ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взаимосвязь социального и биологического в личности – 1 из центральных проблем психологии.Министерство науки, образования, молодежи и спорта Украины
Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова
Институт математики, экономики и механики
Кафедра общей психологи и психологии развития личности
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Одесса - 2015
ЛИЧНОСТЬ
Первичные свойства индивида: Ø свойства мозга, Ø функциональная геометрия больших полушарий. вторичные свойства: Ø динамика психофизиологических функций, Ø структура органических потребностей. Первичные + вторичные = особенности темперамента и задатки человека. Понятие «субъект деятельности» Ø индивид как носитель сознания, способный к деятельности. Ø промежуточное понятие между «индивид» и «личность», Ø соединяет в целое биологическое и социальное начала человека. Если человек не субъект деятельности - он не социален, т.к. социальное развитие невозможно без деятельности. Объект — явление мира, существующее независимо от нашего сознания и выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Любое явление может быть объектом, в т.ч. и деятельность. Субъект — человек. Главная черта человека как субъекта - сознание. Сознание - высшая форма психического развития, присущая только человеку. Определяет: Ø познание мира, Ø целенаправленное поведение, Ø преобразование окружающего мира. Человек – Ø биологический объект (представитель живой природы), Ø субъект сознательной деятельности, Ø социальное существо.
Личность - базовое понятие. Изучается общественными науками - философией, социологией, педагогикой и др. Его сложность Þ разнообразие мнений: ü человек в совокупности социальных и жизненно важных качеств, приобретенных в процессе социального развития, ü индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, ü системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, ü характеристика человека как социального существа, ü система устойчивых свойств человека, определяющих значимые в отношении других людей поступки, ü субъект – носитель сознания, которое формируется и развивается в деятельности, ü система качеств, проявляющаяся на социальном уровне при формировании отношений и связей; ü социальная организация человека, ü «конкретный индивид как субъект деятельности, в единстве индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). Социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся во взаимодействии с людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения». Кон ü человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик: Ø проявляющихся в общественных связях и отношениях, Ø определяющих его нравственные поступки Ø имеющих существенное значение для него и окружающих. Свойства личности: Ø мотивация, Ø темперамент, Ø способности, Ø характер. Не! свойства личности: Ø генотипическая и физиологическая организация, Ø развитие познавательных процессов, Ø индивидуальный стиль деятельности Иногда включают все уровни, в т.ч., генетический и физиологический. Вначале понятие личности строилось на перечислении ее составных частей. Личность = набор качеств, свойств, черт, особенностей психики. Так избегали теоретических трудностей. Академик Петровский назвал его «коллекционерским», ибо личность становилась вместилищем интересов, способностей, черт темперамента, характера и т.д. Задача психолога - каталогизация этого и выявление индивидуальной неповторимости сочетания у каждого человека. Личность лишалась ее категориального содержания - не субъект общественных отношений, а целостное интегративное образование, равное всем особенностям человека - биологические + психические + социальные Þ с помощью личностных опросников можно описать человека.
- совокупность психических, физиологических и социальных особенностей человека с т.з. его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылка ее формирования - анатомо-физиологические задатки, преобразующиеся при воспитании. Условия воспитания + врожденные характеристики = широкая вариативность проявлений индивидуальности. Человек как биосоциальное существо + сознание + способность к деятельности = интегральная характеристика — индивидуальность. Структурная многоуровневая организация отражает природную и социальную сущность человека. 4. Концепции о соотношении социального, психического и биологического Уровни организации человека
Взаимосвязь социального и биологического в личности – 1 из центральных проблем психологии. 1. Психические концепции. Развитие психики - спонтанный процесс, подчиненный внутренним законам и независимый от биологического и социального. Человек - «вместилище» психической деятельности божественного происхождения. 2. Биологизаторские концепции (физиологи, в т.ч. Павлов). Психическое – это линейная функция развития организма, однозначно следующая за развитием. Человек развивается по биологическим законам и определяется биологической структурой. Используют законы, открытые на животных, не учитывающие специфику развития человека. Основной биогенетический закон — закон рекапитуляции - развитие индивида в целом воспроизводит эволюцию его вида. Психические явления объясняются биологическими (физиологическими) понятиями. 3. Социологизаторские концепции.Социологизаторский закон рекапитуляции: развитие индивида конспективно воспроизводит основные ступени исторического развития общества, прежде всего - его духовной жизни, культуры. Штерн: принцип рекапитуляции охватывает эволюцию психики животных и историю духовного развития общества: Ø 1-е месяцы - стадия млекопитающего - низшие чувства, неосмысленность, рефлекторность, импульсивность. Ø 2 полугодие - стадия высшего млекопитающего - хватание и подражание Ø 2 год – элементарная человеческая стадия - овладение вертикальной походкой и речью Ø Первые 5 лет - ступень первобытных народов - игра и сказки Ø школа - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями - напряженное внедрение в социальное целое с обязанностями (младшие классы - античная и ветхозаветная стадия; средние классы - фанатизм христианской культуры) Ø зрелость - культура Нового времени - духовная дифференциация 4. Примиренческие концепции. Психическое развитие - результат êê действия биологического и социального. Человек рождается как представитель биологического вида, с биологическими и физиологическими свойствами; потом, в социальном окружении он развивается как представитель общества. Эти 2 тенденции постоянно взаимодействуют. Биологическое развитие - предпосылка психического, но оно реализуется только в человеческом обществе. 5. Периоды исследования личности в психологии 1 период - философско-литературный - от древности до начала XIX в. Вопросы о нравственной и социальной природе человека. 1-е определения личности были широкими, включающими все, что есть в человеке и что он называет своим личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Для современной психологии такое определение слишком широко. 2 период - клинический - Вначале XIX в. наряду с философами, психологией личности занимались врачи-психиатры. Они системно наблюдали за больным в клинических условиях, изучали историю его жизни, чтобы понять его поведение. Делали профессиональные заключения о диагностике и лечении душевных заболеваний и природе человеческой личности. Представление о личности сузили по сравнению с 1 периодом. Изучали особенности личности больного. Эти особенности есть и у здоровых, но в умеренной степени, а у больных - гипертрофировано. Напр., тревожность и ригидность, заторможенность и возбудимость. Личность определялась терминами, которыми можно описать и нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Но для целостного описания нормальной личности это узко. Не использовались качества, которые всегда «+», напр., способности, нравственные качества и т.п. До начала XX в. в изучении личности были только философско-литературный и клинический подходы. 3 период – экспериментальный - В начале XX в. личность стали изучать психологи, которые ранее исследовали познавательные процессы и состояния человека. Бурно развивались экспериментальные исследования с математико-статистической обработкой данных для проверки гипотез и получения достоверных фактов. Первоочередная задача - разработка надежных и валидных тестов для исследования нормальной личности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|