Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Строфическая, сквозная и смешанные формы.




Куплетная форма.

В условиях повторения одной и той же музыкальной строфы с разным поэтическими строфами музыка куплета отражает содержание текста обобщенно, концентрированно. Две разновидности куплетной формы:

а) куплетная форма без припева;

б) куплетная форма с припевом.

Куплетная форма в песне – характерные особенности мелодики, ритмики, структуры.

Куплетная форма в романсе. Более тесная, чем в песне, связь текста и музыки. Типичность обращения к куплетной форме при наличии образного параллелизма в тексте.

Варьированная строфа.

Сочетание музыкальной обобщенности и целостности с отражением развития сюжетной линии текста, его психологических нюансов.

Куплетно-вариационная форма. Неизменная мелодия и варьируемое сопровождение, в котором изменения согласованы с развитием текста. Относительность разделения функций обобщения и детализации между мелодией и сопровождением. Примеры обращения к куплетно-вариационной форме в опере и камерно-вокальной музыке.

Куплетно-вариантная форма. Существенные преобразования не только фактуры сопровождения, но и самой мелодии, ее характера и интонационного содержания. Наиболее распространенные приемы видоизменения куплета: изменение ладовой и тональной окраски, “прорастание”.

Особенности применения этого типа формы при наличии в тексте предпосылок для сквозного развития музыки и при их отсутствии.

Взаимопроникновение принципов куплетно-вариантной и куплетно-вариационной формы. Слияние куплетной вариантности с принципами других форм (сложный период, трехчастная, рондо, соната без разработки).

Сквозная форма.

Два основных принципа:

* - непрерывное обновление музыкального материала,

* - сквозное развитие в соответствии с сюжетным и психологическим развитием текста.

Сквозная строфическая форма. Разновидность сквозной формы, основанная на сопоставлении крупных, структурно оформленных эпизодов, значительно контрастирующих между собой.

Особенности строения стиха, типичные черты мелодики.

Факторы, обоспечивающие целостность формы:

* -“обобщение через жанр”,

* - репризные повторы материала отдельных разделов,

* - репризное замыкание,

* - возвращение тематизма тех или иных строф,

* - наличие единой линии сквозного развития таких средств выразительности, как фактура, ритм, темп, создающей определенную динамику формы с постоянным нарастанием активности и затем спадом или непрерывным нарастанием активности до самого конца.

Сквозная нестрофическая форма. Разновидность сквозной формы, основанная на принципе последования кратких, разомкнутых музыкальных построений, не образующих законченных форм в результате детального следования за текстом.

Контрастная разновидность – текучесть многоэлементного тематизма, отсутствие крупных структурно оформленных, замкнутых разделов, преобладание небольших фрагментов, объединенных развитием текста.

Неконтрастная разновидность – мелодика декламационного типа; небольшие масштабы произведений, отличающихся мелодико-тематической, темповой и фактурной однородностью. Типичность этой формы для психологической лирики, не имеющей сюжетного развития.

Смешанные формы.

Взаимодействие композиционных принципов разных форм: сквозного развития с одной стороны и репризности – с другой.

Типичность перехода от одного принципа формообразования к другому в последней строфе.

Смешение принципов куплетной и сквозной формы. Образование модулирующей смешанной формы с композиционным сдвигом из куплетной формы в варьированную строфу, из куплетной в сквозную строфическую, из варьированной строфической в сквозную. Появление куплетности и образование обособленного эпизода внутри сквозной формы. Образование многосоставного куплета. Преобразование запево-припевочного принципа на основе сочетания обновляющегося (в соответствии с логикой сквозного развития) запева и неизменного (в соответствии с логикой куплетности) припева.

Формы, основанные на пересечении сквозного развития и репризной повторности:

* - трехчастная форма с трансформированной репризой;

* - многострофная трехчастная форма.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных