Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 9. Сложные формы.




Сложная трехчастная форма.

Определение - форма, каждый раздел которой является, как правило, построением более сложным, нежели период.

Ария da capo– разновидность сложной трехчастной формы в вокальной музыке XVII - первой половины VYIII века. Репризный повтор крупного раздела и многократные повторы отдельных слов, фраз, строф внутри разделов как средство усиления воплощенного в арии аффекта.

Средний раздел арии – развитие интонаций первого раздела или введение нового контрастного материала в зависимости от характера текста. Ритурнель – развернутое оркестровое вступление, повторяющееся после каждого раздела арии.

Типичность изложения разделов в строфической (в том числе - сквозной строфической) форме. Активное модуляционное развитие, тональная разомкнутость среднего раздела, придающая ему развивающий характер и создающая подчиненность крайним разделам. Возможные изменения в репризе.

Нетипичность сложной трехчастной формы для оперной и камерно-вокальной музыки 19-20 веков.

Сложная двухчастная форма.

Определение - форма, состоящая из двух разделов, каждый из которых представляет построение более сложное, нежели период.

Типичность этой формы для арии в опере или оратории. Предпосылка ее возникновения - текст, содержащий контрастное противопоставление психологических состояний. Отражение этого контраста в музыке в виде сопоставления двух разделов, каждый из которых строится на самостоятельном тематическом материале (A B).

Характерная для сложной двухчастной формы смена темпа, размера, нередко тональности на границе разделов, благодаря которой эта форма совмещает в себе черты одночастной и циклической.

Нетипичность сложной двухчастной формы для камерно-вокальной музыки.

Рондо

Определение - форма, в основе которой лежит чередование неоднократно возвращающегося раздела - рефрена с другими разделами - эпизодами. Прообраз формы рондо - хороводные ("круговые")песни с припевом.

Особенности вокального рондо, обусловленные подчинением формы воплощению поэтической идеи текста, а также характерными чертами развития, отличающими вокальную музыку:

* - зависимость количества разделов от количества строф текста,

* - свобода тональных отношений рефрена и эпизодов,

* - часто встречающееся интонационное родство рефрена и эпизодов, а также эпизодов между собой.

Возможность иного сотношения рефрена и эпизодов, опирающегося на ярко выраженный интонационный контраст.

Вариации

Определение - форма, в которой сначала излагается тема, а далее следует ее вариационные повторы.

Гомофонный тип вариаций в вокальной музыке - куплетно-вариационная форма.

Вариации на basso ostinato (характерные как для инструментальной, так и для вокальной музыки XVII - первой половины XVIII веков) - слитные полифонические вариации, где и сама тема, и каждая вариация не являются самостоятельной пьесой или куплетом.

Тема вариаций на basso ostinato - вариант определенной интонационной формулы, в основе которой лежит опевание I или V ступеней лада или же нисходящее движение от тоники к доминанте по хроматическому тетрахорду. Связь тем, основанных на хроматическом нисхождении баса, с музыкой трагического характера.

Обусловленность индивидуальности вариаций на basso ostinato не столько "темой-формулой", сколько ее обработкой, то есть самим процессом варьирования, той музыкальной тканью, которая располагается "над" басовой темой.

Взаимодействие неизменного баса и изменяющейся ткани верхних голосов как фактор, определяющий контуры формы вариаций в каждом конкретном произведении.

Типичность несовпадения количества разделов в форме и числа проведений темы, образующегося в результате объединения нескольких проведений басовой темы в одно построение внутри крупной фазы развития.

Отличительные черты вариаций на basso ostinato в музыке ХХ века:

* - большая интонационная свобода и индивидуализированность темы по сравнению с "формулами" basso ostinato доклассического периода;

* - нерегламентированность приемов обработки темы,

* - индивидуальнось построения всей формы в целом.

Сонатная и рондо-сонатная формы

Логическая основа сонатной драматургии - сопоставление (изложение основных тем в экспозиции), взаимодействие (их интенсивное развитие в разработке) и результат (новое соотношение тем в репризе).

Типичная сонатная форма как специфическая разновидность репризной трехчастной формы, определяемая особым строением первого раздела - экспозиции. Суть экспозиции (сонатность) - соподчиненное противополагание в одном разделе двух различных образно-интонационных сфер. Наличие двух крупных разделов (главная и побочная партии, посвященные изложению основных тем сонатной формы), в которых выделяются особые подразделы (связующая часть в главной и заключительная часть в побочной партии).

Главная партия сонатной формы. Контрастные и однородные темы. Структурные и гармонические характеристики.

Связующая часть, ее назначение (переключение действия из сферы главной партии в побочную) и различные варианты строения (с точки зрения тематизма, масштаба, структуры).

Побочная партия. Изложение побочной темы (группы тем) в ее основной части. Типичные варианты образного и тонального соотношения основных тем экспозиции. Сдвиг (перелом, прорыв), сопряженный, как правило, с появлением главного тематизма, - кульминация экспозиции.

Заключительная часть, закрепляющая побочную тональность.

Разработка. Ее основной признак - неустойчивость, подвижность интонационного материала, подвергаемого всевозможным трансформациям. Наиболее типичные приемы развития в зависимости от характера тематизма. Эпизодические темы.

Основные разделы разработки (вводный, центральный, доминантовый предыкт к репризе), их характерные черты.

Реприза, ее соотношение с экспозицией (главным образом - с точки зрения тонального развития). Варьированная и динамическая реприза. Неполная и зеркальная реприза.

Кода: кода-заключение и кода-разработка.

Вступление (характеристика тематических, темповых, тонально-гармонических отношений с последующей сонатной формой).

Разновидности сонатной формы: полная, неполная, форма с эпизодом вместо разработки. Связь тех или иных особенностей сонатной формы с ее местом в цикле, а также с жанром самостоятельного произведения.

Развитие сонатной формы в музыке послеклассического периода.

Рондо-сонатная форма (типичная схема A B A C/R A B1 A), ее связь с рондо (повторение рефрена после каждого эпизода) и сонатной формой (проявляется только тогда, когда A и B составляют сонатную экспозицию). Характерность формы рондо-сонаты для финальных частей инструментальных циклов.

Сонатная и рондо-сонатная форма в вокальной музыке. Причины относительно редкого применения и основные особенности:

* - сравнительно небольшая протяженность,

* - преобладание экспозиционного развития,

* - близость основных тем между собой,

* - необычные тональные планы и композиционные решения, обусловленные формообразующим значением поэтического слова.

Полная и неполная сонатная форма в оперной арии. Свободно трактованная сонатная форма в оперном ансамбле.

Сонатная форма как крупный раздел многочастной циклической композиции и как основа самостоятельного вокального произведения.

Образцы применения рондо- сонатной формы в вокальной музыке.

Тема 10. Циклические формы

Циклическая форма как результат объединения нескольких самостоятельных по форме частей. Основной принцип объединения частей в цикл - контраст темпов, тематического материала, способа развития, формы. Основной тип взаимоотношения частей - дополнительность, создающая впечатление единства, цельности.

Камерно-вокальный цикл

Вокальный цикл - объединение самостоятельных, законченных по форме песен, романсов, подчиненных единому художественному замыслу. Определенное место, занимаемое номерами цикла в развитии общей идеи. Особая роль крайних номеров: первый номер - зачин, эпиграф или завязка действия, последний - вывод, развязка действия или авторское послесловие.

Принципы объединения номеров цикла.

Сюжетный принцип; его основа - "внешний" сюжет (некоторая последовательность событий), являющийся поводом для раскрытия внутреннего сюжета (смены психологических состояний, создания психологических портретов).

Тематический принцип; его основа - раскрытие одной темы, по-разному воплощаемой в отдельных номерах. Образ-символ в качестве стержня повествования.

Возможность объединения в цикл стихов, не связанных сюжетом или сквозной темой, но принадлежащих одному автору. Циклообразующая роль общей музыкальной трактовки поэтического стиля в подобных случаях. Циклы, напианные на стихи поэтов одного исторического периода или на фольклорные тексты, система образов в которых ярко специфична.

Музыкальная драматургия вокального цикла.

Музыкальная драматургия как общая линия развития содержания, выраженная в соотношении его частей, в положении кульминаций, в тематических связях.

Циклы, приближающиеся к сборнику (отдельные зарисовки, портреты, настроения и образы), но отличающиеся от него стилистическим единством и контрастом между номерами.

Циклы с развитым психологическим сюжетом, подобные сонатно-симфоническим, но отличающиеяс от них индивидуальностью композиции (нерегламентированные число номеров, форма и последовательность темпов), методов развития и музыкальной драматургии.

Тематические и интонационные связи: типичное отсутствие тематических и неявная роль интонационных связей в циклах первого типа; отчетливое проявление интонационных связей в циклах второго типа. Объединяющая роль проведения одной и той же темы или целого фрагмента в виде лейттемы или реминисценции.

Ансамблевые циклы и камерная кантата. Большая масштабность, монументальность цикла как результат расширения состава аккомпанирующих инструментов до камерного ансамбля или оркестра. Соответствующее укрупнение вокальной партии - открытый тон высказывания, более четкая дикция, иной баланс звучания голоса и сопровождения. Приближение камерного цикла к кантате с помощью введения сценических моментов, персонификации голосов и т.п. приемов.

Вокально-симфонические циклы

Оратория - монументальное вокально-симфоническое сочинение, написанное на определенный сюжет. Черты сходства с оперой (циклическое построение, наличие оркестровых номеров, арий, речитативов, ансамблей, хора) и отличия от нее (отсутствие сценического действия и специального декоративного оформления).

Кантата - относительно крупное вокально-инструментальное сочинение для одного или нескольких солистов, хора и оркестра. Меньший масштаб кантаты по сравнению с ораторией, отсутствие драматически развитого сюжета. Большое разнообразие кантат по содержанию и форме.

Пассионы - музыкальные произведения, созданные на основе текста евангельских повествований о страданиях и смерти Иисуса Христа.

Месса - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на латинский текст одноименного главного богослужения католической церкви. Пять постоянных песнопений, образующих единый цикл (Kyrie eleison, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei).

Реквием - траурная месса с заменой некоторых частей ординария и добавлением новых. Введение вступления (Introitus - Requiem aeternam) с окончанием Kyrie eleison; исполнение масштабной части Dies irae на текст средневековой секвенции о Страшном суде вместо Gloria и Credo; включение молитв за умерших (офферторий Domine Jesu, Libera me и др.).

Другие культовые сочинения - Magnificat, Stabat Mater, Te Deum и т. д.

Характерное для творчества композиторов ХХ века взаимопроникновение различных жанров, стирание граней между ними, появление новых - синтетических жанров (оратория-поэма, симфония-кантата и т.п.).

Тема 11. Опера

Опера как синтетический вид искусства. Специфика оперы (в отличие от драматической пьесы с музыкой, оратории, балета, кантаты и других жанров) - включение сценического действия и слова в музыкальную драматургию.

Компоненты оперного спектакля.

Особенности оперного либретто в сравнении с литературным первоисточником:

* - сконцентрированность действия на главных событиях;

* - сокращения и перестановки, совмещение разобщенных фрагментов в связи с невозможностью воплощения на оперной сцене чисто описательного материала, философских, лирических авторских отступлений;

* - добавление новых драматических линий, сцен и действующих лиц при опоре на повесть, рассказ или эпическое произведение.

Роль представлений об исполнительской реализации партитуры и декоративном оформлении спектакля в творческом процессе композитора.

Разговорные и "мимические"сцены.

Тип взаимодействия компонентов оперы и исторические разновидности оперного жанра. Возникновение и формирование оперы на границе XVI-XVII веков; опера-seria (XVII-XVIII века); комическая опера; реформы XVIII-XIX веков (Глюк, Вагнер, Даргомыжский).

Многообразие форм связи музыкальной и сценической драматургии. Внешнее действие (события, поступки) и речитативы, сквозные сцены; внутреннее действие (размышления, переживания, эмоциональные реакции) и законченные музыкальные номера (арии, ансамбли согласия, хоры). Отключение от внешнего действия (не только монолог, но и ансамблю, и даже хор).

Максимальный контраст планов внутреннего и внешнего действия в номерной опере; почти полное совмещение планов в опере сквозного действия. Третий тип музыкальной драматургии, сочетающий признаки двух выше названных.

Элементы оперы

Речитатив как тип музыкальной речи, тип мелодии, не выходящей за рамки речевого ритма и не противоречащий речевой интонации.

Речитатив как тип свободной формы, характеризующейся отсутствием повторов и симметрии.

Типы вокальной речи в речитативной форме:

* - строгий речитатив (схематичная, бедная по ритму и звуковысотным контурам мелодия, сковывающая развитие инструментального сопровождения);

* - декламация (связанная с общим замедлением темпа, углублением акцентов, повышением значимости слова и экспрессии высказывания);

* - ариозная мелодия (сохраняющая синтаксис речи, опирающаяся на целостность фразы);

* - кантилена (в виде отдельных вкраплений);

* - псалмодия (ритуальная речитация на тоне одной высоты);

* - сказовый речитатив (музыкальное воплощение условной речи, основанное на повторяющихся ритмической формуле и интонационном рисунке).

Музыкальное чтение (Sprechstimme); его различные типы: пояснительные диалоги без музыкального сопровождения; речевое интонирование в определенном темпе с сопровождением; речевое интонирование в ритме, предложенном композитором; речевое интонирование точно зафиксированной мелодии.

Типы оперного речитатива, их функции и взаимоотношения с партией оркестра. Поясняющий речитатив secco (с аккордовой поддержкой в кадансах и в момент цезур), обеспечивающий оптимальные условия для восприятия каждого слова. Речитатив accompagnato (с оркестровым сопровождением, играющим самостоятельную художественную роль), появляющийся в драматических эпизодах спектакля и характеризующий героев, их эмоциональное состояние, реакцию на события.

Два типа речитативов по классификации Римского-Корсакова (a piacere и in tempo).

Ария, ее типы и разновидности.

Связанное с арией перенесение действия из внешней фабульной сферы в сферу психической жизни персонажа. Ария как опорный эпизод образной характеристики, требующий замкнутой (или относительно замкнутой) формы. Принцип "крупного штриха" - сглаживание рельефа отдельных слов и господство целостной мелодической линии.

Разделение арий по внешним драматургическим функциям и по содержанию. Основные типы арий:

* - ария эмоционального состояния (воплощение одного главенствующего чувства, типизированное в "ариях аффектов" XVII - первой половины XVIII веков и индивидуализированное в операх конца XVIII - XIX века);

* - ария-портрет (восходящий к итальянской опере-buffa начала VIII века элемент реалистической оперной драматургии, раскрывающий как типические, так и индивидуальные свойства характера, смену мыслей, чувств, состояний);

* - ария-монолог (отключенная от внешнего действия внутренняя речь героя, характеризующаяся психологически детализированным тематизмом и свободным, часто фрагментарным строением);

* - действенная ария (при сохранении целостной формы реплики хора или ансамбля вводятся на границах разделов, либо сопровождают ведущий голос; ария также может оставаться незамкнутой и непосредственно перходить в действие).

Различие арий по положению в драматургии акта и оперы в целом ("выходная" ария и ария-кульминация).

Зависимость формы арии (куплетной, трехчастной da capo, трехчастной с динамической репризой, сложной двухчастной, рондо, сонатной, сквозной) от драматургического замысла композитора.

Разновидности сольных форм высказывания: ариозо, ариетта, каватина, песня (серенада, застольная, колыбельная, плач, протяжная).

Ансамбль. Связь основных драматургических функций ансамбля с узловымми моментами действия и выражением частной сценической ситуации.

Два главенствующих принципа сочетания голосов действующих лиц: принцип ансамбля-диалога (развивающего действие) и принцип ансамбля-согласия (подводящего итог развития действия). Взаимопроникновение этих принципов, характерное для ансамблей-сцен.

Характерные для "номерной оперы" ансамбли-финалы, соединяющие в себе действие и эмоциональное обобщение. "Многоярусная" форма, состоящая из ряда относительно законченных контрастных эпизодов, связанных единой линией сквозного развития ("контрастно-составная" форма, промежуточная между одночастной и циклической).

Особая разновидность ансамблей - ансамбли, включающие разные планы действия ("музыкально-сценическая полифония" контрастных явлений в определенной сценической ситуации).

Хор. Связь количества голосов в каждом виде хорового состава с конкретной драматургической ситуацией, характером музыки, национальными музыкальными традициями.

Песня как ведущий жанр хоровой музыки в опере.

Соотношение хора, оркестра и балета в танцевальных сценах.

Массовые сцены (с участием хора и солистов); характерная для них полнота реализации драматургических функций хора, расширение его жанрового диапазона (главным образом за счет включения эпизодов речитативного склада). Свойственные массовым оперным сценам черты куплетности и рондальности.

Ораториальная традиция в трактовке оперного хора русскими композиторами XIX и XX веков.

Оркестровые эпизоды в опере.

Разновидности увертюр: интрада, итальянская увертюра (трехчастное циклическое произведение, основанное на противопоставлении контрастных образных сфер), французская увертюра (трехчастная композиция, обладающая благодаря тематическому "окаймлению" особой уравновешенностью, пропорциональностью), сонатная увертюра (непосредственно связанная с тематическим материалом спектакля), вступление, интродукция.

Симфонические антракты - структурно замкнутые или непосредственно вливающиеся в музыкально-сценическое развитие эпизоды, предвосхищающие важнейшие моменты последующего действия в интонационной и драматургической форме.

Опера как целое

Опера в ряду других форм: сходство и различие с циклическими формами инструментальной музыки.

Музыкальная драматургия (воплощенные в музыке внешний и внутренний планы действия) и композиция (расстановка, компоновка разделов формы по законам музыкальной логики).

Строение оперного акта: контрастно-составные (замкнутые и разомкнутые, периодические и непериодические) и цепные (объединяющие ряд небольших фрагментов) формы.

Принципы объединения актов и картин:

* - принцип контрастного сопоставления,

* - принцип связей на расстоянии,

* - принцип единства целого.

Сквозное действие; интонационно-тематическое объединение актов и картин. Лейтмотивная система; основные виды лейтмотивов (лейтмотив как характеристика персонажа, как выражение чувства, мысли, идеи, лейтмотив-символ) и их развитие в опере. Реминисценция и ее роль в опере.

Разновидности оперных форм

Номерная опера; специфика ее драматургии - последовательное раскрытие действия во внешнем сценическом и внутреннем психологическом плане. Главенство эмоционально-психологического действия, сосредоточенного в законченных номерах (ариях, ансамблях); служебная, вспомогательная роль речитативов secco (разговорных диалогов).

Основополагающая роль номерной оперы в музыке второй половины XVII - второй половины XIX веков вне зависимости от жанра, стиля и национальной школы того или иного композитора.

Опера сквозного действия: максимальное приближение к драме, параллелизм взаимодействия планов внешнего и внутреннего действия. Характерное для оперы сквозного действия сочетание разнообразия типов вокального высказывания с текучей речитативной формой. Распространение этого типа оперы с середины XIX века.

Опера смешанного типа, наиболее характерная для русской и западно-европейской музыки XIX и XX веков.

Камерная опера. Моноопера.

Контрольные вопросы по курсу

1. Интонация в речи и музыке.

2. Звуковые элементы стихотворного текста и их отображение в музыке.

3. Изображение речевой интонации в музыке.

4. Речевой и музыкальный ритм.

5. Речевой и музыкальный синтаксис.

6. Виды музыкально-текстового ритма.

7. Принципы вокализации поэтического текста.

8. Инструментальная партия в вокальном произведении.

9. Композиционные закономерности вокальной музыки.

10. Строфическая форма.

11. Сквозная форма.

12. Смешанная форма.

13. Сложные формы в вокальной музыке.

14. Вариационные формы.

15. Камерно-вокальный цикл.

16. Вокально-симфонический цикл.

17. Опера. Ее элементы.

18. Речитатив, ария, ансамбль.

19. Хоровые, танцевальные, оркестровые эпизоды в опере.

20. Разновидности оперных форм.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ценных профессионально значимых умений музыканта-исполнителя является умение анализировать произведения, входящие в состав его репертуара. Это умение складывается и совершенствуется в процессе изучения целого ряда специальных и общепрофессиональных дисциплин, среди которых ведущая роль принадлежит анализу музыкальных произведений.

К числу важнейших форм работы в классе анализа относится выявление особенностей соотношения поэтического слова и музыки в избранном сочинении для голоса с сопровождением. Решение подобной задачи сопряжено с целым рядом трудностей объективного характера. Во-первых, взаимоотношения поэзии и музыки относятся к числу сложных многоаспектных научно-методологических проблем. Во-вторых, подобного рода аналитическая процедура более характерна для исследовательской, нежели для педагогической практики, в сфере которой остается методически неразработанной. В-третьих, несмотря на большое количество научных исследований по проблеме взаимодействия поэзии и музыки, в существующей учебной литературе ей уделяется недостаточное внимание.

Эти обстоятельства определили необходимость настоящих рекомендаций, а также их направленность и строение. «Методические рекомендации» открываются советами по выбору музыкального произведения для целостного анализа. Далее описывается трехкомпонентная структура рабочего процесса накопления аналитического материала[1], причем для каждого компонента определяются локальные задачи и последовательность этапов анализа. После основной части помещены список рекомендуемой литературы и два приложения. В первом из них кратко излагаются полезные теоретические сведения, выходящие за рамки лекционного материала, а во втором приведен в качестве образца законченный по своей «научно-художественной» форме аналитический этюд.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных