ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМАнализируя такие состояния, как церебрастенический синдром, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, синдром психического инфантилизма и судорожный синдром, мы видим, что в основе этих состояний лежат отклонения в созревании и функционировании головного мозга. Однако и такой, казалось бы, не связанный прямо с обучением ребенка фактор, как физическое здоровье, оказывается важным в общем комплексе причин учебных трудностей. К сожалению, в наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. Не последнюю роль в этом играет ухудшение экологической обстановки, ее неблагоприятное влияние на детский и материнский организм, увеличение удельного веса «синтетического» питания, насыщенного консервантами и красителями, уменьшение физических нагрузок и подверженность вредным воздействиям окружающей человека электронной и радиотехники, бытовой химии. Врачи отмечают «помолодение» многих болезней, ранее считавшихся исключительно «взрослыми», таких, как язва желудка, бронхиальная астма. Количество детей, подверженных частым простудным заболеваниям, тоже возрастает, возможно, это связано с общим снижением иммунитета, особенно в больших городах. От «обычного» ОРЗ ребенок считается выздоровевшим через 5-7 дней, однако восстановления исходного состояния организм достигает лишь спустя 3-4 недели. В этот период, когда ребенок уже считается здоровым, он больше подвержен риску заболеть снова, быстрее утомляется, более нервозен, чем обычно. Частые простуды не только ослабляют организм, но и ведут к формированию очагов хронической инфекции: хронических тонзиллитов, гайморитов и т.д. Эти заболевания, на первый взгляд довольно безобидные, на самом деле являются причиной хронической интоксикации (отравления) организма и приводят к снижению общего тонуса, как физического, так и психического, активности, устойчивости к нагрузкам, в том числе и умственным, работоспособности. Кроме того, обменно-трофические нарушения, возникающие при хронической интоксикации (отравлении организма вредными веществами, образующимися в очаге хронической инфекции), влияют на темп созревании нервной системы, могут привести к негрубой задержке развития мозга, прежде всего регуляторных структур ствола, к задержке созревания эмоционально-волевой сферы. Общая ослабленность организма, незрелость вегетативных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка, могут быть также врожденными. Обычно это последствие нарушенного течения беременности у матери, влияния на нее во время беременности токсических веществ и профессиональных вредностей. Дети в таких случаях часто рождаются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают (иногда до рвоты), плохо прибавляют в весе. Они болезненно реагируют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привычной обстановки. В дошкольном возрасте родителей могут беспокоить поверхностный, чуткий сон ребенка, частые пробуждения, возбуждение и стереотипные движения при засыпании (раскачивание, сосание пальцев), ночной энурез, сниженный аппетит, выраженная избирательность в еде (например, некоторые дети не едят мясную пищу или овощи), повышенная склонность к аллергическим реакциям, простудам, инфекциям. Уже в дошкольном возрасте становятся отчетливыми нарушения эмоционально-волевого реагирования: повышенная чувствительность, впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, выраженная тормозимость в контактах с чужими людьми - вплоть ДО' отказа от речевого общения. Врожденная или приобретенная (в результате истощающих организм хронических заболеваний) недостаточность вегетативной нервной системы, неустойчивость вегетативного тонуса проявляются склонностью к нарушениям пищеварения, аллергического фона, колебаниям сосудистого тонуса, беспричинным колебаниям температуры, выраженной метеозависимости (изменение состояния, снижение работоспособности при колебаниях погоды). К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит моложе своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6-7-м году жизни. Мы уже говорили о том, что период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма. Особенно высока вероятность такой «накладки» у детей с задержанным развитием - их «биологические часы» не совпадают с календарными, и те изменения, которые при своевременном развитии приходятся на старший дошкольный возраст, у них происходят уже за школьной партой. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может оказаться избыточной, неблагоприятно подействовать на здоровье. Тем более утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, сдвиги в состоянии здоровья усиливаются, еще сильнее снижается устойчивость к учебной нагрузке и к различным заболеваниям. Трудности в адаптации к школьным условиям обусловлены не только повышенной утомляемостью этих детей, их невыносливостью к нагрузке, но и инфантильными особенностями психики, которые отмечаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых. Черты эмоциональной незрелости часто сочетаются с невротическими проявлениями: повышенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью. Причиной этих проявлений негрубой задержки созревания эмоционально-волевой сферы является, с одной стороны, задержанное созревание структур мозга, регулирующих поведение ребенка и его адаптацию к новым условиям, с другой - повышенная эмоциональность, тревожность, вызванные не всегда адекватными условиями воспитания. Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослабленных детей из-за болезненности и подверженности инфекциям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результате ребенок приходит в школьный коллектив, не умея общаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину. Несмотря на то, что собственно интеллектуальная деятельность у таких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто оказываются для них непосильными. «Нормативные» нагрузки оказываются чрезмерными: утомление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха (они успевают устать и истощиться задолго до наступления перерыва между уроками, не успевают отдохнуть за перемену) приводят к формированию хронической усталости или переутомления. Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого восстановления не происходит, утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии организма. Врачи считают переутомление состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно является благоприятным фоном для развития болезненных отклонений и в физической и в психической сфере. При переутомлении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливается эмоциональная неустойчивость, раздражительность и непродуктивная возбужденность, возникают головные боли. Длительно сохраняющееся переутомление при водит к формированию астенического синдрома, т.е. состоянию нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности неспособности к длительному напряжению. у ребенка повышается 'чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли появляются все чаще, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей - для него непереносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка может заставлять его вздрагивать, громкий голос учителя вызывать головную боль. Чувствительность глаз иногда нарушается настолько, что они краснеют, ребенок начинает щуриться, часто моргать, на фоне истощенной нервной системы это приводит к формированию тикоидного моргания. Повышенная утомляемость глазных мышц в этом состоянии приводит к неспособности длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, текст становится неотчетливым, расплывчатым, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребенок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми просыпаниями, по утрам ребенок испытываетсу6ъективное чувство усталости, угнетенности, нежелание чем-либо заниматься. Следует отметить повышенную готовность к формированию невротических и неврозоподобных расстройств: тиков, заикания, навязчивых страхов, поэтому врачи часто говорят об астеноневротическом синдроме. Легко возникающая раздражительность и гневливость при астеническом синдроме ухудшают отношения со сверстниками, плаксивость нередко становится объектом насмешек других детей. Нарушенные отношения в детском коллективе еще сильнее декомпенсируют ребенка. В таком состоянии он не способен справиться даже с той учебной нагрузкой, которая была вполне ему доступна, иногда учебная несостоятельность ребенка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. Он может безразлично смотреть на предложенное задание, не стараясь его выполнить, или отвечать «невпопад», не прикладывая напряжения для выполнения, или отказывается выполнять задания, капризничает, отвлекается, начинает жаловаться на головную боль. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребенок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, приложить необходимое напряжение. Упреки в лен и, наказания приводят к тому, что он замыкается, становится плаксивым и угрюмым, настроение его заметно снижается - и мы видим картину астенической депрессии. Катя Б. поступила в первый класс в семь лет, однако внешне ее можно было принять за пятилетнего ребенка: худенькая, бледная, невысокого роста, она выделялась среди сверстников хрупкостью. Мама рассказала, что до школы девочка много болела, из-за чего не могла посещать детский сад и находилась дома с бабушкой, родители измучились от проблем с ее здоровьем. Утром Катя тяжело расставалась с мамой или бабушкой, приводившими ее в школу, иногда даже плакала, на первом уроке долго не включалась в работу, сидела с грустным, подавленным видом. При обращении учительницы вздрагивала, начинала выполнять задание, но быстро отвлекалась, начинала разглядывать одноклассников. В игре Катя терялась, не могла успеть за сверстниками, огорчалась, когда у нее что-нибудь не получалось, начинала плакать. С первых же дней учебы начались неудачи: девочка не успевала выполнить задание в классе. допускала много ошибок, часто бросала работу, не закончив ее. Домашние задания были выполнены более аккуратно и правильно, но доставалась эта аккуратность дорогой ценой: Катя проводила за выполнением домашних заданий по три-четыре часа каждый день, плакала, когда мама заставляла ее переделывать, жаловалась на головную боль. Катя и раньше легко простужалась, а теперь, казалось, не выбиралась из простуд: отсидев дома несколько дней и придя в школу, она снова «цепляла,) то насморк, то кашель. У нее появились «тени» под глазами, пропал аппетит, по утрам перед школой она плакала и говорила, что устала и не может идти в школу, стала плохо спать, появилось ночное недержание мочи. Оценки в тетрадях становились хуже и хуже, девочка определенно не справлялась со школьными требованиями. При обследовании бросалась в глаза общая физическая ослабленность: бледность, синева под глазами, низкий мышечный тонус. Фон настроения был отчетливо снижен, она была подавлена, замкнута, неохотно вступала в контакт, не хотела отходить от мамы. Постепенно освоившись, приступила к выполнению заданий. В процессе обследования стало очевидно, что девочка хорошо понимает смысл предложенных ей заданий, устанавливает логические связи и закономерности, обладает достаточным для своего возраста кругозором. Однако учебные знания и навыки были усвоены ею в недостаточной мере, она плохо читала, считала, делала много ошибок при письме, писала неаккуратно, нервно. Что же помешало ей усвоить школьную программу? Обследование показало, что через 10-15 мин работы утомление Кати нарастало настолько, что она переставала концентрировать внимание и думать над заданием, усталость проявлялась и в том, что движения стали менее точными, координированными, запоминание снизилось, девочке требовалось многократное повторение для того, чтобы удержать задание в памяти. Вскоре она стала вялой, безынициативной, жаловалась на головную боль. Педиатр констатировал у девочки наличие вегето-сосудистой дистонии, хронического тонзиллита с явлениями тонзиллогенной интоксикации, функциональные шумы в сердце. ЭЭГ-обследование показало незначительно выраженные признаки незрелости коры головного мозга. РЭГ-обследование (исследование кровотока в сосудах головного мозга) - неравномерность сосудистого тонуса в мелких артериях, нарушение венозного оттока крови из сосудов головного мозга (Т.е. признаки сосудистой дистонии). Для того чтобы помочь девочке, требовалось значительно уменьшить учебную нагрузку и провести комплекс оздоровительных мероприятий. До конца учебного года она была переведена на домашнее обучение по индивидуальному плану с тем, чтобы продолжить обучение в следующем учебном году во 2 классе КРО. Кате было проведено необходимое лечение, предписан щадящий режим, обогащенное питание. За несколько месяцев она окрепла физически, стала спокойнее, были восстановлены пробелы в школьных знаниях, повысил ась работоспособность, появился интерес к учебе. Она смогла благополучно продолжить учебу в классе КРО, став успевающей ученицей. Однако необходимо учитывать, что влияние неблагоприятных факторов, вызывающих астенизацию ребенка и задерживающих созревание и развитие, редко бывает изолированным, зависит только от его общей ослабленности. В жизни мы видим, как правило, сочетание ослабленного здоровья с более или менее грубыми проявлениями мозговой недостаточности и/или незрелости. Частые или тяжелые соматические заболевания, хронические инфекции и интоксикации, хронические расстройства пищеварения, недостаточное или одностороннее питание ведут к нарушению питания клеток мозга. Как правило, эти причины не приводят к грубым нарушениям мозговых структур, но часто вызывают задержку формирования сложных специфических мозговых систем, отвечающих за когнитивные (познавательные) процессы и формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Такое задержанное созревание мозговых структур - преимущественно лобных и диэнцефальных - лежит в основе инфантильных черт (задержка формирования личностных черт «школьной зрелости») и негрубых нарушений познавательной деятельности (быстрая утомляемость и пресыщаемость, неустойчивость внимания, снижение памяти). Если соматическое неблагополучие сочетается с остаточными явлениями органического поражения мозга, то прогноз психического развития ребенка ухудшается. Общее состояние организма, его иммунобиологические особенности имеют важное значение в том, как проявятся повреждения нервной системы. Компенсаторные возможности здорового организма дают благоприятную почву для течения восстановительных процессов в мозговой ткани. Соматическое неблагополучие, напротив, может способствовать выявлению скрытых дефектов мозга, таких, как очаги судорожной активности в мозговой ткани, дезорганизующие мозговую деятельность. В тех случаях, когда мы видим сочетание физической ослабленности с выраженными нейродинамическими расстройствами и недостаточностью корковых функций, т.е. проявлениями органической недостаточности мозга, только общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий оказывается недостаточно. Необходимы также медикаментозное лечение и реабилитационные нейропсихологические мероприятия. Школьные успехи ребенка со сниженным здоровьем тесно связаны и с особенностями его воспитания. Ребенок из неблагополучной среды, растущий в условиях социально-педагогической запущенности, не получает необходимого внимания и лечения, в лучшем случае значительную часть времени он проводит в стационарах и санаториях. Большое количество пропущенных занятий, постоянная смена условий обучения дезориентируют его, нарастают пробелы в базисных знаниях, он перестает справляться с потенциально доступным ему учебным материалом, перестает чувствовать себя полноправным членом детского коллектива, так как из-за продолжительного отсутствия нарушаются дружеские связи с одноклассниками. В результате снижается учебная мотивация, падает уровень притязаний, возникают депрессивные и протестные реакции. При воспитании в условиях гиперопеки чрезмерно опекающие болезненного ребенка взрослые мешают формированию у него самостоятельности, умения преодолевать трудности, адекватной самооценки. Занижая уровень требований, поощряя капризы и эгоцентризм, фиксируя ребенка на его болезненности и ослабленности, они могут способствовать формированию ипохондрически-эгоцентрических установок (ипохондрия - повышенное внимание к своему здоровью, выискивание в своем состоянии признаков той или иной болезни). Столкнувшись с реальными учебными требованиями и необходимостью прикладывать определенные усилия для достижения результата, ребенок чувствует себя дискомфортно, склонен «уходить» от напряжения, связанного с учебной работой, в болезненные ощущения, реальные или мнимые. И в первом (воспитание в условиях недостаточного внимания) и во втором (противоположном) случаях результатом сочетания соматической астенизации и неадекватных социально-психологических условий может оказаться искаженное формирование личности, дезадаптированной не только к школьным, но И В целом к социальным условиям. Если на такого ребенка вовремя не обратить внимания, не понять его трудностей, не оказать ему необходимую помощь в учебе и не заняться его здоровьем, астенические черты характера будут нарастать, это может привести к искаженному развитию личности - астенической или астеноипохондрической психопатии. Коррекция учебных трудностей и профилактика вторичных личностных расстройств должны по возможности учитывать все составляющие сложного комплекса проблем, возникающих у астенизированного ребенка при обучении в школе. Основное внимание необходимо уделить следующим направлениям оздоровительно-коррекционной работы: 1. Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся с учетом основного заболевания и сопутствующих ему отклонений в состоянии здоровья. Эти мероприятия помогают скомпенсировать болезненные процессы, повышают устойчивость организма к систематическим нагрузкам, способствуют своевременному созреванию систем и функций организма, обеспечивающих обучаемость и личностное формирование ребенка. Медикаментозное лечение предполагает в этом случае комплекс общеукрепляющих и стимулирующих препаратов, успокоительные средства для снятия тревоги, нормализации сна, препараты, улучшающие обменные процессы в клетках головного мозга. Очаги хронической инфекции должны быть пролечены по возможности до их полной ликвидации, по поводу хронических заболеваний также должно проводиться систематическое лечение. Организация подобных мероприятий находится в ведении школьного врача и должна проводиться в контакте с тем лечебным учреждением, где наблюдается и получает лечение ребенок. Вопрос о направлении его в стационар или санаторий должен решаться индивидуально, с учетом не только состояния здоровья, но и семейных условий, того, насколько легко он адаптируется к перемене обстановки и т.д. 2. Организация охранительного режима учебной работы с учетом текущего состояния ребенка (при улучшении состояния нагрузка может постепенно повышаться вплоть до общей нормативной, при ухудшении - снижаться). Охранительный режим предполагает строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточных пауз для отдыха, адекватный двигательный режим, достаточный сон (при необходимости дневной), правильное распределение нагрузки в течение учебного года и рабочей недели, предоставление при необходимости дополнительного выходного дня, а при ухудшении состояния перевод на домашнее обучение. Эти простые мероприятия часто оказываются решающими в усвоении' текущего программного материала, однако требуют реальной индивидуализации учебного процесса и могут вызывать организационные трудности. Кроме того, охранительный режим предполагает не формальное, а реальное соответствие сложности и объема учебного материала возможностям ребенка. Как мы уже говорили, за фасадом соматических проблем может скрываться и структурно-функциональная недостаточность мозга, снижающая потенциальные возможности ребенка, поэтому при организации учебного процесса необходимо определить уровень его когнитивного развития. Основной показатель адекватности педагогической нагрузки на ребенка - это высокая работоспособность и активность на занятиях. Быстрая утомляемость свидетельствует о несоответствии предъявляемых требований возможностям ученика. Учитель может фиксировать утомление ребенка по следующим признакам: в сенсорной сфере - снижение чувствительности (для того чтобы привлечь внимание утомленного ребенка, учителю приходится повышать голос); в моторной сфере - падение силы и ухудшение координации движений (нарушается осанка сидящего за партой ребенка, хуже становится почерк и т.д.); в когнитивной сфере - ухудшается концентрация внимания, пропадает интерес к выполняемому заданию, умственная деятельность становится менее продуктивной (так, на решение одной и той же задачи в конце урока ребенку может потребоваться значительно больше времени, чем в начале). В процессе обучения утомление неизбежно, но нагрузка должна дозироваться таким образом, чтобы возникающее утомление полностью исчезало после отдыха, следующего за работой. Если этого не происходит, утомление накапливается, переходит в хроническое переутомление и ведет к формированию стойкого астенического синдрома. Форсирование учебной нагрузки и завышение требований недопустимы для астенизированных детей, тем более недопустимо превышение суммарной нагрузки за счет дополнительных занятий сверх положенного учебного плана. В связи с этим мы считаем целесообразным направление детей с проявлениями соматогенной астении в классы коррекционно-развивающего обучения: четырехлетний вариант начальной школы, малая наполняемость класса, строгое соблюдение гигиенических требований к процессу обучения, возможность организации охранительного режима и индивидуального подхода позволяют создать астенизированному ребенку адекватные условия обучения. 3. Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с ребенком: первая направлена на развитие познавательных интересов, формирование учебной мотивации, умения ставить учебную цель и достигать ее, целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности, а также умения общаться со сверстниками, что необходимо для успешной адаптации к условиям школы; вторая - на коррекцию негативных тенденций в личностном формировании: повышение уровня самооценки, ориентация на успех, лечение невротических и депрессивных расстройств. Роль педагога в выявлении переутомления и астенических состояний у детей трудно переоценить - родители не всегда адекватно оценивают их работоспособность, а медицинские работники не учитывают влияния на ребенка систематической школьной нагрузки. Особенно важно это по отношению к детям из неблагополучных семей и семей, где детям не уделяется должного внимания. Учитель видит ребенка каждый день, наблюдает его в учебной деятельности, он первый может заметить происходящие у него изменения, проконсультироваться со школьным врачом: какая интенсивность учебной нагрузки допустима для ребенка, в какие сроки можно восполнить пробелы в школьных знаниях, возникшие из-за пропусков по болезни или сниженной учебной деятельности, в каком охранительном режиме и в каких оздоровительных мероприятиях он нуждается. Вместе с врачом необходимо побеседовать с родителями, объяснить им состояние ребенка, посоветовать, как ему можно помочь дома. Конечно, не стоит рассчитывать на то, что проблемы исчезнут за одну-две недели, скорее всего он будет нуждаться в систематической медицинской и педагогической помощи, но в целом прогноз таких состояний при адекватно организованных условиях благоприятен: в процессе роста ребенок компенсирует недостаточность здоровья и становится более работоспособным, активным, жизнерадостным, легче справляется с учебной нагрузкой. Правильно организованные усилия будут вознаграждены не только улучшением соматического состояния, но и успешной адаптацией к школьному обучению и полноценным личностным развитием.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|