Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВ. Первые шаги на своем жизненном пути умственно отсталый ребенок делает в семье; Здесь он проходит первоначальную школу воспитания




 

Первые шаги на своем жизненном пути умственно отсталый ребенок делает в семье; Здесь он проходит первоначальную школу воспитания, которая сказывается во всей дальнейшей его жизнедеятельности.

Советская семья – это первичная ячейка коммунистического воспитания детей и молодежи. Советское государство создает все условия для того, чтобы каждая семья могла успешно решать свои почетные задачи. В Конституции СССР указывается, что «семья находится под защитой государства», которое «проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления, пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье» [16, 7].

Отец и мать, а также другие взрослые члены семьи, несут ответственность перед обществом за правильное воспитание своих детей. Эта ответственность во стократ возрастает, когда в семье есть аномальный ребенок.

Появление в семье умственно отсталого ребенка оказывает существенное влияние на весь уклад ее жизни, ведет к перестройке его и возлагает на родителей новые, дополнительные обязанности. От того, насколько последовательно и правильно они выполняются, зависит практическое решение проблемы ранней коррекции недостатков, развития аномального ребенка, а следовательно, и предупреждение возникновения многих вторичных психофизиологических отклонений от нормального развития. Обобщая, можно выделить в качестве главных следующие условия, соблюдение


которых необходимо для успешной коррекции недостатковумственно отсталого ребенка:

осуществление мер предупреждения умственной отсталости;

своевременное обнаружение у ребенка умственной недостаточности;

знание родителями природы обнаруженного дефекта и особенностей развития ребенка, имеющего его; наличие у родителей объема дефектологических знаний и умений, достаточного для воспитания такого ребенка;

систематическое наблюдение за развитием ребенка, осуществляемое родителями, врачами и педагогами;

организация специального воспитания и коррекционной работы с момента обнаружения дефекта;

наличие тесной связи семьи с олигофренопедагогами и врачами-специалистами.

Остановимся, на некоторых из этих условий.

Хотя вероятность появления умственно отсталого ребенка в той иди иной семье невелика, все же она не исключена. Это указывает на необходимость применения ряда мер, предупреждающих появление аномалий, особенно если для этого имеются основания. Предупредить аномальное развитие ребенка – это значит устранить причины, его порождающие. Многие из них известны и наблюдаемы. Это, прежде всего, всевозможные нарушения нормального образа жизни: алкоголизм, половые извращения, слишком ранние или поздние браки, болезни женщин во время беременности и т. д.

Забота о предупреждении аномалий у детей должна усиливаться в период беременности. Факты показывают, что очень часто умственная отсталость связана с нарушением внутриутробного развития ребенка, особенно в первый период. Патологическое воздействие на него могут оказывать эпидемическое заболевание матери, физические и нервные перегрузки, употребление даже в малых дозах алкогольных напитков, прием лекарств без санкции врача и т. д. Женщина, ожидающая ребенка, должна быть окружена всеобщей заботой, ей необходимо избегать всяких излишеств, вести спокойный образ жизни, правильно питаться, длительное время пребывать на свежем воздухе.

Забота о предупреждении появления аномалий у ребенка не уменьшается и после его рождения в первые годы жизни. Значительная часть случаев нарушения зрения, слуха, речи и интеллекта приходится именно на ранний (младенческий) возраст даже при благополучных родах. Неокрепший


организм ребенка и его центральная нервная система находятся в стадии развития и становления, они слабо защищены от различных вредных воздействий. В этих условиях любое заболевание может привести к поражению головного мозга или какого-либо анализатора. Поэтому ребенок остро нуждается в создании нормальных условий развития: санитарное состояние помещения, гигиена одежды, рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, благоприятный социально-психологический климат в семье, регулярное врачебно-педагогическое наблюдение за ростом и развитием малыша.

Особо важно предупреждение всяческих психических травм и связанного с ними напряжения нервной системы. Должны быть полностью исключены ситуации, вызывающие острые переживания, испуг, конфликтные ситуации. На ребенка особенно травмирующее действие оказывают всяческие семейные неурядицы: ссоры, драки, пьянство и т п. В печати зафиксированы неединичные случаи, когда бесчинства родителей, находящихся в состоянии опьянения, приводят к различным отклонениям в развитии детей, в том числе и к умственной недостаточности.

Каждый родитель, если он действительно-заинтересован в нормальном развитии своего ребенка, должен создавать для него самый благоприятный микроклимат.

Меры предупреждения аномалий касаются не только первичного, но и вторичных отклонений, осложняющих основной дефект. Предупреждение их находится в тесной, связи с своевременным обнаружением у ребенка нарушения интеллекта. Чем раньше будет это сделано, тем больше шансов создается для предупреждения процесса отягощения дефекта вторичными осложнениями и распространения его последствий на все функции организма. Вместе с тем открываются все большие возможности для более полного использования свойственной детскому возрасту пластичности в целях коррекции недостатков.

Установление факта нарушения интеллекта возможно лишь при наличии систематического родительского и медицинского наблюдения за развитием ребенка. Объектом внимания должны быть все состояния и реакции ребенка на внешние раздражения. Родители обязаны внимательно следить за тем, как начинает ребенок держать головку, как он смотрит и куда направлен его взор, как слушает, протягивает и поднимает ручки, берет и удерживает предметы, как реагирует на приближение матери и других членов семьи. Если головка ребенка время от времени падает, а все тело


гнется, не имея опоры, если дитя не тянется к свету, к яркой игрушке и не интересуется окружающим, то это уже один из фактов, который должен насторожить родителей.

Приблизительно в конце первого или в начале второго года жизни при нормальном развитии ребенок делает попытки встать на ноги и ходить, лепетная речь вытесняется членораздельной, ребенок узнает людей, предметы, устанавливает простейшие связи между ними, у него бурно развивается познавательная деятельность: он манипулирует игрушками, исследует их. Если эти признаки или некоторые из них проявляются слабо: ребенок даже не пытается встать на ноги и ходить, гуление не переходит в лепетную речь, окостенение черепа и спинного мозга задерживается, руки худые и немощные, живот вздут; наблюдаются слюновыделение, поносы, а нередко и конвульсии, то это уже может указывать на наличие умственной отсталости. Подобные факты должны быть незамедлительно сообщены врачам-специалистам.

В практике еще можно встретить в этом отношении Два противоположных случая. В первом родители, обнаружив симптомы, указывающие на умственную отсталость, ничего не предпринимают, полагая, что это временное, «возрастное» явление, другие же наоборот – развивают бурную и недозволенную самодеятельность: пичкают ребенка всевозможными «лекарствами», окружают его безграничной опекой, переоценивая свои возможности, долго задерживают ребёнка в семье, не пуская его ни в детский сад, ни в школу. Имеются случаи, когда по халатности родителей ребенок длительное время не распознается как умственно отсталый. В семье и массовой школе к нему относятся как к нормальному, но ленивому, непослушному и нерадивому, тупому, ставят перед ним непосильные требования. Невыполнение их ребенком рассматривается как лень, злонамеренность, сопротивление требованиям родителей и воспитателей. В силу этого у ребенка возникает и закрепляется целая гамма всевозможных защитных реакций – капризы, озлобленность, негативизм, пассивность и т. п. На этой же основе созревает и отрицательное отношение к учебе как к недоступному виду деятельности.

В целях предупреждения стабилизации подобных черт родители должны приложить максимум усилий, чтобы как можно больше узнать о природе дефекта ребенка, о затруднениях, которые он встречает на пути развития. Здесь требуются личное общение с врачами-специалистами и


педагогами-дефектологами, совместное изучение ребенка, постоянный взаимообмен наблюдениями и мнениями, консультации по конкретным случаям практики, систематическое пополнение знаний родителей посредством изучения специальной литературы. Особенно тщательному анализу подлежат вопросы о том, что конкретно привело к отклонению от нормального развития ребенка, какие средства коррекции могут быть применены.

По обнаружении дефекта совместно с врачом и педагогом должна быть выработана конкретная программа воспитания ребенка в семье. В ряде случаев; требуется специальное обучение родителей уходу за ребенком, построению взаимоотношений с ним.

Составной частью системы воспитания, и коррекции в семье является создание благоприятных условий жизнедеятельности ребенка. Такие условия заложены в каждой правильно построенной семье. Это – крепкие семейные узы, создающие определенную социальную защищенность ребенка, любовь и взаимоуважение супругов друг к другу и к своим детям, их взаимная ответственность за воспитание членов семьи.

Все эти факторы, как и чистое, светлое помещение, рациональное питание, научно обоснованный режим» жизнедеятельности ребенка, трудовая атмосфера и здоровый моральный климат семьи, являются теми условиями, в которых воспитание и коррекция происходят успешно и эффективно.

Названные факторы являются лишь внешними обстоятельствами, на фоне которых может происходить благополучное развитие ребенка. Однако даже при наличии их исправление недостатков автоматически не происходит. Для этого нужны специальное воспитание и обучение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных