ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Как подчеркивается в дидактических исследованиях, оптимальные условия достижения успешности обучения создаются при наличии тесной взаимосвязи между
Как подчеркивается в дидактических исследованиях, оптимальные условия достижения успешности обучения создаются при наличии тесной взаимосвязи между чувственной и рациональной формами познания в деятельности учащихся. По данным многих наблюдений, у умственно отсталых детей такая взаимосвязь нарушена. У них четко прослеживается несоответствие темпа и качества развития чувственных восприятий и мыслительных процессов в том смысле, что мышление длительное время задерживается на эмпирическом уровне в такой мере, что к этим детям вполне применима характеристика, данная в свое время Карлом Марксом ребенку вообще, в которой подчеркивается, что такой ребенок «не идет дальше чувственного восприятия, он видит только единичное, не подозревая существования тех невидимых нервных нитей, которые связывают это особое с всеобщим» [1, 34]. В связи с этим процесс обучения во вспомогательной школе зиждется на предметно-наглядной основе. Кроме того, между чувственными восприятиями школьников и их мышлением нет четкого взаимодействия, наблюдаемого у их нормально развивающихся сверстников. Как известно, при нормально функционируемых анализаторах в мозге на оптимальном уровне происходят прием, первичный анализ и своевременная передача в мозг сигналов, поступающих извне. Мозг в свою очередь также бесперебойно осуществляет высший анализ и синтез поступающих к нему сигналов. Благодаря, этому формируется система обобщений, понятий и на этой основе достигается сознательное усвоение знаний. При умственной отсталости, обусловленной органическим поражением центральной нервной системы, нет такого четко слаженного взаимодействия. Чувственные восприятия не всегда на должном качественном уровне обеспечивают прием, первичный анализ и своевременную передачу в мозг сигналов, необходимых для его нормального функционирования. Вследствие этого и в связи с нарушением кортикальных, процессов нарушаются высший анализ и синтез сигналов, поступающих от анализаторов. Это усложняет образование полноценных обобщений и понятий, что в свою очередь создает трудности в обучении таких детей и обусловливает необходимость применения специальных средств коррекции. Использование их направляется прежде всего на корригирование чувственных восприятий учащимися учебного материала: уточнение сформировавшихся образов представлений, восполнение допущенных пробелов, приведение их содержания в соответствие с реальной действительностью. Здесь находит свое практическое преломление положение Ф. Энгельса о том, что «соответствие наших восприятий с предметной природой воспринимаемых вещей» достигается тогда, когда мы «как следует развиваем наши чувства и пользуемся ими в границах, поставленных правильно полученными и использованными восприятиями» [6, 91]. Специальная работа проводится по оптимизации процесса преобразования чувственных образов в понятия. В этом случае, если система знаний учащихся сформирована неправильно, производится развертывание, их на составные части И изучение каждой из них отдельно с последующим свертыванием, то есть объединением в единое целое. Строя процесс обучения, олигофренопедагог учитывает также низкий уровень познавательной активности учащихся, что проявляется в преобладании репродуктивности их деятельности. У школьников слабо выражены стремления к поиску ответов на возникшие вопросы, преодолению возникших на их пути препятствий. В виду этого в процессе обучения большой удельный вес приобретает стимулирование учеников к: поисковой деятельности, преодоление их пассивности и индифферентного отношения к обучению. Существенным стимулом для учащихся является вовремя поданная помощь со стороны педагога. В учении умственно отсталый школьник постоянно сталкивается с большими трудностями при построении своих познавательных действии, преодолеть которые он сам не может. Ему необходима помощь извне. Поэтому учеников младших классов приходится длительное время обучать умению учиться: подготавливать к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике, правильно пользоваться карандашом, ручкой, правильно выбирать способы выполнения задания, планировать свои действия и многое другое. Каждая даже малая порция знаний или действий усваивается детьми лишь при многократном объяснении и показе, при регулировании каждого их шага в учении. Лишь по мере накопления опыта прямая помощь учителя постепенно сокращается, приобретая- все более обобщенный характер, когда ученик выполняет задания по предварительному общему указанию, словесной инструкции или плану.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|