Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение нового материала. Задание 1. У вас на парте у каждого лежит две полоски бумаги




Задание 1. У вас на парте у каждого лежит две полоски бумаги. Измерьте их и подпишите.

Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см).

Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

(Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз)

Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один …? - Дециметр

Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм».

Подпиши полоску с другой стороны.

Задание 2. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?

(Дети укладывают, измеряют линейкой). В 1 дм можно уложить 10 см.

Так всегда и будем говорить: в 1 дм – 10 см. Это важно. Повторите 3 раза хором.

Задание 3. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

(Учитель чертит на доске).

Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?

… надо положить…

Как подпишем?

1 дм или 10 см

Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см

Запишем. А в 2 дм? 20 см.

А в 3 дм? 30 см.

3 дм = 30 см.

Открыли учебник стр. 47. С какой единицей длины мы познакомились?

…дм.

С какой единицей длины мы были знакомы?

…см.

Как они связаны между собой?

В 1 дм – 10 см.

Для чего необходима эта мера длины – дециметр?

…для измерения более крупных предметов.

48. Методика сложения и вычитания чисел, полученных от измерения величин. Рассмотреть 2 способа решения примеров с именованными числами: 1 способ решения: 5м 30см + 45 см 2 способ решения: 5 км 400м + 230 м

Для того чтобы обучить дет двум способам сложения и выч. чисел, полученных от измерения величин, дети должны владеть знаниями о слож и выч в пределах 1000, а также табл мер длины, массы и т.д. 1 способ решения: 5м 30см + 45 см. Числа не переводятся. Запись остаётся или в строчку, или в столбик.

+5м 30см

45 см

5м 75 см

При записи в столбик между числами ставится знак +, под метрами не пишется ничего, см пишутся под см. 2 способ решения: 5 км 400м + 230 м Числа переводятся в метры. Для этого учащиеся должны знать, что 1 км = 1000 м, соответственно 5 км = 5000 м. 5400 м + 230 м = 5630 м

+5400

230

При записи в столбик между числами ставится знак +, ед пишутся под ед, дес под дес, сот под сот. Сложение выполняется также по разрядам.

Если нужно выполнить сложение и вычитание ед-ц времени (часов и мин), то пример удобнее решать вторым способом – переводить всё в мин. и так считать.

49. Методика решения составных задач. Раскрыть общие приемы работы над задачей. Задача: за 4 шоколадки 60 рублей. Сколько стоит 5 таких шоколадок? К решению составных задач учитель может переходить тогда, когда убедится, что учащиеся овладели приемами решения про­стых задач. При решении составных задач учащиеся должны или к данным ставить вопросы, или к вопросу подбирать данные. Поэтому следует предлагать учащимся задания: 1) к готовому условию подобрать вопрос; 2) по вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные. Эти умения пригодятся учащимся при решении составных задач. Полезны решения таких пар задач, в которых вторая задача яв­ляется продолжением первой, т. е. ответ первой простой задачи яв­ляется данным второй простой задачи. Например: «В вазе лежало 5 красных и 7 желтых яблок. Сколько всего яблок в вазе?»; «В вазе лежало 12 яблок, 8 яблок съели. Сколько яблок осталось в вазе?». Учащиеся решают каждую задачу отдельно. Решение задач сопоставляется. Учитель просит объяснить, почему первая задача решается сложением, а вторая — вычитанием. Обращается вни­мание учащихся на первое числовое данное второй задачи. Полезным приемом является составление условия задачи на основе наблюдений операций над предметными совокупностями и подбор к этому условию вопроса. Например, учитель просит уча­щихся внимательно посмотреть, что он делает (кладет в корзину сначала 5 больших орехов, а потом еще 3 маленьких), и рассказать. Далее сами учащиеся включаются в предметно-практическую деятельность, и на основе выполнения действий составляются задачи. Сначала составляются задачи простые, а затем и составные. Виды составных зад: 1 На приведение к ед-це 2 На нахождение стоимости 3 На обратное приведение к ед-цы 4. На зависимость между скоростью, временем и расстоянием. 5 На пропорциональное деление. Методика решения зад-чи на приведение к ед-це:

(Чтение задачи учителем, затем чтение вслух одним учеником). Это задача на стоимость, ребята. Давайте запишем краткую запись таблицей. Цена нам известна? (Нет). Количество? (4 и 5). Стоимость за 4 шоколадки? (60 руб.). А за 5? (Неизвестна).

Цена Количество Стоимость
? 4 шоколадки 60 руб.
? 5 шоколадок ?

Что нужно найти в задаче? (Стоимость 5 шоколадок). Можно сразу ответить на вопрос задачи? (Нет). Почему? (Нам неизвестна цена одной шоколадки). Давайте вспомним формулу, по которой можно найти цену. цена = стоимость: количество Значит, что мы будем находить первым действием? (Цену одной шоколадки). Как найти? (Надо 60 руб. разделить на 4). 1) Какова цена одной шоколадки? 60: 4 = 15 руб. Можем мы теперь ответить на вопрос задачи и узнать, сколько стоит 5 таких шоколадок? (Да). Давайте вспомним формулу стоимости. стоимость = цена * количество Как можем найти стоимость 5 шоколадок? (Надо цену – 15 руб. умножить на количество – 5). 2) Сколько стоят 5 шоколадок? 15 * 5 = 75 руб. Что запишем в ответ? Ответ: 75 руб. – стоимость 5 шоколадок.

50.Методика построения прямоугольника. Построить прямоугольник со сторонами: а=9 см, в=4 см. Одной из основных задач изучения геометрического материала в школе VIII вида является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объем­ной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площа­ди, объеме и единицах их измерения. В связи с этим необходимо познакомить учащихся с измерительными и чертежными инстру­ментами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, рулет­кой, транспортиром) и выработать прочные навыки работы с ними. Следует также развивать умения решать практические зада­чи, применяя геометрические знания и умения. В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстраги­роваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геомет­рические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфи­ческими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь. Овладение навыками измерения, черчения, работы с измери­тельными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся. Непосредственно перед построением прямоугольника учитель с детьми вспоминает, что прямоугольник – это геометрическая фигура, у кот-го все углы прямые, а стороны попарно параллельны и равны. Построение фигуры с точки. Совместить точку с цифрой 0 на линейке или на треугольнике, провести отрезок равный 9 см. Проводим ширину: от точке чертим отрезок 4 см. Ставим точку в конце этого отрезка и от этой точки чертим отрезок длиною 9 см: совмещаем с этой точкой 0 на линейке (треугольнике) и чертим отрезок равной длине. Достраиваем прямоугольник.

51. Содержание образовательных программ образовательной области «Филология» для умственно отсталых детей. Программа по рус.яз.построена по линейно концентрич-кому типу, что позволяет постеп-но расширять яз-вую базу. Повторяемый материал способст-ет более детал-му усвоению. На каждом этапе обуч-ия предусмотрены пропедевтич-кие периоды. В это время происходит постеп-ная подгот-ка послед-щего матер-ла. Яркий пример – добуквар-ый период. Кор.направ-ность заключ-ся в увелич-ии кол-ва часов на усвоение каждой темы. Такой подход обеспеч-ет устранение недостатков всех сторон речи. Способст-ет более детал-му воспр-ию матер-ла. Кроме кор.направл-сти данные ур-и несут и практич-кую направл-ость. Каждая грамматич-ая категория, правило регулярно закрепляется через серию практич-ких упраж. Отраб-ка навыков правил-го письма происходит при составл-ии дел-вых писем, при напис-нии микросоч-ний, микроизлож-ий в старш кл-х. Практическая направленность программного материала имеет важное значение, его нацеленность на формирование у детей речевых навыков. Она обеспечивается прежде всего спец.уроками развития устной речи (1-4 кл). Работа по развитию устной и формированию письменной связной речи продолжается на всех уроках рус.яз. Практическая грамматика, нацелена не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения. Практическая направленность обучения проявляется также в том, что в старших классах не по всем темам систематического курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая терминология. Определенную роль в практической направленности обучения выполняют задания стилистического хар-ра и преодолению таких недостатков, как неточность употребления слов, нарушение порядка в предложении, эмоциональная невыразительность речи. В программу обуч-ия РЯ не внесено ряд понятий, кот. внес-ны в программу общеобраз.шк (склонение слов), это объясняется недоступ-стью кор.понятий. Все теор.понятия о языке даются практич-ким путем. Условно в обуч-ии рус яз можно выделить 3 этапа:1 эт соотносится с 1ым кл – нет чётко выдел-ного понятия чтен-я, письма. На этом эт-пе идёт обуч-ие грамоте. Дет овладев-ют элементар-ми навыками чтен-я, письма. Знакомятся с ос-тями графич-ких и звуковых сист-м яз-а. Овладевают послоговым чтен-ем. Знакомятся с печатными и рукопис-ми начертан-ми букв, овладевают элементар-ми навык-ми письма, списыванием букв, слогов, слов и коротких предлож-ий. 2эт.Со 2-4кл.у дет активно формир-тся навыки чтен-я, письма. Продолж-тся раб-а по развит-ю речи. Начинается курс обуч-ия грам-тике. Формир-тся все навыки чтен-я: беглость, выразит-ость, осознан-сть. 3эт. В сред.и старш.классах 5-9 изучается теория Р.яз. На её основе выполняется большое кол-во практич-ких зад-ний. Основ-ой формой раб-ы- Явл-ся применение теор.знаний на практике. В старш.кл.-ур-ки литер-ного чтен-я, опираются на навык беглого и выразит-го чтен-я.

52. реализация в процессе обучения русскому языку общедидактических и специальных принципов в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Олигофренопедагогика, согласуясь с закономерностями обучения умственно отсталых детей, использует следующие дидактические принципы: воспитывающего обучения; сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала; наглядности в сочетании со словесными средствами; доступности и прочности знаний; научности и систематичности обучения; дифференцированного и индивидуального подходов.

реализация дидактических принципов на уроках русского языка осуществляется с учетом содержания предмета и психологических особенностей его усвоения умственно отсталыми школьниками.

*принцип воспитывающего обучения-уроки русского языка создают оптимальные условия для формирования у детей положительных привычек, стойких нравственных качеств. Организуя уроки чтения, учитель опирается на эмоциональный настрой детей для воспитания у них любви к Родине, честности, трудолюбия, дисциплинированности и других качеств.

*принцип сознательности и активности обучения. процесс обучения школьников должен обеспечить им полное понимание материала, сознательное отношение к учебному труду, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. принцип сознательности в процессе обучения русскому языку обеспечивается рядом условий, часть которых заложена в самой программе. Во-первых, это отбор материала с учетом его доступности и практической значимости для совершенствования речевой практики школьников. Во-вторых, это концентрическое расположение материала, благодаря чему достигаются расчленение сложных связей на элементы и поэтапное усвоение каждого из элементов, составляющих единое целое. В-третьих, выделение подготовительного этапа, в течение которого устраняются некоторые недостатки речи и познавательной деятельности умственно отсталых детей.На самих уроках русского языка широко используются приемы, повышающие активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания ими изучаемого материала. Это — сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, классификация и аналогия.

*Принцип наглядности.при обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся. Отсюда такое пристальное внимание к разнообразию видов наглядности и многоплановости их использования. На уроках русского языка применяются традиционные средства, такие, как натуральные предметы и явления, их объемные и плоскостные изображения, графическая наглядность, технические средства обучения.

К словесным средствам обучения, сочетающимся с наглядными, могут относиться вопросы («Что делает старший мальчик?»), реплики учителя («Обрати внимание на лапки гуся»), инструкции («Поставь ударение, найди безударную гласную»), развернутое объяснение учителя (биографические сведения о писателе или др.). Словесные средства помогают учащимся четко уяснить цель демонстрации наглядного материала («Рассмотри картинку и расскажи, что случилось с мальчиком»); постоянно регулируют деятельность школьников («Сравни клюв утки и курицы, дорисуй эти части головы.

*Пр доступности.Новые правила, определения, выводы не должны содержать более двух абстрактных признаков. Связь с жизнью детей. Изучается сначала тот материал, который знаком школьникам по их собственному опыту.Расчленение сложных систем связей, о котором говорилось выше, неоднократное возвращение к ранее пройденному делают доступным для умственно отсталых детей усвоение относительно трудных понятий.

*Пр Прочтности

*Пр научности.Принцип научности тесно связан с принципом систематичности изложения материала. Система изложения научных знаний в первую очередь обеспечивается программой. Однако порядок размещения грамматического материала, зафиксированный в этом документе, не совпадает с системой, свойственной лингвистическим наукам, описывающим факты языка линейно.

*ПР дифф.подхода Дифференцированный подход сочетается с индивидуальными приемами работы с детьми, поскольку даже сходные дефекты, как правило, проявляются в деятельности по-разному. Например, в группах учащихся с недостатками фонематического слуха часто встречаются дети с нарушенным произношением. В связи с этим использование приемов, о которых говорилось выше, возможно только применительно к сохранным в речи звукам. Точность их восприятия и сопоставление со сходными фонемами первоначально отрабатываются на базе речи самого учителя («Дай мне картинку, где нарисована коза, а теперь дай картинку, где нарисована коса»; «Отгадай, одинаковые или разные слова я произнесла: мишка и мышка. Найди эти игрушки» и т.п.), а затем и речи школьников.

У специальной методики преподавания РЯ есть свои методические принципы:

1) Принцип взаимосвязи всех сторон языка. В процессе обучения РЯ, в I очередь учащиеся овладевают коммуникативной функцией языка, которая в свою очередь опирается на морфологическую, фонетическую и лексическую сторону языка. Предусмотрено большое количество упражнений в устной и письменной форме. Устная – ответы на вопросы, пересказ, ролевые игры. Принцип реализуется путём практического использования различных языковых категорий речи. Данный принцип является основным в программе по грамматике и правописанию.

2) Принцип формирования языковых обобщений.

В процессе обучения учащиеся должны усвоить целую систему понятий, правил. Путь овладения понятием повторение пройденного материала, предусматривает наблюдение над языковым материалом. В основе формирования языковых обобщений лежит речемыслительная деятельность. При УО обнаруживаются нарушения интеллектуальной деятельности, которые приводят к неполноценности речевой практики, следовательно – задержка формирования логического мышления. Отбираемый материал требует тщательного просмотра. Нужно подбирать материал так, чтобы наблюдаемое явление было в центре внимания. Необходимо вести работу над пониманием лексического и грамматического значения языковых единиц на конкретном материале (при объяснении предлогов лучше использовать наглядность – мяч на, под, около стола; человек пьёт, курица клюёт, собака лакает). Данный принцип является основополагающим в оформлении выводов, формулировки самих понятий. Является основополагающим на уроках объяснения нового материала.

3) Принцип связи устной и письменной речи с опережающим усвоением её в устной форме.

В отличие от устной речи, письменной речью ребёнок овладевает только в специально организованной системе. При УО обнаруживаются нарушения как письменной, так и устной речи. Основы письменной речи закладываются в СКШ VIII вида в младших классах. Система работы – обнаруживается постоянная взаимосвязь устной и письменной речи (сначала анализируется устное слово с точки зрения грамматического, стилистического оформления, только потом слово фиксируется в тетради). Позволяет избежать большое количество ошибок на письме. Коррекционное значение с точки зрения использования принципа имеет практика написания творческих письменных заданий (микросочинения, изложения, диктанты).

4) Принцип тренировки органов речи и пишущей руки.

Необходимость принципа продиктована недостатками у учащихся звукопроизношения и ручной моторики. Практически на всех уроках чтения и письма, особенно в младших классах проводится специальная работа по развитию речевого дыхания, фонематического слуха, тренировки органов артикуляции, по развитию навыков звукового анализа и синтеза, коррегирование недостатков ручной моторики. Работа, направленная на профилактику/устранение имеющихся стойких нарушений чтения и письма.

5) Принцип повышения языковой и речевой мотивации.

Необходимость принципа продиктована слабостью речевой мотивации учащихся с умственной отсталостью и их речевой замкнутостью. Большое значение имеет поведение учителя, выбор методов и приёмов обучения на уроке. Важно дозировать и сочетать устную речь – говорение и письменную – чтение. Важно сочетать различные виды деятельности: работа с учебником, составление предложений, н чтение.

53. Система обучения умственно отсталых детей в добукварный и букварный периоды.добукварн -пропидевтич период. В это время педагог тщательно изучает каждого ребенка:устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики, объем владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения каждого ученика в обучении. Такая характеристика в дальнейшем поможет учителю целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, типичные недостатки, так и индивидуальные особенности детей.

Цель добукв периода-создание готовности к обуч-ю.Ур-нь обуч-я будет дифф-ым зависит от ур-ня обучаемости,базы.неск ведущ ЗАДАЧ:

-первич изуч-е детей,поступающий в 1 класс

-развитие интереса к обуч-ю

-воспитание навыков реч.общения

-разв-е фонематич.воспр-я

-разв-е произносит ст речи

-формиров-е зрит и простр восприятия

-подготовка к письму.

трудности связаны с нескоординированностью в работе рече-слухового,рече-двиг анализаторов.данные особ-ти затрудняют пр-сс обуч-я письму,моторн.неловкость.

виды работ:

-противопоставление пальцев

-сгибание и разгибание кисти в кулак(поочерёдное,одновременное)

-супинация,пронация

-кругов движения кистями

-своб постукив-е кистью

-щелчки,крючки,цепочки.

в тетр:

-обводка по контуру,шаблону

-соединение по точкам

-раскрашивание,штриховка

-рисование бордюров,орнаментов.

в добукв период можно использ-ть комментирование в пр-ссе письма.при написании прям.палочки: "ставим точку на верхн линии раб строки и ведём на себя прямую палочку до пересечения с нижней линией рабоч строки".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных