Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО В СЕМЬЕ




 

В семье умственно отсталый ребенок получает умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, физическое и трудовое воспитание.

Наиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:

определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;

регулирование процесса формирования взаимоотношений ребенка с членами семьи и другими- людьми;


специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка;

организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;

содействие родителей детскому саду, школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

От характера отношения родителей к ребенку и, наоборот, ребенка к родителям во многом зависит эффективность воспитания умственно отсталого ребенка. Здесь следует отметить две крайности. Одни родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляя его самому себе. Это ведет, как правило, к углублению дефекта, возникновению вторичных отклонений. Другие родители, не чая души в своем ребенке, окружают его чрезмерной опекой, жалеют, балуют, все прощают, всячески ограждают от трудностей, делают все сами за ребенка. В результате вырастает беспомощное и избалованное существо, инвалид.

В отношениях с умственно отсталыми детьми должны быть проявлены высочайшая гуманность, выдержка, терпение и такт. Ребенка нельзя заласкивать и плакать над ним как над несчастным существом, нельзя его и постоянно тормошить, не отпуская от себя ни на шаг. Однако непозволительно и оставлять его одного, потому что собственными силами он не может бороться с трудностями, стоящими на его пути.

Прежде всего необходим тесный контакт с ребенком. Такой контакт создается на основе понимания, уважения его, веры в его возможности. Бывает так, что ребенок вдруг замыкается в себе, упорно избегает общения с родителями или проявляет непонятное противодействие попыткам их сблизиться с ним: по малейшему поводу возбуждается, говорит грубости, а то и ржет, ломает все, что попадает под руки. Присмотревшись к нему, мы обнаруживаем, что Дело здесь не только в реактивности его психики, но и в следах прежних отношений к нему взрослых. Последние неоднократно допускали одну и ту же ошибку: неосторожно открыто подчеркивали в своих разговорах в присутствии ребенка,его умственную недостаточность. Это же имело место и на медико-педагогической, комиссии.

Вместе с тем, опыт показывает, что подобная социальная изолированность ребенка с успехом преодолевается и предупреждается, если в отношениях с ним превалирует подчеркивание его положительных качеств, успехов, делается опора на них. Дело не в том, чтобы родители смотрели сквозь пальцы на отклонения в поведении ребенка, а в


том, чтобы работа по исправлению их строилась на раскрытии возможностей ребенка относительно продвижения вперед в своем развитии.

Семья может проводить эту работу с самого раннего возраста ребенка. Должно быть обращено самое серьезное внимание на обогащение чувственного опыта ребенка на основе расширения его контактов с природным и социальным окружением, ибо, как учит марксизм-ленинизм, «сознание, конечно, вначале есть всего лишь осознание ближайшей чувственно воспринимаемой связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида» [4, 29].

В семьях, где чувствуется подлинная забота о ребенке, родители не ожидают, когда ребенок «перерастет» свои недостатки, пойдет в детский сад или школу, а сами регулярно проводят с детьми коррекционно-развивающие занятия, стимулируют их контакты с природой и социальной средой, организуют их наблюдения окружающей действительности, оказывая всемерную помощь им в этом: если ребенок не фиксирует взгляд на предметах, не проявляет интереса к ним, его учат смотреть и наблюдать, распознавать и различать краски, формы, звуки; с ним проводятся регулярные занятия по развитию фонематического слуха, формированию произношения звуков, слов и фраз, умения передавать результаты наблюдений в словесной форме, по обогащению словаря. Путем организаций действий с предметами корригируют свойственные ребенку недостатки восприятия, мышления, внимания и других познавательных процессов. В семье проводятся также занятия по рисованию, лепке, ручному труду, домоводству, чтение доступных книг, совместный просмотр телепередач с последующими обсуждениями и многие другие Мероприятия, направленные на развитие интеллекта детей.

Родители должны также постоянно заботиться о включении умственно отсталого ребенка в общение с более широким кругом его сверстников., стимулировать его участие в групповой игре, преодолевая его замкнутость и обособленность.

В семье ведется также большая работа по коррекции недостатков физического развития детей. По указанию врача-специалиста и педагогов с ребенком систематически проводятся специально подобранные физические упражнения, утренняя гимнастика, закаливание, прогулки на свежем воздухе, ребенок включается в подвижные игры со сверстниками. Организующей основой физического воспитания


детей в семье являются строгое соблюдение охранительно-педагогического режима и требований врачебного контроля, обеспечение рационального питания, соблюдение правил гигиены, сна, рациональная регламентация жизнедеятельности ребенка, предполагающая разумное чередование занятий, досуга, сна и т."д.

В семье закладываются основы нравственного воспитания ребенка. Центральным моментом является накопление у детей правильных этических представлений и опыта нравственного поведения. Процесс этот у умственно отсталых детей очень сложен и противоречив. Мал жизненный опыт, низок уровень понятливости, склонность к внушению и подражанию способствует усвоению как положительных, так и отрицательных форм поведения и привычек. Раз сформировавшись, они приобретают косность, слабо поддаются переделке.

Главное для родителей здесь – обеспечить постоянное получение ребенком правильных впечатлений и представлений о хорошем и плохом, умения различать дурные и положительные поступки и действия. Важно вырабатывать у него этические навыки и привычки задолго до того, как сформируются убеждения и мировоззрение. Правильно сформированные первые впечатления, этические навыки и привычки останутся у ребенка на вею жизнь и составят основу дальнейшего нравственного совершенствования.

Решающее значение имеет здоровый моральный климат в семье: теплые, заботливые отношения друг к другу и, в частности, к аномальному ребенку, честность и правдивость в отношениях между членами семьи, трудовая обстановка семьи. Среди различных методов воздействия на ребенка ведущее место принадлежит личному примеру родителей. В сочетании с разъяснениями и беседами пример родителей является наиболее доступным для восприятия умственно отсталых детей, имеющих конкретный характер мышления.

Основой воспитания умственно отсталых детей в семье является трудовое воспитание. В семьях, где оно хорошо поставлено, умственно отсталый ребенок с раннего возраста привлекается к самообслуживанию, различным видам домашнего труда. Ребенок сам убирает свою постель, умывается, одевается, ухаживает за своими игрушками, помогает в приготовлении пищи, накрывает на стол и убирает посуду, оказывает помощь родителям в уборке помещений, поливает цветы, вытирает пыль с подоконников, ухаживает за животными, делает, по поручению родителей покупки в магазине. Старшие дети в свободное от учебы


время привлекаются к работе по благоустройству двора, а в сельской местности участвуют в работах в огороде и саду, оказывают помощь колхозу. Семья всячески способствует профориентации ребенка на труд в сфере материального производства и обслуживания, развитию интереса к избранной в школе специальности.

При организации трудовой деятельности умственно отсталого ребенка необходимо учитывать такие свойственные им черты, как замедленность реакций, малая сообразительность одних и суетливость, чрезмерная возбудимость и неорганизованность других. Это обстоятельство не должно служить поводом к ограждению их от труда. Бывает и так, что мать, поручив ребенку какое-то дело, скажем, почистить картошку, и видя, что он делает это медленно и неумело, в сердцах забирает у него нож, миску, картошку со словами: «Ладно, уж сама скорее доделаю, разве от тебя дождешься!» А между тем, в этих случаях, наоборот, ребенка надо как можно чаще привлекать к работе, чтобы выработать у него необходимые качества и умения. Если ребенок не умеет выполнять как надо порученное дело, ему необходимо несколько раз повторить трудную операцию, расчленить ее на части.

Следует избегать непосильных для ребенка поручений не только потому, что, не справившись с ними, ребенок потеряет веру в свои силы, но и потому, что такие трудовые задания не имеют коррекционного значения. При решении вопроса о физических нагрузках на умственно отсталого ребенка необходимо учитывать выводы современной науки о вреде искусственной акселерации детского возраста, предполагающей сверхраннее максимально форсированное обучение ребенка на высшем уровне трудностей без учета его возрастных психофизиологических возможностей. Важно учитывать не только то, что умственно отсталый может усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких это физических и духовных сил потребует от него:

Для теории и практики семейного воспитания аномального ребенка приобретают особую актуальность выводы объединенной сессии АМН и АПН СССР (5–7 сентября 1978 г.) о необходимости идти в воспитании детей по пути ампликации, то есть формирования у них в первую очередь тех ценных физических и духовных качеств, которые наиболее интенсивно создаются именно в данном возрасте при данном характере дефекта и будут в дальнейшем играть важную роль во сей его жизни и деятельности [35, 37–55].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных