Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интонация речевая и музыкальная




Интонация принадлежит к числу явлений, наиболее непосредственно объединяющих литературу и музыку. Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой по своей содержательной функции и по некоторым структурным особенностям, представляя собой, как и речевая интонация, процесс высотных изменений звуков, выражающий эмоции и регулируемый в речи и вокальной музыке закономерностями дыхания и мышечной деятельности голосовых связок. Зависимость музыкальной интонации от этих закономерностей проявляется весьма разнообразно:

* в построении звуковысотной, мелодической линии (наличие опорных звуков, аналогичных таким же звукам в речевой интонации; расположение главного из них в нижней части голосового диапазона; чередование подъемов и спусков; нисходящее, как правило, направление высотной линии в заключительной фазе движения и др.);

* в членении музыкальной интонации (наличие цезур различной глубины и др.);

* в некоторых общих предпосылках ее выразительности (рост эмоционального напряжения при движении вверх и разрядка при движении вниз, в речи и вокальной музыке связанные с увеличением усилий мышц голосового аппарата и с мышечным расслаблением).

Существенны и различия двух указанных видов интонации как по содержание, так и по форме. Если в речевой интонации звуки не дифференцированы и не имеют зафиксированной хотя бы с относительной точностью высоты, то в музыке интонацию создают музыкальные тоны – звуки, более или менее строго разграниченные в высотном отношении благодаря постоянству частоты колебаний, характеризующей каждый из них. Музыкальные тоны, в отличие от речевых звуков, в каждом случае принадлежат к какой-либо исторически сложившейся музыкально-звуковой системе, образуют между собой постоянные, закрепившиеся в практике высотные отношения (интервалы) и взаимно сопряжены на основе определенной системы функционально-логических отношений и связей (лада). Благодаря этому музыкальная интонация качественно отличается от речевой – она более самостоятельна, развита и обладает неизмеримо большими выразительными возможностями.

Интонация в музыке, как и в речи, может иметь экспрессивное (эмоциональное), логически-смысловое, характеристическое и жанровое значения. Экспрессивное значение музыкальной интонации определяется выражаемыми в ней чувствами, настроениями и волевыми устремлениями композитора и исполнителя. В этом смысле говорят, например, о звучащих в данном музыкальном произведении (или каком-либо его разделе) интонациях призыва, гнева, ликования, тревоги, торжества, решимости и т. п. Логически-смысловое значение интонации определяется тем, выражает ли она утверждение, вопрос, завершение мысли и др. Наконец, интонация может быть различной по своему характеристическому значению, в том числе национальному (русская, немецкая, французская и т. п.) и социальному (русская крестьянская, разночинно-городская и т. п.), а также по жанровому значению (песенная, ариозная, речитативная; повествовательная, скерцозная, медитативная; бытовая, ораторская и т. п.).

Чтобы быть понятым слушателями, композитор в своем творчестве опирается на уже известные общественной среде и усвоенные ею музыкальные и немузыкальные сопряжения. Из музыкальных особую роль в качестве источника и прототипа для композиторского творчества играют интонации народной и бытовой музыки, распространенные в той или иной социальной группе и являющиеся частью ее жизни, непосредственным звукопроявлением отношения ее членов к действительности. Из немузыкальных звукосопряжений аналогичную роль играют речевые интонемы. Композитор может воспроизвести существующие звукосопряжения в точном или измененном виде, либо создать новые, оригинальные интонации, так или иначе ориентируясь на типы этих звукосопряжений. При этом в творчестве каждого автора среди множества воспроизведенных и оригинальных сопряжений тонов можно выделить типовые интонации, вариантами которых являются все остальные. Совокупность таких типовых интонаций, характерных для музыки данного композитора, образует ее «интонационный словарь» (термин Б.В. Асафьева). Совокупность же типовых интонаций, бытующих в художественной практике данной эпохи, находящихся в этот исторический период «на слуху» нации или многих наций, образует соответственно национальный или интернациональный «интонационный словарь эпохи», включающий в качестве основы интонации народной и бытовой музыки, а также интонации профессионального творчества, усвоенные музыкальным сознанием.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных