ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
В практике обучения умственно отсталых детей, отличающихся предельно конкретным мышлением и слабым развитием обобщающей его функции, наглядность рассматривается не только как важнейший дидактический принцип, но и как незаменимое средство коррекционно-воспитательной работы. В обучении умственно отсталых, говорил А. Н. Граборов, наглядность должна быть доведена до очевидности. Однако, как показывает практика, иллюстративная наглядность не обеспечивает в достаточной мере создание у умственно отсталых детей полноценных образов, четкости и полноты отражения воспринимаемого. Допускается много пропусков существенных компонентов, не все возникшие образы оказываются адекватными реальным предметам и явлениям. Ввиду этого, детей нужно учить осмысленно наблюдать, видеть предметы со всех сторон. Необходимо поэтапное корригирование буквально каждого шага перцептивной деятельности учащихся. Следующей, не менее важной задачей является обеспечение перевода созданных у детей предметных образов в понятия предметных значений – в идеальные значения (мысли), в план внутренней речи. Почему акцентируется на этом внимание? Дело, в том, что у умственно отсталых детей имеет место расхождение между чувственной и рациональной формами познания. Это в свою очередь затрудняет процесс интериоризации, т. е. преобразования внешней материальной деятельности во внутреннюю деятельность сознания. Однако компенсация этой трудности возможна уже на этапе чувственного познания. Этому способствует то, что в представлениях содержатся элементы обобщения предметов, которые действуют на органы чувств. И пусть это лишь отражение внешних связей и отношений, все же расширение и углубление их может создать надежную основу формирования мысленных образов вещей, уменьшения дистанции между чувственным и рациональным в познании учеников. Наглядность в обучении всегда приносит пользу, если она применяется корректно и в меру. Чрезмерное и неправомерное ее использование может привести к задержке в развитии абстрактного мышления, к выработке и закреплению у учащихся привычки пассивного созерцания. Л. С. Выготский в свое время писал, что «...такая система обучения, которая базируется исключительно на наглядности и исключает из преподавания все, что связано с отвлеченным мышлением, не только не помогает ребенку преодолеть свой природный недостаток, но еще закрепляет этот недостаток, заглушая в нем те слабые зачатки отвлеченного мышления, которые все же есть у такого ребенка» [25, 448–449]. В дальнейшем в меру образования у учащихся эмпирического базиса, нужного для работы мышления, необходимость постоянно, опираться на живое созерцание предметов постепенно уменьшается, и в то же время возрастает значение таких форм работы, когда наглядность непосредственно включается в процессы мышления – анализ, синтез, обобщение; функций ее начинают выполнять схемы, таблицы, модели, словесные описания, которые в свою очередь начинают выполнять организующую функцию в дальнейшем формировании элементарных образов. Благодаря этому становится возможным применение наглядности не только для перевода конкретных образов в мыслительные, но и для конкретизации знаний путем перехода от абстрактного к конкретному. Это особенно важно тогда, когда в результате проверки знаний учащихся обнаруживается недостаточное их осознание. На этапе, который характеризуется отсутствием, нечеткостью или неполнотой предметных образов, наглядность применяется в наибольших масштабах с преобладанием живого созерцания конкретных предметов, явлений и изображений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|