ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современная вспомогательная школа
Вспомогательная школа является специальным государственным образовательно-воспитательным учреждением для детей с легкой степенью умственной отсталости (дебилов). Главная её цель – воспитание учащихся в коммунистическом духе, подготовка их к общественно-полезному труду в сфере материального производства и обслуживания. Достижение этой цели обеспечивается путем: а) вооружения учащихся общеобразовательными знаниями в объеме, максимально доступном их познавательным возможностям; б) психического и физического оздоровления детей на основе создания охранительно-педагогического режима и проведения коррекционно-воспитательной работы, направленной на исправление психических отклонений, вызванных поражением центральной нервной системы; в) исправления дефектов речи; г) привития учащимся навыков самообслуживания и осуществления их профессионально-трудовой подготовки; д) воспитания у учащихся навыков культурного поведения, сознательной дисциплины, уважения к правилам социалистического общежития. Вспомогательная школа готовит своих учащихся к непосредственному труду на производстве. Этим самым общеобразовательная подготовка учащихся вспомогательных школ отличается определенной завершенностью и практической направленностью. Эта школа называется вспомогательной потому, что организация педагогического процесса в ней характеризуется постоянным и широким, применением разнообразнейших вспомогательных организационных и методических приемов и средств, благодаря чему обеспечивается доступность учебного материала, облегчается его усвоение учащимися. Из этих соображений наполняемость классов и воспитательных групп во вспомогательной школе составляет не более 16 чел., темп обучения максимально замедлен, в связи с чем программный материал начального образования изучается на протяжении 8 лет. Переведение учащихся из младших в старшие классы и выпуск из школы производится без испытаний и экзаменов, на основании годовых оценок. Обучение происходит на наглядной, предметно-практической основе и при этом обеспечивается глубокая индивидуализация в применении методов и методических приемов. Важным организующим и коррекционно-воспитательным фактором является наличие интерната и продленного дня для приходящих детей. Без этого вспомогательная школа теряет свой смысл. Комплектование вспомогательных школ осуществляется областными (городскими) отделами народного образования на основе заключений областных (городских) медико-педагогических комиссий. Эти комиссии работают на протяжении года по определенному графику. В их состав входят: представитель областного (городского) отдела народного образования (председатель), представитель областного (городского) отдела здравоохранения (заместитель председателя), представитель отдела социального обеспечения, детский психоневролог или психиатр, отоларинголог, психолог, педагог-дефектолог, дефектолог дошкольного учреждения, логопед, секретарь комиссии. При обследовании ребенка на комиссии присутствуют родители или лица, заменяющие их. Работа медико-педагогической комиссии проводится по специальной инструкции. В первый класс принимабтся учащиеся в возрасте 7-9 лет (старше в порядке исключения) как те, которые обучались, так и те, которые не учились в первых-вторых классах общеобразовательной школы. В первых-четвертых классах все предметы преподает один учитель, в остальных - учителя разных предметов. Основной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. С учениками, имеющими отдельные недостатки, проводится дополнительная работа во внеурочное время. Это, в частности, логопедические занятия, упражнения по лечебной физкультуре и пр. Отдельные учащиеся со стойкими проявлениями акалькулии, аграфии, дислексии обучаются индивидуально по отдельным планам. Во вспомогательной школе центральное место занимает профессионально-трудовая подготовка учащихся. Она начинается с 4 класса отдельно для мальчиков и девочек в специально оборудованных школьных мастерских. Наиболее распространенными специальностями, которым обучают учащихся, являются: швейное, столярное, слесарное, картонажное, строительное, сапожное дело, специальности сельского хозяйства и бытового обслуживания. В 7-8 кл. проводится продолжительная учебно-производственная практика учащихся на предприятиях, стройках, в совхозах и колхозах. После окончания школы учащиеся успешно выдерживают экзамены, которые, которые, как правило, проводятся на производстве, получают удостоверение с присвоением определенного квалификационного разряда по специальности и путевку на работу по приобретенной профессии. Внеклассная работа направлена на выведение учащихся из состояния пассивности, формирование у них общественной сознательности и активности. По достижении соответствующего возраста ученики привлекаются к пионерской работе. Внеклассная работа школы строится на основе самодеятельности, интересов учащихся и привлечения их к практическому участию во всех делах детского коллектива. Свой досуг учащиеся заполняют интересной работой в предметных кружках, участием в художественной самодеятельности, физкультурно-спортивной работе, в общественно-полезном труде. Сложная и многогранная работа с аномальными детьми обеспечивается специально подготовленными для этого учителями и воспитателями. В штате школы предусмотрены также врач-психоневролог, медсестра, логопед, преподаватели труда, старший пионервожатый, библиотекарь и обслуживающий персонал. При вспомогательных школах, учащиеся которых полностью или частично не охвачены интернатом, организуется продленный день. В этот отрезок внеурочного времени дети находятся в школе, получают бесплатное питание, организованно проводят досуг, готовят домашние задания; с ними проводится воспитательная и оздоровительная работа. Для детей, диагноз которых медико-педагогической комиссией точно не установлен, организуются при школе диагностические классы. Цель их – всестороннее изучение детей, обеспечение их общего развития и подготовки к школе.
Список литературы.
Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о народном образовании. Утверждены Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик 19 июля 1973 г.– В кн.: Вопросы школоведения. М.: Просвещение, 1974, с. 280–300. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г. М. Дульнева и др. М.: Учпедгиз, 1959. 448 с. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева и др. М.: Просвещение, 1973. 228 с. Зыков С. А. Принципы построения системы специальных учреждений.– В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. М.: Просвещение, 1965, с. 315–318.
Вопросы и задания
1. В чем состоит преимущество общественного воспитания аномальных детей в сравнении с домашним? 2. На каких принципах строится система образования умственно отсталых детей? 3. Посетите заседание областной (городской) медико-педагогической комиссии и подготовьте реферат на тему: «Принципы отбора детей во вспомогательные школы». 4. Во время прохождения педагогической практики ознакомьтесь с постановкой организации учебного процесса во вспомогательной школе. Сделайте об этом доклад на заседании студенческого научного кружка.
Глава 4. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТЫВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|