Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ




Здесь дается краткое истолкование наиболее употребительных специальных терминов, названий и выражений, встречающихся в литературе об изобразительном искусстве, в каталогах художественных выставок, в программах, методических и учебных пособиях по курсу.

Слова в справочнике располагаются в алфавитном порядке. Если в тексте, поясняющем тот или иной термин, встречается слово, набранное в разрядку, — это значит, что его разъяснение вы найдете на соответствующую букву алфавита. После иностранных слов в скобках указывается язык (в сокращенном виде, напр.: нем. — немецкий, фр. — французский, лат. — латинский и т. д.), от которого они происходят.

Асимметрия - нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии. Асимметрия - сочетание объемно-пространственных элементов, характеризующееся отсутствием оси симметрии.

Ахроматические цвета— см. Хроматические цвета.

Блик (нем. — взгляд) — элемент светотени (см.). Наиболее светлое место на освещенной, главным образом, глянцевитой или блестящей поверхности. Обычно это пятно по своей яркости чрезвычайно резко отличается от общего тона предмета.

Валер (фр. — ценность, достоинство) — понятие, связанное в живописи со светосилой (см.) цвета. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещения и воздушной средой.

Воздушная перспектива— см. Перспектива.

Гамма цветов— основные отношения цветовых тонов (см.), преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения (напр., картина написана в холодной гамме и т. д.).

Гармония (греч. — стройность, единство, согласованность частей) — в изобразительном искусстве: сочетания форм или цветов, или взаимосвязь частей изображения, обладающие наибольшей согласованностью и в связи с этим наиболее благоприятные для зрительного восприятия.

Главная точка схода— см.Перспектива.

Горизонт— см.Перспектива.

Детализация— тщательная проработка деталей (см.) изображения. В зависимости от задачи, которую перед собой ставит художник, и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

Дизайн(дизайнер)— см.Техническая эстетика.

Динамичность (греч. — силовой) — в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения - физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика (динамичность) образа, как у живых существ, так и неодушевленных предметов. Д. достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения (характером мазка, штриха и т. д.).

Жанр (фр. — род) — понятие, объединяющее произведения по признаку сходства тематики. Произведения одного Ж. отражают определенную область жизни человека или природы. В изобразительном искусстве (в сновном в живописи) различают Ж.: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины (Ж. бытовой, исторический, батальный и т. д.).

Иллюстративность (лат.— неглубокое), поверхностное или одностороннее отражение действительности в искусстве, передача чисто внешних черт явления без проникновения в его суть. И. возникает и в том случае, когда особенности выбранного художником сюжета не могут быть полноценно переданы средствами изобразительного искусства, или данные художественные средства и приемы недостаточно соответствуют раскрытию темы.

Колорит (лат.— цвет)— особенность цветового и тонального строя произведения. В К. находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбираются только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. К. в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, обладающее известным единством. В более узком смысле под К. понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей в нем цветовой гаммы, он может быть холодным, теплым, светлым, красноватым, зеленоватым и т. д. К. воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

Композиция (лат. — сочинение, соединение) — построение произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию. К. построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность. Композиционное построение включает: - выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения; - объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; - соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

Конструкция (лат.) — в изобразительном искусстве: сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношение.

Контраст (фр. — резкое различие, противоположность) — в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный К. Цветовой К. обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте.

Тональный К. — сопоставление светлого и темного. В композиционном построении К. служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигается большая выразительность и острота характеристики образов.

Локальный цвет (фр. — местный) — 1) цвет, характерный для окраски данного предмета. Л. ц. постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т. д.; 2) цвет в живописи, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

Моделировка (итал. — лечить) — в художественной практике: передача рельефа (см.), формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке М. осуществляется тоном (светотенью) (см.), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая сторона неразрывно связаны между собой. В скульптуре под М. понимается сам процесс лепки и обработки трехмерных форм.

Монохромный (греч.) — одноцветный. См. Гризайль.

Нюанс (фр.) — очень тонкий оттенок цвета или очень легки переход от света к тени и т. п.

Орнамент (лат. — украшение) — узор, обычно отличающийся ритмическим расположением (см. Ритм) одних н тех же декоративных мотивов . Орнамент оперирует отвлеченными формами либо стилизует реальные мотивы, сильно их схематизируя. Орнамент предназначен: для заполнения поверхностей; для обрамления, разделение частей; для украшения внутренних стен, потолков и фасадов зданий. По характеру композиции выделяют ленточный и центрический орнамент. По используемым мотивам орнамент подразделяют на геометрический, растительный, зооморфный, геральдический, гротескный и арабесковый.

Отношения— взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например, О. цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты (тональные О. в рисунке), О. размеров и форм предметов (пропорции), пространственные О. и т. д. О., передаваемые в произведениях искусства, определяются метолом сравнения.

Тональные и цветовые О. могут быть контрастными, резкими или легкими, нюансными. Причем те или иные элементы, взятые в О., всегда в известной степени оказываются влияющими друг на друга, так как воспринимаются в зависимости один от другого. Например, практически особенности цвета и тона воспринимаются лишь тогда, когда рассматриваются в О. к другим цветам или тонам, а не изолированно от окружения.

Все многообразие особенностей и свойств предметного мира передается в изобразительном искусстве с помощью О. Однако художник не имеет возможности достичь в цветовых и тональных О. полного соответствия натуре, передать ее адекватно, буквально, так как его художественные средства более ограниченны, чем явления натуры. Например, белила и белая бумага никогда не смогут точно передать силу солнечного света. Но, соблюдая верные, пропорциональные соотношения в доступных пределах, удается сделать изображение достаточно убедительным и жизненно достоверным.

Оттенок — 1) изменение, иногда мало заметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону (см.). Например, красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари — более теплый оттенок, и т. д.; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Палитра (итал.) — 1) доска, чаще всего деревянная, на которой художник раскладывает и смешивает краски; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы. Говорят: богатая палитра, блеклая палитра, однообразная палитра.

Перспектива (фр.) — 1) кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; 2) наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов П. помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник, возможно различное применение перспективы. Она может быть использована творчески как одно из художественных средств (см.), усиливающих выразительность образов (ракурсы (см.), деформации (см.) и т. д.).

П. линейная определяет оптические искажения форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемые их перспективным сокращением. В художественной практике распространена так называемая П. Наблюдательная, т. е. изображение «на глаз» всевозможных изменений форм предметов.

К основным, наиболее важным терминам П. относятся: линия горизонта - воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя; точка зрения — место, на котором находится глаз рисующего; центральная точка схода — точка, расположенная на линии горизонта прямо против глаз наблюдателя; угол зрения (см. «Перспектива» в приложении).

П. воздушная — определяет изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом.

Планы пространственные — 1) при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя; 2) части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства. Обычно различают несколько планов: первый, второй, третий или передний, средний, дальний. Их количество может быть различным и зависит от объекта, который изображают, и от творческого замысла; 3) при моделировке (см.) формы, планами называют части формы, по-разному расположенные в пространстве.

Пластика (греч. — ваяние) -1) искусство лепки форм в рисунке, живописи и скульптуре; 2) выразительность живописных приемов, артистичность, свобода и легкость в работе кистью в живописи; 3) выразительность формы в скульптуре и в графических и живописных изображениях; 4) то же, что скульптура. К П. чаще всего относят произведения скульптуры, выполненные из мягких пластических материалов — глины, воска, пластилина и т. д. П. называют также технику работы в этих материалах.

Пластичность— в произведениях разных видов искусства: особая красота, целостность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатство цветовых и тональных переходов, а также гармоническая взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов (см.) в композиции.

Полутень — один из элементов светотени (см.). П. как в натуре, так и в произведениях искусства — это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

Полутон— тон переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета, В произведениях искусства: средство выразительности художественного образа. Использование П. способствует большей тонкости моделировки (см.) форм, большей мягкости переходов тона в тон.

Пропорция (лат.) — мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. В изобразительном искусстве П. многообразны. Художник имеет дело с различными видами П. Они определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, отношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу и т. д.

Ракурс (фр.) — перспективное сокращение живых и предметных форм, значительно изменяющее их внешний вид. Р. обусловлен точкой зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии и т. п.), а также самим положением натуры в пространстве.

Рельеф (фр.) — вид скульптуры. В отличие от круглой скульптуры объем Р. частично выступает над плоскостью. Существуют различные виды Р.: барельеф («ба» по-французски — низкий), в котором фигуры выступают за пределы плоскости не более, чем на половину своего объема; горельеф («го» по-французски — высокий), в котором фигуры могут почти полностью выступать над плоскостью; углубленный, или анкре, в котором изображение врезано вглубь плоскости, ниже его поверхности.

Рефлекс (лат. — отражение) — 1) в живописи — оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые Р. возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов. Напр., красная драпировка может дать красноватый рефлекс на поверхности коричневого кувшина, находящегося рядом с ней; 2) в рисунке — отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

Ритм (греч.) — одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид Р. представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

В произведениях живописи, графики и скульптуры проявление Р. бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя.

Р. нередко проявляется в вариантах (см.) жестов, движений и композиционных группировок фигур, в повторах и вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей изображения, являющихся значительными элементами композиции.

Свет — в изобразительном искусстве элемент светотени (см.). Как в натуре, так и в произведениях искусства, термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Светосила — термин, имеющий отношение к светотени (см.). В живописи — степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам. В графике — степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.

Светотень — градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме. С. является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря С. воспринимаются зрительно и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер С. зависит от особенностей, формы и материала предмета. В произведениях искусства С. подчиняется общему тональному решению.

Градации светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик .

Силуэт (фр.) — общие очертания фигуры или предмета в натуре. В произведениях искусства: такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. С. называются также все профильные темные изображения в графике.

Симметрия (греч. — соразмерность) — такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части (или предметы) располагаются параллельно друг другу, на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним.

Подобная композиция часто встречается в декоративно-прикладном искусстве. В живописи же и скульптуре иногда слишком строгая (не соответствующая живому характеру изображения) С. может сделать произведения сухими и скучными.

Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие С., называется асимметрией.

Система RGB Первая цветовая система, которую мы рассмотрим, это система RGB (от red/green/blue- красный/зеленый/синий). Экран компьютера или телевизора (как и всякое другое неизлучающее свет тело) - изначально темный. Его исходным цветом является черный. Все остальные цвета на нем получаются путем использования комбинации таких трех цветов, которые в своей смеси должны образовать белый цвет

Система CMYK Для цветов, которые получаются путем смешивания пигментов или чернил на ткани, бумаге или другом материале, в качестве основной используется система CMY (от cyan, magenta, yellow - циан, фуксин, желтый). В некотором роде система CMYK действует полностью противоположно, по сравнению с системой RGB. Эта система цветов называется субтрактивной (англ. subtractive - вычитающая/исключающая). Бумага является изначально белой. Это означает, что она обладает отражать весь спектр цветов света, который на нее попадает.

Система HSL Другой популярной системой является HSL (от hue, saturation, lightness - "тон насыщенность, яркость) У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светимость (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Содержание и форма— в искусстве взаимно обусловленные категории. Из них С. указывает на то, что изображено и выражено в произведении искусства, а Ф.- какими средствами это может быть достигнуто. В произведении искусства С. не может быть выражено вне образной Ф.

Статичность (греч. — стоящий) — в противоположность динамичности (см.) — состояние покоя, неподвижность. С. может соответствовать замыслу образного решения произведения. Но иногда С. вызвана неумением художника передать движение, дать более выразительное изображение. В произведениях изобразительного искусства С. не всегда застылость. Напр., статичная сама по себе поза, характерная для стоящей фигуры: наклон плеч и бедер (верхней и нижней частей туловища) в противоположных направлениях (так называемый — контрапост), — не придает фигуре человека скованности и обладает не менее богатым линейным ритмом, чем фигура, изображенная в движении.

Стиль (фр.) — 1) общность идейно-художественных особенностей произведений разных видов искусства определенной эпохи. Возникновение и смена С. определяются ходом исторического развития человеческого общества, но в одно и то же время может существовать несколько разнородных или даже противоположных по своему характеру стилей (напр., классицизм и барокко); 2) национальная особенность искусства (китайский стиль, мавританский стиль и т. д.); 3) понятием С. иногда определяют отдельные специфически художественные признаки произведений искусства или памятников материальной культуры (напр., чернофигурный С. в греческой живописи); 4) говорят также о С. группы художников или одного художника, если их творчество отличается яркими, индивидуальными чертами.

Сюжет (фр.) — 1) в сюжетной картине: конкретное событие или явление, изображенное в произведении. Одна и та же тема может быть передана во множестве С. В изобразительном искусстве сюжетными в первую очередь являются произведения бытового, исторического и батального жанров; 2) в более широком смысле под С. понимают любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения, в том числе единичный предмет. Нередко С. заменяет понятие мотив (см.), положенный в основу произведения (особенно пейзажа).

Творческий процесс (творчество) — процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. В изобразительном искусстве творчество художника всегда заключается в создании произведения в непосредственно зримых формах. В работе каждого художника есть много индивидуального, свойственного только ему одному. Однако здесь есть и некоторые общие закономерности. Обычно работа начинается с композиционных поисков изобразительного решения и подбора материала. После этого подготовительного периода художник завершает работу над произведением. Бывает, что художник и на заключительном этапе работы вносит в произведение значительные изменения и поправки или даже снова начинает искать более удачное воплощение творческого замысла.

Тема (греч.) — круг явлений, выбранных художником для изображения и раскрытия идеи его произведения.

Тень — элемент светотени (см.), наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении. Различают Т. собственные и падающие. Собственными называют Т., принадлежащие самому предмету. Размещение этих Т. на его поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением источника света. Падающие — это Т., отбрасываемые телом на окружающие предметы.

Техническая эстетика — область художественного творчества, связанная с конструированием и выпуском разных видов промышленной продукции. В этом творческом процессе художники-конструкторы (см. Дизайнеры) соавторствуют с инженерами-конструкторами и технологами.

Тон (фр.) — степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светосилы (см.).

1) Т. в рисунке — рисунок обычно одноцветен (монохромен), поэтому Т. в нем является одним из ведущих художественных средств. При помощи отношений различных Т. передается объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Т. также передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала.

2) Т. в живописи — под этим понятием подразумевается светосила (см.) цвета, а также насыщенность цвета (см.). В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. Не следует смешивать понятие Т. с понятием оттенок (см.) и цветовой тон (см.), определяющие другие качества цвета. Разные по Т. (светлоте) цвета могут иметь один и тот же цветовой оттенок, напр., сине-зеленый цвет может быть более темным или более светлым, но оттенок его при этом остается одинаковым.

3) Цветовой Т. — одно из качеств цвета (см.).

4) Общий цветовой Т. произведения — этот термин совпадает по значению с понятиями цветовая гамма (см.) и тональность (см.).

5) Общий светотеневой Т. произведения — см. Тональность.

6) В обиходе Т. употребляют для обозначения цвета красок (синий Т., краска зеленого Т. и т. д.).

7) В более широком смысле в обиходной речи тон нередко заменяет понятия цвет (см.), оттенок (см.), цветовая гамма (см.), колорит (см.).

Тональность — определенное соотношение цветов или тонов, характерное для данного произведения, одна из его художественных особенностей. В графике Т. определяется степенью контраста (см.) темных и светлых тонов. В живописи понятие Т. имеет то же значение, что и цветовая гамма (см.), так как определяет особенности цветового строя произведения, наряду с цветовыми нюансами (см.).

Фактура (лат. — обработка) — 1) характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств (напр., блестящая поверхность стеклянного кувшина в натуре или в картине);

2) особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала (напр., Ф. живописного произведения — это характер красочного слоя, мазков. Она может быть гладкой, шероховатой, рельефной и т. д.; в скульптуре — характер обработки камня, дерева и т. д.). Ф. Произведении во многом зависит от свойств используемого художником материала, от особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. В Ф. произведений проявляется индивидуальный почерк художника, его «рука». Ф. является одним из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведения.

Фон (фр. — дно, глубинная часть) — в натуре и в произведении искусства — любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений, или включать изображения (изобразительным).

Форма (лат.) — 1) внешний вид, очертание. В этом смысле Ф. предполагает наличие объемности, четкой конструкции, пропорции; 2) в изобразительном искусстве Ф. называют объемно-пластические особенности предмета; 3) во всех видах искусства — художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения (см. Содержание и форма). В творческом процессе (см.) находят форму, наиболее соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени определяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве художественная Ф. — это композиционная построенность, единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел (см. Содержание и форма).

Формат (фр.) — форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая-рондо п т. д.). Она обусловлена ее общими очертаниями и отношением высоты к ширине. Выбор Ф. зависит от содержания и от настроения, выраженного в произведении. Ф. картины всегда должен соответствовать композиции изображения. Он имеет существенное значение для образного строя произведения.

Фронтальность - изображение человека, здания или предмета соответственно лицом, фасадом или передней плоскостью, прямо обращенными к зрителю. Фронтальность предполагает расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа и т.д. Обычно фронтальность связана с особой строгостью, торжественностью композиции и подразумевает симметрию изображений и определенную их ориентацию на плоскость.

Художественные средства — все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура (см.) и т. д.

Хроматические цвета (греч.) — цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном — см.), отличающим их один от другого. X. ц. — цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам (см. Цвет). Ахроматические цвета — белый, серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по светосиле (светлоте).

Художественная форма - в изобразительном искусстве - композиционная построенность; единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.

Цвет — одно из основных художественных средств в живописи (см.). Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений Ц. и цветовых оттенков. К основным качествам Ц. относятся: цветовой тон — особенность Ц., отличающая его от других Ц. спектра (красный, синий, зеленый и др. Ц. имеют разный цветовой тон); светосила Ц. — способность того или иного Ц. отражать световые лучи. Различают более светлые и более темные Ц.; насыщенность (интенсивность) Ц. — количество определенного цветового тона в данном Ц. Насыщенность Ц. краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи.

В живописной практике всякий Ц. всегда рассматривается в отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых Ц. и оттенков. Представление о холодном Ц. в натуре и в произведениях искусства обычно связывается с Ц. льда, снега, лиловатым, сизым Ц. грозовых туч и т. д., а о теплом - с Ц. огня, солнечного света и т. д. Большое значение в живописи имеют и отношения дополнительных Ц. и оттенков. Эти Ц. и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга. К дополнительным Ц. относятся следующие пары Ц.: красный и травянисто-зеленый, лимонно-желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти же Ц. контрастны между собой. Контрасты дополнительных, холодных и теплых Ц. — одно из важнейших средств создания художественного образа. Сила воздействия Ц. на чувства человека, способность различных Ц. по-разному влиять на его настроение ,играют в живописи важнейшую роль. Здесь Ц. является элементом композиции произведения. Не только распределение Ц. и света в картине, но и подбор Ц. помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, Ц. в живописи имеет и эстетическое значение. Картина своими красками, красотой колорита должна вызывать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох.

Цветовая температура. Критерий измерения " Цветовая температура" используется для присвоения объективных числовых значений условиям освещения, при которых мы видим цвет Цветовая температура выражается в градусах по шкале Кельвина и базируется на воображаемом объекте, называемом черным телом. Цветовая температура - это такая температура черного тела, при которой его энергетическая светимость равна энергетической светимости данного источника (например, лампы).

Чем ниже цветовая температура, тем цвет ближе к красному; чем выше цветовая температура, тем цвет ближе к синему.

Цветность - то свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми. Это понятие связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако эти термины используются раздельно.

Цвета комплиментарные- два или несколько цветов подходят "друг к другу", их называет комплиментарными или дополнящими друг друга цветами. Более точным определением будет: если два

Цветовая насыщенность, которую также называют "интенсивностью" описывает силу цвета относительно его яркости. Насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определенной яркости освещения. Насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Это свойство цвета также называют интенсивностью.

Штрих (нем.) — одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый Ш. представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы Ш. разнообразны. Используются Ш. в разной силе, длины и частоты, положенные в различных направлениях. При этом, в зависимости от характера работы, Ш. могут выглядеть, как отдельные линии, или сливаться в сплошное пятно.

Экспрессия (лат. — выражение) — повышенная выразительность произведения искусства. Э. достигается всей совокупностью художественных средств и зависит также от манеры исполнения, характера работы художника в том или ином материале. В более узком понимании — проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре, рисунке, цветовом решении произведения.

Эстетика (греч.) — наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Э. изучает основы и закономерности художественного творчества, отношение искусства к действительности, роль искусства в общественной жизни. В широком значении эстетическое — прекрасное, красивое.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных