ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пояснительная записка. Методические рекомендацииФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ Н.Б. Зубарева Методические рекомендации По самостоятельной работе студента Над анализом вокального произведения
Пермь
Рассмотрены на заседании кафедры теории и истории музыки 25 мая 2004 года (протокол № 9).
Утверждены на заседании совета факультета искусств ПГИИК 15 сентября 2004 года (протокол № 1).
Составитель – Зубарева Н.Б., кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории и истории музыки.
Рецензенты: – Коробова А.Г., кандидат искусствоведения, доцент Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского; – Баталина-Корнева Е.В., кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного института искусства и культуры.
Зубарева Н.Б. Методические рекомендации по самостоятельной работе студента над анализом вокального произведения для студентов музыкальных вузов и вузов искусства, обучающихся по специальности 051000 «Вокальное искусство» / Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь. – ПГИИК, 2004. – 22 c.
Ó Пермский государственный институт искусства и культуры
СОДЕРЖАНИЕ Введение......................................................... 4 Методические рекомендации Рекомендации к выбору музыкального произведения.................. 5 Интонационный анализ......................................... 5 Ритмический анализ........................................... 6 Композиционный анализ........................................ 7 Приложение 1.................................................... 10 Приложение 2.................................................... 16 Список литературы............................................... 22 Объем курса – 70 часов Занятия – групповые Пояснительная записка В комплексе специальных дисциплин, изучение которых предопределяет высокий профессионализм будущих музыкантов, важное место занимает "Анализ музыкальных произведений". Изучение настоящего курса дает студенту необходимый объем теоретических знаний и практических навыков, без которых невозможна его успешная деятельность в будущем. В существующей учебной и учебно-методической литературе (учебники, учебные пособия, программы) анализу специфики вокальной музыки уделяется недостаточное внимание. Между тем, вокальные и вокально-сценические жанры занимают огромное место и в становлении музыкальных культур (фольклор, профессиональная музыка на ранних стадиях ее развития), и в современной структуре и иерархии музыкальных жанров. Ряд факторов (ограниченные сравнительно с инструментальной музыкой возможности человеческого голоса, наличие текста, а в опере и сценического действия) обусловливает специфические, свойственные только вокальной музыке принципы строения мелодии, типы многоголосия, тематического развития, формообразования. Кроме того, многие типовые музыкальные формы в вокальных жанрах резко отличаются от тех же типов форм в инструментальных жанрах. Основная задача, стоящая перед преподавателем курса "Анализ музыкальных произведений", - научить анализировать вокальную, хоровую и вокально-сценическую музыку как явление синтетического жанра, учитывая все компоненты произведения в их взаимодействии и единстве. Настоящий курс включает как лекционные, так и практические занятия. На лекциях излагаются основные теоретические сведения и проводятся показательные анализы музыкальных произведений. Практические занятия выражаются: * - в проверке домашних заданий студентов; * - в выполнении студентами анализов непосредственно в классе; * - в устном опросе студентов по темам курса. Экзаменационная проверка знаний и практических навыков включает в себя следующие формы контроля: Письменная работа (подробный анализ, выполняемый дома). Устный анализ, выполняемый на экзамене с небольшой подготовкой (20-30 минут). Ответы по теоретическим вопросам курса. Примерный тематический план
Содержание курса Тема 1. Предмет анализа музыкальных произведений Музыкальное произведение как объект музыкально-теоретического анализа. Функционирование музыкального произведения в системе “историческая эпоха – стиль – жанр – форма” во взаимосвязях этих понятий и их историческом развитии. Историческая эпоха –наиболее широкое понятие, охватывающее основные этапы музыкального мышления –монодийный, полифонический, гармонический, синтетический. Стиль как совокупность конкретных черт музыкального языка, определяющих принадлежность музыкального произведения к той или иной исторической эпохе, творческому направлению (течению, школе), национальной музыкальной культуре, тому или иному автору. Жанр как определенная разновидность произведения, отличающаяся от других характером содержания, условиями и средствами исполнения, практическими (прежде всего, общественным) назначением, принадлежащая к той или иной исторической эпохе, национальной культуре, характеризующаяся определенным стилем. Форма: в широком смысле – структура художественного содержания произведения, в тесном – строение (композиционный план) произведения, отражающее главные моменты содержания в его развитии. Изучение формы музыкального произведения (в широком и тесном смысле) в ее зависимости от содержания, реализующегося через систему “историческая эпоха – стиль – жанр – форма”, - основа содержания дисциплины “Анализ музыкальных произведений”. Тема 2. Интонация в речи и музыке Два ряда звуковых элементов речи – фонематический и интонационный. Мелодика речи. Характерные признаки ее тембровой (смешение шумов и тонов) и звуковысотной (скольжение основного тона) сторон. Звуковые элементы стихотворного текста. Обусловленность интонационной звуковысотной линии поэтическим строем стиха, выраженным в сочетании слов, ритме, синтаксисе. Роль знаков препинания, рифм, аллитераций. Основные виды речевых интонем – повествовательные, побудительные, эмотивные. Их музыкальный аналог – типовые мелодические формулы. Риторические фигуры. Ударные и безударные гласные в вокальной мелодии. Средства художественного изображения речевой интонации. Тема 3. Речевой и музыкальный ритм Основные составляющие речевого ритма: соотношение звуков по длительности, акценты, цезуры, паузы, темп. Виды акцентов: качественный, количественный, мелодический. Мелодико-текстовый ритм; Два ряда его элементов. Понятие встречного ритма. Квантитативный принцип ритмической организации: силлабический и внутрислоговой распев. Квалитативная ритмика; смещение и борьба акцентов. Специфика стиха. Различные системы стихосложения. Стихотворные размеры русской силлабо-тонической поэзии. Метр и ритм стиха. Связь размера с жанром и содержанием поэтического и музыкального произведения. Речевой и музыкальный синтаксис: акцентный и времяизмерительный аспект. Мотив, фраза, предложение, период. Масштабно-синтаксические структуры. Тема 4. Основные принципы вокализации поэтического текста Основа классификации принципов воплощения поэтического текста в музыке – соотношение стихотворного размера и речевого ритма с ритмом музыкальным. Метрический принцип: одинаковый количественный акцент на всех стопных ударениях независимо от количества реальных ударений в стихотворной строке. Декламационный принцип: разнообразие ритмических фигур, несимметричность ритма, продление ударных гласных, обилие цезур, пауз вследствие выделения отдельных слов и синтагм. Кантиленный принцип: растворение речевого ритма в музыкальном, различное синтаксическое членение музыкального и словесного текста. Танцевальный принцип: повторность четких ритмических фигур, большая роль моторного, двигательного начала: возможность совпадения, несовпадения и даже противоречия между танцевальными, стиховыми и речевыми акцентами. Ариозный принцип: промежуточное положение ариозной мелодики между типами мелодии, где ритм в большой мере зависит от стихотворного метра (метрический тип) или речевого ритма, синтаксиса (декламационный тип), и типами мелодии, в которых музыкальный ритм растворяет, подавляет ритм стихотворный и ритм речевой (кантиленный, танцевальный ритм). Объединение различных принципов вокализации текста. Тема 5. Инструментальная партия в вокальном произведении Роль инструментального сопровождения: обобщение, детализация, комментарий, создание общего эмоционального тона, изображение обстановки действия, выражение подтекста. Инструментальная фактура, ее различные типы и их художественные возможности. Инструментальные фрагменты в вокальном произведении: вступление, ритурнель и интерлюдия, заключение. Тема 6. Общие основы музыкальной формы Форма (композиция) в литературе и музыке: связь со смысловым развертыванием содержания, либо с развитием звукового материала. Формообразующие свойства различных сторон музыкального материала, - метро-ритмической, ладогармонической, мелодической, фактурной. Понятие формы в тесном смысле слова. Цезурообразующие факторы музыкального материала. Классификация форм по различным признакам. Система гомофонных форм. Тема как основной структурно-функциональный компонент произведения, в том числе – гомофонного. Функции частей и построений. Типы изложения, соответствующие функциям частей. Диалектика структурности и процессуальности в музыкальной форме. Развитие – необходимое качество музыкального произведения, выявляющее процессуальный характер музыки. Зависимость интенсивности развития от меры в соотношении тождества и различия отдельных компонентов музыкального материала и от скорости (темпа) и их изменений во времени. Основная шкала градации изменений как один из важных показателей стиля. Композиционные закономерности вокальной музыки. Композиция стиха, его размеры, расположение разделов и их соотношение, строение строф в их значении для музыкальной формы. Основа музыкального развития в вокальном произведении – трактовка смысловой стороны текста, выявление подтекста. Относительная самостоятельность музыкальной формы в сравнении с формой текста, ее проявления. Связь формы музыкального произведения с жанром. Тема 7. Простые формы Период и его разновидности. Период как основная форма изложения темы гомофонного произведения. Методика и техника анализа периода: установление границ этой формы, определение характерных особенностей конкретной разновидности. Классификация периодов по разным признакам. Квадратный немодулирующий период повторного строения – структурная норма этой формы. Основные разновидности периода как варианты структурной нормы: * - по величине, * - по тонально-гармоническому признаку, * - по наличию предложений, * - по тематическому соотношению начал предложений. Реже встречающиеся разновидности: * - с расширением и дополнением, * - органически неквадратный, * - из трех и четырех предложений, * - повторенный, * - двойной. Одночастная форма. Период в роли одночастной формы: усложнение его функций по сравнению с экспозиционным периодом, обусловленные наличием не только изложения темы, но и ее развития и заключения всей формы. Непериодическая одночастная форма: свободное построение, складывающееся из цепи фраз и предложений, не образующих периода. Исходная музыкальная фраза в значении “микротемы”. Двухчастная форма. Определение - форма, первая часть которой (изложение темы) представляет собой период (реже - предлождние), а вторая часть (роль которой - развитие и завершение) по сложности не превышает период. Историческое происхождение простой двухчастной формы. Два основных типа - с развивающей и контрастной второй частью. Простая двухчастная форма с контрастной второй частью типа припева; ее характерность для массовой песни и нетипичность для камерной вокальной музыки. Контрастная вторая часть, не являющаяся припевом. Простая форма с второй частью, строящейся на развитии тематического материала первой и не являющейся припевом. Факторы, определяющие развивающий характер второй части. Масштабные соотношения частей. Двухчастная форма с включением; ее связь с текстом, содержащим повтор строк внутри строфы. Форма бар: сходство и различие с простой двухчастной формой. Трехчастная форма. Определение - форма, в которой первый раздел, излагающий тему, представляет собой период (реже - предлождние), середина развивает исходный материал или излагает новую тему, а третий раздел является репризой первого. Область применения в вокальной музыке (ария, ариозо, романс, Lied и др.). Типичность однотемных форм, обусловленная преобладанием текстов, воплощающих единый образ, настроение. Основные типы середины: развивающая (в виде переизложения, продолженного развития или разработки) и контрастная (в вокальной музыке встречается редко). Реприза точная и измененная. Репризность, обусловленная строением текста. Точная или содержащая небольшие изменения реприза, сочетающаяся с новым текстом. Изменения в репризе, затрагивающие мелодию, фактуру, регистр, динамику, масштаб. Динамическая реприза – кульминационный раздел трехчастной формы, содержащий существенное переосмысление исходного материала. Тональная реприза – возвращение заключительного раздела к основной тональности (после ее смены в середине) без возвращения к мелодии первого раздела. Простая трехпятичастная (a ba ba) и двойная трехчастная (a ba b1a) форма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|