Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФУНКЦИИ ОБЩЕГО ВНУТРИШКОЛЬНОГО РУКОВОДСТВА. Общее руководство во вспомогательной школе-Интернате (школе) осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе




 

Общее руководство во вспомогательной школе-Интернате (школе) осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе, а в отдельных


случаях и заместителем директора по воспитательной работе, а также лицами, ответственными за отдельные участки работы: помощником по хозяйственной части, классным, руководителем и др. Директор – главный наставник учителей и единоначальный руководитель школы, держащий в своих руках все нити внутришкольного управления. Его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивает нормальную организацию учебно-воспитательного процесса, определяет учебную нагрузку учителей, составляет школьное расписание, разрабатывает и практически осуществляет меры по обеспечению высокой эффективности коррекционно-воспитательной работы, организует систематическую помощь учителям и воспитателям в овладении мастерством воспитания и обучения.

Условия работы во вспомогательной школе требуют, чтобы директор и его заместитель обязательно имели дефектологическое образование и опыт работы с умственно отсталыми детьми. Здесь одного общего опыта руководящей работы и даже общепедагогического образования недостаточно.

Важнейшей функцией директора школы является обеспечение правильного комплектования классов. В них должны быть отобраны лишь те дети, которые действительно подлежат обучению во вспомогательной школе. Важно чтобы была проявлена высокая принципиальность и твердость в предупреждении попыток зачислить во вспомогательную школу под разными предлогами детей, не соответствующих ее профилю. В такой же мере необходимо строгое соблюдение установленной нормы наполняемости класса (16 чел.).

Весь педагогический процесс во вспомогательной школе строится на глубоком и всестороннем знании особенностей развития каждого ребенка. Зачастую низкая эффективность коррекционно-воспитательной работы в ней имеет своей причиной не столько недостаточность приложения учителем усилий, сколько то, что изучение учащихся ведется несистематически, эпизодически, деквалифицирование, без фиксации результатов наблюдений.

Первейшая обязанность директора школы состоит в том, чтобы, с одной стороны, организовать повсеместное динамическое изучение учащихся всеми педагогами в соответствии с выработанными советской олигофренопедагогикой принципами и методами и, с другой стороны, опираясь на опыт учителей и воспитателей, выработать единую общешкольную систему изучения детей, включающую единый


набор репрезентативных показателей и надежных критериев оценки получаемых результатов. Должно быть обеспечено систематическое обсуждение результатов такого изучения и путей использования их в практике работы учителя и воспитателя, особенно при разработке общей программы учебной и коррекционно-воспитательной работы школы и отдельных классов.

В обязанности директора, его заместителей и помощников входит также обеспечение единства и преемственности всех звеньев педагогического процесса, согласованности в работе всех лиц, его осуществляющих. Для умственно отсталых детей, склонных к привычным, прочно установившимся внешним условиям, нарушения устойчивости и систематичности прохождения основ наук, частые изменения школьного расписания, отмена или замена тех или иных запланированных мероприятий, чрезмерная перегрузка классными и внеклассными занятиями, противоречия в требованиях к ним, отсутствие преемственности в работе 4-го и 5-го классов, другие неурядицы оказывают травмирующее воздействие на их ослабленную нервную систему.

В ряде случаев немотивированные изменения привычного порядка могут быть устранены в пределах класса и воспитательной группы.

Однако в масштабах школы это может быть достигнуто только благодаря центральному управлению. Будучи единоначальником и используя то обстоятельство, что под его прямым руководством и по его указаниям работает весь педагогический коллектив и обслуживающий персонал, директор имеет все возможности для установления в школе твердого порядка, стабильности условий, единства и согласованности действий учителей, воспитателей и других должностных лиц. Тактическая линия управленческой деятельности здесь состоит в том, чтобы, сохраняя строгую подчиненность и ответственность всех работников школы, добиваясь, чтобы их деятельность осуществлялась в едином русле и имела строго определенную направленность, руководитель в то же время, как советовал А. С. Макаренко, открывал широкий простор общественным силам школы, педагогическому коллективу, инициативе отдельных лиц и развернутой системе внеклассного самоуправления.

При такой постановке дела создаются благоприятные условия для установления и соблюдения в школе охранительно-педагогического режима, являющегося сердцевиной коррекционно-воспитательного процесса. Неотъемлемой частью этого режима является единое планирование


коррекционно-воспитательного процесса, научное нормирование учебной и трудовой деятельности школьников, их досуга, занятий в системе внеклассной работы с учетом нервно-психических нарушений.

Свою сложность и специфику представляет руководство ученическим самоуправлением. Недостаточная социальная зрелость, серьезные- нарушения мотивационной системы, особенно целесообразности поступков и действий, свойственные умственно отсталым школьникам даже в подростковом возрасте, лишают возможности предоставления активу такой самостоятельности в руководстве ученическим коллективом, как это имеет место в любой массовой школе. Функция педагогического управления в данном случае сострит в том, чтобы обеспечить помощь учащимся в приобретении навыков руководства, а также в постоянной регуляции деятельности учкома и его органов. Эта помощь, отнюдь, не должна сводиться к излишней опеке или подмене воспитателями функций, свойственных детскому самоуправлению, когда воспитатели стараются делать все, что могли бы делать ученики при определенной помощи.

Руководители-педагоги, прикрепленные к тем или иным ученическим организациям, действительно вынуждены постоянно учить активистов всему: как провести собрание, пионерский сбор, организовать выполнение того или иного мероприятия и. обеспечить его проверку, как распланировать свои силы и т. п. В их функции входит также координация деятельности различных органов самоуправления, устранение дублирования. Но все это делается не по приказу или по принципу: «это делай, а этого делать нельзя», а путем опоры на тщательно подготовленный ученический актив, развития у него инициативы и самодеятельности. Показав и объяснив тот или иной способ действия, воспитатель тут же должен добиваться повторения его в практической деятельности ученика.

Особая роль внутришкольного управления состоит в обеспечении оптимального сочетания педагогических и лечебно-профилактических мероприятий в коррекционной работе, которая осуществляется врачом-психоневрологом. В обязанности его входит систематическое врачебно-медицинское наблюдение за детьми, проведение систематических осмотров всех школьников, ведение учета нарушений у детей эффективности коррекционной работы, осуществление медицинского руководства, согласованного с директором школы, с работой педагогического коллектива, оказание помощи учителям, воспитателям и родителям в вопросах рационального


соблюдения режима, дифференцированного подхода к учащимся при дозировке умственной и физической нагрузок. Врач ведет работу по пропаганде медицинских знаний в школе.

В решений задач вспомогательной школы большое место занимает родительский комитет. Он создается из родителей, принимающих наиболее активное участие в делах школы, и возглавляется одним из родителей. В состав комитета входит также директор школы.

Родительский комитет содействует пропаганде дефектологических знаний среди родителей путем организации лекций, тематических конференций, родительских университетов. Он проводит большую работу по вовлечению родителей в деятельность, направленную на оказание помощи школе в осуществлении задач, стоящих перед ней, способствует установлению тесной связи родителей с педагогами, помогает школе в организации профессионально-трудовой подготовки учащихся и.трудоустройстве выпускников школы. Ощутимую роль родительский комитет играет в организации шефской помощи школе со стороны предприятий, направленной на укрепление ее материально-технической базы.

Родительский комитет ведет воспитательную работу с теми родителями, которые неправильно, воспитывают своих детей, не создают надлежащих условий для их нормального развития. Главным в деятельности родительских, комитетов является обеспечение тесного содружества семьи и школы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных