Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации к выбору музыкального произведения




Рекомендации к выбору музыкального произведения

На начальных этапах овладения необходимыми умениями и навыками рекомендуется выбирать для анализа романсы русских композиторов, написанные на стихи русских поэтов. Целесообразность этого выбора определяется следующими соображениями:

* анализируя такой романс, можно быть уверенным, что особенности трактовки поэтического текста композитором непосредственно связаны со свойствами оригинала, а не перевода;

* работа с текстом на родном языке существенно облегчает студенту его анализ и интерпретацию[2].

Интонационный анализ

Основные задачи:

* дать художественно-образную характеристику стихотворения и музыкального произведения;

* раскрыть обусловленность интонационной звуковысотной линии поэтическим строем стиха.

Основные этапы.

1. Охарактеризовать роль художественных средств в создании поэтического и музыкального образа:

* рассмотреть особенности стихотворного текста (в том числе – сочетания слов, ритма, синтаксиса и т. д.) в их значении для формирования образного строя музыки[3];

* показать роль гармонии, фактуры, темпа, громкостной динамики и других музыкально-выразительных средств в данном произведении[4];

* выявить закономерности соотношения повествовательности и эмоциональной открытости, описательности и изобразительности и т. д.[5]

2. Проанализировать интонацию стиха [6] и ее воплощение в музыке [7], в том числе:

* речевые интонации, зафиксированные в тексте в виде знаков препинания, и соответствующие им музыкальные средства фразировки, гармонического и мелодического кадансирования и т. д.[8];

* речевые интонации, обусловленные образным строем стихотворения, и их мелодический эквивалент;[9]

* музыкальные средства воспроизведения и изображения речевой интонации.[10]

3. Раскрыть особенности подхода композитора к отображению содержания стихотворения [11]. При этом обратить внимание на:

* характер обращения с оригинальным текстом;

* соотношение обобщения и детализации,

* связь «текст – подтекст – музыка» и т. д.

Ритмический анализ

Основные задачи:

· установить, что лежит в основе ритмической организации избранного произведения – собственно музыкальные закономерности, или модель речевого (стихового) ритма;

· описать художественные эффекты, восходящие к данной ритмической организации.

Основные этапы.

1. Анализ ритмического рисунка:

· отметить элементы встречного ритма (в первую очередь – силлабический и внутрислоговой распев), определить их выразительную роль[12];

· соотнести скорость музыкальной и словесной речи; оценить выразительный эффект этого соотношения[13].

2. Анализ акцентуации [14]:

· выписать поэтический текст и отобразить в виде схемы его профиль ударности;

· на той же схеме показать акценты, выполненные средствами музыки (ритмические, метрические, интонационные);

· в соотношении стиховых (речевых) и музыкальных акцентов выявить случаи совпадения, гиперболизации, нивелирования; интерпретировать художественную выразительность этого соотношения.

3. Анализ особенностей вокализации поэтического текста [15]:

· определить принцип вокализации поэтического текста, учитывая, что чаще всего они применяются композиторами не в чистом виде, а в том или ином сочетании;

· охарактеризовать художественно-выразительную роль данного подхода к вокализации текста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных