Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ




 

Внешние проявления психических свойств умственно отсталых школьников очень противоречивы и невыразительны. Многое здесь скрыто от нашего глаза, а то и неадекватно внутреннему их состоянию в данный момент. Поэтому при изучении таких учащихся особое значение приобретает вопрос о методах его осуществления.

Функции таких методов многообразны, В зависимости от направленности изучения они помогают решать и диагностическую, и прогностическую, и катамнестическую, задачи. Например, педагогическое наблюдение позволяет получить представление и об уровне развития школьника, и о его изменении в процессе обучения, и о том, в какой мере оказался он подготовленным к трудовой жизни.

В практике используются различные методы изучения учащихся. Они обычно применяются в комплексе. Путем педагогических наблюдений, представляющих собой визуальное изучение учащихся без вмешательства в


их жизнедеятельность, исследователь, получает информацию об учащихся попутно с выполнением учебно-воспитательных задач или проводит эту работу отдельно по заранее выработанной программе. В результате у него накапливаются данные о каждом ученике. Они систематизируются, сравниваются и на основе учета частоты проявления тех или иных психических черт делаются обобщения относительно сущности изучаемого явления.

В целях уяснения структуры и тяжести дефекта, патологических отклонений в развитии ребёнка, подростка производится врачебно-клиническое обследование их. В этом случае допускаются прямые контакты с испытуемым в виде аускультации (выслушивания звуковых явлений в организме), перкуссии (выстукивание по телу), пальпации (прощупывание) и др. При этом производятся инструментальная регистрация и измерение с применением антропометрии, кимографии, эргографии, осциллографии, электроэнцефалографии и других методик.

Многие психические особенности ученика, не попавшие в сферу наблюдения и обследования, позначаются путем учета его речевых реакций и в процессе беседы. Однако при этом учитывается, что не каждый ответ несет в себе истинную информацию. Не исключены случаи фантазирования, попытки выдать желаемое за действительное, а также высказываний, обусловленных внушением. Поэтому ответы учащихся тщательно анализируются, сравниваются с их поведением и состоянием. Путем беседы с родителями собираются анамнестические данные о ребенке, позволяющие лучше уяснить нынешнее состояние.

Подлинная сущность многих, недоступных простому глазу психических и патологических проявлений у умственно отсталых школьников обнаруживается с большей очевидностью с помощью педагогического эксперимента. В этом случае благодаря специально созданным и точно учитываемым условиям удается проникнуть в глубину внешних психических актов так, что скрытое от наблюдения становится явным, четко прослеживается. А то, что при эксперименте представляется возможность многократно воспроизводить полученные результаты, варьировать условия исследования, позволяет производить анализ добытых фактов и тем самым постигать закономерности, на основе которых возникают те или иные отклонения в поведении и состоянии умственно отсталых лиц.

В практике используются естественный и лабораторный эксперименты. В первом случае исследование


проводится в естественных, привычных для испытуемых условиях (учеба в классе, труд в мастерской, игра и т. п.) так, что ученик и не подозревает, что за ним ведется наблюдение. Экспериментатор же, преследуя определенную познавательную цель, незаметно создает условия, стимулирующие проявление ожидаемых результатов; он, скажем, по-разному варьирует подачу учебного материала и формы организации учащихся, содержание и методы учебной работы и т. п.

Лабораторный же эксперимент проводится в искусственно созданных условиях – в специально оборудованном помещении, оснащенном измерительными и регистрирующими приборами. Действия испытуемых строго регламентируются. Под наблюдением экспериментатора они выполняют определенные операции с использованием приборов (сжимают грушу, надавливают на кнопку в определенном порядке и др.), по которым определяется степень проявления у них тех или иных признаков, симптомов.

Изучение детей производится и в обычном помещении с применением метода заданий. Оперируя предметами и карточками с картинками, ученики выполняют действия узнавания, различения, сравнения, классификации, обобщения; решают мыслительные задачи, вовлекаются в игру и т. п. По успешности выполнения заданий судят о степени развития у них способностей, характере их нарушений. В последние годы при изучении умственно отсталых школьников стали применять отдельные социологические методики – устный опрос (интервью), анкетирование, оценивание (рейтинг), парное сравнение, социометрию. С помощью их добывают сведения о способностях учащихся, их межличностных отношениях, о положении ученика в группе; классе; отношении его к учению, труду, играм, к своим товарищам, педагогам, родителям.

В целях получения однозначных ответов, необходимых для оценки класса по какому-то параметру, прибегают к стандартизированному или категоризированному опросу, при котором не допускается отступления от заранее подготовленных вопросов. Если же респондент, т. е. лицо, которому адресован вопрос, ощущает затруднение в ответе на ряд вопросов, используется нестандартизированный или неформальный опрос, допускающий изменения в содержании части вопросов. В том случае, когда обнаруживается полная неспособность респондента дать ответы на большинство вопросов в связи с низким уровнем развития, прибегают к т. н. качественному, углубленному опросу, когда вопросы


задаются без предварительного продумывания, а в зависимости от сложившихся обстоятельств. В этом случае происходит изменение, уточнение, замена одних вопросов другими, изменение их формулировки и т. п.

Оценивание (рейтинг) используется для получения мнений о школьниках от других, компетентных лиц – учителей, воспитателей, родителей, ученых, врачей. Разновидностью этого метода является самооценка, то есть мнение о себе самого ученика. Вполне естественно, что в этом случае ответы ученика сопоставляются с оценками его другими людьми.

Сущность парного сравнения состоит в том, что каждый испытуемый последовательно сравнивается с другими сверстниками класса по изучаемому признаку. Если этот признак одинаково свойственен обоим сравниваемым ученикам, им выставляется балл 1. Если же у первого ученика признак выражен в большей мере, чем у второго, то ему выставляется балл 2, а другому – 0. После обследования всех учащихся устанавливается общее количество баллов по классу и ранговый показатель каждого ученика.

При выяснении структуры взаимоотношений, существующих в ученическом коллективе, используется метод социометрии. Он основывается на учете выбора (оценки) учеником других лиц в качестве желаемых. Например, ему предлагается сказать, с кем он хотел бы (очень, не очень, не хотел) сидеть за одной партой, поиграть, вместе работать и т. д. Использование социологического метода применительно к умственно отсталым детям следует рассматривать лишь как дополнительный источник информации. Оно должно обязательно сочетаться с содержательным анализом характера дефекта, жизни и деятельности школьника, с учетом условий, в которых развиваются его социальные связи и взаимоотношения.

Много полезных сведений о способностях и характере умственно отсталого школьника можно получить путем анализа продуктов его деятельности – рисунков, ручных поделок, сочинений и т. д., а также вещей, находящихся в его употреблении, – учебников, тетрадей, школьных принадлежностей. По ним и продуктам труда можно судить о способностях детей, их прилежании, аккуратности, организованности, общем кругозоре.

В результате исследований с использованием описанных методов накопляется множество эмпирических фактов. Для окончательного вывода об уровне психического развития школьника необходима еще интеграция этих фактов. Это


достигается с помощью теоретической обработки эмпирического материала (анализа, сравнения, классификации, обобщения). При этом всегда возникает необходимость в сравнении данных нормальных и умственно отсталых школьников, в классификации последних на группы по общим, типологическим признакам. Теоретическая обработка эмпирического материала осуществляется на основе генетического и синхронного подходов к анализу фактов. В первом случае развитие личности рассматривается в историческом плане, что находит выражение в учете этиологических и патогенетических факторов при построении выводов о перспективах обучения, воспитания и коррекции недостатков умственно отсталого лица. Вместе с тем производится и параллельное рассмотрение отдельных свойств личности в сравнительном плане (синхронный принцип). Объединение генетического и синхронного подходов обеспечивает познание подлинных качеств личности и причин отклонений в их формировании, определение первичного и вторичных дефектов, всевозможных отклонений и их влияния на общее развитие ребенка и подростка.

Необходимость обоснованных выводов о состоянии психического и физического развития школьника требует, также применения методов математической статистики. Однако корректное их использование достигается при наличии достаточного количества однородного материала, позволяющего делать сравнения и обобщения. При разнородном материале числовые значения преобразуют в относительные величины (проценты, коэффициенты).

 

Список литературы

 

Умственно отсталый ребенок / Под. ред. А. Р. Лурия и др. М.: АПН РСФСР, 1960, 211 с.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж- И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. 329 с.

Ляпидевский С. С, Шостак Б. И. Клиника олигофрении. М.: Просвещение, 1973. 134 с.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Просвещение, 1965. 380 с.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1978. 198 с.

Еременко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. К.: Рад. школа, 1972. 130 с.

 

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику состава учащихся вспомогательной школы.

2. Что общего и в чем различие между детьми с прогредиентной и непрогредиентной формами умственной отсталости?


 

3. Назовите и охарактеризуйте главный симптом олигофрении.

4. Проведите наблюдение за двумя-тремя учениками вспомогательной школы и составьте на них характеристики.

5. Какова цель изучения умственно отсталых детей?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных