ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Устойчивость личностных чертЛичность - жизненно устойчивое образование. Устойчивость личностных свойств определяет последовательность, предсказуемость и закономерность поведения. Мера постоянства для разных личностных свойств разная. Стойкие не только качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Личностная устойчивость характерна не для всех. Некоторые так меняются, что окружающие их не узнают. Индивидуальные различия значительны, когда личность стабилизируются. У одних личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не меняется, у других устойчивость обнаруживается поздно - в 20 - 40 лет. Ситуативные черты - те, что значительно меняются в разных ситуациях у 1 человека. 35 лет оценивали личностные свойства 100 человек – с 10 до 45 лет. За 3 года от 1 до 2 обследования, 58% свойств сохранились. За следующие 30 лет значимые корреляции между результатами сохранились по 31% всех свойств. Устойчивость поведения неоднозначна; в разных ситуациях она не связана с личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми опросниками чертами личности и социальным поведением < 0,30. Поведение личности (устойчивое и изменчивое) зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых она находится. Стойкие личностные особенности: 1. интеллект 2. познавательные способности 3. динамические свойства врожденных анатомо-физиологических задатков и свойств НС: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и т.д. 4. приобретенные в ранние годы и обусловленные органически, в противовес поздно приобретенным и малосущественным 5. ин тегративные характеристики, имеющиеся у всех (Напр., адаптационный потенциал личности - набор характеристик для успешной адаптации к социальной среде) Т.о., говорят не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в разных условиях. Теории личности Классификация теорий личности по Немову: 48 теорий, оцениваемых по 5 параметрам: По способу объяснения поведения: 1. психодинамические описывают личность психологическими (внутренними) характеристиками 2. социодинамические - поведение детерминирует социум; внутренние свойства не важны. 3. интеракционистские - внутренние и внешние факторы взаимодействуют, управляя действиями человека. По способу получения данных: 1. экспериментальные - анализ и обобщение данных, собранных опытным путем. 2. неэкспериментальные - жизненные впечатления, наблюдения, опыт Þ теор. обобщения без эксперимента. С т.з. на личность как структурное или динамическое образование: 1. Структурные - выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она описывается. 2. Динамические - преобразование, изменение в развитии личности - ее динамика. Теории личности в возрастной и педагогической психологии рассматривают ограниченный возрастной период (от рождения до окончания школы). Но есть теории о развитии личности в течение всей жизни. По фокусу внимания: внутренние свойства личности или ее внешние проявления. Напр., теория черт: люди отличаются по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт. Способы оценки черт личности: 1. тестологический способ, 2. обобщение наблюдений за человеком разных людей. 3. объединение в типологические группы. У людей, входящих в 1 группу, близкое характеристики и похожее поведение. Свойства этой группы делают ее непохожей на другие группы. Классификация теорий личности Зейгарник: теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития: 1. фрейдизм 2. неофрейдизм, 3. гуманистические теории личности, 4. экзистенциальные теории личности, 5. теории личности французской социологической школы и др. СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ 7. Структура психики по Юнгу 1. сознание, 2. личное бессознательное 3. коллективное бессознательное. Юнг - ученик Фрейда, отмежевавшийся от учителя из-за пансексуализм Фрейда. Автор аналитической психологии. Определяющая роль в структуре личности – у коллективного бессознательного, образующегося из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Влияет на личность и предопределяет ее поведение с рождения. Состоит из уровней и определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень - из следов дочеловеческого прошлого, т.е. из опыта животных предков. Коллективное бессознательное - это разум древних предков, способ, которым они думали, чувствовали и постигали жизнь, мир, богов и людей. Оно проявляется в виде архетипов, обнаруживающихся в сновидениях и в творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это общие формы мысленных представлений, включающие эмоциональность и перцептивные образы. архетип матери — это всеобщая идея матери + чувственный образ своей матери. Ребенок получает архетип в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей матери. Кроме коллективного, есть личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. При известных условиях они осознаются. Структурные единицы личного бессознательного - комплексы - это констелляции чувств, мыслей и воспоминаний (напр., комплекс власти). Юнг ввел понятие «Я» - стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» проявляется по-разному. В зависимости от его проявления Þ Классификация личностных типов Юнга - по направленности человека на себя или на объект: 1. экстраверты 2. интроверты 3. амбиверты Дополнительные типы — интуитивный, мыслительный, эмоциональный. Тип личности определяется соотношением функций, большинство из которых врожденные. Þ типы личности по Юнгу — врожденные, не связанные с условиями общественной жизни. 8. Структура психики по Адлеру Другой ученик Фрейда, отошедший от учителя - Адлер — автор индивидуальной психологии. Он против биологизаторской теории Фрейда - основное в человеке — не природные инстинкты, а общественное «чувство общности», врожденное, но социально развивающееся. Опровергал мнения Фрейда о врожденной агрессивности и детерминации развития биологическими потребностями. Адлер: личность не делится на 3 части, а едина. Детерминанта развития - стремление к превосходству. Чувство неполноценности возникает из-за дефекта тела или неблагоприятного детства. Преодолевается это чувство за счет форм компенсации: 1. адекватная (успешная) - стремление к превосходству совпадает с социальным интересом. 2. неадекватные:
Адлер пытался социализировать теорию Фрейда, но не избежал биологизации, т.к. чувство неполноценности считал врожденным.
Юнг и Адлер не считали себя последователями Фрейда. Неофрейдисты - Хорни и Салливан. Карен Хорни в книге «Невротическая личность нашего времени» (1939 г., США) горячо благодарила учителя. Потом критиковала его за сведение поведения к либидозной и агрессивной тенденциям и за пансексуализм. Сущность человека - врожденное чувство беспокойства. Уже младенец беспокоится, что фиксируется и становится внутренним свойством. Человек переживает враждебность мира и беспокоится. Все, что делает человек — это трансформация беспокойства. Мотивация поступков - коренная тревога, заставляющая стремиться к безопасности. Человеком управляют стремления к: 1. безопасности 2. удовлетворению желаний. Если они противоречат, возникает невротический конфликт, который человек стремится подавить, вырабатывая Невротические стратегии поведения: 1. к любви как средству обеспечения безопасности; 2. к власти не по объективным причинам, а из-за страха и враждебности к людям; 3. изоляция от людей; 4. признание своей беспомощности («невротическая покорность»). Стратегии отношений: 1) к людям; 2) от людей, к независимости; 3) против людей (агрессия). Þ типы личностей по К.Хорни: 1) устойчивый, 2) устраненный, 3) агрессивный. Невроз характера - болезнь из-за стойкого изначального конфликта. У здоровых: - противоречие между конфликтующими тенденциями <<< чем у невротика, - «ситуационные неврозы» возникают временно из-за внешних обстоятельств. Хорни критиковала биологизаторское учение Фрейда, но идеи об «изначальной тревожности» и «коренной тревоге» его повторяют. Остались основные положения фрейдизма: - антагонизм природного и социального (безопасность несовместима с удовлетворением желаний), - фатальность врожденного механизма «коренной тревоги».
10. Структура психики по Салливану Салливан был врачом-психотерапевтом, позже - психологом. Исследовал личность как продукт совместной деятельности; как устойчивую модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих жизнь. Врожденные потребности: - общения, - нежности - избегания тревоги. Мир встречает ребенка не «нежно» — ему холодно, дискомфортно Þ беспокойство. Детерминанты развития личности по Салливану: 1) потребность в нежности и ласке, 2) избегание тревоги. Потребность в безопасности социальна, но включена во врожденные органические потребности. Удовлетворение потребностей в пище, тепле, требует заинтересованного и нежного содействия другого человека. Социальное как система межличностных отношений, не формируется, а есть с рождения. Личность формируется фатально, неизбежно. Мир человеку доставляет неудовольствие и тревогу. В борьбе с миром (вернее, с беспокойством), формируется личность, которую Салливан называет «Я-системой». Она формируется: 1. в борьбе с беспокойством на бессознательном уровне 2. в поиске средств для избежания беспокойства. «Я-система» заставляет человека прибегать к помощи вначале матери, затем других людей. Т.о., механизм, формирующий личность - межличностные отношения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|