Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимосвязь социального и биологического в личности – 1 из центральных проблем психологии.




Министерство науки, образования, молодежи и спорта Украины

 

Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова

 

Институт математики, экономики и механики

 

Кафедра общей психологи и психологии развития личности

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ И

ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

Одесса - 2015

 

 

ЛИЧНОСТЬ

  1. Понятие «индивид» и «субъект деятельности»

Первичные свойства индивида:

Ø свойства мозга,

Ø функциональная геометрия больших полушарий.

вторичные свойства:

Ø динамика психофизиологических функций,

Ø структура органических потребностей.

Первичные + вторичные = особенности темперамента и задатки человека.

Понятие «субъект деятельности»

Ø индивид как носитель сознания, способный к деятельности.

Ø промежуточное понятие между «индивид» и «личность»,

Ø соединяет в целое биологическое и социальное начала человека.

Если человек не субъект деятельности - он не социален, т.к. социальное развитие невозможно без деятельности.

Объект — явление мира, существующее независимо от нашего сознания и выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Любое явление может быть объектом, в т.ч. и деятельность.

Субъект — человек. Главная черта человека как субъекта - сознание.

Сознание - высшая форма психического развития, присущая только человеку. Определяет:

Ø познание мира,

Ø целенаправленное поведение,

Ø преобразование окружающего мира.

Человек –

Ø биологический объект (представитель живой природы),

Ø субъект сознательной деятельности,

Ø социальное существо.

  1. Понятие «личность»

Личность - базовое понятие. Изучается общественными науками - философией, социологией, педагогикой и др. Его сложность Þ разнообразие мнений:

ü человек в совокупности социальных и жизненно важных качеств, приобретенных в процессе социального развития,

ü индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности,

ü системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении,

ü характеристика человека как социального существа,

ü система устойчивых свойств человека, определяющих значимые в отношении других людей поступки,

ü субъект – носитель сознания, которое формируется и развивается в деятельности,

ü система качеств, проявляющаяся на социальном уровне при формировании отношений и связей;

ü социальная организация человека,

ü «конкретный индивид как субъект деятельности, в единстве индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). Социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся во взаимодействии с людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения». Кон

ü человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик:

Ø проявляющихся в общественных связях и отношениях,

Ø определяющих его нравственные поступки

Ø имеющих существенное значение для него и окружающих.

Свойства личности:

Ø мотивация,

Ø темперамент,

Ø способности,

Ø характер.

Не! свойства личности:

Ø генотипическая и физиологическая организация,

Ø развитие познавательных процессов,

Ø индивидуальный стиль деятельности

Иногда включают все уровни, в т.ч., генетический и физиологический.

Вначале понятие личности строилось на перечислении ее составных частей. Личность = набор качеств, свойств, черт, особенностей психики. Так избегали теоретических трудностей. Академик Петровский назвал его «коллекционерским», ибо личность становилась вместилищем интересов, способностей, черт темперамента, характера и т.д. Задача психолога - каталогизация этого и выявление индивидуальной неповторимости сочетания у каждого человека. Личность лишалась ее категориального содержания - не субъект общественных отношений, а целостное интегративное образование, равное всем особенностям человека - биологические + психические + социальные Þ с помощью личностных опросников можно описать человека.

  1. Понятие об индивидуальности

- совокупность психических, физиологических и социальных особенностей человека с т.з. его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Предпосылка ее формирования - анатомо-физиологические задатки, преобразующиеся при воспитании. Условия воспитания + врожденные характеристики = широкая вариативность проявлений индивидуальности. Человек как биосоциальное существо + сознание + способность к деятельности = интегральная характеристика — индивидуальность.

Структурная многоуровневая организация отражает природную и социальную сущность человека.

4. Концепции о соотношении социального, психического и биологического

Уровни организации человека

  1. психический
  2. биологический
  3. социальный

Взаимосвязь социального и биологического в личности – 1 из центральных проблем психологии.

1. Психические концепции. Развитие психики - спонтанный процесс, подчиненный внутренним законам и независимый от биологического и социального. Человек - «вместилище» психической деятельности божественного происхождения.

2. Биологизаторские концепции (физиологи, в т.ч. Павлов). Психическое – это линейная функция развития организма, однозначно следующая за развитием. Человек развивается по биологическим законам и определяется биологической структурой. Используют законы, открытые на животных, не учитывающие специфику развития человека. Основной биогенетический закон — закон рекапитуляции - развитие индивида в целом воспроизводит эволюцию его вида. Психические явления объясняются биологическими (физиологическими) понятиями.

3. Социологизаторские концепции.Социологизаторский закон рекапитуляции: развитие индивида конспективно воспроизводит основные ступени исторического развития общества, прежде всего - его духовной жизни, культуры. Штерн: принцип рекапитуляции охватывает эволюцию психики животных и историю духовного развития общества:

Ø 1-е месяцы - стадия млекопитающего - низшие чувства, неосмысленность, рефлекторность, импульсивность.

Ø 2 полугодие - стадия высшего млекопитающего - хватание и подражание

Ø 2 год – элементарная человеческая стадия - овладение вертикальной походкой и речью

Ø Первые 5 лет - ступень первобытных народов - игра и сказки

Ø школа - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями - напряженное внедрение в социальное целое с обязанностями (младшие классы - античная и ветхозаветная стадия; средние классы - фанатизм христианской культуры)

Ø зрелость - культура Нового времени - духовная дифференциация

4. Примиренческие концепции. Психическое развитие - результат êê действия биологического и социального. Человек рождается как представитель биологического вида, с биологическими и физиологическими свойствами; потом, в социальном окружении он развивается как представитель общества. Эти 2 тенденции постоянно взаимодействуют. Биологическое развитие - предпосылка психического, но оно реализуется только в человеческом обществе.

5. Периоды исследования личности в психологии

1 период - философско-литературный - от древности до начала XIX в. Вопросы о нравственной и социальной природе человека. 1-е определения личности были широкими, включающими все, что есть в человеке и что он называет своим личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Для современной психологии такое определение слишком широко.

2 период - клинический - Вначале XIX в. наряду с философами, психологией личности занимались врачи-психиатры. Они системно наблюдали за больным в клинических условиях, изучали историю его жизни, чтобы понять его поведение. Делали профессиональные заключения о диагностике и лечении душевных заболеваний и природе человеческой личности. Представление о личности сузили по сравнению с 1 периодом. Изучали особенности личности больного. Эти особенности есть и у здоровых, но в умеренной степени, а у больных - гипертрофировано. Напр., тревожность и ригидность, заторможенность и возбудимость. Личность определялась терминами, которыми можно описать и нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Но для целостного описания нормальной личности это узко. Не использовались качества, которые всегда «+», напр., способности, нравственные качества и т.п.

До начала XX в. в изучении личности были только философско-литературный и клинический подходы.

3 период – экспериментальный - В начале XX в. личность стали изучать психологи, которые ранее исследовали познавательные процессы и состояния человека. Бурно развивались экспериментальные исследования с математико-статистической обработкой данных для проверки гипотез и получения достоверных фактов. Первоочередная задача - разработка надежных и валидных тестов для исследования нормальной личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных