ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория языка в античностиСлово античность можно понимать по-разному. В западной историографии под античностью понимают мир греко-латинской цивилизации. В востоковедении это слово употребляется в широком смысле. Под античностью здесь понимается культура, формирующаяся при становлении цивилизации. Под античностью понимается время становления письменностей, создания письменных памятников, время формирования отдельных видов искусств, время образования государств и социально-классовой дифференциации общества, время создания античной философии и религии. Концом античности в духовной культуре можно считать перенос античных цивилизаций на другую почву (распространение христианства на Северную и Восточную Европу, распространение буддизма в Китае и т.д.). Суть античных теорий языка состоит в том, что они дают правила пользования языком, который является результатом ранее проведенного именования вещей. Правила пользования языком составляют область грамматического искусства. В античной теории языка представлены две области: - теория именования; - грамматическое искусство. Они различаются как предметом описания, так и методом обращения с материалом. В античности языкознание не было отделено от философии. Философы высказывали интересные мысли о природе и функционировании языка, его происхождении. Область теории именования принадлежит античной философии, интересующейся природой языка. Здесь осуществляется классификация по реалиям, обозначаемым словами. В обсуждении проблемы о происхождении имен шел спор между сторонниками «природной» и условной связи между именем и вещью. В ходе этих споров формировались первые лингвистические наблюдения.
ТЕОРИЯ ИМЕНОВАНИЯ
Теория именования - одна из самых важных частей античной философии. Античная философия в теории именования дает краткую систематизацию правил построения языка, созданных еще в мифологии. В любой культурной традиции теория именований в принципе одна и та же как по своему назначению, так и по своим результатам. Если грамматическое искусство в разных традициях сильно различается, то смысл теории именований, напротив, однороден. Единство теории именования, повидимому, вызвано структурным сходством разных мифологий. Общий смысл теории именований – «орудность» имени: слово, именуя вещь, является орудием, с помощью которого в деятельности людей возникает именованная словом вещь. Конфуций кратко формулирует этот принцип так: Если имя дано не верно, то речь не повинуется, если речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, то и речь повинуется, если речь повинуется, то и дело образуется. Смысл слов имя, речь, дело в античности был иным по сравнению с современным пониманием. Имя понималось не просто как условное название предмета или человека, но как то, что содержит в себе правила обращения с именуемой вещью или объяснение поведения именуемого объекта. Если именуется человек, то он должен вести себя в соответствии со своим именем. Одновременно само имя отображает какие-то свойства внешности, психики, характера, навыков деятельности или профессии именуемого. То же справедливо и в отношении вещей. Имя вещи отображает ее существенные свойства, ее поведение и дает правила обращения с данной вещью. Приближенным примером такого имени могут служить в современных языках прозвища. Речь в современных языках обозначает процес говорения. В античности процесс говорения ассоциировался с процессом абстрактного суждения, фактом поведения, обнаружением намерения совершить действие, прямым указанием на переход к действию. Речь понималась как что-то, что всегда имеет несколько принудительный для слушающего и абстрактно-мыслительный для говорящего смысл. Имя и речь всегда вызывают к жизни то или иное действие или отношение одних вещей к другим, одних людей к другим или вещей к людям. Словесная магия, свойственная мифологическому мышлению, облекает эти слова смыслом активного действующего начала («Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог»). Слово стоит в основе становления мира как целого. Дело есть действование с реальным или воображаемым предметом. Это действование имеет всегда тот или иной результат, некоторое становление чего-то или всего сущего. Это ставшее сущее может касаться всего: ремесел, сакральной деятельности, административной деятельности, деятельности познавательной, отношения людей к природе и людей между собой. Слово есть ведущее начало, образующее разумное вообще, и в смысле мирового разума («всемирного ума», или логоса), и в смысле разумности отдельного человека. Словом постигается и объясняется мир. Разумность человека, рожденная от слова, позволяет ему приобрести разного рода познания. Эти познания лежат в основе деятельности людей, образуют из людей общество, т.е. коллектив людей, связанных между собой отношениями родства и социальной иерархии, с одной стороны, и производственных процессов – с другой. Слово, будучи всеобъединяющим началом, требует к себе особенно внимательного отношения. Слово нужно правильно создавать и применять, так как в противном случае нарушится порядок в обществе. Имя и речь должны исходить из принципа, именуемого по-китайски «ли». «Ли» означает любое правило: правила поведения, этикета, церемониала, а также всякое правильное и разумное начало в любой конкретной деятельности. Исполнение «ли» означает верное поведение, правильность поступков и справедливость решений. Само «ли» является воплощением справедливости и правильности, т.е. человеческого совершенства. Смысл теории именований состоит в том, чтобы уметь устанавливать гармоническую целесообразность общества и мировой порядок одновременно. Эти положения конфуцианской философии имен являются общими и для других античных философий. Везде устанавливалась миротворческая роль слова в гносеологии, этике, производстве, везде придерживались идеи логоса. В индийской традиции под словом понимали тот звук, благодаря которому возникает знание о предметах действительности. Именно в силу этого брахман не должен произносить неправильных слов. Человек, который в своих делах употребляет слова в правильном значении, будучи сведущим в тонких оттенках смысла, всегда побеждает в последующем мире. Проблема правильности имен становится одной из ведущих в средневековой философии, где она занимает пограничное положение между средневековой гносеологией и грамматикой и является фундаментом, на основании которого вырабатываются принципы грамматического описания. Практическим центром теории именований было умение дать правильное имя. С этой точки зрения исключительно важен диалог Платона «Кратил», где рассматривается проблема правильности имен как предписание общего порядка и раскрываются методы создания правильных имен, осуществляется объективный анализ ситуаций именования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|