Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основные формы культуры человека. 5 страница
30. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Диалектика и ее альтернатива.
31. Категории «единичное» и «общее», «сущность» и «явление».
32. Категории «часть и целое», «элемент и система», «содержание и форма».
33. Категории «причина и следствие», «случайность и необходимость», «возможность и действительность».
34. Закон единства и борьбы противоположностей.
35. Закон перехода количественных изменений в качественные.
36. Закон отрицания отрицания.
37. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь.
38. Природа как естественная среда обитания человека. Изменение отношения человека к природе в ходе истории.
39. Проблема человека в истории философской мысли.
40. Концепция антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.
41. Жизнь и смерть, смысл жизни и бессмертие как философские проблемы.
42. Проблема сознания в истории философии.
43. Сознание, самосознание. Сознательное и бессознательное.
44. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
45. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
46. Понятие общества. Общество как система. Основные подсистемы (сферы) общества.
47. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
48. Духовная подсистема (сфера) общества. Формы общественного сознания.
49. Философия истории.
50. Формационная концепция общественного развития.
51. Цивилизационная концепция общественного развития.
52. Проблема направленности и закономерности исторического развития. Гипотеза общественного прогресса.
53. Философское понятие культуры и ее основные функции.
54. Западная и восточная культуры. Россия в диалоге культур.
55. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
56. Формы чувственного и рационального познания.
57. Истина и заблуждение. Знания и вера.
58. Наука как специализированная форма познания. Функции науки.
59. Диалектика эмпирического и теоретического знания. Методы научного познания.
60. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
61. Глобальные экологические проблемы и пути их разрешения.
ГЛОССАРИЙ
Бытие
| философская категория, обозначающая: 1) Все когда-либо существовавшее, ныне существующее, или «наличное бытие», и все имеющее внутренний потенциал реализации в будущем. В этом смысле «бытие» синонимично Вселенной; 2) Исходное начало, основание и сущность мироздания. В этом значении Бытие выступает как высший, запредельный принцип Вселенной.
|
| Субстанция
| естественное, "физическое" основание бытия, его сверхприродное, ""метафизическое" начало.
|
| Движение
| способ существования материи, оно абсолютно или противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом.
|
| Пространство
| всеобщая форма бытия, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
|
| Время
| форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
|
| Познание
| процесс духовного освоения человеком мира, цель его - постижение истин.
|
| Истина
| правильное, достоверное отражение предметов и явление действительности, цель духовного освоения человеком мира.
|
| Метод
| способ построения и обоснования системы философского" знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
|
| Методология
| система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
|
| Общество
| в широком смысле слова - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
|
| Общество
| в узком смысле слова - определенный этап развития человеческой истории.
|
| Социальная группа
| относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.
|
| Производительные силы
| система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства.
|
| Производственные отношения
| совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
|
| Общественное бытие
| материальное отношение людей к природе, друг к другу, возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимо от общественного сознания.
|
| Общественное сознание
| целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное).
|
| Общественная закономерность
| объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.
|
| Общественные отношения
| многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. >
|
| Человек
| высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания, таких как социология, философия, психология, история.
|
| Антрополотия
| наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.
|
| Антропологизм
| философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что, исходя из нее, можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.
|
| Антропософия
| развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как носителе тайных, духовных сил
|
| Фатализм
| мировоззрение, рассматривающей каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор, и случайность.
|
| Смерть
| естественный конец всякого живого существа, осознаваемый человеком в отличие от животного.
|
| Ценность
| термин, широко используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
|
| Аксиология (теория ценностей)
| философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
|
| Мораль (нравственность)
| один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
|
| Этика
| философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.
|
| Цель
| один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств, способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
|
| Целесообразность
| соответствие явления или процесса, определенному, относительно завершенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.
|
| Ценностные ориентации
| важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
|
| Культура
| специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда.
|
| Нравы
| обычаи, имеющие нравственное значение, поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений, или, наоборот, представляющие собой отступления от требований нравственности.
|
| Привычки
| действия и поступки, выполнение которых стало потребностью.
|
| Эпистемология
| часть философии, изучающая то, как мы получаем знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
|
| Философия
| одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом исследования; особая, форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности
|
| Мировоззрение
| система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
|
| Мифология
| форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития
|
| Мифы
| архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах
|
| Религия
| мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере существования (одного или нескольких) богов или духов
|
| Понятие
| мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними
|
| Абстракция
| формирование понятий для обозначения образов реальности
|
| Теория в широком смысле
| комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления
|
| . Теория в более узком и специальном смысле
| высшая, самая развитая форма 0рганизации_научг10г0 знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных снЯзях определенной области действительности - объекта данной теории
|
| Практика
| материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания
|
| Субъект
| носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект
|
| Объект
| то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
|
| Материализм
| одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи
|
| Материя
| бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения
|
| Идеализм
| общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производив, зависимо
|
| Душа
| понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и ряде философских течений - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела
|
| Абсолют
| понятие философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию
|
| Монизм
| способ рассмотрения многообразных явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения
|
| Дуализм
| философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального
|
| Функция
| отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого
|
| История философии
| история становления философии как единой системы знаний или философии как науки
|
| Софисты
| условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины 5 - первой половины 4 века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Ликоф- рона и др.)
|
| Аристотелизм
| в узком смысле - учение последователей Аристотеля о форме, способах познания, мышлении; в более широком смысле слова - истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение учения Аристотеля в различных средневековых теологических традициях
|
| Киники
| одна из так называемых сократических школ в Древней Греции, стремившаяся не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни (Антисфен, Кратет, Диоген Синопский)
|
| Теология
| богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога
|
| Патристика
| термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 веков
|
| Схоластика
| тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в средние века
|
| Томизм
| направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского
|
| Номинализм
| философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий, т.е. утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении
|
| Пантеизм
| философское учение, отождествляющее мир и Бога
|
| Эмпиризм
| направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
|
| Рационализм
| философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
|
|
|
|
| Монада
| понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия
|
| Сциентизм
| мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном" условии ориентации человека в мире
|
| Деизм
| религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий
|
| Агностицизм
| философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности
|
| Скептицизм
| направление в философии, основанное Пирроном в конце 4 века до н.э., не допускавшее возможности достоверного знания и возможности рационального обоснования норм поведения
|
| Гегельянство
| философское течение, исходящее из учения Гегеля и развивающее его идеи
|
| Феноменология
| философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексия сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры
|
| Позитивизм
| философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование
|
| Неопозитивизм
| направление в философии 20 века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания
|
| Критический рационализм
| направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой" Модели рациональности, верной для всех и во-все-времена
|
| Неокантианство
| направление в философии последней трети 19 - первой трети 20 веков, пытавшееся решить основные философские проблемы, исходя из толковании философии И.Канта
|
| Экзистенциализм
| иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале 20 века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта
|
| Персонализм
| теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога
|
| Теодиция
| религиозно-философское учение об оправдании Бога, допускающего в мире зло
|
| | | | | | | |
[2]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|