Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вертикально-подвижной контрапункт




Обозначение интервалов по системе С.И.Танеева. Традиционное обозначение интервалов с помощью порядковых итальянских числительных

 

отражает количество ступеней, входящих в интервал. При этом прима, шаг между звуками которой равен 0, обозначается числом «1». Попытка произвести простейшие арифметические действия с традиционными обозначениями интервалов приводит к абсурдным результатам. Так, известно, что интервал и его обращение в сумме дают октаву. Если выразить это соотношение математически, то получается следующее: 5 (квинта) + 4 (кварта) = 9 (т.е. нона,

а не октава). Повышение на две октавы обозначается 15 - - -| , а не 16 - - -| (8 × ×2).

С.И.Танеев с помощью своей системы интервальных обозначений сумел преодолеть противоречия традиционной системы. За основу он взял не число ступеней, входящих в интервал, а число ступеневых «шагов» внутри интервала. В результате все привычные обозначения «уменьшились» на единицу. С получившимися числами можно совершать любые арифметические действия: 3 (кварта) + 4 (квинта) = 7 (октава); 7 × 2 = 14.

Показатель вертикально-подвижного контрапункта. В вертикально-подвижном контрапункте действует принцип «нота против ноты», т.е. в первоначальном и производном соединениях «вступают в контакт» одни и те же звуки обеих мелодий. Поэтому, зная характеристику относительного смещения голосов, можно предсказатьпревращение каждого из интервалов. Показатель вертикально-подвижногоконтрапунктаIndex verticalis (Iv) – как раз и характеризует это относительное смещение голосов. Он равен сумме перемещений голосов, причем перемещение верхнего в первоначальном соединении голоса вверх считается положительным, а вниз

отрицательным. Для нижнего голоса, напротив, перемещение вверх считается отрицательным, а внизположительным. Зависимость производного интервала от Iv выражается следующей формулой:

 

производный интервал = первоначальный интервал + Iv

 

Соответственно, при анализе музыкального текста Iv может быть определен по формуле:

 

Iv = производный интервал – первоначальный интервал

 

Знак производного интервала зависит от того, поменялись ли голоса местами (знак «минус») или нет (знак «плюс»).

Перестановки в вертикально-подвижном контрапункте. Возможны три перестановки:

1) прямая (голоса сближаются или удаляются друг от друга, но местами не меняются),

2) противоположная (голоса меняются местами),

 

Свободная часть не имеет регламента, но некоторые черты композиционного и тонального строения присущи многим фугам и могут быть рассмотрены как тенденции.

Если фуга содержит немного проведений темы, то они, как правило, одиночные, если же проведений темы много, то они обычно группируются по какому-либо общему признаку (группа иноладовых проведений, группа стреттных проведений, группа проведений в обращении и т.д.). В конце фуги часто образуется группа проведений в основной тональности, внутрь которой может проникнуть проведение в S или в D. Такая группа называется заключительной частью. Она не является обязательным атрибутом фуги, а в тех случаях, когда присутствует, обычно не наделена чертами репризы (не является необходимым условием завершения формы, не сопоставима с предшествующими разделами и не сопряжена с ними). Раздел свободной части до заключительной называется средней частью.

В тональном развитии свободной части тоже есть довольно устойчивые закономерности: в начале этого раздела очень часто звучит проведение в параллельной к главной тональности, а ближе к завершению появляется тональность IV ступени.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных