании. Ре­бенок ощущает измененное отношение к нему родителей и окружа­ющих, это ведет к возникновению чувства собственной неполноцен­ности и искажению отношений с окружающими. Необходимо фор­мировать отношение окружающих к ребенку как «к обычному чело­веку, с которым иногда случается нечто необычное» (A.Matthes). Даже в тех случаях, когда не удается добиться полного излечения, адек­ватное воспитание и обучение позволяют достичь максимальной адаптации и самореализации.

Ира К., ученица второго класса, попала на прием к врачу после того, как на уро­ке во время контрольной работы она внезапно потеряла сознание и упала вниз ли­цом на парту. Через 2-3 минуты девочка пришла в себя, но не сразу смогла понять, где она находится, и не могла вспомнить, что с ней произошло.

Из рассказа мамы удалось выяснить, что это не первый приступ с потерей созна­ния. Ей было четыре с половиной года, когда на фоне болезни и тревожных пережи­ваний (мама, к которой она была очень при вязана, уехала на несколько часов, оста­вив ее с бабушкой) у нее впервые развился приступ внезапной бледности, болей в животе, после которого она заснула на несколько минут. Проснувшись, чувствовала себя как обычно, ничего особенного в ее состоянии как бы не отмечалось. Через год подобный приступ повторился. А еще через два года, во время летнего отдыха на юге, Ира внезапно потеряла сознание, упав лицом вниз на асфальт и разбив себе два зуба. Когда испуганная мама ее перевернула, она увидела, что у девочки закатились глаза, посинели губы, через несколько секунд начались подергивания рук и ног. Че­рез несколько минут Ира пришла в себя и со слезами испуганно спросила, что с ней случилось. К врачу родители не обращались, считая, что «все обойдется». Однако после того, как приступ произошел на уроке, мама, прислушавшись к совету учите­ля, все-таки обратилась к специалисту. Выяснилось также, что девочка с большим трудом выдерживает школьную нагрузку, у нее часто болит голова, она очень мед­ленно выполняет задания учителя, у нее снижена память. Кроме этого, учительница отмечала у девочки негрубые нарушения фонематического слуха (различения зву­ков и их сочетаний на слух), что привело к трудностям в выполнении некоторых заданий при изучении родного языка, к большому количеству ошибок при письме под диктовку. Ира болезненно переживала свои школьные трудности, особенно тре­вожилась из-за контрольных работ, так как часто не успевала закончить выполнение заданий в срок.

Из беседы с мамой выяснилось также, что раннее развитие девочки проходило не вполне благополучно. Во время беременности мать переболела гриппом в тяже­лой форме, у нее отмечались повышение артериального давления и отеки, роды про­текали сложно, закричала девочка не сразу. В младенческом возрасте она была бес­покойной, возбудимой, плохо спала. Двигательное и речевое развитие девочки не беспокоило родителей, однако она была тревожной, часто плакала, была очень сильно привязана к матери, из-за чего не смогла привыкнуть к детскому саду.

Обследование показало, что у Иры повышенная судорожная готовность мозга и сформирован судорожный очаг в левой височной области, готовый в любой момент привести к приступу. В то же время из заключения психолога следовало, что, не­смотря на высокую истощаемость, негрубое снижение памяти и фонематического слуха, высокий уровень тревоги, некоторую медлительность в работе, Ира достаточ­но хорошо выполняла предложенные задания, работала целенаправленно, в спокой­ной, доброжелательной обстановке показывала достаточно высокие результаты вы­полнения тестовых заданий.

Девочке было назначено комплексное лечение, включающее противосудорож­ные препараты. Мама и учительница получили советы по общению с девочкой и ее обучению. Было рекомендовано несколько уменьшить объем заданий, которые она выполняет, снизить темп работы, не торопить ее, хвалить даже за незначительные достижения. Специальные занятия с логопедом были направлены на компенсацию недостаточности фонематического слуха. Эти мероприятия на фоне проводимого лечения дали хорошие результаты: за последующий год приступы не отмечались, Ира стала более уверенной в себе, у нее повысилась работоспособность, улучшились школьные успехи, практически полностью исчезли ошибки в письме. Электроэнце­фалограмма, проведенная через год, показала значительное улучшение состояния мозга, однако в связи с тем, что признаки очага судорожной активности сохраня­лись, хотя и в меньшей степени, было рекомендовано продолжить противосудорож­ное лечение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных