Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




 

Содержание школьного образования – это специально отобранная и педагогически отработанная система знаний, умений и навыков, определенных для учащихся общеобразовательных школ. Она находит отражение в государственных документах – учебном плане и учебных программах, а также в учебниках.

В современной общеобразовательной школе содержание образования представлено в виде учебных предметов, отражающих основы наук.

Во вспомогательных школах предметная система установилась не сразу. При определении содержания среди дефектологов длительное время была распространена ориентация только на познавательные возможности учащихся, а не на структуру научных знаний.

Так, многие русские дефектологи дореволюционного времени придерживались мнения, что во вспомогательной школе не может быть единой и обязательной для всех учащихся учебной программы, поскольку возможности усвоения ими одних и тех же знаний никогда не будут одинаковы. В связи с этим для таких школ допускалось лишь определение направлений, по которым должно осуществляться обучение. Несколько позже возникли требования более


строгой регламентации содержания образования для них. Однако оно представлялось не сак совокупность отдельных учебных предметов, а как комплекс знаний и практических умений, необходимых для выработки у учащихся умения ориентироваться в микросреде (жизневедение, домоводство и т. д.) и перечнем специальных упражнений психической ортопедии. Рисование, пение, физические упражнения, ритмика, ручной труд рассматривались как разделы работ по общему развитию ребенка.

В первые годы Советской власти вспомогательные школы не имели специальных программ и учебного плана. Использовались с некоторой адаптацией программы массовой начальной школы. Только в 1929 г. было определено содержание образования, единое для всех школ. Однако вследствие перенесения из массовой школы во вспомогательную комплексной системы вместо предметов учебный план включал такие неограниченные определенными рамками разделы:

1. Изучение жизненных явлений с организованным участием детей в окружающей жизни.

2. Сенсомоторное воспитание и физическая культура.,

3. Работа по усвоению навыков чтения, письма, счета.

4. Ручной труд.

5. Художественное воспитание.

В связи с распространением в теории и практике обучения умственно отсталых детей принципа утилитарности, все в их воспитании стало приспособляться к дефекту ребенка. Это проявилось и в сокращении объема содержания образования до минимума.

После Постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.), в котором признано необходимым обеспечить в учебных программах точно очерченный круг систематизированных знаний, были приняты меры по коренному улучшению учебных программ и для вспомогательной школы. В 1934 г. для этих школ издаются новые учебные программы, в которых содержание образования подается по учебным предметам, что позволило определить круг систематизированных знаний. Однако в них имелось расхождение между объемом знаний, определенным для усвоения, и реальными познавательными возможностями учащихся этой школы. Переход вспомогательных школ на семилетний срок обучения был воспринят как стирание различия между вспомогательной и нормальной неполной средней школой. В результате этого программы для вспомогательных школ были приравнены к программам массовой


неполной средней школы: количество учебных предметов непомерно увеличивалось, объем учебного материала расширялся без учета возможностей усвоения его учащимися. Вспомогательная школа стала утрачивать свои социальные функции учреждения специального назначения.

В последующие годы велись поиски возможностей устранения этого противоречия. Однако только после постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» развернулась настоящая и существенная работа по определению такого содержания образования для умственно отсталых детей, которое, бы наиболее полно соответствовало особенностям их познавательной деятельности. Были приняты меры по обеспечению соответствия объема и характера программного материала особенностям учащихся.

Усовершенствование содержания образования – непрерывный процесс. На современном этапе оно, происходит в условиях более интенсивного и раннего развития детей, чем в предыдущие годы. Это объясняется рядом причин, в частности, развитием средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, подписные издания и др.), ростом материального благосостояния, которое делает доступными эти средства Для всех детей, общим повышением культурного уровня трудящихся. Нельзя, например, подходить с одинаковой меркой при оценке развития и знаний умственно отсталых 80-х годов и их ровесников, охарактеризованных в свое время, скажем, В. П. Кащенко, Т. И. Россолимо и даже А. Н. Граборовым. Современные учащиеся вспомогательных школ по всем показателям значительно превосходят своих ровесников 20-х и даже 40-х годов нашего столетия. Ввиду этого усовершенствование содержания образования происходит ныне в направлении дальнейшего повышения образовательно-воспитательного уровня учащихся. Длительность обучения во вспомогательной школе доведена до 8, а в отдельных школах и до 9 лет.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Учебный план школы – это государственный документ, которым устанавливаются учебные предметы и порядок их изучения по годам обучения, отведенный на это бюджет времени, а также структура учебного года.

План предусматривает такую систему учебных предметов, овладение которыми при правильной организации обучения вооружает учащихся наиболее существенными и необходимыми


для них знаниями и умением пользоваться ими в своей практической деятельности.

Ныне вспомогательные школы работают по стабильному типовому учебному плану, единому для всех республик Советского Союза. Но в национальных школах союзных республик в учебный план дополнительно включается изучение русского языка.

 

Учебный план специальных общеобразовательных школ-интернатов для умственно отсталых учащихся (вспомогательных школ) с украинским языком преподавания

Название предмета К-во часов в неделю (по классам Всего в неделю 9 кл. с повышенным проф.-труд. обучением
               
Украинский язык и литература                    
Русский язык - -               -
Математика                    
Природоведение - - - -           -
География - - - -           -
История - - - - -          
Изобразительное искусство             - -   -
Черчение - - - -           -
Физкультура                    
Пение и музыка             - -   -
Ручной труд       - - - - -   -
Проф.-трудовое обучение - - -              
Всего:                    
Индивид, логопедические занятия             - -   -
Социально-бытовое ориентирование - - - -           -
Общественно-полезный труд и производственная практика: в днях - - - -         - -
в часах - - - -         - -

 

 

Отбор учебных предметов в этом плане осуществляется таким образом, чтобы обеспечивалось всестороннее развитие учащихся. С этой целью в него включены: родной язык,


математика, история, география, природоведение, изобразительное искусство, пение и музыка, занятия по физкультуре, ручному труду и профессионально-трудовое обучение.

Для отдельных учащихся, имеющих нарушение речи, предусматриваются внеклассные логопедические занятия. Структура учебного года во вспомогательной школе в основном такая же, как и в массовой школе. Он начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные для общеобразовательных школ в каждой союзной республике.

Во всех классах учебные занятия заканчиваются 25 мая, продолжительность учебной работы составляет 205 дней.

В 1–4 классах с 26 по 29 мая проводятся учебные экскурсии в природу, на производство, в колхозы и совхозы; организуется работа на школьных учебно-опытных участках. Учащиеся 5–7 классов после окончания учебных занятий в течение 12 дней занимаются общественно полезным трудом.

Учащиеся 8–9 классов готовятся к квалификационным экзаменам и сдают их.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных