ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации к выбору музыкального произведенияРекомендации к выбору музыкального произведения На начальных этапах овладения необходимыми умениями и навыками рекомендуется выбирать для анализа романсы русских композиторов, написанные на стихи русских поэтов. Целесообразность этого выбора определяется следующими соображениями: * анализируя такой романс, можно быть уверенным, что особенности трактовки поэтического текста композитором непосредственно связаны со свойствами оригинала, а не перевода; * работа с текстом на родном языке существенно облегчает студенту его анализ и интерпретацию[2]. Интонационный анализ Основные задачи: * дать художественно-образную характеристику стихотворения и музыкального произведения; * раскрыть обусловленность интонационной звуковысотной линии поэтическим строем стиха. Основные этапы. 1. Охарактеризовать роль художественных средств в создании поэтического и музыкального образа: * рассмотреть особенности стихотворного текста (в том числе – сочетания слов, ритма, синтаксиса и т. д.) в их значении для формирования образного строя музыки[3]; * показать роль гармонии, фактуры, темпа, громкостной динамики и других музыкально-выразительных средств в данном произведении[4]; * выявить закономерности соотношения повествовательности и эмоциональной открытости, описательности и изобразительности и т. д.[5] 2. Проанализировать интонацию стиха [6] и ее воплощение в музыке [7], в том числе: * речевые интонации, зафиксированные в тексте в виде знаков препинания, и соответствующие им музыкальные средства фразировки, гармонического и мелодического кадансирования и т. д.[8]; * речевые интонации, обусловленные образным строем стихотворения, и их мелодический эквивалент;[9] * музыкальные средства воспроизведения и изображения речевой интонации.[10] 3. Раскрыть особенности подхода композитора к отображению содержания стихотворения [11]. При этом обратить внимание на: * характер обращения с оригинальным текстом; * соотношение обобщения и детализации, * связь «текст – подтекст – музыка» и т. д. Ритмический анализ Основные задачи: · установить, что лежит в основе ритмической организации избранного произведения – собственно музыкальные закономерности, или модель речевого (стихового) ритма; · описать художественные эффекты, восходящие к данной ритмической организации. Основные этапы. 1. Анализ ритмического рисунка: · отметить элементы встречного ритма (в первую очередь – силлабический и внутрислоговой распев), определить их выразительную роль[12]; · соотнести скорость музыкальной и словесной речи; оценить выразительный эффект этого соотношения[13]. 2. Анализ акцентуации [14]: · выписать поэтический текст и отобразить в виде схемы его профиль ударности; · на той же схеме показать акценты, выполненные средствами музыки (ритмические, метрические, интонационные); · в соотношении стиховых (речевых) и музыкальных акцентов выявить случаи совпадения, гиперболизации, нивелирования; интерпретировать художественную выразительность этого соотношения. 3. Анализ особенностей вокализации поэтического текста [15]: · определить принцип вокализации поэтического текста, учитывая, что чаще всего они применяются композиторами не в чистом виде, а в том или ином сочетании; · охарактеризовать художественно-выразительную роль данного подхода к вокализации текста. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|