Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация фуг по типу развития в свободной части. Фуги с тональным развитием




Фуги с тональным развитием. Тональное развитие присутствует в большинстве фуг И.С.Баха и обычно ограничивается использованием тональностей I степени родства к основной (примеры выхода за пределы

родственных тональностей содержатся в фуге e-moll из I тома «ХТК» (проведение в d-moll), в фуге из «Хроматической фантазии и фуги» (проведения в h-moll и e-moll)). Встречаются фуги, лишенные тонального развития, в которых все проведения темы звучат в экспозиционных тональностях. Такие фуги называются тонально устойчивыми.

 

Фуги со стреттным развитием. Стреттным называется проведение, в котором тема в каком-либо изголосов вступает до окончания темы в другом голосе. Если расстояние вступления в стретте меньше или равно половине протяженности темы, то стретта оказывается каноном на тему, если больше – простой имитацией. Стретта содержит три раздела: вступительную часть (отрезок ее до вступления последней риспосты), основную часть (от вступления последней риспосты до окончания темы в пропосте) и заключительную часть (отрезок ее после окончания темы в пропосте). Довольно часто стретта обходится без заключительной части, т.е. бывает усеченной.

 

 

удержанными интермедиями возникает сложный контрапункт. Удержанные интермедии и просто подобные друг другу (с неточно воспроизведенным материалом) способствуют членению фуги на разделы.

 

Разделы фуги

 

Фуга принципиально двухфазна – содержит два обязательных раздела: регламентированную экспозицию и свободную часть.

 

Экспозиция. Экспозицией называется первый раздел фуги, имеющий определенный регламент:

1) Все голоса фуги вступают поочередно с проведением темы.

2) Проведенияосуществляютсяпо определенному гармоническому плану: T – D – T – D или T – S – T – S (возможны нарушения нормативного плана в III или последующих проведениях, например, в фуге C-dur из I тома «ХТК» план таков: T – D – D – T, а в фуге fis-moll из I тома «ХТК» таков: T – D – T – T).

3) Темапроводитсяв своем основном виде без интонационных изменений (возможно варьирование начального мотива: укорочение или удлинение первого звука или орнаментация).

4) Проведения не образуют стретт.

 

Группа, состоящая из первых для каждого голоса проведений, образует основную часть экспозиции. Экспозиция, состоящая только из основной части, называется простой. Проведения, следующие за основной частью и не нарушающие регламента экспозиции, называются дополнительными и образуют дополнительнуючасть экспозиции. Экспозиция, содержащая дополнительные проведения, называется расширенной.

Если число дополнительных проведений равно числу голосов фуги или больше этого числа, то образуется контрэкспозиция. Контрэкспозиция считается строгой, если соблюдается принцип «контра» (в каждом голосе по сравнению с проведением в основной части меняется тональность) и нестрогой при нарушении этого принципа.

 

Свободная часть. Свободная частьоткрывается проведением, нарушающим регламент экспозиции (пункты 2, 3, 4 – т.е. проведением в неэкспозиционной тональности, проведением с интонационными изменениями или стреттой). Цезура перед началом свободной части совершенно необязательна, в то время как цезуры, создаваемые кадансами в разделительных интермедиях и членящие фугу на крупные разделы, часто находятся внутри свободной части или внутри экспозиции.

 

 

3) смешанная (то прямая, то противоположная).

Вертикально-подвижной контрапункт с противоположной перестановкой называется двойным.

Прямая перестановка возможна и при положительном Iv, и при отрицательном (при условии, что модуль Iv меньше самого маленького интервала между мелодиями первоначального соединения). Противоположная перестановка возможна только при отрицательном Iv, модуль которого больше самого большого интервала между мелодиями первоначального соединения. Смешанная перестановка возможна только при отрицательном Iv, модуль которого больше самого маленького интервала между мелодиями первоначального соединения, но меньше самого большого.

Наиболее употребительные виды вертикально-подвижного контрапункта. Таковыми являются контрапункты октавы (–7, –14, –21 и т.д.), децимы (–9, –16 и т.д.) и дуодецимы (–11, –18 и т.д.). Их широкое распространение неслучайно: в октавном несовершенные консонансы превращаются в несовершенные и только один консонанс (4) превращается в диссонанс (3), в контрапункте децимы все консонансы превращаются в консонансы, а диссонансы в диссонансы, в контрапункте дуодецимы большинство интервалов превращаются в интервалы того же типа и только один консонанс (5) превращается в диссонанс (6).

 

Вертикально-подвижной контрапункт октавы (–7, –14, –21). Самыйраспространенный из всех. Единственный, при котором мелодии могут сохранить свое ступеневое положение в ладу.

Iv = – 7 Iv = – 14

0 – 7 0 – 14

Регламент октавного контрапункта:

1) Квинта используется на условиях диссонанса (как проходящая, вспомогательная и задержание в любом голосе).

2) Нона задерживается только в нижнем голосе.

3) Запрещена вспомогательная к интервалу, равному модулю Iv (к октаве при Iv = –7, к квинтдециме при Iv = –14 и т.д.).

 

 

 

 

 

– 3 – 4

 

5

 

Вертикально-подвижной контрапункт дуодецимы (–11, –18). Второй по распространенности. Если один их голосов сохраняет свое положение в ладу, то другой меняет свое положение относительно исходного на доминантовое (нижний голос первоначального соединения) или на субдоминантовое (верхний голос).

 

Iv = – 11

 

0 – 11

 

 

Регламент контрапункта дуодецимы:

1) Секста используется на условиях диссонанса (как проходящая и вспомогательная в любом голосе, как задержание в нижнем).

2) Ундецима задерживается только в верхнем голосе (при Iv = –18 это ограничение касается не ундецимы, а кварты через две октавы).

3) Запрещена вспомогательная к интервалу, равному модулю Iv (к дуодециме при Iv = –11, к квинте через две октавы при Iv = –18).

 

 

контрапункт (если не является точным повтором или транспозицией первоначального соединения). Удержанное противосложение впервые может появиться в любом месте фуги, но чаще всего появляется в ответе. Удержанных противосложений может быть несколько (удержание всех противосложений – характерная особенность фуг Д.Д.Шостаковича).

 

Интермедия. Интермедией называется отрезок фуги, расположенный между соседними проведениями темы, а также отрезок фуги после последнего проведения темы (заключительная интермедия). Особую разновидность интермедии представляет кодеттаодноголосная интермедия между темой и ответом, встречающаяся не очень часто. Кодетта обычно строится на самостоятельном материале, который в дальнейшем становится объектом развития в интермедиях.

Классификация интермедий.

1) По тематическому материалу (чаще они опираются на материал ранее звучавший – интонации темы, противосложения и кодетты, гораздо реже содержат свой собственный).

2) По технике (в интермедиях могут использоваться простой и сложный контрапункты, часто встречаются секвенции, в том числе и канонические).

3) По композиционному значению (связующие, разделительные и самостоятельные).

Связующие интермедии служат переходом от одного проведения к другому. Обычно они бывают небольших размеров и готовят следующее проведение посредством модуляции, освобождения нужного регистра и других приемов.

Разделительные интермедии содержат каданс и тем способствуют делению фуги на разделы. По тому же принципу, что и разделительная интермедия, строится и заключительная (только она содержит полный совершенный каданс в основной тональности).

Самостоятельные (или контрастирующие) интермедии призваны создать противовес проведениям путем наибольшего отвлечения от основного тематического материала или трансформации его, накопления и развития новых интонаций, модуляционного удаления от главной тональности и т.п. и приобретают в известной мере значение самостоятельного раздела.

Если проведения темы содержат вариационные приемы развития основного тематического материала, то интермедии часто содержат разработочные приемы (мотивное вычленение, дробление, секвенционное развитие, активное модулирование).

Интермедии, как и противосложения, могут быть удержанными. Если «удержание» не является точным повтором или транспозицией, то между

 

К типичным чертам баховских тем относятся начало с Iили V ступеней и

окончание тоникой, выраженной I, III, реже V ступенями (только две фуги из 48 фуг «Хорошо темперированного клавира» начинаются с других ступеней – фуга Fis-dur из II тома с VII, а фуга B-dur из II тома со II), начало с сильной доли или с пропуска сильной доли (короткие затакты не характерны) и окончание насильной или относительно сильной доле (исключения из этого правила связаны с задержанием к тоническому звуку как, например, в фуге g-moll из II тома). Большинство тем однотональны (вообще не содержат модуляций или содержат отклонения), иногда встречаются темы модулирующие в тональность доминанты.

 

Ответ. Ответом называется второе проведение темы. Чаще всего ответ бываетдоминантовым (имитацией в верхнюю квинту или в нижнюю кварту), реже субдоминантовым (имитацией в верхнюю кварту или нижнюю квинту). Ответ является особо важным элементом фуги, он «оспоривает» тему, изменяя ее положение. Ответ бывает реальным и тональным.

Реальный ответ – это точная транспозиция темы. Тональный ответ – это ответ с регламентированнымиизменениями.

Тональный ответ необходим, если тема модулирует, в противном случае ответ закончится в тональности двойной доминанты (тональности II степени родства). В этом случае часть ответа, содержащая модуляцию, транспонируется на большую секунду вниз, что приводит к обратной модуляции в основную тональность. Вносимые изменения не должны «травмировать» тему, искажать значимые для нее интонации. Поэтому очень важно найти момент, с которого можно начать транспонирование.

Тональный ответ желателен, если в начальном обороте темы в качестве опорной участвует V ступень. Звук, соответствующий этой ступени в ответе, заменяется звуком на б.2 ниже (в большинстве случаев он оказывается I ступенью основной тональности, а модуляция в доминантовую тональность происходит позже – внутри ответа, реже он оказывается IV ступенью доминантовой тональности).

 

Противосложение. Противосложением называется контрапункт к теме. Противосложение может строиться на интонациях темы или содержать самостоятельный материал. Оно бывает свободным или удержанным.

Свободным называется противосложение, сопровождающее тему только в одном проведении. Удержанным называется противосложение, сопровождающее тему в двух или более проведениях. Соединение свободного противосложенияс темой образует простой контрапункт. Соединение удержанного противосложения с темой образует сложный

 

 

– 6 – 5

 

простой

┌ контрапункт

 

 

 

Вертикально-подвижной контрапункт децимы (–9, –16). В этом контрапункте несовершенные консонансы превращаются в совершенные, поэтому в первоначальном соединении следует чередовать те и другие.

 

Iv = – 9

 

0 – 9

 

 

Регламент контрапункта децимы:

1) Запрещено прямое голосоведение.

2) Кварта задерживается только в нижнем голосе, а нона только в верхнем (при Iv = –16 это ограничение касается секунды через две октавы).

3) Запрещена вспомогательная к интервалу, равному модулю Iv (к дециме при Iv = –9, к терции через две октавы при Iv = –16).

Нельзя готовить задержание секунды терцией, а задержание септимы можно готовить секстой только при условии движения свободного голоса в момент разрешения.

 

- 4 - 5

простой

контрапункт

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных