Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Имитационная техника в многоголосии. Без применения техники подвижного контрапункта в многоголосии пишутся простые имитации, а также симметричный конечный канон с последовательным вступлением




Без применения техники подвижного контрапункта в многоголосии пишутся простые имитации, а также симметричный конечный канон с последовательным вступлением голосов и равными интервалами вступления:

AKL AB

простая n / трехголосный

ABCD… трехголосная ABC… симметричный

имитация n / канон

AS ABCD

Простая имитация

A K L

 

 

A BC D

 

 

A S

б) каноническая, или канонr проводятся и тема, и противосложение): ABC

AB

3) По интервалу вступления (с указанием направления, например: в верхнюю октаву, в нижнюю квинту).

4) По расстоянию вступления (в долях, в тактах, например: через два такта, через четверть).

5) По точности воспроизведения темы в риспосте:

а) точная, или строгая (с сохранением направления и ступеневой величины интервалов, а также ритма);

б) неточная, или свободная (с изменением интервального строения – в обращении, тональный ответ в фуге и других формах и т.д., с ритмическими изменениями – в уменьшении, в увеличении и т.д., а также с совмещением интервальных и ритмических изменений – ракоходная, в обращении и увеличении и т.д.).

 

Простая имитация

А К

А В

Канон

 

Канон – это имитация, в которой полностью повторено противосложение. Канон встречается как часть более крупной композиции или как самостоятельная форма небольших произведений.

Классификация канонов в основном совпадает с классификацией имитаций (естественно, исчезает критерий продолжительности имитирования, добавляются два других).

1) По количеству голосов.

2) По интервалу вступления.

3) По расстоянию вступления.

4) По точности воспроизведения темы.

5) По дальнейшей «судьбе» темы имитации:

а) конечный (канон, в котором p и r не возвращаются к своему началу – теме имитации – и не повторяются снова);

 

 

б) бесконечный (канон, в котором p и r возвращаются к своему началу и могут повторяться произвольное число раз).

6) По соотношению расстояний вступления (для всех канонов, кроме конечного двухголосного):

а) симметричный, или I разряда (с равными расстояниями вступлений):

ABABA … – бесконечный ABC – конечный ABCABCAB – бесконечный

ABAB двухголосный ABCD трехголосный ABCABCA … трехголосный

AB ABCABC

 

б) несимметричный, или II разряда (с разными расстояниями вступлений):

AB – конечный ABCDABCDAB – бесконечный

ABCDE трехголосный ABCDABCDA … трехголосный

ABCD ABCDABCD

 

Простые имитации и конечные двухголосные каноны пишутся в простомконтрапункте по отделам (отрезкам, равным расстоянию вступления). При сочинении имитаций в обращении в пропосте не следует использовать восходящие секстовые скачки. При сочинении имитаций в увеличении и уменьшении следует использовать размер 4/2 (при использовании размера 3/2 будет происходить смещение сильных и слабых долей), кроме того, в пропосте имитации в уменьшении нельзя употреблять четверти и делать скачки и синкопы от половинок. При сочинении ракоходной имитации в пропосте недопустимы скачки к четвертям и ритмы, которые при преобразовании превратятся в синкопы «от меньшего к большему», а также скачок на сексту.

 

Точный канон

Из приведенной выше формулы следует, что в тройном контрапункте Iv для парыкрайних голосов равен сумме IIv для пар смежных голосов.

Наибольшее распространение получил тройной контрапункт октавы. Во-первых, октавный контрапункт вообще наиболее прост для написания, во-вторых, только в этом тройном контрапункте возможно написание всех пар голосов по одинаковымправилам, т.к. при сложении октавы с октавой или ее дублем получается октавный дубль (– 7 – 7 = – 14; – 7 – 14 = – 21 и т.д.).

Во всех других случаях максимум две пары голосов пишутся по одинаковым правилам, а третья – по другим (– 9 – 9 = – 18). Самый простой вариант такого тройного контрапункта – контрапункт с транспозицией одной пары голосов и одинаковыми IIv в двух других парах (– 9 – 0 = – 9; – 11 – 0 = – 11).

 

В тройном контрапункте возможно 5 перестановок:

первоначальное соединение п р о и з в о д н ы е с о е д и н е н и я

 

I II I III II III

II I III II III I

III III II I I II

 

 

 

 

Простой контрапункт в многоголосии

Полифоническое многоголосие понимается как сумма всех возникающих в нем двухголосий. Эта трактовка определяет основное правило многоголосия (правило Беллермана):

1) Многоголосие будет правильным, если каждое входящее в его состав двухголосие написано правильно.

Кроме этого правила в многоголосии действуют еще два – «правило кварты» и «правило ноны»:

2) При реально звучащем нижнем голосе кварта (в том числе и увеличенная) в любой паре верхних голосов употребляется на правах несовершенного консонанса.

3) Нона в верхнем (внутри пары) голосе задерживается только к басу.

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных