ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХОлигофренопедагогика – одна из самых молодых областей педагогических знаний. Хотя ее предмет – воспитание умственно отсталых детей – был объектом внимания отдельных ученых и практических работников на протяжении почти 200 лет, однако, создание целостной, завершенной специальной педагогической системы осуществилось только в первой половине XX столетия. Этому способствовал длительный период наблюдений и поисков, постепенное накопление фактов, отдельных теоретических выводов. Начальный этап этого довольно длительного периода характеризуется стремлением выяснить сущность слабоумия. Впервые выделил умственно отсталых из популяции лиц с душевными заболеваниями психиатр Ф. Платтер (1537–1614). Попытки клинического описания и классификации–таких детей сделаны Ф. Пиннелем (1745–1826), Ж. Итаром (1775–1838), Ж. Эскиролем (1772–1840). Ж. Эскиролем впервые введен термин «умственная отсталость». На протяжении всего XIX столетия под влиянием социально-экономических сдвигов происходит формирование общественной мысли о необходимости специального ухода за такими детьми, их воспитания, создания специальных самостоятельных лечебно-воспитательных заведений. С этим процессом связано появление публикаций, посвященных не только лечению, диагностике и классификации умственной отсталости, но и вопросам оказания им педагогической помощи. Важным шагом по пути формирования теории обучения и воспитания умственно отсталых явилась педагогическая и научная деятельность. Э. Сегена (1812–1880), в частности его труд «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» (1846). Разработанные Э. Сегеном теоретические положения о воспитании глубоко отсталых детей оказали заметное влияние на дальнейшие исследования в этом направлении. До возникновения специальной педагогики воспитание и обучение умственно отсталых детей было предметом лечебной педагогики. Основные положения ее строились на теории и практике физической ортопедии и сенсомоторной культуры. Представители этого направления (Б. Меннель, А. Фукс, Р. Вайс, Ж. Филипп, Поль Бонкур, Ж. Демор, О. Декроли, М, Монтессори и др.), несмотря на переоценку значения биологического фактора в формировании личности, все же внесли значительный вклад в проблему сближения педагогики с медициной в вопросах обучения аномальных детей. В отдельных работах (О. Декроли, Ж. Демор и др.), которое представляют собой синтез биологических, медицинских и частично педагогических рассуждений и рекомендаций, признается значение педагогического воздействия на умственно отсталых лиц. В конце XIX и начале XX столетия в Европе и Америке возрастает внимание к детям с легкими формами умственной недостаточности. В связи с этим более ощутимо проявляется педагогическая направленность в работе с ними, отразившаяся в теоретических работах и практической деятельности таких русских врачей-психологов и педагогов, как Е. К. Грачева (1866-1934), В. П. Кащенко (1870-1943), Г. И. Россолимо (1860-1926), М. П. Постовская (1865-1953), А. Н. Граборов (1885-1949) и др. Большое влияние на развитие в России общественного воспитания детей со сниженным интеллектом оказали педагогические мысли К. Д. Ушинского и П. Ф. Лесгафта, революционно-демократические идеи А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, прогрессивных русских врачей, физиологов и психологов – В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, И. В. Маляревского Г. Я. Трошина, А. Ф. Лазурского, А. В. Владимирского и др.
В условиях самоотверженной непримиримой борьбы с самодержавием представители передовой русской общественной мысли и практики выдвинули ряд ценных и оригинальных идей, намного предвосхитивших таковые других государств, внесли весомый вклад в изучение, классификацию и диагностику умственной отсталости, а также в разработку теории их воспитания, обучения и коррекции недостатков развития. Очень важно, что борьба за развитие общественного воспитания таких детей рассматривалась как неотъемлемая часть социально-экономического преобразования страны. Однако осуществление их идей стало возможным только в условиях советского государства. В СССР создана качественно новая система общественного воспитания слепых, глухих, умственно отсталых, слабослышащих, слабовидящих и детей с другими недостатками, На этой основе развернулась работа по созданию теоретических основ построения учебно-воспитательного процесса в специальной школе. В разработке их приняли участие представители разных наук – педагогики, психологии, физиологии, медицины, деятели органов социального обеспечения, общественные организации. Большое значение для выработки теоретических основ олигофренопедагогики имеют положения, выработанные на I Всероссийском съезде по просвещению (1918 г.), I Всероссийском съезде комиссаров социального обеспечения (1918 г.), I Всероссийском съезде деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920 г.), Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью (1921 г.), Втором съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН, 1924 г.). В выступлениях на этих форумах А. В. Луначарского, А. М. Горького, В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной), А. И. Елизаровой, В. П. Кащенко, А. Н. Граборова, Л. С. Выготского и др. были выдвинуты важные положения, которые имели принципиальное значение для создания новой теории и практики воспитания умственно отсталых детей в условиях строительства социализма. В результате коллективных усилий определены цель, задачи и основные принципы новой системы образования аномальных детей. В первые годы Советской власти в связи с развитием практики общественного воспитания аномальных детей в недрах общей педагогики начался процесс формирования отдельной специальной системы педагогических знаний – дефектологии, или специальной педагогики. Ее теоретические основы даны в учебном пособии «Дефектология», подготовленном А. Н. Граборовым и изданном в 1925 г. в г. Харькове. В дальнейшем в связи с усилением процесса дифференциации в обучении глухих, слепых и умственно отсталых в недрах этой науки формируется ряд отдельных дисциплин – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. В 1941 г. выходит пособие по олигофренопедагогике, созданное А. Н. Граборовым, Н. Ф. Кузьминой, Ф. М. Новиком. В нем впервые в систематизированном виде излагаются теоретические основы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Олигофренопедагогика определена как наука о воспитании, образовании и обучении умственно отсталых детей в связи с задачами коррекции дефекта в их развитии [26, 11]. Эта книга, как и сокращенное ее переиздание – «Очерки олигофренопедагогики» (1961 г.), наряду с «Книгой для учителя вспомогательной школы» (1955 г.) и пособием «Основы специальной дидактики» (1975 г.), стала настольным руководством для учителей вспомогательных школ. По своему содержанию, методам и принципам современная олигофренопедагогика явилась новым этапом в развитии теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|