Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Во вспомогательной школе используются те же методы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе




 

Во вспомогательной школе используются те же методы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе. В практическом же применении их учитываются познавательные возможности умственно отсталых школьников. Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые во вспомогательной школе, от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность. Она включает:

а) подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

б) максимальную развернутость и расчлененность сложных понятий и действий;


в) замедленность обучения и частую повторность формулируемых действий;

г) предварение пропедевтикой изучения нового;

д) постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

е) руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Характер и направленность методов зависят от общей педагогической цели как идеального образа желаемого уровня сформированное качеств личности обучаемого в соответствии со сложившимся идеалом человека коммунистического общества.

Немаловажное значение для оптимального функционирования методов обучения имеет целесообразный выбор средств обучения, как совокупности материальных и духовных ценностей, используемых в обучении.

К средствам обучения обычно относят: содержание образования, предъявляемое учащимся в сообщениях учителя, учебниках, учебных пособиях и другой печатной продукции (журналы, газеты, книги и т. д.); наглядные пособия; технические средства обучения и т. д.

Каждый метод состоит из методических приемов. Входя в состав метода, приемы вступают в тесную связь между собой. Эта связь реализуется в процессе обучения в соответствии с содержанием учебного предмета, правилами формальной логики, закономерностями процесса познания действительности и особенностями познавательной деятельности учащихся.

Учебный предмет изобилует большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приемов, бесконечного варьирования способов их сочетания. Усвоение математического материала- требует частого применения вычислительных и измерительных действий, опирающихся на абстрактное мышление. При усвоении же программного материала по физическому воспитанию на первый план выступают приемы организации и построения двигательных действий, равно как занятия по ручному труду изобилуют действиями с предметами и орудиями труда. Все это в известной мере накладывает свой отпечаток на структуру метода, придавая ему определенную специфичность, отличающую от других методов.

Сочетание и упорядочение приемов в методе подчиняется общим законам познания истины, открытым марксистской


гносеологией. Это упорядочение происходит по линии движения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Прежде всего метод должен системой своих средств обеспечивать достаточную чувственную базу для формирования у учащихся представлений и понятий, с тем, чтобы они, усваивая знания, постоянно видели за ними реальные вещи, предметы, процессы, явления, связи и отношения. Сочетание средств должно обеспечивать самую тесную связь чувственных восприятий детей с их мышлением, а также с практическими действиями. Соблюдение этого требования обеспечивает подлинную научность знаний и всестороннюю ориентацию обучающихся в реальной действительности.

Кроме этого, диалектическая логика указывает на необходимость творческого подхода к выбору и использованию методов. В соответствии с этим в дидактике утвердилось мнение, что применение на практике одного и того же метода во всех случаях, с одним и тем же набором средств и методических приемов не дает положительных результатов, а в ряде случаев приносит весьма ощутимый вред. В частности, в работе с умственно отсталыми детьми, отличающимися ярко выраженной косностью и инертностью психических процессов, такой подход к делу способствует созданию косных стереотипов действий, которые упорно сохраняются длительное время и с трудом поддаются переделке, что к тому же оказывает травмирующее действие на психику таких учащихся. В постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. решительно осуждено превращение какого-либо метода в универсальный. Рекомендуется применение разнообразных методов, способствующих качественному усвоению учащимися знаний, умений и навыков.

В плане общей характеристики необходимо еще отметить, что методы должны отвечать требованиям принципов дидактики, поскольку последние являются отражением закономерностей процесса обучения. Отсюда ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:

а) ведет не только к усвоению знаний, и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников;

б) делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся на основе учета их познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая


вместе с тем условия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для развития у них морально-волевых качеств и творческой активности;

в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала, предупреждает опасность проникновения в, процесс обучения догматизма, зубрежки, схоластики;

г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;

д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы;

е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников, развитию у них потребностей и стремлений к знаниям, к овладению сокровищами культуры.

Сочетание и функционирование методических приемов в методе также подчиняется требованиям формальной логики как науки о правильном мышлении. При применении каждого метода широко используются анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, другие логические операции. Каждый шаг учащихся в обучении совершается по законам формальной логики. Известно, например, что обучение грамоте происходит аналитико-синтетическим методом, что при устном изложении или проведении беседы учитель постоянно прибегает и к индуктивному, и к дедуктивному путям; почти на каждом шагу он пользуется сравнениями, аналогией, достигая этим ясности в изложении мыслей.

Только благодаря соблюдению логических правил становится возможным построение учащимися правильных суждений как форм мысли.

В олигофренопедагогике классификация методов обучения осуществляется с учетом опыта накопленного общей дидактикой, а также особенностей контингента учащихся вспомогательных школ.

В соответствии с этим все применяемые во вспомогательной школе методы распределяются на три группы: 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа), 2) наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация), 3) практические; (упражнение, практические задания, самостоятельная познавательная и трудовая деятельность).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных