Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Повторение, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Повторение в обучении умственно отсталых школьников является важнейшим и необходимым условием обеспечения высокой эффективности их познавательной




 

Повторение в обучении умственно отсталых школьников является важнейшим и необходимым условием обеспечения высокой эффективности их познавательной деятельности.

Дело в том, что результаты обучения умственно отсталых детей во многом обусловлены уровнем компенсаторных приспособлений функций высшей нервной деятельности. Знания и умения формируются на основе их достаточной скомпенсированности. Однако как отметил П. К. Анохин, «в конце компенсации мы неизбежно имеем дело с новой «рыхлой», т. е. неустойчивой нервной организацией, на основе которой и поддерживается приспособительный эффект с помощью внутренних соединений» [22, 53]. Всякое экстренное раздражение может привести к распаду этой еще неустойчивой функциональной организации. Отсюда в обучении умственно отсталых детей следует учитывать следующую закономерность: удовлетворительный ответ или правильное действие ученика – это лишь внешнее выражение совершающегося в нем перехода от незнания к знаниям. Внутреннее же состояние этого процесса обусловливается новыми, еще неукрепленными, неустойчивыми образованиями и связями между ними; в случае отсутствия подкрепления или при действии более сильных, чем-либо противоречащих


им или отвлекающих раздражителей, сформированная с таким трудом система знаний и умений, легко распадается.

Учитывая это, олигофренопедагог должен все время возвращаться к только что изложенному, чтобы выяснить, как усвоили ученики знания и умения, характер пробелов, допущенных при этом, и какие трудности ощущают дети при усвоении того или иного учебного материала. На основе этого определяются объекты приложения коррекционных усилий, средства коррекции и методика их использования.

Проверяются: полнота знаний; уровень сознательности их усвоения; прочность усвоения; умение применять приобретенные знания и навыки в учении, труде, быту; успешность овладения учащимися умственными операциями (анализ, синтез, конкретизация, обобщение и др.); степень продвижения учащихся в своем развитии; скомпенсированность обнаруженных недостатков развития, обусловленных дефектом.

Функции проверки знаний весьма многообразны. Важнейшими из них являются: обучающая, воспитывающая, диагностико-прогностическая, оценочная.

Обучающая функция состоит в том, что в процессе проверки знаний и умений осуществляется уточнение, корригирование, закрепление, систематизация и обобщение знаний. Вместе с тем происходит овладение учащимися приемами учебной работы. Сущность воспитывающей функции повторения сводится к тому, что она дисциплинирует учащихся, способствует развитию у них чувства ответственности за результаты своей учебной деятельности, усиливает у них самоконтроль, стимулирует их в активной деятельности по преодолению недостатков и достижению успехов в учении. Правильно проводимая проверка знаний и умений обеспечивает заинтересованность классного коллектива в лучшей успеваемости каждого ученика, стимулирует организацию товарищеской взаимопомощи в классе. Не меньшее значение имеет диагностико-прогностическая функция повторения. Здесь главным является всестороннее изучение каждого ученика, его способностей, обучаемости, динамики роста его познавательных возможностей и достижений в учении. Без решения этих задач немыслим хорошо организованный процесс обучения, учитывая наличие у умственно отсталых школьников различных отклонений в развитии, несовпадение их возрастных достижений в развитии с таковыми у нормальных сверстников, глубокое своеобразие индивидуального развития каждого ученика.


Знание особенностей школьников, в свою очередь, позволяет правильно осуществлять оценочную функцию проверки знаний. При проверке особенное внимание должно быть обращено на детей с ослабленной памятью, отрицательным или безразличным отношением к учению, к детям с низкой работоспособностью и др.

Учителю вспомогательной школы необходимо особенно пунктуально соблюдать общедидактическое требование относительно регулярности проведения проверки; Именно при этом условии создаются возможности для своевременного выявления затруднений, испытываемых учащимися в обучении, и пробелов в их знаниях и умениях с тем, чтобы на этой основе своевременно придти на помощь ученику, вовремя перестроить неправильно сформированную у учащихся систему знаний и умений, активизировать их учебною деятельность, усилить самоконтроль.

Во вспомогательной школе проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в форме устных опроса и беседы, письменных работ и контрольных практических заданий. Ввиду малой продуктивности и быстрой утомляемости учащихся длительность опроса и беседы непродолжительна (до 10–15 мин.). При этом вопросы ставятся всему классу, как и в массовой школе. Учитель добивается, чтобы ученики внимательно выслушивали ответы вызванных учеников и при необходимости были готовы их продолжить. В контрольную беседу включается как можно большее число учащихся. Допускаются и полные, и краткие ответы. В начальных классах беседа нередко приобретает игровой характер.

Для проверки знаний и умений используются также письменные работы: диктант, изложение, небольшое по объему сочинение, рисунок, диаграмма, чертеж, составление плана местности и т. п. Независимо от контролирующей направленности, перед проведением письменных работ даются подробный инструктаж и основательное объяснение, способов их выполнения. При этом в содержательной структуре этих объяснений исключаются элементы знаний и умений, качество усвоения которых проверяется.

Особенно эффективным способом проверки знаний и умений учащихся является применение практических заданий, поскольку по успешности выполнения их проверяется уровень подготовки к практической деятельности после окончания школьного обучения.

Объектами проверки являются: знание учащимися теоретического материала, на основе которого организуется работа;


знание приемов (способов) ее выполнения; контроль за ходом выполнения отдельных операций, входящих в состав деятельности; анализ и оценка выполненной работы.

Проверка знаний и умений неразрывно связана с их оценкой. Проверка без оценки – малоэффективна, ибо при этом ученики не ощущают своих результатов, а следовательно, у них снижается и самоконтроль, а вместе с тем ослабляется и чувство ответственности за свою учебу. Практика советских вспомогательных школ отвергает концепцию, согласно которой выставление оценок якобы наносит психическую травму умственно отсталым школьникам.

Практика показывает, что часть детей действительно болезненно реагирует на более строгую оценку, другая – проявляет полное безразличие к ней. Однако основная часть учеников реагирует на оценку адекватно результатам своей деятельности.

Болезненная реакция на оценку возникает в том случае, если оценка дается в момент нервно-психического возбуждения ученика и, конечно, если она несправедлива или занижена. Во всех случаях важно соблюдение исключительной осторожности при выставлении оценки. Ученику необходимо объяснить, почему он сегодня получил «4», а не «5», при этом обнадежить его, что он способен получить и оценку «5», если больше постарается. Ученику, находящемуся в данный момент в возбужденном состоянии, целесообразно сообщить оценку в другое время. Во вспомогательной школе применяется цифровая пятибалльная система: «5» – отлично, «4» – хорошо, «3» – удовлетворительно, «2» – неудовлетворительно, «1»–плохо.

Объявленные оценки выставляются в классном журнале и дневнике ученика. Однако в арсенале учителя имеются и нефиксированные оценки, которые необходимо применять. Это – словесное одобрение: хорошо, умница, правильно и т. п.

Оценки выставляются в процессе текущей проверки, в конце учебной четверти и в конце года. Оценки за учебную четверть и год выставляются не путем подсчета среднего количества текущих оценок, полученных учеником в течение четверти или года, а по действительным его успехам, достигнутым в конце четверти или года. Текущие оценки ценны для анализа динамики роста способностей ребенка, его развития. При выставлении оценок во вспомогательной школе следует учитывать следующее обстоятельство. Как установлено, у умственно отсталых школьников в результате перерыва в занятиях, особенно летних каникул, происходит


забывание усвоенного в четверти или году. Поэтому в начале нового учебного года и каждой учебной четверти ученикам нецелесообразно выставлять отрицательные оценки. Сначала надо восстановить в памяти учащихся забытое, а затем при проверке нового учебного материала, тесно связанного с воспроизведенным, произвести проверку и оценку последнего.

 

Список литературы

 

Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. 289 с.

Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Изд-во АПН РСФСР, 11961. 210 с.

Дьячков А. И. и др. Педагогические основы обучения аномальных детей.– В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Просвещение, 1965, с. 254–270.

Синев В. Н. Методы обучения.– В кн.: Основы специальной дидактики. К.; Рад. школа, 1975, с. 44–66.

Еременко И. Г. Материалы исследования процесса обучения во вспомогательной школе. Ч. II. К.: Педагогическое общество УССР, 1978. 81 с.

Вопросы и задания

1. Определите функции и структуру метода обучения.

2. При каких условиях методы обучения могут быть эффективны?

3. Покажите общее с массовой.школой и специфическое в методах обучения (рассказ и беседа).

4. Во время педагогической практики проведите наблюдение за беседой учителя с учащимися, дайте анализ ее с точки зрения соответствия дидактическим требованиям.

5. Составьте ориентировочный план организации наблюдений учащимися явлений природы во время прогулки или экскурсии.

6. Проведите урок с применением технических средств обучения.

 

Глава 9: ФОРМЫ. ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных