Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ




 

Дети, образование, обучение и воспитание которых являются предметом олигофренопедагогики, относятся к категории умственно отсталых.

При наличии легкой степени проявления этот дефект внешне малозаметен, а ребенок, страдающий им, часто бывает трудноотличим от нормального сверстника, отстающего в развитии, но по другой причине, например, в результате отсутствия надлежащего воспитания, педагогически запущенного. Именно в связи с этим умственная отсталость на ранней стадии развития ребенка не всегда своевременно распознается и нередко отождествляется с временной задержкой умственного развития, обусловленной неблагоприятными условиями жизни ребенка. Допущенные при этом ошибки в диагностировании таких детей зачастую приводят к весьма печальным последствиям. Ребенок, умственная недостаточность которого своевременно не обнаружена, попадая в массовую школу, оказывается не в состоянии идти в ногу со сверстниками. Не получая специальной помощи, он лишается возможности поступательного развития, постепенно тупеет и пополняет ряды второгодников. Так же и нормальный ребенок, неоправданно отнесенный к группе умственно отсталых, будучи зачислен во вспомогательную школу, лишается возможности успешного продвижения вперед в своем развитии, поскольку образование в этой школе осуществляется на элементарном уровне. Помимо этого, ему и его родителям наносится тяжелая психическая травма.

Как правило, такие ошибки происходят от непонимания сущности умственной отсталости, сложности отграничения ее от сходных состояний.

Вот почему в олигофренопедагогике проблема умственной отсталости является предметом специального рассмотрения.

Согласно сложившимся представлениям, умственная отсталость – это особое состояние, представляющее собой отклонение от нормального психического развития, реально проявляющееся в интеллектуальной недостаточности. Такое состояние получило наименование «слабоумие». Между этим термином и термином «умственная отсталость» нет никакого различия. Однако в последнее время отдается предпочтение термину «умственная отсталость».


Какого-то теоретического обоснования в пользу этого наименования не существует. Можно лишь отметить, что если значение слов «слабоумие» или «малоумие» фиксирует лишь наличие недостатка ума, то значение словосочетания «умственная отсталость» помимо этого не исключает и возможности развития интеллекта, поскольку понятие «отставание» не означает остановки.

История развития концептуальной системы умственной отсталости знает немало подходов к определению ее сущности и происхождения. Несмотря на различие формулировок, все они, в конечном счете, сводятся к двум направлениям – идеалистическому и материалистическому. Представители первого направления объясняют умственную отсталость вне материальной детерминированности. Это или качество, состояние, имманенто присущее интеллекту от рождения и ничем, кроме наследственности, не обусловленное, или комплекс сугубо личностных качеств, отражающих степень социальной приспособленности субъекта к самостоятельному существованию в природно-социальной среде, или состояние, внесенное в психику индивида извне какой-то сверхъестественной силой.

За рубежом еще можно подчас встретить устаревшие высказывания об умственной отсталости, как о признаке вырождения нации, человечества. Весьма модным в последние годы стало объяснение сущности умственного дефекта как состояния, обусловленного не болезнью, а нарушением поведения и неразвитостью способностей. Отсюда происходит неправомерное расширение понятия «умственная отсталость» за счет включения в него педагогической запущенности, задержки психического развития, нарушений правопорядка и др.

Дефектологи СССР и других социалистических стран отстаивают материалистическую концепцию происхождения умственной отсталости. Сущность ее состоит в признании материальной основы этого дефекта, которой является органическое поражение коры головного мозга. Иными словами – материальным носителем, умственной отсталости признается мозг, перенесший заболевание или находящийся в болезненном состоянии. Последствием этого заболевания явилось глобальное нарушение познавательной деятельности, снижение интенсивности развития интеллекта.

Болезнь, вызвавшая патологию мозга, может быть эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения. Отсюда причинами, обусловившими умственную отсталость, могут быть:


 

а) всевозможные влияния, оказывающие вредное действие в период внутриутробного развития ребенка (инфекции, интоксикации, травмы и т. п.);

б) родовые травмы и асфиксия;

в) болезненные явления, действовавшие в период раннего (постнатального) развития ребенка заболевания мозга инфекционного, интоксикационного, травматического характера, нарушения питания и др.);

г) неблагоприятная наследственность, в том числе влияние неправильного генного управления процессами обмена, дефектность генов, хромосомные аберрации и др.

Причины и характер нарушений мозга, приведших к умственной отсталости, подробно излагаются в вузовском курсе «Клиника умственной отсталости» [42, 14–29].

В связи с диффузным поражением мозга у умственно отсталых детей нарушена вся высшая нервная деятельность в целом. Патологические изменения обнаруживаются и в образовании безусловных рефлексов, и в деятельности анализаторов коры головного мозга, и в основных нервных процессах – возбуждений и торможениии в свойствах кортикальных процессов – иррадиации, концентрации, взаимоиндукции, а также во взаимоотношении сигнальных систем.

А. Г. Иванов-Смоленский отмечает недостаточность у умственно отсталых лиц высшего кортикального анализа и синтеза, образование условных связей в обобщенной форме, наличие затруднений в выработке тормозных форм поведения, особенно когда это «связано с тонким и сложным расчленением или. длительной задержкой реакций»; преобладание в одних случаях дефектов возбуждения («тупые олигофреники»), а в других – торможения («эрективные олигофреники») [36,464–465].

Советскими дефектологами и психологами (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Г. Е. Сухарева, Г. М. Дульнев, Т. А. Власова и др.) установлено, что дефектное состояние психики при умственной отсталости представляет собой весьма сложную структуру. В ней различаются, с одной стороны, первичный дефект, т. е. состояние, которое возникает непосредственно под влиянием заболевания мозга, например, нарушение элементарных интеллектуальных операций, и, во-вторых, – вторичные нарушения, как, например, недоразвитие высших форм мышления, памяти, черт характера и т. п.

Специальным объектом внимания олигофренопедагогики является, собственно, не сам дефект, т. е. патология центральной нервной системы, а обусловленное ею психическое


состояние. При этом умственно отсталым мы вправе назвать лишь того ребенка, у которого это состояние является стойким.

Наличие или отсутствие этого признака есть одним из надежных критериев отграничения умственной отсталости от сходных состояний.

Таким образом, теперь мы можем назвать наиболее типичные черты подлинной умственной отсталости. Ими являются: 1) наличие органического поражения головного мозга, 2) общее диффузное нарушение познавательной деятельности при наличии ведущего (ядерного) симптома – недоразвитие обобщения и отвлечения, 3) устойчивость нарушений познавательной деятельности [51; 27].

К группе умственно отсталых не могут быть отнесены: а) дети, умственная неразвитость которых обусловлена не заболеванием мозга, а отсутствием надлежащего ухода и воспитания, педагогической запущенностью; б) дети с временной задержкой психического развития; в) лица с тяжелыми нарушениями речи и сохраненным интеллектом.

В практике встречаются случаи, когда наличие органического поражения мозга все же не дает оснований для отнесения таких детей к категории умственно отсталых. Это бывает тогда, когда заболевание не привело к нарушению познавательной деятельности.

Констатация устойчивости нарушения познавательных процессов при слабоумии отнюдь не означает признания их стабильности, т. е. пребывания их на одном и том же исходном уровне в неизменном виде.

Известно, что представители лженауки педологии, исходя из антинаучной установки о якобы фаталистической предопределенности развития человека отрицательной наследственностью, рассматривают психическое состояние при умственной отсталости как явление необратимое, застывшее, не поддающееся никакому изменению, поскольку оно якобы биологически предопределено.

Советские олигофренопедагоги, придавая большое значение биологическому фактору в возникновении умственного дефекта, в то же время считают, что психическая сфера умственно отсталого ребенка не остается застывшей на исходном рубеже. Под влиянием коррекционно-воспитывающего обучения, осуществляемого систематически с раннего возраста, в организме и психической сфере ребенка под влиянием коррекции происходят различные компенсаторные перестройки, что создает условия для его поступательного развития.


 

Различают три степени умственной отсталости – дебильность, имбецильность и идиотию. Дебильность – наиболее легкая форма умственной недостаточности. Поражение мозга в этом случае неглубокое, поверхностное. Дети-дебилы поддаются обучению, воспитанию и коррекции, после окончания школы они включаются в общественно полезный труд.

Имбецилы представляют собой, глубокую степень умственной отсталости. Они усваивают элементарный объем знаний и умений примерно по программе начальных классов вспомогательной школы, не в состоянии строить самостоятельную жизнь, нуждаются в социальной опеке, которую находят в детском доме системы социального обеспечения.

Идиотия – наиболее тяжелая степень нарушения интеллекта. Дети с идиотией отличаются глубоким, и глобальным недоразвитием всей личности, необучаемы, подлежат социальной опеке в специальных учреждениях системы социального обеспечения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных