ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Знания и умения, приобретаемые учащимися в процессе обучения, только в том случае можно считать полноценными
Знания и умения, приобретаемые учащимися в процессе обучения, только в том случае можно считать полноценными, если они усвоены прочно, то есть длительно сохраняются в памяти и воспроизводятся в нужный момент. Обеспечение прочного усвоения знаний и умений – предмет постоянных забот учителя вспомогательной школы, что связано с наличием у детей нарушений процессов запоминания и воспроизведения, Для умственно отсталых типичным является превалирование «очень короткой» сенсорно-перцептивной памяти, над долговременной семантической памятью. Из большого объема получаемой ими на уроке информации может, при известных условиях, длительно сохраняться лишь перцептивный материал и быстро забывается информация, представленная в вербальной форме и приобретенная при отсутствии наглядности. Но дело не только в этом. Еще большую сложность, чем запоминание, для учащихся составляет воспроизведение усвоенного в нужный момент в целях его использования, ибо в этих условиях голова ребенка, по образному выражению К. Д. Ушинского, наполняется «фактами, плохо усвоенными, идеями, плохо переваренными» [55, 157]. В обеспечении прочности знаний решающее значение имеет соблюдение требований сознательности, систематичности, последовательности и наглядности в обучении. Вместе с тем основным механизмом формирования прочных знаний являются повторение и упражнение. Учебные программы вспомогательной школы отводят большое количество времени на повторение. Повторность является одним из принципов коррекционно-воспитательной работы. Наибольшая продуктивность повторения достигается в том случае, когда в процессе его происходит не только закрепление в памяти изученного, но и непрерывное обогащение знаний учащихся, когда, как говорил К. Д. Ушинский, «повторяя беспрестанно старое и, при каждом повторении прибавляя немного нового, дитя прочно усваивает громадное количество фактов, которого бы ему никогда не одолеть, если бы оно усвоило один факт за другим, не строя нового на прочном фундаменте старого» [56, 29]. Это положение выдающегося русского педагога имеет исключительно большое значение, когда речь идет об умственно отсталом ребенке, у которого связи между старыми и новыми знаниями устанавливаются с большим трудом. Постоянная увязка усваиваемых знаний с усвоенными создает естественные условия для преодоления этого недостатка. В условиях вспомогательной школы многократное повторное обращение к изученному не ограничивается целью закрепления знаний, а предусматривает также корригирование их, поскольку нет никакой гарантии в том, что они усвоены правильно, что неверно усвоенные знания не будут в таком же виде закреплены и превращены в косные стереотипы. Повторение всегда должно строиться на сознательной основе. Только при осмысленном запоминании обеспечивается высокая точность и быстрота запоминания, которая никогда не достигается при механическом заучивании. Я. А. Коменский писал, что ничего не следует заставлять изучать на память, кроме того, что хорошо схвачено рассудком. При повторении обращается исключительно большое внимание на анализ воспроизводимого материала в. целях проникновения в смысл его содержания: отдельных фактов, мыслей, событий, правил, выводов и т.п. Большая частота повторений при определенных условиях может привести к закреплению и упрочению у учащихся косных стереотипов знаний и умений, которые затем с большим трудом поддаются переделке. Предупреждение этого достигается путем формирования у учащихся обобщенных приемов действий и особенно–внесения вариативности в повторение и упражнения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|