Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика букварного периода.




ЗАДАЧИ:-изучение новых звуков и букв; -обучение детей чтению по слогам; -обучение чтению слов, предложений и коротких текстов. Послед-ть изучения букв не совпадает с алфавитом.Связано это с трудностью выделения звуков из речи, трудностями произношения, трудностми слияния звуков в слоги. Первыми изуч-ся гласные: а о у ы.согласные: м, с, х, ш, л, н, р. Данные звуки наиболее легко слив-ся в слоги.Далее: к, п,т, (трудные для слияния в слоги, но простые по произношению). Зв.согл: в,з,Ж, (сложны с т.з. произношения, но возможно их выделение в начале слова) Наиболее слож.звуки: б, г,д,ш,щ,ц, ч. Послед-ть изучения слов в СКШ также не совпадает с послед-ю изучения слов в массовой школе. В букварный период своя послед-ть изучения слов:*сначала изуч-ся однотипные слова (по артикуляции и ритмич структуре -мама, рама) *затем -изуч-ся слова однотипные ипо ритмич стрцуктуре но разные по характеру артикуляции (МУКА РУКА) *далее слова,отлич-ся по артикул. и ритмич структуре - шары муха * далее двухсложн слова с обратным и прямым открытым слогом н-р ушла. *двухслож.слова с закрыт и открыт.слогом н-р кошка. *далее трехсложн.слова с прямым открытым слогами молоко *далее изуч-ся слова со стечением согл - школа.

Начинают с выделния звуков из речи. Для этого испол-ся приемы анализа звучащей речи в частности приемы выделения нового звука: * для гласн звуков наиболее выгодной считается позиция начала слова:яна, яша, яма *для ы - начало слова или середина - тыква, мыши * для сонорных, для ряда глух согл африкатов позиции конца слова -сук, ночь, ком. * для звонк согл -начало или середина слова перед глас - ваза, барабан. *для звука э -начало слова: эфир, эскимос

Работа с новым звуком и буквой заключается в правильном произнесении звука. Должно быть организовано правильная артикуляция конкетного звука в изолированном произнесении в слогах, словах, предложениЯх. Работа по подготовке к произнесению звука заключается в следующем: дых гимнастика, артикуляц.гимнастика, произнесение звука в словах и предложениях. Работа с новым звуком включает в себя задания на различение звуков. Специфика детей с у.о. - они слышат звук в одних сочетаниях и не различают в других.

Знакомству с буквой предшествует большая работа по определению наличия звука в слове, по его выделению, по наблюдению за артикуляцией. После ознакомления с буквой фонетический.анализ обогащается еще одной операцией: первоклассники устанавливают место каждого звука в слове, их последовательность.

Для выявления наличия звука в слове используют следующие приемы:§ отбор картинок, в названиях которых есть изучаемый звук;§ выполнение учениками различных действий (хлопанье в ладоши, приседание, показ знака светофора и др.) на слова с заданным звуком;§ называние детьми слов с требуемым звуком в прочитанном учителем четверостишии;§ выделение звукоподражательного слова из предложения (Гусь шипит: ш-ш-ш).

Выделение звука из слогов или слов осуществляется, так же как в добукварный период, в наиболее благоприятной для него позиции, в которой он сохраняет типовые признаки фонемы. Выделенный звук произносится изолированно, учащиеся наблюдают за его артикуляцией в речи учителя, за собственной артикуляцией с помощью зеркала, пытаются по вопросам педагога рассказать о положении органов артикуляционного аппарата, устанавливают характер звука: гласный или согласный (согласный — есть преграда, гласный — преграды нет, воздух проходит свободно). Согласный звук характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия голоса при его произнесении: прижав ладони к ушам или положив тыльную сторону руки на гортань, учащиеся приходят к выводу, произносится звук с голосом или без голоса (звенит звоночек или не звенит).ПРИЕМЫ:*установление сходства выделенного звкка со звуками окр дей-ти *подбор слов, НАЧ-СЯ С ЭТОГО ЗВУКА *подбор слов где этот зву в мконце или в середине *выделениеи слов где этот звук встреч-ся среди ряда слов. *разучивание стихов, загвдок, потешек с заданным звуком. Широко используются и игровые задания: дети отыскивают спрятавшуюся букву, отгадывают букву по полубуковке, соревнуются в написании знакомых букв на доске и снова сопровождают действия произнесением звуков.

Работа по ознакомле6нию с новым звуком и буквой: *задания на дифференциацию смешиваемых звуков н-р узнавание ужного звука среди ряда предлженных, разложить в два столбика предмет.картинки со смеш.звука, соотнесение звуков и букв, стихи, потешки. После усвоения звука изучают букву, обозначающую его.

ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ.изучается общее восприятие печат.буквы, состав буквы, обяз-но буква сравнивается со знакомыми.Спец. приемом яв-ся соотнесение начертания буквы с каким-либо предметом. Для закрепления образа буквы печатной составляют ее из палочек. пластилина, вырез. из бумаги, печатают на песке, на манке.

54. Характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Специфика его применения в CКШ VIII вида. Данный метод позволяет вести опору на живую речь. Имеет место аналитико-синтетический хар-р работы. Основой обучения явл-ся звуковой анализ и синтез. В основе использования заложен позиционный (послоговой) принцип чтения, где единицей чтения явл-ся слог. Предполагает параллельное обучение П и Ч, но процесс обучения Ч опережает процесс обучения П. Заложена параллельная возможность изучения звуков и букв. Процесс обучения звуков опережает процесс изучения букв. Процесс анализа и синтеза исп-ся повторно, но анализ несколько опережает синтез. В массовой шк.этот метод применяют как продуктивный и целесообразный. Основу заложил Ушинский. Исп-ся неск.видов анализа: 1)выделение из речевого потока предложений, из предложений отдельных слов, деление слов на слоги; отчетливое произнесение слогов; деление слога на звуки; четкое произношение каждого звука (предложение из 3х слов). 2)выделение нового звука – прием звукоподражания (с-с-с –звук спущенного колеса, м-м-м –мычание коровы). Выделение нового звука из предложения (ласточка с весною в гости к нам летит). Предлоги не явл-ся способом выделения нового звука, т.к. они произносяться слитно с последующим словом. Выделяют лишь соед.союз И, и противопоставительный А. выделение звука из закрытого слога там, где этот звук наименее прочно связан с другим (ах, ам). С помощью этого приёма хорошо выделяются гласные и согл.в слогах. Выделение гласного звука образующего целый слог (ооосы, ууулица). Перечисление слов с одним начальным звуком (ааарбуз, ааавтомобиль). Договаривание слова (произнесенным учителем с опорой на предмет и картинку). Этот прием не сип-ся применительно к звонким согласным на конце слова. (утюг, гриб). 3) Фонетический разбор. Разбор слова по звуковому составу (ма-ши-на:м-согл,сонор,тв, а-гл,безуд). Яблоко-6 букв, 7 зв. Данный прием исп-ся для правильного написания слов. Осущ-ся след.образом: называется слово целиком, выделяется кол-во слогов, перечисляются буквы. Дается хар-ка каждого звука. Подсчитывается кол-во звуков, букв. Для начала берутся слова с равным кол-вом. 4) сравнение слов по звучанию и начертанию. Прием исп-ся для парных согласных по звучанию (бочка- кочка), по начертанию (точка- кочка). Приемы синтеза: 1)произнесение слова (-га) предварительно подвергнутому звуковому анализу. Составление это слога (-ва) из разреной азбуки. Чтение этого слова по подобию. 2)образование шаговых таблиц на основе гласных и согл.звуков (мА-мо-му,ша-шо-шу) исп-ся при обучении чтению; 3) Чтение слов по подобию (мама, маша); 4)прием наращивания гласных/согл.в начале или в конце слова. В итоге должно получиться новое слово (сор,сорт). Разновидность этого приёма - добавление согл. в середину слова (сон - стон); 5)перестановка звуков или слогов (лиса- сила, пила-липа); 6)Приём отбрасывания/усечения звуков (сухари-сухарь). Гнездилов в сер.XXв. 1ым начал заниматься проблемой исп-ния метода в массовой шк. При этом были выделены отдельные ос-ти применения этого метода. В CКШ сроки обучения грамоте увеличены. Выделяют добукв,букв,послебукв. Все 3 периода в массовой шк приходятся на 1класс. После буквары берут книгу для чтения. В CКШ на 1ый класс приходятся добукв,букв периоды. Послебукварные – 2,3 классы. Работают только с букварем. Звуки и буквы не изучаются в CКШ по порядку. Это обусловлено во-первых, частотой употребления звуков в речи. Поэтому изучаются сначала те звуки и буквы, которые чаще встречаются, во-вторых, из-за соотнесения звуков и букв –наиболее трудными явл-ся взрывные согл. - смычные согласные, при артикуляции которых нёбная занавеска поднята, и воздух проходит в ротовую полость (в отличие от носовых смычных), а размыкание смычки происходит резко и напоминает взрыв ([п],[п'], [б],[б'], [т],[т'], [д],[д'], [к],[к'], [г],[г']), что обусловлено трудностью произнесения звуков. Это обусловлено ос-тями звукослияния. Поэтому всего выделяют 4эт.овладения грамотой: 1эт. Изучают а,о,у; м,с,х. Различие будет заключаться в последовательности изучения слоговых структур. В спец.школе слог структурируется по порядку вводятся так: гл+гл- слоговая структура а-у, у-а. обратные слоги: гл+согл (ос,ап). Прямые открытые слоги (согл+гл) ма; хо; со. Трехбуквенные закрытые слоги сок-сон-нос. Слоги со стечением согл. Согл+гл+2согл; 2согл+гл+согл (крот, сорт). Изучаются слоги с мягкими вариантами, с разделительным твердым и мягк.знаком. Кол-во уроков по изучению новых звуков и букв в спец.школе в 2раза больше чем в массовой. 1ур-знакомство, 2ур-закрепление, 3ур-дифференциация. Используется целый арсенал ср-в, различные наглядные опоры (мягкая азбука, разрезная, в картинках). Наглядные ср-ва позволяют формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Используют абак. В СКШ при обучении грамоте исп-ся эл-ты слогового метода (заучивание).

55. Психофизиологическая характеристика процесса чтения. Особенности овладения умственно отсталыми учащимися навыками чтения. Методика обучения чтению. Механизм Ч и П – процесс взаимосвязанных операций. Дост.четко механизм представлен составными частями: 1)узнавание буквы, 2)называние её, 3)узнавание зрительно буквы, 4) соединение двух букв, 5) составление слов и предложений. У только что начинающих возникают трудности на каждом этапе. Это связано с тем, что дети плохо знают буквы и путают сходные по очертанию, плохо соотносят звуки и буквы, путают сходные по звучанию звуки, возникают трудности при делении целого слова, трудности понимания прочитанного. Понимание наступает только в момент остановки чтения. В поле зрения опытного читателя попадают 2-3 слова, у начинающих 2-3 буквы. При чтении у детей обнаруживается ряд сложностей – дети могут терять строку, часто применяют чтение по догадке. У уод формирование навыка Ч происходит по тем же закономерностям, но выделяют специфические трудности, которые связаны с недоразвитием зрительного восприятия, с недоразвитием фонематического слуха, памяти, речемыслит. деят-ти, недостатками звукопроизношения. Психофизиологической основой обучения Ч явл-ся взаимосвязанная деят-ть речедвиг., слухового, зрит.анализаторов. В становлении навыков чтен-я выдел-т 3 этапа: 1эт. Аналитич-ий (часть 1 и 2 кл). У у.о.д. затруднено понимание прочит-го. Овладевая послоговым чтением реб. использ-ет приём смысловой догатки, но как правило ошибается. Приблизит-но со 2 полугод-я 2 кл и весь 3 кл выделяют промежуточ-ый этап. 2 эт. Синтетич-ий (заниемает 4,5 кл). Ед-цей чтения становится слово. На этом этапе ошибки, кот-ые допускают у.о.д не искажают общего смысла чит-мого. 6 кл промежуточ-ый этап. 3 эт. Автоматизир-го чтен-я (7 кл). Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого. навык полноцен-го чтен-я включает в себя все хар-ки чтен-я. У.о.д по-разному, с разной скоростью овладевают навыком полноц-го чтен-я в виду неоднородного дефекта. Замедлен-сть темпа связано с затруднением слияния одного звука с другим. Отмеч-тся достраивание на каком-либо этапе. темп чтен-я у.о тоже недостаточен в отличии от дет с нормой. Связано это с узостью поля зрения, с бедностью реч-ого словаря. трудностями осмысления текста и зрит особенностями. Значит-ое искаж-ие чит-ого текста обусловл-но недостаточностью звукового анализа, синтеза, наруш-ем звуко-произнош-ия, зрит воспр-тя, недостаточ-ым вниманием. при этом фрагментарность восприят-я приводит к ошибкам при анализе – дети пропускают сюжет линии, сокращают кол-во действ-щих лиц. некоторым вообще недоступна, другим сложно осмысление текста, т.е. дет либо вообще не устанавл-ют причинно-следст-ные связи, либо очень трудно устанавл-ют. В целом программ-ый матер-ал уроков чтен-я и развит-я речи предусматр-ет разные виды раб-т: - по технике чтен-я; - по развит-ю речи; - по внеклас чтен-ю и т.д. В младш кл осуществл-ся объяснит-ое чтен-е. На этом этапе совершенств-ся техника чтен-я и умения анализир-ть произведения. В 7-8 кл идут уроки объяснит-го чтен-я с элементами лит-ры. И в 8, 9 кл идут уроки литер-го чтен-я. Осознанность (сознательность) основывается на уяснении реб-ом основ-ой мысли содерж-ия чит-мого произвед-ия. Это понимание информац-ной, смысл-ой, идейной стор-ны текста. Поним-ие может формир-ся в процессе вводной погот-ой беседы перед началом чтения. Обязательно опираются на личный опыт дет, наглядность и ТСО. Так же обязательно проводится словар раб-а, первич-ое чтен-е учит-лем (для учащ-ся младш, сред кл-ов), последов-ая раб-а над текстом (выдел-ие глав, второстеп героев, анализ событий, уяснение причинноследст-ных отнош-ий). Формир-ию осознанности способствует раб-а над персказом. Самост-но пересказ-ать дет начинают в конце 2-ого года. В 1 и в конце 2-ого года дет основ-ое содерж-ие передают по словам учит-ля. В старш кл практикуются все виды пересказов (полный пересказ; выборочный; краткий). Составление плана всегда предшествует персказу. Первонач-но план составл-тся коллективно. Правильность чтен-я. Чтение без искажения звукового состава слов предполагает соблюдение правильного ударения в словах. Начальный кл явл-ся сензитивным периодом для правил-го чтен-я. Дет постеп-но переходят от побуквенного к слитному слоговому чтен-ю. Виды раб-т выбир-ся в завис-ти от общего уровня навыка чтен-я (Чтение по подобию, чтен-е слогов, слов с подгот-ой (у-ту-сту-стул), чтен-е слов, кот-ые отлич-ся друг от друга одной или двумя буквами (Луна, Рука), чтен-е родств-ых слов (шёл, пошёл, пришёл), -//- с одинак-ой морфемой. В качестве одинак-ой морфемы может выступать приставка (проехал, пробежал)). Для формир-ия данной хар-ки чтен-я испол-ся сравнит-ые моменты (чтен-е слов с подсчётом правильно прочитанных). Сам процесс чтен-я заним-ет больш-ю часть урока. Чтен-е вынос-ся на инд-ую раб-у. на ур-ах может испол-ся приём чтен-я по цепочке. Подбор и чтен-е отрывка из текста в качестве ответа на вопр. Беглость – определ-ый темп разговор-й речи, при кот-ом понимание чит-мого матер-ла опережает его произнес-ие. Поэтому беглое чтен-е, это чтен-е, кот-ое максимал-о приближенно к разговор чтению. Для формир-ия данного навыка испол-ся приём многократ-го прочтен-я. Во избежании утомлен-я, при каждом повторном прочтении испол-ся разная сист-ма заданий. (внимат-ое прочит-ние и выделение глав героев; -//- и нахождение глав мысли; -//- и ответ на вопросы). Для тренировочного чтен-я дополнит-но могут испол-ся спец тексты, кот-ые даются в учебнике, на карточках, книжках-малышках.. могут испол-ся разминки (4-5 мин). Особый приём – работа над развитием смысловой догадки (Вставить пропущенные слова в предолж-ие; предлож-ть о чём идёт речь ориентир-ясь на зоголовок). Выразит-ость. Одна из сложных хар-к чтен-я формир-ся после овладения технич-им чтен-м. В – это хар-ка чтен-я, при кот-ой наиболее полно чередуется смысловое и эмоц-ое содержание произвед-ия. В. достиг-ся за счёт различ-ых средств интонации(отчёт-вое произнес-ие зв-ов, слогов, скороговорок во время артикул-ой гимнастики. Испол-ся хоровое чтен-ие. Подраж-ие образцу выразит-го чтен-я, чтен-е по ролям). Особую роль выразит-ость играет при чтении стихотвор-ий, при подгот-ки ролей.

56. Коррекционная направленность уроков образовательной области «Филология» в CКШ VIII вида. Основ-я направл-ность обуч-ия РЯ носит кор.хар-р. Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей. Важнейшая цель ур. рус.яз. - формирование речи, как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности уч-ся и облегчения их адаптации после окончания школы. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамм.форм, синтаксических конструкций устраняется на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическими грамм. упр и или грамматики и правописанию. Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в любом виде дея-ти, программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды, в течении кот. у детей корригируют недостатки прошлого опыта, готовят уч-ся к усвоению последующих разделов программы. Непосредственно на уроках рус.яз. корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления. Программа по рус.яз.построена по линейно концентрич-кому типу, что позволяет постеп-но расширять яз-вую базу. Повторяемый материал способст-ет более детал-му усвоению. На каждом этапе обуч-ия предусмотрены пропедевтич-кие периоды. В это время происходит постеп-ная подгот-ка послед-щего матер-ла. Яркий пример – добуквар-ый период. Кор.направ-ность заключ-ся в увелич-ии кол-ва часов на усвоение каждой темы. Такой подход обеспеч-ет устранение недостатков всех сторон речи. Способст-ет более детал-му воспр-ию матер-ла. Уроки чтения Кор зад: уроки чтен-я дают возможность корригировать речемыслит-ную деят-ть. Развиваются операциональные хар-ки мышления – дет анализируют события, пересказывают, что требует аналитико-синтетич-ая деят-ть; раб-ют с пословицами, поговорками. Развив-ся устная и пис-ная форма речи; идёт активизац-я, накопление словаря; большое внимание удел-ся словар-ой раб-е, где уточняются синтаксич-ие, семантич-кие значения слов. Развив-ся связ-ое высказ-ие. Уроки чтен-я позволяют корригировать недостатки эмоц-ной сферы. При прочтен-и, разборе худож произвед-ий создаются возможности адекватно применять эмоции, раб-ть над многообраз-ем эмоций, чувств, создаётся основа для формир-ия эмоций, чувств.

57. Методика работы над басней, сказкой и стихотворением. Б – короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Наиболее трудный жанр произвед-ия, т.к. содержит иносказательный смысл, т.е внешнее проявление действий имеет иной смысл. Б. позволяет реализовать зад. нравственного воспитания. Б – локаничное произвед-ие содержит картинное, выразительное опис-ие. В Б-ах представлена народность яз-а. Б. позволяет развивать речемыслит-ую деят-ть. Мет раб-ы: Ввод беседа – об авторе или жанровых особен-тях. Организуется словар раб-а. Чтен-е басни учителем. Далее Б. читается учащ-ся про себя, дальше в слух по логически законченным частям. Б. – анализир-ся, т.е. она анализир-ся как обычное худож-ое произвед-ие.Далее раб-а над смыслом Б, т.е. идёт раб-а над яз-ом Б. Далее анализир-ся изобразит-ые средства Б. Может быть организована и повтор-ое чтение, хоровое чтен-е отрывков. Баб-а над маралью Б. Выдел-ют глав героев, выдел-ют выражения, кот-ые относ-ся к самому герою, хар-ют героев. Отыскивают снова выражения, в кот-ых сосредоточен глав смысл Б. Дифференц-ое Д/з: сил-ым – заучивание; слаб – чтение в слух, заучив-ие марали басни. Существует несколько видов сказок: сказки о животных (глав герои – животные, большинство сказок жизненные); бытовые сказ.(максимал приближены к жизни, близки к реалистичным худож произведениям); волшеб-ые сказ (в них происходят чудеса, действуют сверхестеств-ые силы, воскрешение чел, превращение в зверя. Много сташных чудовищ, необычных героев (жарптица), необычных предметов). Больш кол-во сказ-к содержится в учебнике. Сказ-и имеют подтекст. В сказках детей захват-ет острый занимат-ый сюжет, необычности обстановок. В сказ. глав герои – смелые, сильные, находчивые. В сказках добро побеждает зло. Все герои сказ-к делятся на две категории: одни герои добрые, смелые, заслуживающие уважения; другие – жадные, зависливые, злые. Сказ - важный инструмент развития речи. Мет раб: Предусмотрена вводная беседа по сказ. К каждому виду сказ беседа разраб-а по-разному. При знакомстве с волшеб сказ-ой – прораб-тся жанровые особенности. Раб-а с пердмет картинками, словар словами. Нет необходимости выявлять жанровые особен-ти. Важно, что бы правильно воспринимали героев, их действия. Далее организ-ся рассказывание сказки. Могут испол-ть грамзапись. Потом организуется первичная беседа о сказке. Далее идёт чтение сказки без анализа (читают хорошо читающие ученики). Если сказ большая, её разбивают. Сказ испол-т для отраб-и всех навыков чтения. Далее идёт анализ сказ. Выявляется общая воспит-ая направленность сказ. Составляется хар-ка героев. Потом организуется работа по пересказу сказ. На отдел этапе – чтение по рядам. один из отрывков можно драматизировать. Предусматривается дифференцированное Д/з: сил ученикам – крат перск-з; слаб – чтение по оригиналу, выразительно. Для стихотвор-ия эпического повеств-ия, хар-ра важен сюжет. Чуковский «Мой Додыр» 3кл. Некрасов «Федорено горе» 4кл. Маяковский 6 кл. Мет раб-ы с эпич стихотвор-ем совпадает с мет чтен-я рассказов. Направлена на выявл-ие сюжета, раскрытия хар-ра действ-щих лиц, идеи произвед-ия. Деление эпич-х стихо-ия на части, озаглавливание каждой части. Рисов-ие сюжет картинок, персказ содерж-ия, соотнесение строчки картин с диофильмом или кадрами фильма. Специф-ка раб-ы: подгот-ка учителем выразит чтен-я стихотвор-я, выробатка навыка у учащ-ся, работа над образными средствами яз-а. Лирич стихо-ия: Пушкин А.С «Вот ветер тучи наганяет», И.А. Бунин «Листопад»: Лес, точно терем расписной…, 6кл; Н.А Некрасов «Несжатая полоса» старш кл, и др. В них опис-ся чувства, пережив-ия чел-а, его настроение, мысли. Хар-ся повыш-ой эмоц-тью, каждое слово несёт большую смысловую нагрузку. Мет раб-ы: снач-о психол подгот-ка. Рассказ учителя д/б живым, эмоц-ым, речь полна славянизмов. Выразит чтен учит-ем. Вопросы. Чтен-е стихотво-ия учениками по частям. Можно испол-ть мнемонич-их приём. Стирание по одной строчке. Стих-ие с пропусками слов.

58. Особенности понимания научно-популярных статей уод. Система работы над статьёй. НПС – описание явлений, кот-ые происход-т в природе, жизни чел-а. Содержатся свед-ния о географии, истории, естествозн-ии. В статьях могут даваться какие-либо инструкцииприклад-го хар-ра. Статьи дают возможность формир-ия правильного осознанного чтения. Статьи позволяют реализовывать нравствени эстетич-ое воспитание. Особен-сти статьи: 1. отсут-ет яркий, выразительный сюжет. в статьях содерж-ся большой круг терминов, понятий. По тематике НПС м/б инструктив-го хар-ра, кот-ые рассказ-ют, что и как нужно делать (как ухаживать за обовью, домашщ растен-ми). 2. статьи, в кот-ых опис-ся явления окруж мира. 3. -//- в кот-ых опис-ся явлен-я, кот-ые трудно поддаются наблюдению. 4. стат с географич-им содерж-ем. 5. стат с истор-им содерж-ем. Раб-а над статьёй зависит от соблюд-ия ряда положений6 Во-первых, хар-р стат позволяет формир-ть умения испол-ть учебник как основной источник знаний. В младш кл получение таких знаний организуется учит-лем. При организац-и обуч-ия чтен-я статей обязательно актуализируют прошлый опыт. При этом вычленяется информация, кот-ую даёт статья. Деловая стат способствует формир-ию умения планировать свою деят-ть, развив-ет речь. Для лучшего понимания научной статьи рекомед-ся исполь-ть нагляд-ость. Мет-ка раб-ы: Ввод беседа, где актуализир-ся знан-я, разъясн-тся трудные процессы, явления, провод-ся словар раб-а. Потом организ-ся чтение стат учит-ем. Ренкомед-ся, чтобы дет следили за текстом по учебнику. Ориентируемая беседа. обращают внимание на автора статьи. Организ-ся первичное чтен-е текста учениками, читают по частям, с подробным разбором каждой части. Устанавливают причинно-следственные явл-ия. На этом этапе учит-ль по необходимости может давать дополн-ую инф-цию не содержащ-ся в статье. Организ-ся анализ одного и того же предмета и явл-ия через слова, наглядность, звук. План может быть словесным, картинным. Далее статья снова прочит-ся, потом находит-ся основ мысль, ведётся раб-а над выразит-ым чтен-ем. Переск-з статьи по частям или заучивание некоторых частей. В качестве Д/з: сил-ым – выразит чтен-е, подроб перск-з; более слаб – переск-з отдел-ых частей, выразит чтен-е; даются зад-я практич-го хар-ра.

59. Уроки внеклассного чтения. Подготовка учителя к данному виду уроков, система работы. Внеклас чтен рассматрив-ся как раздел обучен-ю чтен-ю, цель кот-го сост-т в том, чтобы сформир-ать знан-я у дет, соответ-щий возрасту избират-ый интерес. Желание, умение осознанно собирать, осознано читать книги. Основу внекл чтен составляет самост-ое чтен-е (индивид-но без непосредств-ой помощи учителя). Готовности реб к самост чтен-ю хар-ся след-ми показателями: владение грамотой 2кл., 3 кл широта чтательского кругозора; упорядоченность накопленного кругозора 4 кл. Читая самост-но личностное св-во, кот-ое хар-тся наличием у читателя мотивов общаться к побуждающим книгам. Внеклас чтен-е предусматривает 2 основ-х направлен-я раб-ы: 1. организац-я внекл чтен на ур чтен-я. 2. собственно внеклас чтен-е детьми худож-ой лит-ры вне уроков. Зад-чи ур чтен-я: 1. Познакомить учащ-ся с лучшими, доступными их пониманию произведен-ми дет-ой и юнош-кой лит-рой. 2. Сформир-ть интер-с к чтен-ю и книгам, как к источникам знаний. 3. Сформир-ть у дет умение самост-го отбора книг в соответствии с их интер-ом. 4. Сформир-ть навыки самост-го чтен-я лит-ры. 5. Формир-ть личност-ые особен-сти, мировозрен-е учащ-ся, расшир-ть общий кругозор, развив-ть познават-ые возможности. У уо читательский инетр-с снижен. Большинство дет не любят читать, не читают. Сказыв-ся отсутствие раб-ы в семье по чтен-ю. Низкий социокультур-й ур-нь развит-я. Низкий уровень читающих интер-ов обусловлен особ-стями самих дет.: 1) недостаточ-сть познават интер-ов. 2) низкая степ-нь активности, самост-сти дет. 3) слабая техника чтен-я. 4)недостаточ-сть ориентир-ки в окруж-щем. В младш кл спец-но ур-ки внеклас чтен-я не выделяют, но учитель на уроке указывает на лит-ру, кот-ую они должны читать в свобод-ое время. Дет водят в библиотеку для ознакомления с книгами, с правилами повед-ия в библиот-ке, с правилами обращ-ия с книгами. Учит-ль отводит спец-но время для развит-я практич-их умений читать и раб-ать с книгой. Учит-ль должен познакомить со структурой книги. Знакомство нужно для быстрой ориентировки при выборе книг. Вниман-е обращ-ся на 2 важных компонента: название, автор. Затем показ-ется задняя часть обложки, оглавление. Учат польз-ться оглавл-ием. Аналог-чно провод-ся знаком-во с газетами, журналами. Большинство тем внекл чтен тесно связано с ур-ми чтен-я. В младш кл ур по внекл чтен предусматр-ет подгот-ую раб-у; нагляд-ая агитация (уголки, стенды); составление списка лит-ры; провед-ие конкурсов, викторин. Испол-ся методический верный приём: учит-ль читает до самого интер-го момента, а потом предлаг-ет дочитать книгу самост-но. В старш кл обязат-но требуют помещать правила раб-ы с книгой; составл-ют списки литер-го чтения; задания; выставка книг. Дет ведут читат-ие днев-ки (название книги, автора, кратк содержание, отзыв). структура ур внеклас чтен-я в сред, старш звене. 1. Ввод беседа по теме (книги о природе, войне). 2. Анализ и систематизац-я произвед-й, кот-ые дет читали. Дет учат отвечать на вопр-ы по содерж-ию. Дет-ми зачит-ются интер-ые отрывки, может прослуш-ся музыка. 3. Запол-ние читател-кого дневн-ка. Переходят к анализу читат-их формуляров, выявл-ют актив чита-лей. 4. Знакомство с предстоящ-м Д/з. Ур внекл чтен могут быть авторскими ур-ми, тематичес-ми, по переодич-ой печати (журналы, газеты). Задавая д/з учит-ль должен предусматр-ть индивидуально-диф-ый подход; выделить, что части д/з обязательно для всех, и есь зад по желан-ю, зад в творч-их груп-х. На кажд ур внекл чтен вниман-е обращ-ют на отраб-у навыков чтен-я, на анализ событий. Ур внекл чтен. Аксёнова, Башрова, Серова, Смирнова, Щербакова. Начин-я с 5 кл выносится 1 ур в месс. Произвед-ия различ авторов, тем. Важно заинтер-ть учащся, глав-ым явл-ся уголок чтен-я. На ур класс-го чтен-я удел-ся 2, 3 мин на вопросы касаемых читаемых книг (читают ли их дети?). Ур-к внекл чтен должен быть даже празднич-ым. Можно испол-ть тихий музыкал фон. Детально разбир-т вопр касаемо автора, персонажей

60. Уроки литературного чтения в старших классах. Работа над произведением больших форм. Виды и структуры ур-а будут аналогичны, что и в младш кл. Но сама раб-а будет изменена. Это связано с услож-нием читаемых произвед-ий и увелич-ием читаемого. Увелич-ся число героев, несколько смысловых цепочек. От детей требуется чтен-е синтетическое, слитное, больше удел-ся внимание раб-е стекстом. Идёт установление смысловых связей. Учащ-ся активно привлекают к драматизации. Тексты нельзя подвергать драматиз-ции, поэтому составляют тексты (сценарии) для драмат-ции. При подгот-ки текста к драматиз-ии, выясняется идея. Даются хар-ры действующих лиц, распредел-тся роли. Обязательно испол-ют выразит-ое чтен-е по ролям, заучивание ролей. Определ-ют основные действия, готовят декорации, костюмы, маски. Учитель уже в темат-ий план может вносить пометки произвед-ий, кот-ые будут драматизироваться. Учащ-ся сначала знакомят с литер произвед-ем. При этом испол-ся словар раб-а, чтен по ролям, кратко проверка восприятия текста. На след-щем этапе подроб-ая разборка текста, сюжета. Делят текст на части, выявляют смысловые части, уточняют смыслов часть произвед-ия. В ряде случаев составляют хар-тики действ-щих лиц. След-щий этап – выделение конкрет-ой части. Читают текст для того, чтобы проанализир-ть, пробудить актив-ое отнош-ие к героям произвед-ия. Подгот-ка текста для произнес-ия в слух, т.е. анализир-ют наиболее важные выраж-ия текста, анализир-ют эмоции, определ-ют темп чтен-я, раб-ют над отдел-ми частями текста в связи с эмоц-ой выразит-стью. Определ-ют паузы, их длител-сть, значение. Литер чтен-е (7,8,9 кл). Начин-ся с выдел-ия глав-й мысли произвед-ия, описание внеш-сти. Испол-ют составление хар-ик героев. Составляют план, делят на части, подтверж-ют свои мысли словами из текста. Более развёрнуто анализир-ют произвед. К 8 кл – новое иллюстрирование черт хар-ра. Как внеш-сть, поступки хар-уют описываемое лицо. Обосновываю свое отнош-ие к гер-ям. Учитель ведёт раб-у, чтобы донести мысль, кот-ую хотел передать автор. На последних годах обуч-ия вводится объясн-ие причины тех или иных поступков с помощью учителя и раб-ы над планом. При организац. раб-ы над худож произвед учитель ставит авторское отнош-ие к ниму. Прежде чем обосновать худ образ идёт анализ поступков, событий. Оценка автора способствует формир-ию истор-кого подхода к тому, что изображено в произвед-ии. Особенностью ур лит чтен явл-ся обязател-ое знакомство учащ-ся с мировозре-м автора, жизнью, взглядами. На ур лит чтен провод-ся раб-а над яз-ом, что способствует кор-ции речемыслит деят-ти. У читат-ей возникает 2 типа отнош-ий при восприят-и худ произв.: 1. эмоц-но-чувствит-ое. 2. интел-но-оценочное. Для у.о. трудно воспринимаемыми морал-ми качествами явл-ся: душевность, отзывчивость, сострадание, это обусловлено ограниченностью словар-го запаса. Наиболее трудны произведение те, где лица совершают поступки, но не указывается на мотивы этих поступков, поэтому дет путают причины следствия поступков. Ур изуч-я биографии явл-ся очень сложными, т.к. содержится много фактич-го матер-лаЗадача учит-ля – отобрать самый важный матер-л. (дет заводят авторские альбомы). В конце подвод-т итоги: почемудо сих пор читают произведения данного писателя, что популярно. Учитель сам выстраивает рассказбиографии, запис-т даты на доске, вывеш-ет словар слова. Далее чтение текста биогр учит-ем. потом раб-а над биогр: выстраив-ся чтен-е по логич-им частям, раб-а над зад-ми в учебнике. Заканчивается раб-а пересказом прочит-го. На ур лит чтен-я разбир-ся произвед-ия больших форм: выдел-ся главы, идёт серия ур-ов. Кажд-я гл разбир-ся как самост-ое произвед-ие. В конце провод-ся раб-а над общим вопр-ем текста, выстраивают одну сюжет линию.

61. Методика обучения грамматике и правописанию в младших и старших классах. Раздел грам-ки, правопис нач-ся со 2 кл до 9. Структурв грам и правопис дел-ся на 2 этапа: 1. 2-4 кл – этап подгот-их, практич-их, грамматич-х упр-ий. Цель: преодоление пробелов в речевых навыках, овлад-ие фундаментом знан, умен. 2. 5-9 кл – разбир-ся весь элементар курс практич-ой грам-ки. усвоение рус яз в объёме массов-й шк невозможно, поэтому рус яз изуч-ся на элементар-м ур-не. В млаш кл больш-е вниман-е удел-ся нескольким темам: слова, обознач-щие предмет, действие пред-тов, признак пред-тов. Не водятся сами понятия гл, сущ, прил, кот-ые обознач-ют набором грам-ческих хар-ик. Сообщ-ся самые элементар свед-ия в соответствии с этими понят-ми. Уясн-ся 2 понят-я: что есть предмет; что есть название предмета. Наиболее лучше усваиваются понятия на одушевлён-х предметах. Дет учатся выделять эти слова среди других слов. Испол-ся целая систма упр. Учит показ предмет, картинки и ставит к ним вопр-ы, т.е. формир-ет само понятие. Учит-ль соотнос-т обобщающее понятие с целой группой слов (овощи, фрукты, одежда). Кроме раб-ы над конкрет словами, также раб-ют над словами общего хар-ра (радость, добро, зло). Раб-ют над словами, кот-ые наход-ся в разных подежах, словоформах (во множ числе). Языковая тема: слова обознач-щие действия предмета начинают изучать со 2 кл. Наиболее проще усваиваются действия одушевлён предметов: мальчик поёт, Ваня (что делает?) играет. Раб-ют с сюжет-ми картинками (предмет-ми картинками: солнце светит, собака играет). Также вводится понятие время – наст, прошед, будущ-е. Тем самым расшир-ся формы понятия яз схем. Составляется целая серия вопр-ов (что делать? что сделать?) Испол-ся сюжет картинки, предмет карт-ки, серия тек-тов из собствен-го опыта. После изуч-ия этих двух яз тем проводится дифференциация, чтобы небыло смешения понятий. Далее вводится тема «слова, обознач-щие признак предмета». потому, чо многие дет слова обознач-щие признак предмета приписывают к словам обознач-щим предмет, т.к. к этим словам избирател-ые признаки. Учащ-ся учат ставить вопрос к словам. Желательно испол-зать наборы картинок, где тот же предмет обознач-т много признаков. Обязательно нужно обращ-ть внимание на соответствующий вариант и на окончание слова обознач-щее признак предмета. Несколько ур-ов посвящ-тся обогащению словаря, словам, обознач-щим признак предмета. Испол-ся зад-ния на распростан-ые предлож-ия, сравнивают предл. Испол-ся тексты с распр-ными предлаж и тексты с нераспр-ными прелож-ми. Показывают, что тексты с распростр-ми предлож-ми гараздо интереснее, т.к. идёт уточнение (о лесе, природе). В конце берётся дифференциация трёх языковых тем. В 5 – 9 кл. осн. направ. р-ты - знакомство с простейш-ми необходимыми, доступ-ми правил-ми правопис-ия. В частн-сти при изуч-ии раздела слова, внач-ле даются сами грамм. понятия, затем на их основе правила правописания. В 5 кл. идет знак-во с самыми важными прав. правопис. в различных частях слова. Изучаются части речи, сущ,прил. На каждом году обуч. вводится кажд.раз новая часть речи и подробно изучается. Самым последним вводтится наречия и числительн. Обязательно проводится р-та по повторению ранеизучен. и очень мн.проводится практич.упраж. Выделяют неск.этапов по усвоению грамм.понятий: 1. Организ. подготовка к изучению нового материала идет актуализ.прежних знаний. Использ.различн.приемы (проверка д/з, выполнение прак.зад., беседа с подведением к сообщению новых сведений) 2. Знакомство с новыми материалами, при этом языковые средства д/б доступны. Доступность заключается в четкости и логичности примеров. Сложность проговаривания отвлекает уч-ся анализа существ.признков. 3. Объяснение обычно запис.на доске, практика-объяснение сводится к выполнению серий практических упраж. 4. Закрепление грамм.материала. На этом этапе очень важно диффер. данную грамм.категорию от др. Можно использов разные табл. Помогает дифференц.серия вопросов на сравнение, конретизация, дифференциация. (какая часть речи, как изменяется, на какие вопр.отвечает) 5. Закрепление грам.категорий отрабатывается на примере различных типов упр. аналитические упраж. Они основаны на анализе новых заданий. При изуч.прил. использ.цвет, форма, материал. Конструктивность предложений предусматрив. словообразование, словосочетание, предложение, текст. Упр.творческого хар-ра. Изложение, микросочин.. подбор слов, составление предложение по картинке, по опорным словам, по схеме.

62. Обучение умственно отсталых учащихся фонетически правильному письму и письму по правилу в CКШ VIII вида. В силу нарушенного интеллекта уод с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Относительно легко уод осваивают исторические написания, не определяемые произношением и восприятием на слух. Для всех орфограмм данного типа в правиле дается конкретное указание как надо писать (жи-ши). Более сложными для учеников спец.шк. оказываются фонетические написания, регулируемые правилом и определяемые произношением. Правила, связанные с написанием прописных букв в именах собственных и начале предложений, с раздельным написанием слов и слитными морфем, опираются на знания из области грамматики и лексики. Система работы, направленная на ослабление и устранение возникших у детей трудностей, на формирование орфографических умений и навыков, должна включать следующие этапы: 1. Подготовка уч-ся к усвоению правила; 2. Усвоение правила 3. Формирование умения объяснить написание слов, пользуясь правилом 4. Находить в тексте слова на данное правило 5. Контролировать свое письмо. В СКШ особое место должны занимать упражнения, способствующее развитию умения замечать орфограммы в тексте. Формирование умения замечать орфограммы осуществляется сначала на отдельных словах, затем в предложениях и, наконец, в тексте. Вся предшествующая работа, направленная на развитие умений объяснять орфограмму, выделять и опознавать ее в тексте, в определенной степени уже подготовила школьников к возможности осуществлять самоконтроль в процессе письма. При письме происходит ориентировка на слух. Детей необходимо научить письму букв, слогов, слов, предложений. Письмо более сложный вид деят-ти, т.к. мелкая моторика у уод несовершенна. Процесс письма представляет собой процесс перекодирования. Перевод букв из звукового комплекса и наоборот. На 1эт.обучают письму букв – подробно знакомят с рукописным начертанием букв, опираясь на известный печатный вариант. Выделяют основные элементы, определяют форму каждой буквы. Далее У пишет буквы на доске с объяснением. 2эт.Может быть использовано пробное написание на доске, написание обратной стороной ручки в тетради, на песке, в воздухе и только потом начинают работать в тетради. Далее обучение письму слогов. Сначала берется слово, потом нужный слог и происходит звукобуквенный анализ. Обращают внимание на присоединение одной буквы к другой. 3эт. – обучение письму слов, предложений. Работа аналогичная. Всегда У должен следить за посадкой детей, за соблюдением наклона, положением ручки. Рекомендуется определенная система упр.: 1.Упр-списывание с рукописного варианта; 2.Упр-списывание с печатного варианта; 3.Упр списывание с дополнением одной буквы или целого слога; 4.письмо по слуху. Самостоятельная запись с предварительным звукобуквенным анализом. Если буквы строчные и заглавные. Они м/б одинаковые по начертанию, разные по размеру (Х,О,С), есть отличающиеся (А, Б, В). Если буквы одинаковые по начертанию, их можно изучать на одном уроке, если разные, то на двух уроках, начинают со строчной буквы. У уод в процессе письма обнаруживается ряд специфических ос-тей: при фонематических нарушениях отмечают перестановки, пропуски букв в слогах; при нарушениях произносительной стороны речи дети пишут так как говорят. Под диктовку пишут лучше; нарушение моторики – неровные буквы, сильные нажимы, не дописывают элементы или пишут буквы несколько раз; нарушение зрительно-пространственной ориентировки – отмечается зеркальное письмо, замена сходных по начертанию букв; нарушение работосп-ти, неустойчивость внимания. Любой урок должен начинаться с гимнастики пальцев рук. Заканчиваться орнаментальным рисованием. Детям предлагается обведение букв. При затруднении перекодирования шрифта задания на быстрые переключения (выложить из разрезной азбуки, перепутанные надписи к рисунку и их списывание, отгадывание слова, данного на слух с последующей записью).

63. Особенности речевого развития уод. Методика проведения занятий развития речи и ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Процесс речев.развития уод протекает иначе. У аномального р-ка дошк.воз-та не возникает подобных обобщений. Уод усваивают по подражанию отдельные слова – названия обиходных предметов, часто повторяющихся действий и простые конструкции предложений. Среди уч-ся скш составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. Нарушение звукопроизнош.может проявлять по-разному: отсутствием в речи р-ка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп, нарушением слоговой структуры слов. Серьезные недостатки наблюдаются у уод в лексике. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактных понятий(беспокойный, грозный), они не знакомы с названием многих видовых (дуб, береза) и родовых (растение, инструмент). Еще сложнее протекает процесс овладения уод синтаксической стороны речи. Отмечается малая распространенность предложений. Пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы. Наруш-е связи слов в предложении. (кошка поймал мышку). Наруш-е порядка слов. В процессе формирования связной речи у шк. с умс.отст.недостатки проявляются в содержании речи, ее структуре и грамматическом оформлении. Организация начало урока обязательна, на каждом занятии используются элементы лог.р-ты (над голосом, реч.дых) обяз. в начале каждого урока описывать погоду, раб.с календ. природы и труда, обяз.полн.ответы. сравнив.погоду со вчераш., описыв. все призн, составл.рассказ. на превоначальных этапах на эту часть урока отвод.7-10 мин. Если это не перв.зан.по опред.темме, то использ.повтор.пройд.матер., задавать вопр.нужно таким образом, чтобы р-ку ка можно проще было дать отв.и составить рассказ описание. При изучении материала учит. опирается на разные источники инфор. (киноф, практ.р-ты). Логика изучен. матер. зависит от темы. Могут использ. различн. послов., поговорки, разбирая тот или иной предмет учит обращ. Вним. на само назв, внешний вид, св-во. Обяснение может осуществ.разн способами, но цель одна-составление связанного рассказа. Очень часть на занятиях по развитию речи, для составления рассказа используется картинный план.

64. Составьте фрагмент урока в добукварный период, где реализуется задача развития фонематического восприятия у умственно отсталых учащихся. Для обучения ребенка с глубоким нарушением интеллекта грамоте, необходимо развитие у него фонематического восприятия. Работа должна проводиться сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая звуки речи. По мере изучения звука предлагаются упражнения на развитие фонематического слуха. Учитель называет слова, слога, а дети, если услышат данный звук, хлопают в ладоши, либо поднимают кружок определенного цвета. Конспект занятия: ЗВУК и БУКВА «С» Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания. Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С», магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка. Ход занятия. Обучающий этап. Развитие фонематич-го восприятия Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С». Развитие слух-го внимания. а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек. Учитель: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С», запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном): А почему тут не только звук «с», но и звук «ш»? са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са –са – са; сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су –су – су; сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас– са; со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус - со – со б). Запоминание слов на заданный звук. Учитель: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С»: Солнце село за селом; Спят синицы, сойки спят, Спит в воде усатый сом, Видит сладкий, сладкий сон. Спит лиса и зайка спит, Ветер лишь один свистит». 2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц. Учитель говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …». V. Физкультминутка. А сегодня у зимы новоселье, Пригласила она на веселье. Дом построен из сугроба, А какой он вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога, А какой он ширины? Вот такой ширины. 1. Развитие слухового внимания. Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок». 2. Различение сходных по звучанию звуков. Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С». Дети отвечают: «Сова, ананас, слон, солнце». 3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия. Учитель: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе: На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы. А кокосы высоко, а кокосы далеко». VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент. Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?» Дети отвечают: «Согласный звук «С». Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали! Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.

65. Составьте фрагмент урока в добукварный период, где реализуется задача развития зрительно-пространственных представлений у умственно отсталых учащихся. Большое значение для развития зрительного восприятия имеют занятия изобразительной деятельностью, а для развития пространственной ориентировки — занятия конструированием. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр. Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблочки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пирамидки); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги, леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО) для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера. Тема. Закрепление зрительно-пространственных представлений.Цель: развивать зрительно-пространственные представления. Зад: обр: повторить геометр фигуры. воспит: воспитывать интерес к обучению за счёт использования элементов игры на уроке. кор-разв: корригировать пространственные представления детей; развивать произвольное слуховое внимание за счёт выполнения инструкций учителя. Сейчас я раздам вам набор геометрических фигур. Возьмите лист бумаги и положите его перед собой вот так – горизонтально (демонстрация учителем). Возьмите геометрические фигуры и выложите их в ряд под листом слева-направо. Ну-ка, где у нас левая рука? Отлично, начинаем. Сначала положите круг, теперь овал, рядом с овалом квадрат, теперь возьмите и положите прямоугольник и последним положите треугольник. Готовы? Сейчас Незнайка пройдет и посмотрит, справились ли вы с заданием (учитель ходит с Незнайкой проверяет). Давайте вспомним, где у нас верх листа, где низ, где середина (учащиеся показывают на листе бумаги эти пространственные положения). Где у вас левая рука? Так. А где правая? Теперь возьмите круг и положите его в верхний правый угол. Правильно. Возьмите треугольник и положите его в левый нижний угол. Молодцы. Возьмите квадрат и положите его в середину листа. Хорошо. А сейчас возьмите овал и положите его в правый нижний угол. Возьмите прямоугольник и положите его в левый верхний угол (по ходу реализуется индивидуальный подход: учитель ходит по классу и направляет учащихся наводящими вопросами: «Где верх (низ) листа? Где правая (левая) сторона? Какую фигуру сейчас надо положить (где у тебя круг и т.д.)?». Посмотри, Незнайка, какие умные у нас, ребята – все верно сделали. Незнайка: «И правда – они – молодцы!». А сейчас следующее задание …

66. Предложите приемы работы по подготовке умственно отсталых учащихся к обучению письму. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму. Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции. Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки. Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно): на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой; на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз; сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой; противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание пальцев в кулачок и разжимание; «крючки»; «щелчки»; специальные упражнения для держания карандаша; правильное держание карандаша или ручки. Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности: обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание; рисование знакомых предметов и их раскрашивание; обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала); рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.; рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка); рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям); обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно; составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом; рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам); соединение палочек в разных сочетаниях; орнамент из палочек, их сочетаний; орнамент из геометрических фигур. Подготовка к написанию букв (элементы букв): наклонные палочки короткие и длинные; палочки с закруглением внизу и вверху (крючки); овал (о); полуовалы; петелька вверху и внизу; элемент буквы (е); палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др. Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, п). Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы. В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.

67.Смоделируйте фрагмент урока, где обрабатываются приемы анализа и синтеза предложения с составлением графической схемы в букварный период. Работа с предложением по-прежнему (как и в добукварном периоде) опирается на графическую схему. Схемы предложений указывают на использование трех или четырех слов. Как правило, одно из них является предлогом. В схеме предлог обозначен короткой черточкой. Например, на с. 6 «У утки клюв»; на с. 9 «У мамы каша». Количество предлагаемых предлогов ограничено. Учащиеся, составляя предложения по схеме и картинке, используют пространственные предлоги, наиболее употребительные в речи. Это предлоги: в, на, у, к, с. В схеме, в отличие от записанного предложения, нагляднее показана большая буква в начале предложения, точка в конце его, прописная буква в именах детей и кличках животных, раздельное написание каждого слова, в том числе и предлога как самостоятельного слова. Работа со схемой в той или иной степени плодотворно влияет на раздельное написание слов, на соблюдение других правил при записи предложений. Составление предложений по схемам начинается раньше, чем чтение самих предложений. Учащиеся ориентируются на схему, в которой первым словом является предлог (его надо прочитать), второе слово заменено картинкой (ее надо назвать), третье слово надо вставить самостоятельно, учитывая сюжет иллюстрации. Усложнение задания идет по принципу возрастания самостоятельности учащихся: первоклассники подбирают слова к схеме, исходя из содержания сюжетной картинки. В любом случае картинка предварительно разбирается под руководством учителя. Первые предложения, которые читают дети, состоят из одного-двух слов. К каждому предложению дана картинка, раскрывающая его содержание. Однако, несмотря на наличие иллюстративного материала, здесь особенно необходима помощь учителя в раскрытии значения каждого короткого предложения, особенно когда речь идет о междометных и звукоподражательных словах-предложениях. Наиболее эффективным приемом в этом случае является проигрывание ситуаций, которые изображены на картинке (плачет ребенок, поднимается по лестнице и охает старый человек, аукаются дети в лесу). Не только на первых, но и на других страницах «Букваря» будут встречаться подобного рода слова-предложения, значение которых воспринимается более образно с использованием драматизации. Так, при изучении буквы н даются три картинки со звукоподражательными словами: на, но, ну. Юмористический смысл ситуации и значение самих звукоподражательных слов-предложений, особенно последнего предложения, которое произносится осликом, не желающим идти и требующим дополнительной порции сена, без проигрывания не воспринимаются детьми в полном объеме. Тема. Составление схем предложений. цель: закрепить умение составлять графическую схему предложения.

зад: образоват: отрабатывать приёмы анализа и синтеза предложений. воспит: воспитывать аккуратной работы в тетради; кор-разв: развивать мелкую моторику рук за счёт правописания; развивать аналитико-синтетическое мышление за счёт работы с предложениями. Посмотрите, ребята, на доске написано предложение. Давайте составим к нему схему. Кошка спит. |__________. |______ _____. У утки клюв. |___________. | У _ ____ ____. Девочка моет руки. |___________. |_____ ______ _____. Молодцы. Сейчас давайте выполним следующие задания. Посмотрите на доске нарисована схема. |__________. |______ ______. Давайте придумаем к ней предложение вот по этой картинке? Мама стирает. Следующая схема. |___________. |_____ _ В_ ______. Какое предложение можно составить к этой схеме, по этой картинке? Собака в будке. И ещё одна схема. |___________. |_____ ______ _____. Какое предложение составим по картинке? Мальчик читает книгу.

68. Составьте фрагмент урока по ознакомлению умственно отсталых учащихся с новым звуком и буквой. Изучение новых зв и букв начинается с выделение их из речи. Для этого испол-ся приёмы анализа звучащей речи. Для глас зв наиболее выгодной позицией явл-ся начало слова или позиция под ударением. Для санор зв, глухих и африкотов выгодная позиция, это конец слова. Для звонких солг – это начало или середина слова перед гласной. Для звука й наиболее выгодная позиции – конец слова. Для звука э – это начало слова. После усвоения звука как правило изучают букву, обозначающую заданный звук. В частности изучается общее восприятие формы буквы, из каких элементов она состоит, соотнесение с др буквами, соотнесение начертание буквы с каким-то знакомым предметом. Для закрепления образа буквы используется выкладывание буквы из палочек, цвет полосок, лепка из пластилина, вырезание из цвет бумаги. Цель: Познакомить со звуком [л], и буквой Л Зад: Образоват: Дать представление о букве Л и о звуках [ л ] и [ л' ] Формировать умение читать слоги и слова с данной буквой; учить выделять звуки [л, л’] из слова и давать им характеристику как звукам согласным, твёрдым и мягким. Воспит: Воспитывать умение оценивать свою деятельность. Прививать интерес к родному языку. Кор-разв: Развивать фонематический слух. Развивать внимание за счёт выполнения заданий. Оборудование: заготовленные иллюстрации: карта путешествия, Лесовик, Мухомор-Мухоморович, Лиса, Ландыш, Лестница, Баба Яга Лица с эмоциями; подарки, лента изученных букв написанные на доске (на плакате); слоговые таблицы; слоги с буквой Л; столбики слов с открытой/закрытой буквой Л, Букварь, листЫ бумаги и составные элементы буквы Л. Ход урока 1. Организационный момент. – Здравствуйте ребята! Вы всё подготовили к уроку: буквари? Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу, я с удовольствием смотрю на ваши лица. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, в путь за знаниями! – Сегодня мы отправимся в путешествие. О нашем путешествии узнали жители волшебной страны Сказок и приготовили вам подарки. Но вот незадача – подарки забрала в свою избушку Баба ­Яга. Чтобы мы их всё – таки могли найти, она оставила нам карту и проводника. Наш проводник – это Лесовик (учитель вывешивает картинку Лесовика).– Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! 2. Мобилизующая часть урока. – На пути река. Чтобы перейти реку, нам нужно: А) Назвать правильно все буквы, которые мы уже изучили (по ленте букв): А, О, У, М, С, Х, Ш Б) Прочитать слоги (по слоговой индивидуальной таблице, которая имеется у каждого ученика). МА СА ХА ША; МО СО ХО ШО; МУ СУ ХУ ШУ. Сначала читает один ученик, а другие за ним следят. Потом читают все хором. – Вы правильно выполнили задания. Мы перешли реку и оказались в лесу. 3. Формирование новых умений и навыков. – В этом лесу есть хозяин – это Мухомор-Мухоморович. Чтобы мы смогли пройти через лес и не заблудиться в нём, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы разгадаем тайну двух слов. А) Знакомство с новыми звуками. – Загадка. «Белые горошки, На зелёной ножке» (ландыш). Задаётся вопрос одному ученику. Повторяют хором. – Произнесите слово. – Назовите первый звук. Когда мы произносим, есть препятствие? Дет: - Да. - Значит это согласный звук. А как мы его обозначаем? Красным или синем кружочком. (дет отвечает). Учитель прикрепляет на доску синий кружочек.

– Загадка. «Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом» (лиса). Задаётся вопрос одному ученику. Повторяют хором. – Произнесите первый звук. – С каким мы познакомились звуком? Он обозначается буквой «Л» Учитель вешает на доску, над синим кружочком, букву «Л».

-посмотрите: буква Л состоит из 3-ех частей – палочки с закруглением, короткой палочки и длинной палочки (учитель собирает букву из указанных элементов на глазах у детей). Б) – Движемся дальше. На пути замок. Чтобы войти в замок, нужно опустить мост, а для этого мы должны выполнить задания: Теперь вы попробуете собрать букву Л из ее составных частей (учитель раздает детям по листу бумаги и составные элементы буквы Л). Образец на доске – будьте внимательны. Давайте в воздухе пропишем пальчиком букву Л. – Мы вошли в замок. Рядом с замком пруд. В пруду обитают лягушки. Давайте их разбудим.

В) Физкультминутка «На болоте две лягушки».

На болоте две лягушки,
Две зеленые квакушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет –
Всем друзьям физкультпривет!

4. В замке. В замке мы встретились с его хозяином – великаном. Чтобы он указал нам путь к Бабе-Яге нам надо почитать слоги с буквой Л. Чтение слогов с буквой «Л» хором (интонация разная: тихо, шепотом, обычно, радостно): ЛА, ЛО, ЛУ 5. Мы выходим из замка и продолжаем путь. Впереди избушка. Чтобы избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, нужно открыть буквари на странице 41 и прочитать предложения. А) читает образец ученик; Б) хоровое чтение; – Молодцы! Баба – Яга обрадовалась, что мы выполнили задания хорошо и правильно и хочет у вас спросить: – Какой изучили новый звук? – Какой он обозначается буквой? (Избушка поворачивается передом). 6. Оцените свою работу на уроке (рефлексия). Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите весёлого человечка. Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, возьмите печального человечка. Кому на уроке было трудно работать, он с заданиями не справлялся, возьмите грустного человечка. – Вам понравилось путешествие? Мы у цели. А вот и наши подарки (учитель раздаёт подарки: КАРТОННЫЕ медальки). – Вы ничего не хотите сказать жителям Волшебной страны Сказок? (Дети говорят «спасибо»). – Спасибо вам за урок. Уберите буквари в портфели. Можете идти на перемену. (Домашнее задание стр 42, я запишу вам в дневники).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных