ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 8. Строфическая, сквозная и смешанные формы.Куплетная форма. В условиях повторения одной и той же музыкальной строфы с разным поэтическими строфами музыка куплета отражает содержание текста обобщенно, концентрированно. Две разновидности куплетной формы: а) куплетная форма без припева; б) куплетная форма с припевом. Куплетная форма в песне – характерные особенности мелодики, ритмики, структуры. Куплетная форма в романсе. Более тесная, чем в песне, связь текста и музыки. Типичность обращения к куплетной форме при наличии образного параллелизма в тексте. Варьированная строфа. Сочетание музыкальной обобщенности и целостности с отражением развития сюжетной линии текста, его психологических нюансов. Куплетно-вариационная форма. Неизменная мелодия и варьируемое сопровождение, в котором изменения согласованы с развитием текста. Относительность разделения функций обобщения и детализации между мелодией и сопровождением. Примеры обращения к куплетно-вариационной форме в опере и камерно-вокальной музыке. Куплетно-вариантная форма. Существенные преобразования не только фактуры сопровождения, но и самой мелодии, ее характера и интонационного содержания. Наиболее распространенные приемы видоизменения куплета: изменение ладовой и тональной окраски, “прорастание”. Особенности применения этого типа формы при наличии в тексте предпосылок для сквозного развития музыки и при их отсутствии. Взаимопроникновение принципов куплетно-вариантной и куплетно-вариационной формы. Слияние куплетной вариантности с принципами других форм (сложный период, трехчастная, рондо, соната без разработки). Сквозная форма. Два основных принципа: * - непрерывное обновление музыкального материала, * - сквозное развитие в соответствии с сюжетным и психологическим развитием текста. Сквозная строфическая форма. Разновидность сквозной формы, основанная на сопоставлении крупных, структурно оформленных эпизодов, значительно контрастирующих между собой. Особенности строения стиха, типичные черты мелодики. Факторы, обоспечивающие целостность формы: * -“обобщение через жанр”, * - репризные повторы материала отдельных разделов, * - репризное замыкание, * - возвращение тематизма тех или иных строф, * - наличие единой линии сквозного развития таких средств выразительности, как фактура, ритм, темп, создающей определенную динамику формы с постоянным нарастанием активности и затем спадом или непрерывным нарастанием активности до самого конца. Сквозная нестрофическая форма. Разновидность сквозной формы, основанная на принципе последования кратких, разомкнутых музыкальных построений, не образующих законченных форм в результате детального следования за текстом. Контрастная разновидность – текучесть многоэлементного тематизма, отсутствие крупных структурно оформленных, замкнутых разделов, преобладание небольших фрагментов, объединенных развитием текста. Неконтрастная разновидность – мелодика декламационного типа; небольшие масштабы произведений, отличающихся мелодико-тематической, темповой и фактурной однородностью. Типичность этой формы для психологической лирики, не имеющей сюжетного развития. Смешанные формы. Взаимодействие композиционных принципов разных форм: сквозного развития с одной стороны и репризности – с другой. Типичность перехода от одного принципа формообразования к другому в последней строфе. Смешение принципов куплетной и сквозной формы. Образование модулирующей смешанной формы с композиционным сдвигом из куплетной формы в варьированную строфу, из куплетной в сквозную строфическую, из варьированной строфической в сквозную. Появление куплетности и образование обособленного эпизода внутри сквозной формы. Образование многосоставного куплета. Преобразование запево-припевочного принципа на основе сочетания обновляющегося (в соответствии с логикой сквозного развития) запева и неизменного (в соответствии с логикой куплетности) припева. Формы, основанные на пересечении сквозного развития и репризной повторности: * - трехчастная форма с трансформированной репризой; * - многострофная трехчастная форма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|