ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
Принцип сознательности и активности в обучении ориентирует педагогов на то, что достижение положительных результатов возможно только в том случае, если обучение не сводится лишь к накоплению знаний, а ведет к усвоению их учащимися в такой мере, что они становятся, по определению В. И. Ленина, «для себя бытием», когда предметные значения, существующие вне субъекта познания, становятся его личностными значениями, благодаря проверке их истинности на практике, что в конечном итоге ведет к пониманию. Обеспечение сознательности усвоения знаний и умений умственно отсталыми детьми – одна из наиболее сложных проблем в деятельности педагогов, вспомогательной школы, потому что у умственно отсталых затруднено развитие процесса понимания учебного материала. Сообщаемые им знания отражаются в их сознании часто без существенной переработки и составляют пассивный фонд, к которому ребенок редко обращается в своей познавательной деятельности. Ввиду этого для педагогов постоянно сохраняет актуальность вопрос о том, как добиться такого результата, чтобы в учебной деятельности учащихся имели место проникновение в сущность изучаемого, умение различить в массе поступающей информации главное, существенное и второстепенное, несущественное; свободное использование знаний для решения, умственных и практических задач, осознание собственных познавательных действий, включающее: ясность цели, представление результатов труда, оценку качества выполненой работы, способность замечать и исправлять допущенные ошибки. Умственно отсталые дети не могут длительное время следить за ходом мыслей учителя, в их сознании при этом не фиксируются многие слова, мысли; за ними они часто не видят реальных предметов и явлений. Поэтому обучение их проводится в замедленном темпе. Учитель постоянно проверяет, как усвоили дети ту или иную порцию знаний, повторно объясняет, показывает, восполняет пробелы. Сложные понятия расчленяются на отдельные компоненты. Внимание обращается на обеспечение сознательности практических действий учащихся. Учитель добивается, чтобы школьники ставили цель предстоящей работы, планировали ее выполнение, сопоставляли результаты, достигнутые на каждом этапе, с требованиями инструкции и выработанным планом, -пользовались обобщенными приемами построения действий при выполнении аналогичных видов работы и перестраивали их при смене характера труда или ситуаций, в которых ен. происходит. Принцип сознательности неразрывно связан с принципом активности в обучении. Психологическая наука рассматривает сознание как особый внутренний процесс, рождаемый движением человеческой деятельности. Его функционирование является постоянным и необходимым моментом собственно деятельности, Таким образом, осознание учебного материала и своих действий представляет собой активный процесс, требующий значительного напряжения всех психических сил учеников. И в этом случае мы сталкиваемся со значительными трудностями, вызванными тем, что умственно отсталым свойственна малая познавательная активность, склонность строить свою деятельность с опорой на помощь извне. Поэтому всегда актуальна задача развития у детей способностей мобилизовать собственные усилия на преодоление трудностей в обучении, предупреждение формирования привычек действовать в обход трудностей, подменять сложные задачи простыми, более легкими. Непременным условием достижения сознательности усвоения знаний и умений является обеспечение наглядности обучения, особенно на этапе формирования новых знаний и способов действий. В связи с особенностями умственно отсталых детей приобретает большое значение соблюдение следующих требований: 1. Ввиду того, что умственно отсталые дети не могут сознательно усваивать сложные знания, вполне доступные для нормально развивающихся сверстников, эти знания должны быть педагогически переработаны в направлении значительного упрощения их содержания, по линии сокращения случаев обобщения и абстракций. 2. В связи с тем, что умственно отсталые школьники не в состоянии осмысленно воспринимать весь объем фактов, который обычно предъявляется нормальным детям, количество знаний на каждом уроке для умственно отсталых должно быть намного меньшим. 3. Поскольку для умственно отсталых детей свойственна недостаточность внутренней переработки поступающей извне информации, изложение и объяснение учебного материала для них должно быть аналитическим, необходимо делать акценты на существенном, вскрывать причинно-следственные связи явлений и фактов. 4. Низкая сознательность усвоения знаний учащимися зачастую объясняется недостаточным пониманием ими содержания словесной информации, ввиду чего учитель, готовясь к уроку, должен тщательно подбирать словарь своих сообщений и объяснений, при устном изложении как можно чаще прибегать к конкретным примерам, обеспечивать всестороннюю наглядность.
5. В связи с недостаточной восприимчивостью учащихся при обучении необходимо многократное, возвращение к только что изложенному, повторное объяснение сложных понятий. После подачи каждой относительно законченной порции знаний важно проверить, насколько сознательно она усвоена, и провести соответствующую работу по устранению пробелов и коррекции допущенных недостатков восприятия. 6. Учитывая замедленность восприятий и мышления учащихся, необходимо вести обучение в замедленном темпе. 7. Нельзя ограничиваться ответами учащихся, воспроизводящими изложенное учителем, следует всемерно пробуждать их к доказательству верности сделанных выводов, подтверждению его примером, включать их в практическую деятельность, требующую использования приобретенных знаний, постоянно требовать: «сделай вывод», «дай пример», «сказал – сделай», «сделал – объясни».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|