Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные формы культуры человека. 5 страница




30. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Диалектика и ее альтернатива.

31. Категории «единичное» и «общее», «сущность» и «явление».

32. Категории «часть и целое», «элемент и система», «содержание и форма».

33. Категории «причина и следствие», «случайность и необходимость», «возможность и действительность».

34. Закон единства и борьбы противоположностей.

35. Закон перехода количественных изменений в качественные.

36. Закон отрицания отрицания.

37. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь.

38. Природа как естественная среда обитания человека. Изменение отношения человека к природе в ходе истории.

39. Проблема человека в истории философской мысли.

40. Концепция антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.

41. Жизнь и смерть, смысл жизни и бессмертие как философские проблемы.

42. Проблема сознания в истории философии.

43. Сознание, самосознание. Сознательное и бессознательное.

44. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.

45. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

46. Понятие общества. Общество как система. Основные подсистемы (сферы) общества.

47. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

48. Духовная подсистема (сфера) общества. Формы общественного сознания.

49. Философия истории.

50. Формационная концепция общественного развития.

51. Цивилизационная концепция общественного развития.

52. Проблема направленности и закономерности исторического развития. Гипотеза общественного прогресса.

53. Философское понятие культуры и ее основные функции.

54. Западная и восточная культуры. Россия в диалоге культур.

55. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

56. Формы чувственного и рационального познания.

57. Истина и заблуждение. Знания и вера.

58. Наука как специализированная форма познания. Функции науки.

59. Диалектика эмпирического и теоретического знания. Методы научного познания.

60. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

61. Глобальные экологические проблемы и пути их разрешения.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Бытие   философская категория, обозначающая: 1) Все когда-либо существовавшее, ныне существующее, или «наличное бытие», и все имеющее внутренний потенциал реализации в будущем. В этом смысле «бытие» синонимично Вселенной; 2) Исходное начало, основание и сущность мироздания. В этом значении Бытие выступает как высший, запредельный принцип Все­ленной.  
Субстанция естественное, "физическое" основание бытия, его сверхпри­родное, ""метафизическое" начало.  
Движение способ существования материи, оно абсолютно или противо­речиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом.  
Пространство всеобщая форма бытия, ее важнейший атрибут, характери­зующий протяженность материи, ее структурность, сосущест­вование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.  
Время форма бытия материи, выражающая длительность ее сущест­вования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.  
Познание процесс духовного освоения человеком мира, цель его - по­стижение истин.  
Истина   правильное, достоверное отражение предметов и явление дей­ствительности, цель духовного освоения человеком мира.  
Метод способ построения и обоснования системы философского" знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.  
Методология система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.  
Общество в широком смысле слова - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически раз­вивающуюся форму жизнедеятельности людей.  
Общество в узком смысле слова - определенный этап развития челове­ческой истории.  
Социальная группа относительно устойчивая совокупность людей, имеющих об­щие интересы, ценности и нормы поведения, складывающие­ся в рамках исторически определенных типов обществ.  
Производительные силы система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и при­родой в процессе общественного производства.  
Производственные отношения совокупность материальных экономических отношений меж­ду людьми в процессе общественного производства и движе­ния общественного продукта от производства до потребления.  
Общественное бытие материальное отношение людей к природе, друг к другу, воз­никающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимо от общественного сознания.  
Общественное сознание целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (тео­ретический и обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философ­ское, научное).  
Общественная законо­мерность объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие исто­рии.  
Общественные отноше­ния многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. >  
Человек высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторического развития деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания, таких как со­циология, философия, психология, история.  
Антрополотия наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.  
Антропологизм философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что, исходя из нее, можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.  
Антропософия развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как носителе тайных, духовных сил  
Фатализм мировоззрение, рассматривающей каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изна­чального предопределения, исключающего свободный выбор, и случайность.  
Смерть естественный конец всякого живого существа, осознаваемый человеком в отличие от животного.  
Ценность термин, широко используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.  
Аксиология (теория ценностей) философское учение о природе ценностей, их месте в реаль­ности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными фак­торами и структурой личности.  
Мораль (нравствен­ность) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.  
Этика философская наука, объектом изучения которой является мо­раль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, спе­цифическое явление общественной жизни.  
Цель один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышле­нии результата деятельности и пути его реализации с помо­щью определенных средств, способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или сис­тему.  
Целесообразность соответствие явления или процесса, определенному, относительно завершенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.  
Ценностные ориентации важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.  
Культура специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда.  
Нравы обычаи, имеющие нравственное значение, поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений, или, наоборот, представляющие собой отступления от требований нравственности.  
Привычки действия и поступки, выполнение которых стало потребностью.  
Эпистемология часть философии, изучающая то, как мы получаем знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.  
Философия одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом иссле­дования; особая, форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности  
Мировоззрение система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убежде­ния, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориен­тации  
Мифология форма общественного сознания; способ понимания природной и соци­альной действительности на ранних ступенях общественного развития  
Мифы архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им бо­гах и духах  
Религия мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере су­ществования (одного или нескольких) богов или духов  
Понятие мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления дейст­вительности и связи между ними посредством фиксации общих и спе­цифических признаков, в качестве которых выступают свойства пред­метов и явлений и отношения между ними  
Абстракция формирование понятий для обозначения образов реальности  
Теория в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкова­ние и объяснение какого-либо явления  
. Теория в более узком и специальном смысле высшая, самая развитая форма 0рганизации_научг10г0 знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных снЯзях определенной области действительности - объекта данной теории  
Практика материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания  
Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объ­ект  
Объект то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и позна­вательной деятельности  
Материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи  
Материя бесконечное множество всех существующих в мире объектов и сис­тем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения  
Идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что созна­ние, мышление, психическое, духовное - первично, а материя, приро­да, физическое - вторично, производив, зависимо  
Душа понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на пси­хику и внутренний мир человека; в религии и ряде философских тече­ний - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела  
Абсолют понятие философии, обозначающее духовное первоначало всего суще­го, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бес­конечное и противопоставляется всякому относительному и обуслов­ленному бытию  
Монизм способ рассмотрения многообразных явлений мира в свете одного на­чала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения  
Дуализм философское учение, исходящее из признания равноправными, не сво­димыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и мате­риального  
Функция отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного со­путствует изменение другого  
История философии история становления философии как единой системы знаний или фи­лософии как науки  
Софисты условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины 5 - первой половины 4 века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Ликоф- рона и др.)  
Аристотелизм в узком смысле - учение последователей Аристотеля о форме, спосо­бах познания, мышлении; в более широком смысле слова - истолкова­ние, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также ус­воение учения Аристотеля в различных средневековых теологических традициях  
Киники одна из так называемых сократических школ в Древней Греции, стре­мившаяся не столько к построению законченной теории бытия и по­знания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни (Антисфен, Кратет, Диоген Синопский)  
Теология богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога  
Патристика термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 ве­ков  
Схоластика тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпо­сылок с рационалистической методикой и особым интересом к фор­мально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в средние века  
Томизм направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского  
Номинализм философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий, т.е. утверждающее, что они существуют не в действительно­сти, а только в мышлении  
Пантеизм философское учение, отождествляющее мир и Бога  
Эмпиризм направление в теории познания, признающее чувственный опыт ис­точником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему  
Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и по­ведения людей  
     
Монада понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия  
Сциентизм мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном" условии ориентации человека в мире  
Деизм религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем ка­кого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий  
Агностицизм философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности    
Скептицизм направление в философии, основанное Пирроном в конце 4 века до н.э., не допускавшее возможности достоверного знания и возможности рациональ­ного обоснования норм поведения  
Гегельянство философское течение, исходящее из учения Гегеля и развивающее его идеи    
Феноменология философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философ­ского знания - рефлексия сознания о своих актах и о данном в них содержа­нии, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры  
Позитивизм философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, по­зитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специ­альных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не име­ет права на существование    
Неопозитивизм направление в философии 20 века, претендующее на анализ и решение акту­альных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием со­временной науки - роли знаково-символических средств научного мышле­ния, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания  
Критический ра­ционализм направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой" Модели рациональности, верной для всех и во-все-времена    
Неокантианство направление в философии последней трети 19 - первой трети 20 веков, пы­тавшееся решить основные философские проблемы, исходя из толковании философии И.Канта  
Экзистенциа­лизм иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале 20 века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта    
Персонализм теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога    
Теодиция религиозно-философское учение об оправдании Бога, допускающего в мире зло    
             

 


 

[2]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных