Композиционные элементы фуги
Композиционными элементами фуги являются проведения темы и интермедии.
Проведение темы. Проведением темы называется отрезок фуги, в котором тема проводится полностью в одном из голосов. Простая фуга и сложная фуга с раздельными экспозициями тем начинаются одноголосным проведением, содержащим только тему. Изредка одноголосные проведения встречаются и в дальнейшем развитии. Большинство же проведений содержат также противосложения к теме. Каждое последующее проведение темы содержит какие-либо преобразования темы (фактурные, тональные, интонационные, контрапунктические), образуя, по существу, вариацию на нее.
Тема. Темы фуг чрезвычайно разнообразны по образному содержанию, продолжительности, звуковысотному и ритмическому рисунку, структуре и т.д.
Iv = – 16 = – 5 – 11

Мотет
Мотет – жанр духовной и светской многоголосной музыки, возникший во Франции в XII веке, ставший одним из ведущих в музыкальной культуре Западной Европы XIII – XVI веков и претерпевший существенные изменения за свою многовековую историю.
Музыкальная форма мотета связана с текстом. Строка текста соответствует звену мотета. Каждое из звеньев завершается связующим кадансом, последнее – заключительным кадансом. Подтекстовка осуществляется после написания музыки.
Регламент заключительного каданса:
1) Крайние голоса заканчиваются I ступенью.
2) Разрешение кадансовой формулы приходится на сильную долю.
3) Завершение осуществляется в основной тональности.
4) Последнее созвучие самое продолжительное (бревис).
5) Ни один из голосов в момент разрешения кадансовой формулы не паузирует.
6) В момент звучания кадансовой формулы и ее разрешения не вступают новые пропосты.
Связующий каданс должен нарушать одно или несколько условий регламента заключительного каданса. Чаще всего сцепление звеньев происходит благодаря паузированию одного из голосов или вступлению в момент звучания кадансовой формулы новой пропосты (в любом месте).
Некоторые тенденции, характерные для классического имитационного мотета:
1) Каждое последующее звено пишется в более сложной технике.
2) Расстояние вступления имитации в каждом последующем звене не должно превышать расстояние вступления в предыдущем.
3) Вид связующего каданса не повторяется точно.
Горизонтально-подвижной контрапункт

Вдвойне-подвижной контрапункт 

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|