ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методическая работа во вспомогательной школе
Успехи в обучении и воспитании во многом зависят от постановки методической работы во вспомогательной школе. Особенностью ее здесь является сочетание расширения и углубления знаний и по общей, и специальной педагогике. Это обусловливается отсутствием у части учителей и воспитателей дефектологического образования. Основой совершенствования педагогических знаний и мастерства педагогического персонала является.самостоятельная работа каждого из них над повышением своего идейно-теоретического уровня и деловой квалификации. Для коллективного обсуждения и решения вопросов улучшения методики проведения учебно-воспитательной работы создаются методические объединения учителей и воспитателей 1–4 классов, предметные комиссии учителей 5–8 (9) классов и воспитателей. Руководство ими обеспечивается заместителями директора. Заседания методобъединений обычно проводятся один раз в учебную четверть. Для решения общешкольных вопросов по мере необходимости созываются общешкольные методические совещания и конференции. Методические объединения содействуют расширению у своих членов политических, научных, педагогических и дефектологических знаний, коллективно обсуждают и решают вопросы дальнейшего-совершенствования содержания, форм и методов обучения и воспитания, а также коррекционной работы, организуют взаимопосещение и творческий анализ уроков и внеклассных занятий, изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, другие мероприятия. Большое внимание обращается на совершенствование дефектологической подготовки членов педагогического коллектива. Для этого создаются постоянно действующие семинары по изучению основ олигофренопедагогики и специальной психологии, всячески поощряется наставничество, направленное на передачу опыта учителей-дефектологов молодым коллегам, для молодых учителей и воспитателей проводятся консультации, практикуется совместное составление планов учебной и воспитательной работы, взаимопосещение уроков, внеурочных мероприятий и другие формы работы. Наиболее общие вопросы работы школы выносятся на обсуждение педагогического совета. Как постоянно действующий орган -коллегиального руководства школой педагогической совет рассматривает годичные планы и итоги работы школы, ключевые вопросы учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности ее. В частности, рассматриваются вопросы комплектования школы и классов учащимися, мероприятия по осуществлению охранительно-педагогического режима, планы совместной работы школы и предприятий- по вопросам проведения производственной практики и трудоустройства выпускников школы и др. Заседания педагогического совета проводятся один, раз в четверть, а также до начала и в конце, учебного года.
ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Нормальное управление невозможно без четкого планирования. По отношению ко вспомогательной школе трудоемкая, подчас мало заметная планирующая деятельность определяет модель предстоящей учебной, воспитательной и коррекционной работы, основанной на научном подходе. Различают перспективное, календарное и текущее планирование. Перспективное планирование бывает двух видов: на ближайшие годы, предусматривающее перспективы развития школы в соответствии с народнохозяйственным планом страны, и годовое – содержащее плановые задания школы на следующий год. Годовой план составляется директором совместно с учителями и воспитателями и рассматривается на педагогическом совете. В нем находит отражение все содержание работы школы в предстоящем году: мероприятия по организации учебной и внеклассной воспитательной работы, деятельность педагогического совета, предметных и методических, объединений, работа по повышению педагогического мастерства и идейно-политического уровня работников школы, профориентационная работа и профессионально-трудовая подготовка учащихся, деятельность родительского комитета, материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Отдельный план коррекционно-воспитательной работы не составляется. Поэтому такие мероприятия находят отражение в разделах, посвященных учебной, воспитательной и санитарно-профилактической работе. План начинается анализом деятельности педагогического коллектива за истекший год, характеристикой контингента детей с точки зрения того, в какой мере достигнуто исправление недостатков их развития и какие задачи в этом направлении еще предстоит решать. Исходя из этих объективных данных намечаются главные задачи школы в новом учебном году. Конкретизация и корректировка годового плана осуществляется в календарных и повседневных планах учителей и воспитателей, составляемых на отдельные отрезки времени – полугодие, учебную четверть, неделю. Упорядоченность учебной работы обеспечивается школьным расписанием. Внеклассная работа регламентируется календарными планами. Учебная работа учителя осуществляется по календарным и поурочным планам. В поурочных планах учителя указывается помимо образовательной и воспитательной также коррекционно-воспитательная задача на каждый урок. Четко планируется работа пионерской и ученической организаций школы. Внутришкольный контроль. Цель внутришкольного контроля – проверка, насколько точно, правильно и своевременно выполняются запрограммированные задачи и на основе этого – внесение корректив в деятельность руководителей и педагогов, направленных на повышение учебно-воспитательного процесса. Контролируются: состояние знаний, умений, уровень воспитанности учащихся, эффективность применения коррекционно-воспитательных средств; качество проведения уроков, внеклассных занятий и профессионально-трудовой подготовки, их коррекционно-развивающая обеспеченность; правильность планирования учебно-воспитательного процесса, его коррекционная направленность; работа педагогов над повышением своего идейно-теоретичесского уровня и дефектологической подготовки; степень соответствия содержания, форм и методов организации внеклассной образовательно-воспитательной работы познавательным возможностям и уровню сформированное личностных качеств учащихся; выполнение отдельных поручений и плановых заданий должностными лицами. Цели контроля разнообразны. В одних случаях – это обыкновенная проверка качества работы учителя и воспитателя, степени их подготовки к урокам или занятиям, соблюдения дидактических требований и т. п. В других – оказание помощи молодому учителю, особенно в овладении навыками работы с умственно отсталыми детьми, в третьих – изучение педагогического опыта. Какой бы ни была главная цель, любая проверка включает и помощь учителю, и изучение педагогического опыта. Действенность контроля во многом зависит от того-, насколько при его осуществлении обеспечиваются компетентность, объективность, принципиальность и педагогический такт. Компетентность состоит, попросту говоря, в том, что контролирующее лицо знает, что проверяет, в большей мере, нежели контролируемый педагог. В педагогике установилось твердое мнение о том, что тот, кто посещает уроки, обязан предварительно к ним готовиться. Это, безусловно, хороший совет. Но для того, чтобы правильно воспринять и по достоинству оценить методы работы учителя, контролирующий должен хорошо ориентироваться в основных вопросах олигофренопедагогики и специальной психологии. Непременной составной контроля является систематическая работа руководителя над повышением своего общепедагогического уровня и дефектологического образования. Руководитель, осуществляющий контроль, обязан во всех случаях объективно освещать действительное положение вещей, независимо от его отношений к проверяемому. Это его моральный долг. Вместе с тем должна быть проявлена строгая принципиальность в тех случаях, когда становится очевидным, что нарушаются общеизвестные правила и педагогические нормы, допускаются грубые ошибки и упущения в работе по причине неподготовленности учителя к уроку, незнания основ олигофренопедагогики, нерадивого отношения к своим обязанностям. Должны решительно пресекаться также всякие попытки оправдать свои промахи ссылками на особенности умственно отсталых, тем более, если ничего не делается для исправления недостатков умственного развития их. Принципиальность, отнюдь, не освобождает руководителя от соблюдения педагогического такта, Важно, чтобы имело место уважительное, бережное и деликатное отношение в обращении с учителем при разборе проведенного им урока, указании на допущенные недостатки и просчеты. Умный и творческий учитель в этом случае всегда поймет своего руководителя и наставника. Грубость, черствость и предвзятость разъединяют их, мешают установлению взаимопонимания. В работе учителя и воспитателя вспомогательной школы остается еще так много неясного и для руководителя, и для педагогов, что поспешные безапелляционные выводы и суждения проверяющего в таких вопросах, как оценка знаний и умений того или иного ученика, форма индивидуального подхода к олигофренам с различными осложнениями, мера использования наглядных средств на различных этапах прохождения учебного материала и многих других, чреваты искажением истины, что не остается незамеченным учителем. В данных случаях целесообразен совместный разбор всех обстоятельств, а в ряде случаев – вынесение вопроса на.обсуждение предметной, методической комиссии. Это нисколько не отразится на авторитете руководителя, а наоборот – снижает еще большее уважение к нему. Учет и отчетность. К документам учета и отчетности относятся: книга учета учащихся, за ведение которой персонально отвечает директор школы; личные дела учащихся; классный журнал; дневники школьников; книга протоколов заседаний педагогического совета; книга приказов и распоряжений по школе; годовые отчеты школы и всех должностных лиц; документы, отражающие учет и отчетность хозяйственных организаций. Все эти документы ведутся согласно существующим положениям и инструкциям. Во вспомогательной школе уделяется особое внимание ведению личных дел учащихся. Хотя они и находятся у заместителя директора по учебной части, однако к ним имеют постоянный доступ классные руководители и учителя 1–4 классов. Личное дело на каждого ученика должно содержать все документы, представленные на медико-педагогическую комиссию: 1. Педагогическую характеристику учащегося, отражающую данные о продолжительности его обучения в массовой школе, подробный анализ успеваемости и поведения, мероприятия, проведенные в целях повышения его успеваемости. 2. Письменные работы учащегося, если он обучался ранее. 3. Подробную выписку из истории развития ребенка, подписанную главным врачом детской поликлиники, с заключениями: педиатра, об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития, отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи, офтальмолога с характеристикой органа зрения и с развернутым диагнозом, врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата). 4. Свидетельство о рождении. 5. Заключение областной (городской) медико-педагогической. комиссии с подробной характеристикой дефекта, включающей указание на основной дефект и сопутствующие ему вторичные осложнения, анализ познавательных способностей, уровня сформированности личностных черт и т. д. 6. Направление облоно. Помимо этого в делах сохраняются ежегодные характеристики, составляемые учителями 1–4 классов и классными руководителями на каждого ребенка в конце года. Личные дела систематически пополняются данными изучения учащихся, проводимого учителями, классными руководителями, школьным врачом. В частности, в них вносятся данные об уточнении диагноза, новые сведения, обогащающие анамнез детей. Классные руководители и учителя 1–4 классов, отталкиваясь от данных, полученных от медико-педагогических комиссий, как первичных, исходных, при составлении характеристик на учеников в конце каждого года должны не просто констатировать состояние, в котором они находятся на день составления характеристики, но и показывать, насколько тот или иной ребенок продвинулся вперед в результате коррекционной работы по. сравнению с исходным состоянием, какова прибавка его в общем развитии и в преодолении недостатков, обусловленных дефектом. В характеристике должно быть также указано, что по-прежнему остается непреодоленным и, следовательно, является предметом приложения коррекционных усилий. В характеристике за 8(9) класс указывается степень подготовленности учеников к трудовой деятельности и к какому из ее видов они проявляют особую склонность и интерес, уровень социальной зрелости и воспитанности учащихся. Одной из наиболее эффективных форм фиксации результатов наблюдений за учащимися, а также специальных обследований является систематическое ведение учителем дневника наблюдений. Многие учителя его ведут, однако большая часть их еще этого, к сожалению, не делает. Зачастую в дневнике учителя фиксируется лишь то, что бросается в глаза и произвело наибольшее впечатление. Это всевозможные поведенческие акты и проявление отдельных черт характера (вспыльчивость, невнимательность, грубость, драка, уход с урока и т. п.). Этого, конечно, недостаточно. В дневнике наблюдений должно найти отражение самое существенное, замеченное в ходе развития учеников, изменения в развитии восприятий, представлений, памяти, мышления, речи, поведения, эмоций, воли, характера, возникновение новых интересов, проявление ранее незамеченных наклонностей и способностей; одновременно с этим берется на заметку все то, что оказывает положительное воздействие на развитие ученика, в каких условиях, его развитие происходит быстрее, а в каких – замедляется. Исходя из этого можно предложить такую схему фиксации результатов наблюдений за учениками: полные данные об ученике и условиях его жизнедеятельности (год рождения, домашняя среда, диагноз, перенесенные заболевания, познавательные возможности, социальная зрелость, поведение, эмоции, доля, характер; система отношений к другим ученикам, коллективу, учителю и воспитателям, к учению, труду, игре и т. д.); изменения указанных состояний на различных этапах обучения, повышение познавательных возможностей благодаря развитию восприятий, памяти, мышления, речи и т. п., происшедшее под влиянием коррекции общего статуса дефектной личности: какие недостатки, обусловленные дефектом, ослаблены, скомпенсированы, устранены, остались по-прежнему ярко выраженными; оценка результативности средств, примененных в коррекционной работе, на примерах наблюдений; предположения о применении новых способов педагогического воздействия на учащихся с учетом обнаруженных недостатков. Систематическое и углубленное изучение учащихся – непременное условие достижения положительных результатов в учебной, воспитательной и коррекционной работе. Без этого условия нормальный, построенный на. научной основе коррекционно-воспитательный процесс во вспомогательной школе невозможен.
Список литературы
Вопросы школоведения / Под ред. П. А. Зимина и др. М.: Просвещение, 1974. 302 с. Говор И. И. О педагогическом руководстве и контроле во вспомогательной школе. – Дефектология, 1 969, № 6, с. 812–88. Гаджиев А. М. Наш опыт планирования и организации работы во вспомогательной школе.– Дефектология, 1975, № 1, с. 75–78. Стрезикозин В. П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просвещение, 1964. 280 с.
Вопросы и задания
1. В чем сущность организации и управления школой? 2. Какова специфика управления во вспомогательной школе? 3. Раскройте требования к руководству школы. 4. Объясните сущность связи между охранительно-педагогическим режимом, планированием и управлением педагогическим процессом. 5. Сформулируйте примерные темы докладов по коррекционно-воспитательной работе для методической комиссии воспитателей. 6. Проведите наблюдение за одним учеником и составьте на него характеристику.
Раздел V
ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ И В ДОШКОЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Глава 21. ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|