ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понимание Корана в свете БиблииНепорочное зачатие
Непорочное зачатие — одно из основных доказательств Божественной природы Иисуса, которое использует Карл Барт (Karl Barth). Барт утверждает, что если бы у Иисуса был отец физический, тогда Он не мог бы быть Богом, а так как отца в биологическом смысле, во плоти не было, Он должен был иметь Божественную природу. Если нет, то существовала лишь одна альтернатива — что Иисус был сотворен, но об этом шведский теолог даже подумать не мог. Барт не в состоянии был принять такой вариант, а вот большинство мусульман придерживаются именно такой точки зрения, находя поддержку как в стихах Корана, аятах, так и сложившейся традиции. Чаще всего в Коране Иисуса называют Сыном Марйам (23 раза). Библия тоже обращается к Иисусу подобным образом (Марк 6:3). Многие христиане считают такое обращение оскорбительным, потому что оно якобы отрицает Божественную сущность Иисуса, но это не соответствует действительности. О Марии в Коране говорится с большим почтением (Сура 3:4-42), и поэтому упоминание Марии в контексте вполне достойно. О некоторых прославленных мусульманских поэтах — Ибн-А-Айша и Ибн Маййадда — тоже говорится со ссылкой на их матерей. Брата Али всегда упоминают вместе с матерью, так же говорят несколько раз и о Мухаммеде (Parrinder, 23). Кто-то может сказать, что Мухаммед, обращаясь к Иисусу именно таким образом, пытается подчеркнуть человеческую природу Иисуса, но этот вывод несостоятелен. Титул Сын Марйам наоборот, еще раз напоминает людям о том, что Иисус был зачат непорочно, что, как правильно считал Барт, доказывает Его Божественную природу. Подчеркнутое упоминание Матери Иисуса еще раз заставляет вспомнить, что земного отца у Иисуса не было.
Нужно заметить, что Коран категорически отрицает, что Иисус — Сын Аллаха, но тем не менее, расхождение между Кораном и Библией в данном случае не критическое. Во всех случаях, кроме одного, понятию сын соответствует арабское слово wahlid, что, собственно, означает сын, рожденный в результате естественного процесса зачатия. Другими словами, вполне возможно, что отрицается только сам факт физиологического контакта Аллаха и Марии. Этот вопрос мы обсудим чуть позже. Но, прежде чем продолжить, следует определить, что иудеи понимали под словами Сын Божий. Многие люди разных культур представляют себе типичные отношения между отцом и сыном, основанные на авторитете и власти, но иудеи понимали это совершенно по-другому. Когда Иисус называет Себя Сыном Божьим, Он не имеет в виду, что Он физически является Его Сыном, и уж тем более не намекает на то, что находится в полном и категорическом подчинении у Бога. Титул Сын скорее обозначает единство Иисуса и Отца Небесного, и разделение с Ним общей природы. Иисус говорил, что относится к той же самой главной сущности, что и Сам Отец, а это автоматически означает Божественность (Cottrell, 165). Именно из-за этого иудеи постоянно обвиняли Иисуса в богохульстве, а именно — в том, что Иисус приравнивал Себя к Богу. В Евангелии от Иоанна 5:18 можно прочесть, что Иисус Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Отметив это, давайте вернемся к вопросу о рождении, и проблемам, связанным с природой Иисуса.
Только обратите внимание на само рождение Иисуса, и вы поймете, что это был единственное в своем роде событие. Иисус не только единственный в истории человечества, кто был рожден в результате непорочного зачатия, Он еще был и единственным, для кого Бог избрал особый способ появления на свет. В первых сурах Корана, говорящих о рождении (3:31-41, 19:1-41, и особенно 66:12), очевидно, что Бог вдохнул в лоно Марии Дух Святой, и она зачала. Можно привести примеры параллельных мест. Например, сура 21:91 говорит: И Мы вдунули в нее от Нашего духа. Заметьте, что определение Наш Дух недвусмысленно указывает на самого Аллаха, и ранее мы рассматривали этот вопрос. Это полностью совпадает с Библейской картиной рождения Иисуса. В Евангелии от Луки 1:35 читаем, что на Марию нашел Дух Святой, и понесла она младенца Иисуса. Получается, что Дух Святой сыграл решающую роль в том, что Мария зачала. Но все дело в том, что Коран не очень много говорит о Святом Духе, и большинству мусульман Он представляется чем-то таинственным и непонятным. Это происходит потому, что, к сожалению, мусульмане не обращаются к Библии, чтобы прояснить для себя этот вопрос.
Некоторые мусульмане считают, что решение проблемы — в архангеле Гаврииле (Габриэле). Кое-кто из толкователей считает, что Дух, про которого говорится в сурах 16:104 и 26:193, на самом деле — архангел Гавриил, потому что он был избран для того, чтобы передать Коран Мухаммеду. И именно об этом якобы говорится в обоих отрывках. Однако, такой вывод выглядит надуманным, если принять во внимание, что ни в одной из ситуаций, непосредственно связанных со Святым Духом, архангел Гавриил не упоминается. Более того, если Мухаммед говорил именно об архангеле Гаврииле, почему он просто не сказал Гавриил? Даже если предположить, что именно Гавриил открыл Коран Мухаммеду (2:91), это не обязательно доказывает, что Дух Святой — это Гавриил. Библия говорит, что Дух Святой — это Бог (Деяния 5:3-4), и если Гавриил и передал слова Аллаха Мухаммеду, это значит, что в какой-то момент он их получил от Самого Аллаха.
Дилемму можно разрешить, если принять, что Дух Святой, являясь Богом, открыл Коран для Гавриила, а архангел только передал его Мухаммеду. Это сразу же выводит Гавриила из возможных кандидатов на роль Святого Духа, и это совершенно верно, так как и Коран, и Библия утверждают, что именно Святой Дух явился причиной тому, что Мария зачала Иисуса. (сура 66:12). Кроме того, в Новом Завете сказано, что именно Святой Дух открыл людям Тору и Евангелие. Это соответствует тому, что говорится в обсуждаемых аятах, так как вопрос того, как Слово Божье было открыто людям, является основным. Итак, если сказанное в этих аятах имеет отношение к Святому Духу Нового Завета, тогда подтверждается рассказанное в Библии. Кроме того, в Коране Иисус назван Духом, исходящим от Аллаха (4:171), что позволяет убедиться в Его родственность Духу Святому, то есть Богу. В группе, называющей себя мутазилитами, есть люди, открыто отрицающие традиционную точку зрения, что Дух Святой и архангел Гавриил — это одно и то же. Они считают, что единственный возможный вариант таков: Дух Святой — это Сам Мессия. Среди этих людей был и Абу Муслим (Robinson, 162).
Более того, если еще раз обратить внимание на три места в Коране, где говорится о рождении Иисуса, можно обнаружить и другие факты, указывающие на то, что Гавриил — это не Святой Дух. В суре третьей, хотя Марйам и называет посланца Господин, но проблематично, что она обращается к Гавриилу и остальным ангелам, так как их много. А Дух Святой посетил ее позже, повторив сообщение и выполнив то, о чем говорил ей Гавриил, в результате чего Марйам забеременела. Такой вариант вполне возможен, так как в Суре третьей еще ничего не говорится о ее беременности. Значит, Гавриил, скорее всего, просто сообщил ей о том, что произойдет позже. Кстати, такое объяснение полностью совпадает со сказанным в Библии. В Суре 19 о посланнике говорится Наш Дух, или Дух Самого Аллаха. Мы видим, что говорит сам посланник — Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого (святого — Dawood, 19:19). Видимо, этот посланник и есть Тот, Кто позволил Марии зачать ребенка чудесным образом, а вовсе не тот, кто принес ей весть о том, что это вскоре случится. В следующем аяте мы видим, что Марйам зачала мгновенно, и это идет вразрез с тем, что говорит Сура третья. Более того, в самом Коране есть утверждение, что Аллах позволил Марии зачать, послав ей Святого Духа (Сура 66:12). К сожалению, разные переводы Корана дают разные картины событий. В версии Юсуфа Али этот аят переведен следующим образом: Я только посланник от Господина, чтобы (объявить) тебе дар святого сына. Обратите внимание — слово объявить взято в скобки, указывая, что у Юсуфа Али было уже сложившееся мнение на вещи, и толковал текст он со своей точки зрения. В данном случае Юсуф Али убежден, что в роли посланника выступал Гавриил. Но тогда он должен был столкнуться с дилеммой: если он посланник, призванный объявить Марии о будущем зачатии, как мог Гавриил сделать, чтобы она зачала? Так, по логике Юсуфа Али, Гавриил не участвовал в самом зачатии, а только объявлял о предстоящем событии. То, как Юсуф Али понимает события, не помогает разъяснить текст, да и далеко от того, что написано в Библии.
Сура 16:2 проводит четкое различие между ангелами и Святым Духом, говоря, что Аллах ниспослал ангелов с Духом. К сожалению для Юсуфа Али, Гавриил попадает как раз в категорию ангелов и не может, таким образом, считаться Духом. В другом аяте, 38:71-74, раскрывается различие между Гавриилом и Святым Духом. Этот отрывок окончательно решает вопрос, так как рассказывает о том, как Аллах сотворив Адама, вдохнул Свой Дух в него и приказал всем ангелам, и Гавриилу в том числе, пасть ниц перед ним. Сатана (Иблис) — единственный из ангелов, кто отказался это сделать. Полагать, что Гавриил и Святой Дух — это одно и то же просто бессмысленно, так как Гавриил был одним из ангелов, которым приказали подчиниться Адаму, а вовсе не Тот, через Кого был сотворен Адам. Может, Аллах сначала приказал Гавриилу, потом вдохнул его в Адама, а затем Гавриил простерся перед человеком? Трудно себе это представить. Конечно, понять, что такое Святой Дух для многих современных мусульман очень трудно, но это лишь еще раз говорит о том, что очень мало изменилось в тех времен, когда была написана Сура 17:87: Они спрашивают тебя о Духе... Если Гавриил был Святым Духом, почему Мухаммед избегает прямого, четкого ответа на этот вопрос? Причина видится в том, что Дух Святой — ипостась самого Аллаха, это Его Дух, а это действительно трудно понять простым смертным. Конечно, традиционное исламское отождествление Гавриила со Святым Духом кажется ошибочным в свете всего рассмотренного выше, особенно если принимать во внимание сказанное в Новом Завете. А это вопрос немаловажный, и мы поймем, почему.
Сура 3:52 ставит в тупик тех, кто считает рождение Христа через непорочное зачатие доказательством Его Божественной сущности. В этом аяте Иисус сравнивается с Адамом, в ней говорится, что Иисус был сотворен из праха. Никто не посмеет сказать, что Иисус — Бог в человеческой плоти, если Он Сам чье-то творение, не так ли? На самом деле все гораздо проще. Христианство ответило на этот вопрос, и, не вдаваясь в подробности, скажу следующее. Да, физически Иисус был сотворен, из праха было Его тело, но не духовно бесконечное Слово (Христос). Таким образом, Христос существовал еще до того, как родился, но существовал не как человек. На краткий срок человеческой жизни должна была быть создана новая форма — человеческая. Иисус часто говорил о том, что Он был прежде (Иоанн 6:62, 8:58, 17:5). И уж конечно, Иисус как и Адам, не был зачат в процессе обычного физиологического контакта, как мы уже говорили ранее.
Есть ситуация, в которой природа Святого Духа является решающей. Если Иисус (физическое проявление существовавшего всегда Христа) соединился со Святым Духом до момента рождения в физическом смысле, как говорил Новый Завет, тогда в некотором смысле, Он участвовал в сотворении Самого Себя. Апостол Павел в Послании Филиппийцам 2:7 говорит: Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Очевидно, что Христос Сам принимал участие в процессе. Кто-то может возразить, что в таком высказывании полностью отсутствует смысл, но Бога нельзя понять пользуясь обычной человеческой логикой, так как Он превосходит все существующее. В Евангелии говорится о Христе, что Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоанн 1:3). Может, несколько примеров помогут это понять. Возьмите хамелеона — он меняет цвет, но остается все тем же хамелеоном. Иммигрант переезжает в другую страну, но национальность его от этого не изменится. Время проходит — будущее становится настоящим, затем прошлым, но это все то же время. Если существовавший до Своего рождения Иисус действительно был Богом, тогда Он мог создать и совершенно новое временное обиталище для Себя, например, тело человека. Понятно, что физическое тело не является Его истинной изначальной сущностью, но все же Божественная сущность Его была облечена в физическое тело. Следовательно, Он Сам создал Себя. Это похоже на то, что Бог вдохнул в Марию, оставив часть Самого Себя у нее в чреве в виде Иисуса Христа. И если все же вы никак не можете прояснить этот вопрос для себя, понять его, вспомните, что сказано в Торе: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему (Второзаконие 29:29), и пусть вера будет решающим фактором. Не стоит забывать, что Христос сотворил птиц и оживил их, вдохнув в них, по воле Аллаха — так говорит Коран (3:43, 5:109). В арабском языке существует два слова, обозначающие “создавать”, но если говорится о чем-то созданном Аллахом или Христом, используется только Khalaqua, а не Qaddara, хотя это и синоним. Согласно суре 13:17, Аллах — единственный творец всякой вещи, так что тот факт, что Иисус создавал что-то Сам, означает очень многое. В Суре 22:72 мы читаем, что никто, кроме Аллаха, не может создать даже мухи. В Суре 15:26-29 Аллах создает человека, вдохнув в него Свой Дух. И если Иисус не имеет ничего общего с Аллахом, или Божественной сущностью, тогда почему же Он — единственный из людей, сотворивший что-либо, как говорят нам и Библия, и Коран? Если Святой Дух не имеет отношения к Аллаху и Божественной Сущности, почему же тогда Он всегда участвует в процессе сотворения? Кроме того, интересно знать, что в Ветхом Завете использовано еврейское слово ruach, которое переводится “дух”, а в Новом Завете это понятие переведено греческим словом neuma. И еврейское, и греческое слово можно еще перевести как ветер, дыхание. Очень интересно, что жизнь всегда ассоциируется с дыханием, духом (Бытие 6:7, 7:15, 22; Иов 33:4, Иезекииль 37:5-14). Святой Дух всегда связан с самой жизнью (Иоанн 3:5-7, 6:63; Римлянам 8:2, 6, 11; 2 Коринфянам 3:6). Более того, даже само слово, которое значит дух, в этих языках указывает на дыхание и появление жизни, а это вполне соответствует тому, что мы рассматривали выше, если вспомнить работу Святого Духа как ее описывает и Библия и Коран.
Кто может давать жизнь, кроме Аллаха? В Суре 3:49 Иисус говорит, что оживит мертвых, а ведь в Сурах 21:21-22, 25:3 и 30:18-26 утверждается, что только Аллах может поднять мертвых к жизни и создать что-либо. Иисус сказал: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. (Иоанн 2:19), предсказывая Свое воскрешение из мертвых. Храм, о котором Он говорил, конечно, Его тело (Иоанн 2:21), но главное — не это, главное — Он Сам воздвигнет его опять. Апостол Павел в Послании Римлянам 8:11 говорит, что Иисуса воскресил Дух. А в Деяниях 2:24 Петр провозглашает, что Бог (Отец) воскресил Иисуса, выполнив пророчества Ветхого Завета (Псалом 17:8-11). Кто же вернул Иисуса к жизни? В Евангелии от Иоанна 5:26 Иисус говорит: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Иисус даже называл Себя Жизнь (Иоанн 11:25, 14:6). Апостол Павел всегда называл каждого из Троицы особым именем, чтобы можно было отличить, о ком идет речь. Как правило, Отца он называет Бог, а Иисуса — Господь. В Деяниях 17:24-25 Павел называет Господа (Иисуса) Богом, таким образом объединяя Отца и Сына в одного Бога. Далее он говорит, что Он дает всему жизнь и дыхание, что кажется указанием и на Святой Дух тоже.
В Откровении 4:8 апостол Иоанн приводит цитату из книги Исайи (6:3), называя Бога святым три раза. Можно конечно, объяснить это стремлением подчеркнуть Его святость с помощью повторения, но все же не исключена вероятность, что это указание на Триединого Бога, Троицу. В Ветхом Завете мы постоянно встречаем следующее описание Господа: Господь Авраама, Исаака и Иакова. Может, это еще одно описание триединого Бога? Бог по еврейски — Elohim, и слово это имеет только множественное число. Когда это слово используется при описании языческих богов, его употребляют с глаголами, стоящими во множественном числе. Когда же этим словом обозначают Бога Израиля, то рядом — глагол в единственном числе (Cottrell, 133). Согласно Книге Бытия 1:26, в начале Бог сказал такие слова: Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему. В главах 3:22 и 11:7 можно найти слова, говорящие о неделимой множественной сути Бога. Если природа Бога не множественна, тогда почему Бог разговаривает в данном отрывке, и главное — с кем Он разговаривает?
Более того, Коран тоже говорит о множественности в природе Бога — ведь в Коране слова Аллаха передаются арабским словом, которое переводится как Мы. Кто-то может возразить, что это арабская традиция — из-за возложенной на них власти и большого авторитета правители при беседе говорят о себе во множественном числе (то есть “Мы...”, а не “Я”). Это действительно так, но нельзя забывать, что традиции всегда вырастают из реальных событий прошлого. Книга Бытия говорит, что Бог использовал этот язык с начала времен, так как Он был Творцом. А человек, будучи творением Божьим, с течением времени мог подхватить этот языковой обычай, переведя его на свой, человеческий контекст. Конечно, эта теория относительно происхождения языка очень спорна, хотя и не невероятна. Но даже если отвлечься от такого спорного объяснения, эти отрывки из Библии нельзя назвать противоречивыми. Скорее они свидетельствуют о том, что триединство, составляющее Троицу, — это единый Бог, и скептически настроенные читатели должны обратить особое внимание на этот вопрос и внимательно обдумать его. В Писании можно найти много примеров, доказывающих эту точку зрения, а так как Коран призван подтверждать истинность Писания, то все настоящие мусульмане должны принять ее.
Возвращаясь к непорочному зачатию, нужно вспомнить еще и отрывок, который называется Epistula Apostolorum (Послание Апостолов). Его считают письмом одиннадцати апостолов к Церкви, написанным после беседы с Иисусом сразу после Его воскресения. В этой беседе Иисус якобы сказал им, что Он явился к Деве Марии в виде архангела Гавриила, и вошел в нее как вечное Слово, которое в ее чреве стало плотью (Robinson, 157). Это возвращает нас к размышлениям об участии Христа в процессе сотворения Иисуса — человека. Весь вопрос в том, что это поднимает вопрос о роли архангела Гавриила в этом процессе, а это может пагубно повлиять на многих мусульман, не принимающих Христа как Спасителя, в результате чего они отвлекутся от значения Иисуса и все внимание переключат на Гавриила.
Тем не менее, мы видим, что и Библия, и Коран говорят о том, что в течении Своего земного служения Христос был чудесным образом связан со Святым Духом (подкреплен Им) (Сура 2:81, 254). Апостол Иоанн записал свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе, а именно, что Иисусу не мерою Бог дает Духа (Иоанн 3:34). В Новом Завете говорится, что все мы получим дар Святого Духа, если покаемся и крестимся во имя Иисуса Христа (Деяния 2:38), и что все апостолы одновременно исполнились Святого Духа (Деяния 2:1-4). Весь Новый Завет утверждает, что каждый признавший Иисуса Христа своим Господом и Спасителем получает внутреннее присутствие Святого Духа, Который приближает их к святости во исполнение пророчества из Книги Иоиля 2:28-32 (Иоанн 7:37-39, Римлянам 8:9-11; 1 Коринфянам 6:19; 2 Коринфянам 1:21-22; Галатам 4:6; 2 Тим. 1:14). Это значит, что Дух — вездесущ, а это качество, которым обладает только Бог. Апостол Иоанн свидетельствует, что Иисус, посылая Своих учеников проповедовать Евангелие, Иисус дунул и дал им принять Духа Святого. После этого они получили Божественное право прощать грехи как вдохновленные Им апостолы, исполненные Духом Божьим (Иоанн 20:21-23). Это опять напоминает нам, что Иисус составляет единое целое с Духом, и что и Иисус, и Дух Святой связаны с Отцом Небесным, потому что только Бог может прощать грехи (Марк 2:5-7; Сура 3:129). И мы опять возвращаемся к возможному участию Христа в сотворении Себя Самого в образе человека, когда Он вдохнул Святой Дух в чрево Марии.
Сравнив две главы Евангелия от Иоанна (14:26 и 15:26), мы обнаружим, что единым целым являются не только Христос и Святой Дух. Христос и Отец Небесный — тоже единое целое. В Евангелии от Иоанна 14:26 мы видим, что Отец пошлет Дух Святой во имя Иисуса, в то же время в главе 15:26 читаем, что Иисус пошлет Дух Святой от Отца. Все становится еще более удивительным, если прочесть еще несколько отрывков, например, Послание к Галатам 4:6 или Деяния 2:33. Но противоречат ли они друг другу? Абсолютно нет. Они только еще раз подчеркивают тот факт, что Христос, Дух Святой и Отец изначально едины и представляют одного Бога. Здесь нет противоречия, это всего лишь один из многих примеров из Библии, который говорит о Троице. Так же как время может быть прошлым, настоящим или будущим, оставаясь при этом временем, Бог может принимать три ипостаси, оставаясь при этом единым Богом. Человек имеет физическое тело, душу и дух, но это один человек. Команда состоит из нескольких игроков, но остается единым целым, так как она едина по сути и цели. Великий богослов Августин утверждал, что триединство Бога доказывает тот факт, что Бог есть любовь — так сказал апостол Иоанн (1 Иоанн 4:7-8). Августин объяснял, что любовь имеет триединую сущность, так как предполагает наличие любящего, любимого и элемент самой любви (Cottrell, 117-18). Приведенные примеры из повседневной жизни могут послужить в некотором смысле иллюстрацией для понимание природы Бога, хотя они и несовершенны. Мы не можем до конца постичь сущность Бога, поэтому любое сравнение будет приблизительно, хотя количество таких параллелей достаточно велико. Даже если мы так и не сможем представить себе, как Бог может иметь три проявления, оставаясь при этом единым целым, мы все равно должны помнить, что в природе Бога есть множество такого, что мы не можем понять, лишь принять по вере. Нам не дано понять, как Бог может существовать без начала и конца, или как Он может не иметь пола, или как Он может быть вездесущим, всемогущим и всеведущим. Только веря, можно принять все перечисленное как факт. Природа Бога лежит вне человеческого понимания, и это не удивительно.
Можно перечислить еще много стихов из Библии, раскрывающих эту же тему, например: Евангелие от Матфея 28:18-20; Римлянам 15:30; 1 Послание Коринфянам 6:11, 12:4-6; 2 Послание Коринфянам 1:20-22, 13:14; Послание Галатам 4:6; Послание Ефесянам 2:18, 3:14-17, 4:4-6, 5:18-20, 1 Послание Фессалоникийцам 5:18-19; 2 Послание Фессалоникийцам 2:13; Послание Титу 3:4-6; 1 Послание Петра 1:1-2, 1 Послание Иоанна 3:21-24, 4:11-16, и это лишь часть всего списка. Читая перечисленные стихи, можно заметить, что явно выраженной иерархии между тремя проявлениями Бога нет, что указывает на их внутреннее равенство по сути, хотя иногда у них разные роли. Сказанное в Библии подтверждает, что три ипостаси являются одним Богом, потому что они имеют общую сущность или суть. Хотя можно проследить, что роли их различны, во многих случаях они частично или полностью совпадают, и всегда между ними — тесная взаимосвязь. Иисус, обещая послать Дух Святой (Иоанн 14:15), сказал, что Он пошлет другого. Иоанн использовал греческое слово allos, что значит “один из того же рода, один из одинаковых по сути”, а не греческое же слово heteros, значащее ”один из другого рода” (Cottrell, 129). В 1 Послании Коринфянам 2:10-11 Павел связывает Дух Святой и Отца, объясняя, что Дух понимает все мысли Бога, называет Его Духом Божьим, говоря “кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.” Каждый из нас имеет дух, составляющий часть нашей человеческой сущности, и Павел отстаивает мысль, что Святой Дух является тем же для Самого Бога. Петр понимал истинность этой идеи, и именно поэтому в Деяниях 5:3-5 говорит о Святом Духе — Бог. В Евангелии от Матфея 28:18-20 сказано, что Иисус посылает Своих учеников крестить и учить народы во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Греческое слово в значении Имя в данном контексте — в единственном числе. Не “имена”, а “Имя”, и в этом указание на решение вопроса.
В Евангелии от Иоанна 15:26 Иисус говорит Своим ученикам: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. В главе 16:13-15 Иисус говорит следующие слова:
Дух истины... наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Кое-кто настаивает, что Утешитель — это Мухаммед, но если это так, то тогда Мухаммед должен быть Духом истины, чьей главной целью является прославление Иисуса (см. Стих 14). Но вспомните, в Евангелии от Иоанна 13:32 Иисус напоминает нам, что Бог (Отец) прославит Его в Себе. Не лишним будет вспомнить, что целью Иисуса было прославление Отца в том задании, что было Ему предназначено (Иоанн 14:13). И, понятно, что Иисус восславлял Святой Дух, говоря: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Матфей 12:32). В Евангелии от Иоанна 16:15 есть следующие слова Иисуса: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Это явное указание на Троицу, Триединство, которое можно неоднократно встретить в Библии, и Мухаммед не имеет к этому никакого отношения.
Назвать Мухаммеда Утешителем в контексте глав 14-16 Евангелия от Иоанна было бы просто бессмысленно, так как речь явно идет о Святом Духе. Иисус даже говорит, что Сам пошлет Дух Истины (15:26), но какой мусульманин может сказать, что Иисус послал Мухаммеда? В Евангелии от Иоанна 14:26 Утешитель назван Духом Святым, а разве у настоящего мусульманина повернется язык сказать, что Мухаммед — это Святой Дух? Если да, то кто же был тот Святой Дух, пришедший к Марии (Сура 19) или Дух, от которого Аллах вдунул Марию (Сура 66:12). Нельзя забывать и то, что Иисус говорит непосредственно со Своими учениками (апостолами). Как Мухаммед может быть послан апостолам в первом веке? С другой стороны, Святой Дух был послан ученикам Иисуса спустя 50 дней после воскресения (Деяния 2, данные дополнительных исторических исследований раннехристианских авторов). Заметьте, какие слова произносит Иисус: Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется (Иоанн 14:29). То есть, это было пророчество, которое должно было исполниться в период жизни апостолов. Поэтому Иисус сказал, чтобы апостолы оставались в Иерусалиме, и ждали, пока не будут облечены силою свыше (Лука 24:39). Утешителя называют святым, говоря, что Он пребудет с учениками вечно (Иоанн 14:16), что указывает на Его Божественную сущность. Разве Мухаммед соответствует такому описанию? Более того, в основу этой надуманной теории, что в Библии есть пророчество о Мухаммеде, легли три скромных греческих буквы, измененные в слове Утешитель в Евангелии от Иоанна. А ведь это — искажение слов Иисуса. Если кто—то хочет верить в Библейские пророчества о Мухаммеде, тогда ему придется либо усомниться в точности свидетельств Иисуса, либо в точности того, что записано Иоанном в Евангелии (Инжиль). Последнее невозможно, так как Иоанн только в этой главе использует это греческое слово четыре раза. Если это была его ошибка, то получается, что он ошибся не один раз, а двенадцать (три буквы — четыре раза). А в конечном итоге, предположение о имеющейся ошибке ставит под вопрос свидетельство Мухаммеда о природе Инжиль (Евангелия), а следуя дальше по логической цепочке — и слова Аллаха.
И, наконец, пророк Исаия возвещал приход Мессии (9:6), называя Его Чудным Советником. Десятая глава Книги Исаии начинается с рассказа о грядущем Мессии от корня Иессеева (то есть по линии Давида). Во втором стихе Исаия говорит: “И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости”. Так как и Библия и Коран подтверждают, что Иисус был помазан Духом Святым, логично было бы сделать вывод, что в Евангелии от Иоанна, в главах 14-16 говорится о Святом Духе, а вовсе не о Мухаммеде. Более того, единство Чудного Утешителя (Иисуса) и Духа совета и крепости достаточно красноречиво. Во Втором Послании Коринфянам 3:17-18 апостол Павел даже говорит, что Господь (Иисус) есть Дух. Апостол Петр подтверждает это, связывая Дух Иисуса, который направлял ветхозаветных пророков, и Святой Дух (1 Петра 1:10-12; 2 Петра 1:20-21). Пророк Исаия задает вопрос: Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? (Исаия 40:13). Смысл в том, что выше этого советника (или утешителя) нет. Зачем же тогда посылать еще одного?
Если же кто-то утверждает, что в Евангелии от Иоанна 14-16 было пророчество о приходе Мухаммеда, тогда ему придется как минимум признать, что апостол Павел был пророком Аллаха и все Евангелие Иоанна заслуживает доверия. Иначе как может книга одновременно содержать точное пророчество о событии или человеке, и при этом быть отвергаема как ложная. Таким образом, если мусульманин утверждает, что в Евангелии было пророчество о Мухаммеде, тогда уж ему придется быть постоянным в своих взглядах. То есть ему придется автоматически признать, что Иоанн был пророком, что Новый Завет, вероятно весь, содержит истинную информацию, и его нужно принимать как слова, исходящие от Аллаха. Если мусульманин признает это, ему придется поверить в то, что там сказано. По мнению автора статьи, это единственный логичный вывод, если посмотреть на все с точки зрения объективных доказательств, и автор надеется, что с этим согласится каждый читатель.
К завершению обсуждения вопроса непорочного зачатия, нужно помнить: рассматривая точку зрения Корана о том, что Иисус был сотворен, нельзя забывать, что Мухаммед посвятил себя защите святости Бога. Коран постоянно защищает чистоту Бога, повторяя, что Бог никогда не имел полового контакта с Марией, хотя некоторые группы утверждают обратное. Мормоны, современное религиозное течение, считают, что на самом деле нечто подобное физическому контакту было. Но их точка зрения логически совпадает с их взглядом на Бога, ведь они считают, что Бог имеет начало, когда-то появившись на свет человеком. Слова Мухаммеда можно понимать не как нападки на природу Иисуса, наоборот, скорее их можно воспринять как защиту чистоты, целомудрия Бога. Сура 17:111 говорит: "Хвала Аллаху, который не брал Себе детей, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения!" В Суре 37:149-59 мы видим, как Мухаммед защищает Аллаха от обвинений в том, что Он имеет множество дочерей в виде ангелов. Но это бы значило, что Аллах, как боги Греции, имел физический контакт с людьми, в результате чего появились дети. Мысль об этом одинаково кощунственна как для христиан, так и для мусульман. Собственно говоря, Библия избегает возможного непонимания, подчеркивая, что отношения между Христом, Отцом и Духом были не физическими, а духовными по природе. Один из примеров этому — Крещение Иисуса. Когда Иисус вышел из воды, на Него опустился Дух Святой в виде голубя, и свидетели слышали, как Отец провозгласил: “Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” (Марк 1:11). Крещение Иисуса состоялось, Он исполнил всякую правду, как надлежало (Матфей 3:15), и только тогда Отец при всех объявил об Их отношениях, подчеркивая не физическое родство, а духовную сущность этой связи.
Сура 6:101-107 тоже защищает Аллаха от подобных обвинений, добавляя, что Аллах не мог иметь детей, не имея жены. В Коране можно найти даже предупреждение тем, кто считает, что Аллах берет Себе детей (усыновляет) (Сура 39:6). Эта еретическая теория об усыновлении была очень популярна во времена Мухаммеда. Согласно теории Адопционизма за то, что Иисус вел праведную жизнь, Отец усыновил Его, сделав Его Сыном Божьим, и присоединив к двум имеющимся богам. Это еретическое течение было весьма популярным в особенности благодаря Павлу из Самосаты, умершему в 275 году н.э. (Cottrell, 147). Это опять возвращает нас к противостоянию Корана еретическим теориям, сконцентрировавшимся вокруг Библейской концепции Троицы. Коран яростно отрицает Адопционизм, так же как идею о существовании двух богов. Клеймит Коран и почитание Девы Марии в качестве бога, или Мариолатрию. В Суре 5:116 Аллах спрашивает: "О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: "Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?" Сура 4:171 отрицает, что Мария и Иисус — два дополнительных бога, требуя: Не говорите — три. То есть, согласно простому математическому действию, один плюс два — три бога. В катехизисе Римско-католической церкви Мария названа Матерью Божией, Второй Евой, путем, через который мы получаем благословение, жизнь, и нашего Заступника. Иоанн Дамаскский говорит о ней как о Владычице, которой через Сына подчинено все творение. Петр Дамиан почитал ее как самую возвышенную из всего творения, обожествлял ее, говоря, что она наделена всем могуществом на небесах и на земле (Muhammad Ali, 275-276). Если мы примем такую точку зрения, то есть будем верить в Бога Отца, Бога Мать и Бога Сына, то и в Библии, и в Коране для этого одно название — идолопоклонничество. Ставить рядом с Аллахом партнеров — это без сомнения самый настоящий шерк. Католическое понимание роли Девы Марии дает им право обращаться к ней с молитвой, и так делает вся римско-католическая церковь, но это бессмысленно и не оправдано, так как между Богом и человеком есть всего лишь один Посредник (Сура 43:86; 1 Тимофею 2:5). Так что, скорее всего в Суре 38:4 Мухаммед обращает упреки к христианам, сторонникам этих еретических течений.
Даже прославление Иисуса и Святого Духа как богов помимо Аллаха было бы ересью, потому что приравнивалось бы к многобожию (Сура 37:84; 38:65; 39:3-4,11, 14-17, 64-67; 40:74). Приведенные отрывки всего лишь часть высказанного против многобожия, где четко сформулировано: боги помимо Аллаха. В Сурах 4:169 и 5:77 праведно осуждаются те, кто верит в трех богов. Истинные христиане не верят в богов помимо Единого Бога, и не поклоняются им, так как они — монотеисты. И опять же, Сура 29:45 напоминает нам, что истинные христиане верят в единого Бога, так как этому и только этому учит нас Библия. Они не совершают шерк, грех всех еретиков, извращающих христианскую веру. Получается, что Коран выступает против многобожия, так же, как и Библия. Не похоже, что Коран осуждает специфическую форму монотеизма, которую представляет Библия, он также и не объясняет сущность этой формы. Не забудьте также, что если Коран выступает против монотеизма Библии, это говорит о его внутренней непоследовательности, так как предполагается, что Коран призван подтверждать предыдущие откровения Аллаха. В Суре 29:45 Мухаммед говорит, что христиане и мусульмане служат одному Богу. С первого века истинные христиане поддерживают Библейское определение Бога, то есть единого Бога в трех ипостасях, Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Таким образом, у нас есть только два варианта: либо Мухаммед тоже принимал Библейскую концепцию Троицы, либо он ошибался, считая, что христиане и мусульмане подчинялись одному Богу. Какой еще вывод можно сделать из этого?
Сказанное выше в определенной степени проясняет ту путаницу, с которой мусульмане встречаются, рассматривая вопрос о непорочном зачатии Христа. Традиционные христианские церкви в Сирии часто сравнивают рождение Иисуса с сотворением Адама, что напоминает нам об отношении Корана к этому событию. Пример — Эфраим из Низибиса, написавший:
Непорочное зачатие говорит нам, что Тот, Кто привел Адама в мир, заставив его выйти из девственной земли без плотской связи, так же сотворил и второго Адама в девственном чреве без плотской связи (Robinson, 156).
Итак, Иисус был зачат в чреве, но не в результате обычного процесса воспроизводства. Скорее, это был особый, чудесный, божественный и святой процесс. Иначе получилось бы, что Аллах был бы так же греховен как и человек.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|