ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Простой контрапункт в двухголосии. Понятие контрапункта. Контрапунктом (латПонятие контрапункта. Контрапунктом (лат. punctum contra punctum – точка против точки – старинное обозначение одновременно извлекаемых звуков) называется полифоническое соединение двух или нескольких мелодий. Контрапункт подразделяется на простой и сложный. Простой контрапункт – соединение двух или нескольких мелодий, непредполагающее нового сочетания этих же мелодий. Сложный контрапункт – соединение двух или нескольких мелодий, допускающее возможность нового сочетания. Основные принципы контрапунктирования – звуковысотный и ритмический контраст, несовпадение вступлений, цезур, кульминаций, комплементарная (дополняющая) ритмика. Интервальный регламент. Координация мелодий в строгом стиле осуществляется на интервальной основе. Несовершенные консонансы (терции и сексты) используются наиболее свободно (берутся и прямо, и противоположно, и косвенно). Единственное ограничение – следует избегать продолжительного параллельного движения, лишающего голоса самостоятельности. Совершенные консонансы (чистые примы, квинты и октавы) берутся только противоположно и косвенно. Прямое движение к совершенному консонансу запрещено, как и противоположное от совершенного консонанса к его составному (и наоборот). Не следует брать одинаковые совершенные консонансы на сильных долях смежных тактов, на сильной и относительно сильной долях одного или смежных тактов. Совершенные и несовершенные консонансы следует чередовать.
Диссонансы (секунды, септимы, в двухголосии также кварта) появляются толькопри косвенном голосоведении (!!!). Диссонансы бывают вспомогательными, проходящими и задержанными. Вспомогательные и проходящие берутся на слабых долях такта: вспомогательные только на четных четвертях, проходящие также на III и V четвертях в размере 3/2 и на III и VII четвертях в размере 4/2. Проходящие должны быть не длиннее половинки, вспомогательные бывают только четвертями. В направлении движения и те, и другие не ограничены. Вспомогательная к приме запрещена, проходящая к приме возможна. Вмомент разрешениясвободный голос может уйти на звук, консонирующий сразрешением.
Задержания берутся на сильной или относительно сильной долях такта и разрешаются ходом на секунду вниз на более слабом времени. Приготовление должно быть не короче задержания. Секунда задерживается только в нижнем голосе, септима только в верхнем, кварта и нона – в обоих. В момент разрешения свободный голос можетуйти на другой звук, консонирующий с разрешением. Если в момент разрешения свободный голос остается на месте, то задержание кварты в нижнем голосе нельзя готовить квинтой – образуются параллельные квинты. Уход свободного голоса избавляет от этого параллелизма. Задержание ноны в верхнем голосе ни при каких условиях нельзяготовить октавой – даже при движении свободного голоса в момент разрешения не исчезает ощущение параллелизма. Существует более сложная форма разрешения задержания – с введением между задержанием и разрешением звука, консонирующего со свободным голосом. Этот звук берется скачком вниз и обычно бывает четвертью.
Еще одним видом диссонанса является камбиата – диссонанс, взятый в нисходящем поступенном движении, за которым следует скачок на терцию вниз с последующим заполнением.
Фуги с интермедийным развитием. Такие фуги должны содержать самостоятельные интермедии, привлекающие к себе внимание, создающие контраст проведениям либо новизной своего материала, либо интенсивным преобразованием материала темы.
Фуги с контрапунктическим развитием. Сложный контрапункт может возникать между проведениями темы с удержанным противосложением, между удержанными интермедиями, внутри интермедий, между стреттами и т.д. Фуги-ричеркаты. Это фуги со стреттами на разные интонационные варианты темы (обращенный, увеличенный и т.д.).
Сложные фуги
Сложной называется фуга, построенная на двух или нескольких простых (одноголосных) темах, которые контрапунктически соединяютсяв одновременном двух-, трех- или четырехголосном звучании, образуя одну, так называемую сложную тему. Сложные фуги разделяются на фуги с совместной экспозицией и фуги с раздельными экспозициями.
В сложной фуге с совместной экспозицией все темы появляются одновременно в контрапунктическом соединении и в дальнейших проведениях проходят совместно. Иногда совместное проведение заменяется стреттой на одну из тем. Единственным отличием сложной фуги с совместной экспозицией от простой с удержаннымпротивосложением (удержанными противосложениями) является место появления удержанного материала: вторая (третья и т.д.) тема появляется в I проведении, а удержанное противосложение в ответе или одном изпоследующих проведений. Примеры сложных фуг с совместной экспозицией: И.С.Бах. Трехголосная инвенция f-moll (двойная), прелюдия A-dur из I тома «ХТК» (тройная). В сложной фуге с раздельными экспозициями каждая тема появляется отдельно от другой и имеетсамостоятельную экспозицию, после чего уже происходит контрапунктическое объединение тем в одновременном звучании. Такая фуга обязательно имеет следующие разделы: экспозицию I темы (после которой может следовать, а может и не следовать свободная часть), экспозицию II темы (с возможной, но необязательной свободной частью), и т.д., и, наконец, репризу, в которой темы контрапунктически соединяются. В таких сложных фугах экспозиция
Классификация стретт. 1) По числу голосов, которое определяется по основной части стретты: AB C A BC A B C трехголосная AB C цепь двухголосных A BC стретта / A BC стретт | основная часть\ основная часть основная часть стретты I стретты II стретты
Цепь стретт – это последовательность двух или нескольких стретт, попарно связанных между собой общим голосом, выполняющим одновременно двойную роль риспосты и пропосты. Если в стретте участвуют все голоса фуги, то она называется магистральной, или маэстральной (это название не распространяется на двухголосные стретты в двухголосных фугах).
2) По полноте проведения темы: A BC полная (все голоса A BC усеченная (хотя бы в AB C проводят тему AB K одном голосе тема не полностью) доведена до конца)
ABC ложная (собственно AKL говоря - не стретта, т.к. нет основной части)
3) По точности воспроизведения темы: стретта в обращении (если один из голосов, участвующих в стретте, проводит тему в обращении), обращенная стретта (если все голоса, участвующие в стретте, проводят тему в обращении), стретта в увеличении, стретта в уменьшении, ракоходная стретта и т.д. 4) По интервалу вступления. 5) По расстоянию вступления.
Фуги с интонационным развитием. Интонационные изменения, вносимые в звучание темы, могут быть типовыми (обращение, увеличение, уменьшение и т.п.) и индивидуальными, присущими конкретному произведению (проведения с интервальными, ритмическими изменениями). Примером фуги, в которой используются и типовые (обращение, увеличение), и индивидуальные («растягивание» некоторых восьмушек темы до четвертей с точкой) приемы интонационного обновления темы, является фуга dis-moll из I тома «ХТК».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|