ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Юпитер, его духи и жители.Д. Васильев. 1. О существовании обитаемых земель.
1. С тех пор, как по Божественному милосердию Господа, внутренние начала моего духа были открыты, и мне было позволено говорить с духами и ангелами не только нашей земли, но и с обитателями, духами и ангелами других миров. Поскольку я жаждал узнать о том, существуют ли ещё обитаемые земли, кроме нашей, каковы их природа и жители, Господом мне было позволено разговаривать и общаться с духами и ангелами других миров. С некоторыми это продолжалось в течение дня, с другими в течение недели, а с некоторыми в течение месяцев. Я узнал от них о землях, на которых они жили; о жизни, нравах и богослужении их обитателей, а также многое другое. Поскольку мне было позволено получить знания таким способом, я могу описать их из того, что слышал и видел. Прежде всего, должно быть известно, что все духи и ангелы происходят от человеческого рода. Они пребывают около своего мира, знают то, что там происходит, и могут общаться с теми, чьи внутренние способности открыты в достаточной мере, чтобы разговаривать и общаться с ними. Человек, пребывающий в духе, соединяется с духами на внутреннем уровне. Следовательно, всякий, чьи внутренние способности открыты Господом, может говорить с ними, точно так же, как с другим человеком. Мне было позволено делать это ежедневно в течение последних двенадцати лет. Следующие примечания приведены из книги «Тайны неба» где это объяснено и показано. 1. Нет духов или ангелов, которые не произошли бы от рода человеческого («Тайны неба» 1880). 2. Духи каждой земли находятся вблизи своей земли, происходят из жителей той земли и отражают их характер, а также могут быть им полезными («Тайны неба» 9968). 3. Душа, живущая после смерти, есть дух человека, который и является его настоящей личностью, проявляющейся в следующей жизни совершенно в человеческом образе («Тайны неба» 322, 1880-1, 3633, 4622, 4735, 6054, 6605, 6626, 7021, 10594). 4. Человек, даже когда он находится в мире, по своим внутренним началам, то есть по своему духу или душе, находится среди подобных себе духов и ангелов («Тайны неба» 2379, 3645, 4067, 4073, 4077). 5. Человек может говорить с духами и ангелами; в древние времена люди в нашем мире часто делали это («Тайны неба» 67-9, 784, 1634, 1636, 7802). Но в настоящее время для человека опасно говорить с ними, если он не имеет истинной веры и не ведом Господом («Тайны неба» 784, 9438, 10751). 2. О том, что существует много земель, населенных людьми, о духах и ангелах, прибывающих оттуда, становится известным в следующей жизни, поскольку там предоставляется каждому, кто желает этого по любви к истине, разговаривать с духами с других земель, чтобы получить доказательство многочисленности миров. Каждый также может узнать, что человеческий род происходит не только от одной земли, а от бесчисленных миров; кроме того, узнать каков характер этих народов, как они живут и каково их богослужение. 3. Я иногда обсуждал этот вопрос с духами нашей земли, и мне сказали, что любой здравомыслящий человек может заключить из многих фактов, известных ему, что есть множество земель и людей, живущих на них. Разумно было бы предположить, что такие огромные тела, как планеты, многие из которых во много раз превосходят по величине Землю, не просто пустынные тела, созданные для того, чтобы кружиться вокруг солнца и светить бледным светом для одной лишь Земли, но они, должно быть, созданы для более важной цели, чем эта. Любой, кто верит, как каждый из нас должен верить, что единственная цель создания Богом вселенной была в сотворении человеческого рода, и отсюда неба - поскольку род человеческий является рассадником небес - должен неизбежно верить, что там, где есть земля, должны быть и люди. Планеты, видимые для наших глаз и находящиеся в пределах солнечной системы, являются землями, что можно знать из того, что они являются телами, созданными по тому же принципу, что и Земля. Это ясно из того, что они отражают солнечный свет, и когда видны через телескопы, не пылают пламенем, подобно звездам, а выглядят пятнистыми с темными заплатами, подобными морям и материкам на Земле. Другим аргументом является то, что они вращаются вокруг солнца таким же образом, как Земля, продвигающаяся по пути Зодиака, порождая этим смену лет и времен года - весны, лета, осени и зимы. Они также вращаются относительно своих осей таким же образом, как Земля, тем самым, порождая дни и различные периоды суток - утро, день, вечер и ночь. Кроме того, некоторые из них имеют луны, называемые спутниками, вращающиеся по орбитам вокруг них с установленной периодичностью, подобно Луне, вращающейся вокруг Земли. Планета Сатурн, являясь самой далекой от Солнца (из известных на то время планет – пер.), имеет также большое светлое кольцо, которое снабжает мир этой планеты большим количеством отраженного света. Может ли кто-нибудь, знающий это и способный мыслить рассудительно, все еще утверждать, что они (эти планеты) являются пустынными телами? 4. Кроме того, я обсуждал с духами ещё одно доказательство того, что вселенная содержит больше, чем один мир. Оно следует из того факта, что звездное небо настолько огромно и содержит бесчисленное количество звезд, каждая из которых в своём мире является солнцем с его собственной солнечной системой, похожим на наше Солнце, только все они различны по размеру. Всякий, кто правильно взвесит эти факты, должен заключить, что вся эта огромная структура является средством, служащим конечной цели творения - установлению Небесного Царства, в котором Бог может жить с ангелами и людьми. Видимая вселенная, то есть небо, сияющее бесчисленным количеством звезд, каждая из которых является солнцем - всего лишь средство для создания миров и людей, живущих в них. Тех, из которых может быть создано Небесное Царство. Эти факты неизбежно приводят человека здравого рассудка к мысли, что столь огромные средства, служащие для столь великой цели не могли быть созданы для пользы человеческого рода одного единственного мира и неба, происходящего из него. Чем было бы это для Бога, который бесконечен, для которого тысячи, или вернее, десятки тысяч миров, наполненных жителями - ничтожный пустяк, капля в море? 5. Кроме того, ангельское небо настолько огромно, что оно во всех деталях соответствует человеку. Это - мириады, соответствующие каждому члену, части или внутреннему органу, и всякому чувству каждого; и было дано знать, что небо, относительно всех его соответствий, ни каким другим образом не может существовать, кроме как из жителей многих земель*. 6. Есть духи, чей единственный интерес состоит в приобретении познаний, так как для них только познания приносят радость. Посему таким духам позволено путешествовать везде, даже за пределами Солнечной системы, посещать другие системы с целью приобретения познаний. Они-то и сказали мне, что миры, населенные людьми, есть не только в нашей солнечной системе, но также и за её пределами, в звездном небе, и их бесчисленное множество. Это были духи с планеты Меркурий. 7. Что касается их богослужения, то оно истинно, так как они - не идолопоклонники, и все признают Господа как единственного Бога. Они поклоняются не какому-то невидимому Богу, но видимому, поскольку Господь является им в человеческом облике, как Он являлся однажды Аврааму и другим в нашем мире*. Все, поклоняющиеся Богу в человеческом облике, приемлются Господом**. Они говорят также, что никто не может поклоняться Богу, а тем более соединяться с Ним, не имея никакого представления о нём, а это возможно только тогда, когда Господь имеет человеческий облик. Без этого внутреннее зрение, которым можно увидеть Бога, было бы утеряно также, как зрение природных глаз, при попытке охватить глазом бесконечное пространство вселенной. Мышление тогда плавно переходит к идее о Боге, как о природе, и затем человек поклоняется природе, как Богу. 8. Когда этим духам было сказано, что на нашей земле Господь вочеловечился, они задумались на некоторое время, а затем сказали, что это было сделано для спасения рода человеческого.
2. Меркурий, его духи и жители.
9. Все небеса в совокупности образуют одного человека и потому названы Большим Человеком. В человеке каждая частность, и внешняя и внутренняя, имеет соответствие в этом Большом Человеке, то есть в небе. Это – тайна, пока неизвестная в мире, но то, что это так, было в изобилии показано. Но тех, кто попадает на небо из нашего мира, не достаточно, чтобы составить Большого Человека, поэтому этот недостаток должен быть восполнен людьми из многих других миров. Божественное провидение следит за тем, чтобы всякий раз, когда возникает недостаток в каком-либо месте небес относительно качества или количества соответственно, немедленно призывались бы люди из других миров, чтобы восполнить этот недостаток, и таким образом поддерживается гармония и равновесие небес. 10. Мне также было показано, какой части Большого Человека соответствуют духи с планеты Меркурий. Это - память, но память об идеях, предметах абстрактных, удаленных от всего земного и материального. Однако, поскольку мне было позволено говорить с ними в течение многих недель, изучать их природу и качество, видеть, кем они являются, и что происходит с ними, я хотел бы рассказать здесь о моих реальных опытах. 11. Некоторые духи приблизились ко мне, и мне было сказано, что они прибыли с земли, самой близкой к Солнцу, с планеты, которую в нашем мире называют Меркурий. Они тотчас же принялись изучать содержимое моей памяти. Для этих духов это не составляет труда. Они способны, приближаясь к человеку, видеть всё, что хранится в его памяти***. Так, когда они изучали различные предметы, включая города и различные места, которые я посещал, то я заметил, что они не интересовались ни храмами, ни дворцами, ни зданиями или улицами, но только событиями, о которых я знал, или участником которых мне приходилось быть. Также их интересовали такие вопросы, как административное устройство, порядки и нравы жителей тех мест, и т.д. Поскольку в памяти человека такие вопросы тесно связаны с местами, к которым они относятся, то они всплывают из памяти вместе с воспоминаниями об этих местах. Я был удивлен их поведением и спросил, почему они игнорировали великолепие мест, а изучали только дела и события, связанные с ними. Они сказали, что они не получают никакого удовольствия от познания материальных, телесных или земных предметов, но только фактов. Это доказало, что духи этой земли в Большом Человеке соответствуют памяти об абстрактных идеях и о предметах, удаленных от всего материального и земного.
12. Мне сказали, что такова и жизнь обитателей этой земли. То есть, они совершенно не заботятся о материальных или телесных вопросах, но лишь об уставах, порядках, законах и формах правления. Они также интересуются небесными предметами, которых бесчисленное множество. Мне также говорили, что многие из людей этой земли общаются с духами, так что они имеют познания в духовных вопросах, знают о состояниях жизни после смерти, и поэтому пренебрежительно относятся к предметам телесным и материальным. Тот, кто знает наверняка и убежден, что он будет жить после смерти, интересуется небесными вопросами, так как они являются вечным источником счастья, а мирскими – лишь настолько, насколько потребности жизни требуют этого. Такова природа жителей этой земли и соответственно духов, прибывающих оттуда*. 13. Следующий опыт доказал мне, с каким рвением они разыскивают и впитывают познания, принадлежащие памяти, возвышенной над чувственным восприятием. Когда они изучали мои познания небесных вопросов, они, просматривая все содержимое моей памяти, оживлённо и с интересом обсуждали между собой всё, что видели. Поскольку, когда духи приближаются к человеку, они рассматривают все в его памяти, вызывая из неё всё, что удовлетворяло бы их. Фактически, как я часто наблюдал, они читают её содержимое, как книгу**. Эти духи делали это более умело и быстро, потому что они пропускали всё то, что замедляет и сужает их внутреннее зрение. К такого рода вещам относятся все земные и телесные предметы, если их рассматривают, как конечную цель, то есть, когда их любят и стремятся к ним, как к конечному результату, а не относятся, как к средству для достижения более высшей цели. То, что свободно от бремени земного, позволяет разуму устремиться ввысь и вширь. Тогда как материальные объекты тянут его вниз, ограничивая и отягощая. Другой опыт, который явно показал их обеспокоенность приобретением познаний и обогащением памяти описан далее. Однажды я писал кое-что о событиях будущего, а эти духи были тогда слишком далеко, чтобы изучить их, извлекая из моей памяти. Они были очень возмущены тем, что я не желал читать это в их присутствии, и вопреки их обычному поведению, хотели напасть на меня, понося меня всякими злыми и скверными словами. Чтобы показать своё раздражение, они вызывали болезненное сокращение на правой стороне моей головы в области уха. Но такие усилия не причиняли мне вреда. Однако, из-за того, что они сделали зло, они были удалены ещё дальше, но затем снова остановились, желая знать то, что я написал. Настолько велика их озабоченность познанием. 14. Духи Меркурия превосходят других в количестве познаний, которые они приобретают внутри солнечной системы и в звездном небе за её пределами. То, что они однажды изучили, они сохраняют и вспоминают всякий раз, когда подобное наблюдается вновь. Это ещё одно доказательство того, что эти духи имеют память, гораздо более совершенную, чем люди. Они сохраняют то, что увидят, услышат или уяснят иначе, особенно, если они получают от этого удовольствие, поскольку эти духи получают удовольствие от познания. То, что приносит удовольствие, проникает вглубь памяти, и остаётся там. Всё же остальное не проникает в память, но лишь поверхностно соприкасаясь, ускользает. 15. Когда духи Меркурия посещают другое общество, они исследуют степень познаний его членов, и, сделав это, покидают его. Среди духов, и особенно среди ангелов, существует сообщение, благодаря которому, если они объединены в сообщество, где все любят друг друга, всё, что знает один, становится достоянием всех. 16. Из-за своих познаний, духи Меркурия более гордые, чем другие. Им было сказано, что, несмотря на то, что они знают бесчисленное множество фактов, есть еще бесконечное множество того, чего они не знают, и даже если они продолжали бы увеличивать свои познания до бесконечности, они всё же не смогли бы познать даже всех общих начал. А так как они гордились и кичились, им было сказано, что это неприлично. Но они ответили, оправдываясь, что это вовсе не гордость, а просто хвастовство превосходством их памяти, и что это им простительно. 17. Они не любят говорить вслух, потому что это материально. Так, когда я беседовал с ними без духов-посредников, я мог говорить с ними лишь посредством активизации мысли. Их память, полная идей, а не материальных картин, поставляет их непосредственно в их мышление. Чтобы мыслить выше, чем на наглядном уровне, необходимо оперировать объектами абстрактными, удалёнными от материально видимого. Из-за всего этого духи Меркурия не особенно отличаются способностями к рассудительности. Они не находят никакого удовольствия в вопросах, требующих рассуждения или в выводах из известных фактов. Голые факты – вот то, что действительно доставляет им удовольствие. 18. Их спросили, не хотят ли они как-то использовать свои познания, поскольку не достаточно лишь наслаждаться познаниями, но необходимо, чтобы они служили какой-либо цели, так как использование является конечной целью познания. Познания сами по себе не приносят им никакой пользы, но могли бы быть полезными для других, если бы они поделились с ними своими познаниями. Также им было сказано, что для любого, кто хочет быть мудрым, очень неблагоразумно удовлетворяться лишь приобретением познаний, так как они – лишь вспомогательные средства, призванные помогать исследовать предметы, принадлежащие жизни. Но они ответили, что получают удовольствие, просто приобретая познания, и что для них это и есть цель. 19. Некоторые из них не хотят выглядеть людьми, как духи из других миров, а хотят представать взгляду в виде кристаллических шаров. Они хотят выглядеть так, хотя на самом деле так не выглядят, по той причине, что познания предметов нематериальных изображаются в духовном мире кристаллами. 20. Духи Меркурия полностью отличаются от духов нашего мира, поскольку не так озабочены мирскими, телесными и земными вопросами, и вообще всем материальным. По этой причине духи Меркурия не могут сосуществовать с духами нашего мира и отовсюду, где встречают их, убегают, так как их ауры в большинстве своём противоположны. У духов Меркурия есть поговорка о том, что они не хотят смотреть на оболочку. Их интересует то, что под ней, то, что очищено от оболочки, то есть то, что внутри. 21. Я увидел яркое, очень интенсивно горящее пламя, и наблюдал его около часа. Это пламя сигнализировало о прибытии духов с Меркурия, восприятие, мышление и речь которых были еще более быстры, чем у предыдущих. Немедленно по прибытию они быстро просмотрели все содержимое моей памяти, но я не смог уловить, что они наблюдали, из-за их невероятной быстроты. Я слышал, впоследствии, как они говорили: «Да, такое имеет место». О том, что я видел на небесах и в мире духов, они сказали, что знали об этом прежде. Я почувствовал большое количество духов, действующих заодно с ними, которые были позади меня, немного слева на уровне затылка. 22. В другом случае, я увидел большое количество духов этого рода, но на некотором расстоянии от меня, впереди и немного направо. Оттуда они разговаривали со мной, используя духов-посредников, потому что их речь столь же быстра, как мысль, и может быть переведена на человеческий язык, только используя других духов, как посредников. Что удивило меня, так это то, что их речь производила впечатление накатывающейся волны, но была, тем не менее, лёгкой и быстрой. Когда многие из них говорили одновременно, их речь доносилась до меня, подобно волнам. Поразительно то, что эти волны скользили к моему левому глазу, хотя духи находились справа от меня. Это потому, что левый глаз соответствует познанию абстрактных идей, предметов, удалённых от всего материального, то есть, принадлежащих разуму, а правый глаз соответствует предметам, принадлежащим мудрости*. Они постигали и выносили суждения с такой же скоростью, с какой говорили. Продолжая говорить: «Да, это правильно, а это нет...», они фактически мгновенно высказывали свои суждения. 23. Там был дух из другого мира, который мог с лёгкостью разговаривать с ними, потому что он говорил так же легко и быстро, как они, но очень большое значение придавал изящности своего разговора. Они мгновенно высказали свои суждения по поводу услышанного, говоря, что одно из его выражений было слишком изящно, другое - чересчур утонченно. Но при этом их интересовало только то, сказал ли он что-либо такое, чего они не знали ранее. При этом они отвергали то, что является причиной какой-либо неясности, особенно неестественную манерность и попытки показать учёность, так как за ними растворяется суть, значение вещей, а остаются лишь выражения, которые описывают их материальные формы, так как оратор концентрируется не на передаче смысла, а на форме выражения. И для него то, чтобы его слова слушали, важнее, чем, то чтобы понимали их смысл. Поэтому на слух идёт более сильное воздействие, чем на разум. 24. Духи Меркурия не могут долго находиться на одном месте или в одном обществе духов, принадлежащих к одному миру, и поэтому путешествуют по вселенной. Это потому, что они соответствуют памяти о фактах, которую они непрерывно стараются пополнять. Поэтому им разрешено путешествовать и приобретать познания везде, где только возможно. Если во время своих путешествий они встречают духов, которые любят материальное, телесное и земное, они избегают их и уходят куда-нибудь, где они не слышат ничего об этом. Это доказательство того, что их мышление выше уровня чувственного восприятия, вследствие чего они обладают внутренним озарением. Мне самому также было позволено непосредственно постигнуть это, когда они были рядом и общались со мной. Я заметил, что когда я был удален от чувственного восприятия, мое физическое зрение начало становиться неясным и расплывчатым. 25. Духи Меркурия передвигаются, объединяясь в своеобразные подразделения, вроде взводов или эскадронов, и, собираясь вместе, образуют своего рода шар. Они так соединены Господом, что действуют как один организм, и познания каждого доступны всем, а общие познания становятся достоянием каждого индивидуума, как происходит и на небесах*. Другое доказательство того, что они путешествуют по вселенной ради приобретения познаний, было предоставлено мне однажды, когда они были, как мне казалось, далеко от меня. Говоря со мной оттуда, они сказали, что они собрались вместе и направляются за пределы солнечной системы в звездное небо. Они знали, что где-то там существуют духи, которые, как и они, нисколько не заботятся ни о чём материальном и телесном. Они также сказали, что не знают, куда идут, но под Божественным руководством они направляются в те места, где могут научиться тому, чего еще не знают, и в которых все согласно с теми познаниями, которые они уже имеют. Они также сказали, что не знают, как найти близких себе по духу, которые присоединились бы к ним, и что это также осуществляется Божественным Провидением. 26. Так как духи Меркурия много путешествуют по вселенной и поэтому много знают о различных звёздных системах и мирах вне солнечной системы, мне было интересно обсудить этот вопрос с ними. Они сказали, что вселенная содержит множество миров, населенных людьми. Они были очень удивленны, услышав, что кто-то думает, что небеса всемогущего Господа состоят из духов и ангелов, произошедших от одного единственного мира. Ведь по сравнению с бесконечным величием и всемогуществом Бога они были бы ничтожно малочисленны, даже если бы они происходили от многих тысяч миров из многих тысяч систем. Они также сказали, что знают о существовании более чем нескольких сотен тысяч миров во вселенной, и все же это – ничто по сравнению бесконечностью Господа. 27. Когда духи Меркурия, бывшие рядом со мной в то время, когда я писал объяснение Слова в его внутреннем смысле, изучали то, что я писал, они говорили, что всё написанное было чрезвычайно грубо, почти все выражения казались им очень приземлёнными. На это мне было позволено ответить, что люди в нашем мире все еще рассматривают мои писания как непостижимые, неуловимые и высокопарные, и что они до сих пор не способны уяснить многое из них. Я также сказал, что многие люди в нашем мире не знают, что есть внутренний человек, который, воздействуя на внешнего человека, делает его живым. Они живут в иллюзии, созданной чувственным восприятием, что тело само по себе обладает жизнью. В результате, злые и маловерные сомневаются в жизни после смерти. Они также называют ту часть человека, которая остаётся жить после смерти тела, не духом, а душой. Они также спорят о том, что такое душа и где её обитель, веря, однако, что для того, чтобы человек продолжал жить, как человек она должна воссоединиться с материальным телом, даже если оно, став прахом, будет развеяно всеми четырьмя ветрами, и тому подобное. Слушая это, духи Меркурия спросили, могут ли такие люди стать ангелами. Мне было позволено ответить, что жившие жизнью веры и милосердия стали ангелами, более не озабоченными внешними и материальными вопросами, но внутренними и духовными. Когда они достигают этого состояния, они пребывают во свете, превосходящем свет духов Меркурия. Чтобы дать им возможность убедиться, что это так, ангелу с небес, образованных из пришедших из нашего мира, который жил такой жизнью в мире, было позволено говорить с ними. Более об этом будет сказано позже. 28. Впоследствии духи Меркурия послали мне длинный лоскут бумаги неправильной формы, представляющий собой множество листов, склеенных вместе, который выглядел, как газета, если бы её напечатали на нашей земле. Я спросил, имеются ли в их мире бумаги, подобные этой? Они сказали, что нет, но они знали, что таковые существуют в нашем мире. Они не желали говорить об этом больше, но я почувствовал, что они думали, что познания в нашем мире больше доверены бумаге, чем людям, и смеялись над нами, будто бумаги имеют познания, а люди нет. Но им было объяснено, как всё происходит на самом деле. Несколько позже они возвратились и послали ко мне другую бумагу, также напечатанную, подобно предыдущей, но на этот раз не склеенную из бесформенных кусков, а чистую и опрятную. Они сказали, что узнали о том, что в нашем мире существуют бумаги, подобные этой, и из них делаются книги. 29. Всё, что я сказал прежде, ясно показывает, что духи помнят в следующей жизни то, что они видели и слышали в прошлой жизни, и что они могут быть научены чему-либо только тогда, когда они жили людьми в мире. Это применяется одинаково и к вопросам веры, так что они могут стать более совершенными. Чем более внутренними являются духи и ангелы, тем с большей готовностью и полнее они впитывают то, чему их учат, и более точно сохраняют это. Так как этот процесс продолжается вечно, то очевидно, что их мудрость непрерывно возрастает. В случае с духами Меркурия их познания фактов непрерывно увеличиваются, но это не производит увеличения их мудрости, потому что они любят познания, которые являются лишь средствами достижения целей, больше, чем сами конечные цели, достижению которых должны служить эти познания. 30. Дальнейшее описание характера духов с планеты Меркурий будет представлено ниже. Необходимо знать, что каким бы большим ни было число духов и ангелов на небесах, все они однажды были людьми. Человеческий род – источник пополнения небес. Все духи имеют точно такие же чувства и наклонности, которые они имели, когда жили в мире и были людьми. Жизнь каждого остаётся такой, какой была в мире*. Это на самом деле так, и можно видеть, что представляют собой люди любого мира, видя, что представляют собой духи, от этого мира происходящие. 31. В Большом человеке духи Меркурия соответствуют памяти о событиях, фактах, предметах, отвлеченных от всего природного. Поэтому, если кто говорит с ними о земных, телесных и чисто мирских предметах, того они не хотят и слушать. А если их все-таки заставляют слушать, то они превращают предметы, о которых говорится, во что-нибудь другое, чаще всего в их противоположности, чтобы только избежать их обсуждения. 32. Чтобы я получил более точное представление об их природе, мне было позволено изображать перед ними луга, сады, пашни, леса, реки. В духовном мире достаточно вызвать их в своем воображении в присутствии другого, чтобы они появились, как настоящие. Но они тотчас же искажали всё. Они помрачали луга и пашни, и силою воображения населяли их змеями. Загрязняли реки, чтобы вода в них не казалась прозрачной. Когда я спросил их, зачем они так поступают, они ответили, что не хотят и думать о таких предметах, но только о чём-либо настоящем, то есть о познаниях предметов абстрактных, удалённых от всего земного и материального, а особенно о предметах, находящихся на небесах. 33. Затем я изобразил перед ними больших и маленьких птиц, которые водятся у нас на Земле. В самом деле, в той жизни птицы могут быть представлены как живые. Когда они увидели изображенных таким образом птиц, то сначала хотели испортить и их. Но вскоре успокоились и стали рассматривать их даже с некоторым удовольствием. Это объясняется тем, что птицы соответствуют познаниям. Духи как раз в этот момент вспомнили о таком соответствии. Поэтому они воздержались от своего намерения испортить их с тем, чтобы изгнать самую мысль о них из своей памяти. Потом мне было позволено изобразить перед ними пышный сад, освещённый фонарями и светильниками. Духи остались в восхищении, так как фонари и светильники означают истины, сияющие от блага. Из этого я заключил, что их можно привлечь и к рассмотрению материальных предметов. Надо только упомянуть вместе с тем об их духовном соответствии. Так как явления духовного мира не вполне отвлечены от вещественных предметов, но связаны с ними определенными соответствиями. 34. Кроме того, я беседовал с ними об овцах и ягнятах. Но они не хотели даже слушать о них, считая их чем-то чисто земным. Это происходило вследствие того, что ягнята соответствуют невинности, о которой они совершенно лишены представления. Я понял это после того, как сказал им, что ягнята на небесах олицетворяют невинность. Они ответили, что не понимают, что такое невинность, и что знают о ней только её название. Причина такого неведения состоит в том, что они заняты одним только познанием, а не его использованием, цели которого оно должно служить. Поэтому, в их внутренних представлениях отсутствует понятие о невинности. 35. Несколько духов Меркурия были посланы одним из их сообществ ко мне чтобы выяснить и поведать остальным о том, что происходит вокруг меня. Один из духов нашей земли сказал им, чтобы посланцы рассказали пославшим их одну только правду. И чтобы, по обыкновению своему, отвечая на вопросы, не говорили противоположное тому, что видели. Ведь если кто-нибудь из духов нашего мира поступил бы так, он был бы наказан. Все члены того сообщества, из среды которого были посланы духи, ответили, что если наказывать за это, то пришлось бы наказать всех их, так как в силу устоявшейся привычки, начав действовать так, они уже не могут остановиться. Они поступают так же, общаясь с людьми их мира. Они делают это не для того, чтобы обманывать или вводить их в заблуждение, а только чтобы внушить им жажду познания. Когда предметы представляются в превратном виде и до известной степени скрываются, то это возбуждает желание узнать всю правду. Таким образом, память совершенствуется упражнением и исследованием. Я также обсуждал с ними этот вопрос в другой раз. Зная, что они беседовали с людьми своей земли, я спросил, каким образом они обучают жителей своего мира? Они ответили, что ничему не обучают полностью, не говорят, в чём суть предмета, но лишь дают намек на это. Тем самым, питая и увеличивая желание исследования и познания. Если отвечать на все вопросы, то это желание исчезнет. И что они говорят обратное для того, чтобы истина выделялась яснее. Ведь истина всегда видна четче при сравнении со своей противоположностью. 36. Они никому не хотят рассказывать то, о чём знают сами, и в то же время стараются выведать то, что знают другие. Только в своей среде они всё сообщают друг другу. Поэтому, что знает один, то знают все, а что знают все, то знает каждый. 37. Духи Меркурия очень гордятся тем, сколько всего они знают. Они воображают, будто знают так много, что уже почти ничего узнавать не осталось. Но духи нашей земли сказали им, что все их познания – ничто по сравнению с бесконечным множеством того, что еще им неизвестно. Объём неизвестного им по сравнению с объёмом известного, как воды великого океана в сравнении с водами маленького ручейка. Первый шаг к приобретению мудрости - это понять, признать и почувствовать, насколько же мало то, что известно! И как ничтожно оно в сравнении с неизвестным! Чтобы внушить им это, одному ангельскому духу было позволено беседовать с ними. Он показал им, что вообще они знали и чего не знали; что остается бесконечно много вещей, им неизвестных, и что вечности не хватило бы для того, чтобы ознакомиться с ними хотя бы поверхностно. Этот ангел в своей речи описывал духовные понятия гораздо искуснее, чем они. Они были поражены, когда он показал им то, что они знали, и то, чего не знали. Затем я увидел, как с ними беседовал другой ангел. Он появился на некоторой высоте, справа. Этот ангел происходил из нашей земли. Он перечислил множество предметов, неизвестных его собеседникам. Затем он стал беседовать с ними с помощью перемен состояния и многое из того, что он говорил, оказался им непонятно. Он сказал, что всякая перемена состояния и даже всякая ничтожнейшая часть перемены состояния содержит в себе целую бесконечность предметов. Услышав это, они тотчас перестали гордиться своими познаниями и устыдились. Стыд выразился в уменьшении занимаемого ими объема. Вообще все это сообщество представлялось в виде объёмной груды, впереди, слева, на некотором расстоянии, на уровне пупа. Она выглядела как бы проваленной посредине, но высокой по краям. Затем я заметил, что она начала колебаться туда-сюда. Тогда им был объяснен смысл этого. Те, которые устыдились и уничижили себя, находились посредине, а те по краям, которые казались приподнятыми, еще не были унижены. Затем я увидел, как груда разделилась. Те из нее, которые не хотели уничижиться, были отосланы в свой мир, а все прочие остались. 38. Несколько духов Меркурия приблизилось к одному духу нашей земли, который при жизни своей в этом мире славился своей ученостью. Это был Христиан Вольф*. Они стали расспрашивать его о многом. Вскоре они заметили, что всё, что он излагал, не возвышалось над чувствами природного человека. Это потому, что он честно говорил то, что думал. В самом деле, в той жизни всякий остается тем же, кем он был в этой. Он пытался устанавливать связь между различными предметами и постоянно делать из этого всё новые выводы. При этом он нанизывал множество явлений на один общий стержень. Но духи не признавали, или не хотели признать его правоту. Они уверяли, будто звенья у него не связаны ни друг с другом, ни с заключениями. Такие рассуждения они называли "мраком авторитета". После этого они перестали любопытствовать и спрашивали только, как называется это, а как называется то? Но и на эти вопросы он отвечал понятиями природными, а отнюдь не духовными. Поэтому они окончательно покинули его. В самом деле, в той жизни всякий постольку, поскольку он верил в Бога, говорит духовно, т.е. с помощью духовных понятий, или природно, если он не верил в Него. Я хочу описать по этому поводу, что бывает в следующей жизни с учеными, которые приобретают интеллект собственными размышлениями, учёными, движимыми любовью к истине ради истины, любовью к служению ради пользы, а не ради выгоды. Затем расскажу, что бывает с теми учеными, которые приобретают интеллект с чужой помощью, без собственного труда. Так поступают многие, стремящиеся к знанию исключительно для того, чтобы приобрести ученую славу, а через неё почести и преимущества в мире. Они не стремятся к пользе и не отвлекаются от мирских благ. Расскажу, прежде всего, что происходит с этими последними. Я услышал некоторый звук, который восходил снизу, вдоль левого бока, к левому уху. Я заметил каких-то духов, которые старались подняться, но не мог догадаться, кто они такие. Поднявшись, наконец, они заговорили со мною и сказали, что были логиками и метафизиками. Свой разум они погружали в эти науки с единственной целью, прославится своей ученостью и проложить себе, таким образом, в мире дорогу к почестям и богатству. Теперь они оказались в печальном положении. Не поставив себе никакой другой цели в изучении этих наук, они не смогли воспитать в себе сообразительность. Их речь была медлительна, а произношение глухо. В то же самое время два духа беседовали у меня над головой. Я спросил их, кто они такие, и узнал, что один из них прославился своими сочинениями. Мне было сказано, что это был Аристотель. Кто был вторым, я так и не узнал. Первый был приведен тогда в то состояние, в котором он был в мире. Всякий легко может быть возвращен в то состояние, в котором он был в мире. Все, чем человек обладает в жизни, он уносит с собою в другую жизнь. Больше всего меня удивило то, что он приблизился к моему правому уху и стал говорить оттуда. Голос его был груб, а речь, тем не менее, довольно умна и рассудительна. Из смысла его слов я убедился в том, что он был совсем не таков, как те, появившиеся немногим ранее, схоластики. В самом деле, он извлекал из своего мышления всё, о чём писал, и оттуда создавал свою философию. Таким образом, наименования, изобретенные и введенные им для предметов мысли, служили словесной оболочкой описываемых им внутренних понятий. Как я понял, он был движим к своим открытиям тем удовольствием, которое от них получал, а также жаждою познать все относящееся к мышлению и интеллекту. При этом он покорно следовал всем указаниям своего духа. Вот почему он и приложился к моему правому уху. Другое дело его последователи, так называемые схоластики. Они идут как раз наоборот - не от мыслей к наименованиям, а от наименований к мыслям. А многие из них и совсем не переходят к мысли, а остаются при наименованиях. С их помощью они могут доказать все, что им угодно. При желании они могут выдать ложь за истину. Поэтому философия для них скорее путь к безумию, чем к мудрости, и погружает их во тьму вместо света. Затем я заговорил с ним об аналитической науке. Я сказал, что маленький ребенок может в течение получаса изложить более философии, анализа и логики, чем Аристотель описал в целом томе. Это потому, что все, относящееся к мысли и тем самым к речи человека, относится вместе с тем и к анализу. А законы последнего происходят из духовного мира, поэтому всякий, кто пытается создать искусственное мышление с помощью наименований, подобен танцору, который хотел бы научиться танцевать посредством науки о мышцах и сухожилиях. Если бы все его мысли были заняты этой наукой, вряд ли во время танца он мог бы даже пошевелить ногою. Однако и без этой науки танцор приводит в движение все сухожилия, пронизывающие все части его тела, а в согласии с ними и легкие, и грудобрюшную перегородку, бока, руки, шею, и многие другие части тела, для полного описания которых, не хватило бы и нескольких томов. То же происходит с теми, кто захотел бы мыслить с помощью наименований. Он согласился, заметив при этом, что обучение мыслить таким образом подобно хождению по кругу. Необходимо всегда помнить о цели и держать её перед внутренним взором. Затем он изложил мне свои понятия о Высшем Божестве. Он представлял Его себе в человеческом образе, с сияющим кольцом вокруг головы. «Теперь»,- сказал он – «Я уже знаю, что этот Человек и есть Сам Господь, а сияющее кольцо - проистекающая он Него Божественность. Она воздействует не только на одно небо, но и на всю вселенную, располагает и управляет ею. Тот, кто располагает и управляет Небом, располагает и управляет также и вселенной, так как одно из них немыслимо без другого. Кроме того, я всегда верил в единого Бога, разные качества которого почитались под разными именами. Отсюда и произошла вера во многих богов». Затем я увидел женщину, которая протянула руку, чтобы погладить меня по щеке. Это очень удивило меня. Но дух Аристотеля сказал, что в мире ему часто являлась эта женщина. И при этом всегда казалось, будто она гладит его по щеке своей прелестной рукою. Ангельские духи сказали нам, что такая женщина иногда являлась древним, и они называли ее Палладой. Она являлась тем, кто, будучи в древности людьми, находил удовольствие в рассуждениях, тем которые предавались размышлениям, но не углублялись в философию. Так как подобные духи присутствовали рядом с ним, они восхищались глубиной его мышления. Поэтому они были представлены в образе этой женщины. Кроме того, он признался в том, какое представление он имел о человеческой душе, или духе. Он считал его "пневмой"*, т.е. чем-то эфирным, незримым жизненным началом. Он знал, что дух должен жить после смерти. В самом деле, его внутренняя сущность, будучи способна мыслить, не может умереть. Но более ясное представление по этому вопросу он составить себе не мог. Мыслил он смутно, так как не только у него самого, но и вообще ни у кого в его время не было точного представления об этих предметах. Впрочем, Аристотель и в другой жизни остается среди просвещенных духов, а многие из его последователей - среди невежественных. 39. Однажды я увидел, как некоторые духи нашей земли встретились с духами Меркурия и вступили с ними в беседу. Среди прочего, духи нашей земли спрашивали духов Меркурия, в кого они верят. Те ответили, что верят в Бога. Но на дальнейшие вопросы о том Боге, в которого они верят, не хотели отвечать. Вообще у них привычка не отвечать на вопросы прямо. Затем духи Меркурия, в свою очередь, спросили духов нашей земли: «А в кого верите вы?». Те отвечали: «Мы верим в Господа Бога». Но духи Меркурия возразили, что по их мнению, они не верят ни в какого Бога. «Вся ваша вера только на устах, но не в сердце»,- сказали они. (Духи Меркурия отличаются очень острой перцепцией, выработанной вследствие постоянных исследований того, что знают другие). С её помощью они постоянно проникают в мысли других. Духи Земли принадлежали к числу тех, которые при жизни в мире исповедовали веру согласно учению Церкви, но при этом не жили жизнью веры. А те, кто не жил жизнью веры, в другой жизни не имеют веры, так как их вера – внешняя, и не пребывает в их внутренних началах*. Выслушав эти слова, они замолкли, так как сразу усмотрели в них правду, благодаря данному им в тот момент ощущению того, что это на самом деле так. 40. Некоторым духам было сказано с неба, что однажды духам Меркурия было обещано лицезреть Господа. И тогда духи, находившиеся рядом со мной, спросили у них, помнят ли те об этом обещании? Те ответили, что помнят, но не знают, было ли обещано, что это случится несомненно. Пока они таким образом дискутировали, Небесное Солнце явилось им. Небесное Солнце есть ничто иное, как Господь. Его видят только те, кто находится на внутреннем, или третьем небе. Увидев Солнце, духи Меркурия не узнали, что это Господь Бог, так как не увидели его Лика. В это время с ними заговорили другие, но я не слышал, о чем. Но внезапно им снова предстало Солнце небес, посреди него - Господь, окруженный ореолом солнечного сияния. Увидев это, духи Меркурия глубоко смирились и преклонились. Тогда Господь стал видим в этом солнце также и духам нашей земли, которые, когда были людьми, видали его в мире. И все они признались, один за другим, что это Сам Господь, и провозгласили это перед всем собранием. Затем Господь явился в виде Солнца перед духами планеты Юпитер. Те громко воскликнули, что это - Тот, Кого они видели у себя на планете, когда Бог Вселенной являлся им. 41. Некоторые из духов, увидевших Бога, были отведены вперед и немного направо. По мере продвижения они говорили, что видели свет, столь яркий и чистый, какого еще никогда раньше не видели, и что невозможно было бы представить свет еще ярче. А это было вечером, и многие духи рассказывали одно и то же**. 42. Надо помнить, что мирское солнце никогда не бывает видно ни одному духу, равно как и свет от него. Свет этого солнца представляется духам и ангелам мраком. Духи сохраняют только известное понятие о нем, составленное на основании их впечатлений в прошлой жизни. Они думают о нем, как о чем-то темном, находящемся позади, на большом расстоянии, немного над головой. Планеты нашей солнечной системы кажутся расположенными в определенном порядке, занимая фиксированное положение относительно солнца: Меркурий позади, несколько направо; Венера налево, несколько позади; Марс налево, впереди; Юпитер также налево, впереди, но на большем расстоянии; Луна налево, очень высоко; спутники также налево, считая каждый от своей планеты. Таково расположение этих планет, по понятиям духов и ангелов. Кроме того, все духи, по их мнению, находятся вблизи своих планет, но не на них. В частности, что касается духов Меркурия, они не остаются постоянно ни в одном и том же положении, ни на одном и том же расстоянии. Они появляются то спереди, то сбоку, то несколько позади. Это объясняется тем, что им разрешено путешествовать по вселенной, приобретая познания. 43. Однажды я увидел слева целую толпу духов Меркурия. Затем они приняли вид шара, вытянутого в длину. Я не знал, куда они направляются, к Земле или куда-нибудь ещё. Вскоре я заметил, что они повернулись направо и вращались, пока не приблизились к планете Венера с ее лицевой стороны. Но, прибывши туда, они сказали, что не желают там оставаться, так как местные жители злы. Тогда они направились к тыльной стороне той же планеты и сказали, что там они согласны жить, потому что там живут добрые люди. Пока все это происходило, я почувствовал поразительные изменения в моём мозгу. Они очень сильно воздействовали на меня. Мне было объяснено это явление. Те из духов Венеры, которые находятся с ее обратной стороны, находятся в согласии с духами Меркурия. Они соответствуют памяти о материальных предметах, находящейся в согласии с памятью о предметах нематериальных. Последней именно и соответствуют духи Меркурия. Вот почему, когда эти духи сошлись вместе, их влияние ощущалось так сильно. 44. Я хотел знать, как выглядят лица и тела людей с Меркурия, и похожи ли они на людей нашей земли. Тогда перед моими глазами предстала женщина, совершенно такая же, какие живут и у нас на земле. Ее лицо было красиво, но несколько меньше, чем у женщин нашей земли. Тело ее было тоньше, а рост немного ниже, чем у наших женщин. Ее голова была покрыта платочком, накинутым небрежно, но вполне прилично. Потом я увидел и мужчину. Его тело также было тоньше, чем у мужчин нашей земли. На нём была темно-синяя одежда. Она совершенно плотно прилегала к телу, не образуя не складок, ни вздутий. Мне сказали, что все мужчины этой планеты выглядят и одеваются также. Потом я увидел нескольких их быков и коров. Вообще они немногим отличались от наших земных, но были меньше и в некоторых отношениях напоминали оленей и олених. 45. Их также спросили, как выглядит наше солнце с их планеты. Они сказали, что оно очень велико, и что с их планеты кажется еще крупнее, чем с других, судя по рассказам других духов. Несмотря на это, температура у них умеренная, не слишком холодная, и не слишком горячая. Мне было позволено ответить им, что это предусмотрено Господом, дабы они не страдали от чрезмерного зноя. Ведь их планета находится ближе к солнцу, чем все остальные. Но жара зависит не только от близости солнца, но и от толщины и плотности атмосферы. Это доказывается тем, что на вершинах высоких гор холодно даже в теплых странах. Также тем, что количество теплоты зависит от того, падают ли солнечные лучи прямо или косвенно. Этим и вызывается смена зимы и лета в одной и той же местности. Вот и все, что мне удалось узнать о духах и жителях планеты Меркурий.
Юпитер, его духи и жители.
46. С духами и ангелами планеты Юпитер мне было дозволено более продолжительное общение, чем с духами и ангелами других планет. Поэтому я могу рассказать многое, как о них, так и о жизни обитателей этого мира. Духи, с которыми я встречался, действительно происходили оттуда. Об этом я мог заключить по многим признакам. Кроме того, мне прямо было сказано об этом с неба. 47. Правда, сама планета Юпитер не видна духам и ангелам. Да и вообще в духовном мире ни одна планета не видна сама, но только происходящее с нее духи и ангелы. Уроженцы Юпитера видны впереди, на некотором расстоянии слева, притом постоянно на одном и том же месте (см. п. 42 выше). Впрочем, там же, по мнению духов и ангелов, должна находится и самая планета. Духи всякой планеты остаются вблизи своего мира, потому, что они раньше жили в нем. Всякий человек после смерти становится духом, но сохраняет все свои прежние свойства. Поэтому, будучи одной с жителями их мира природы, они могут общаться c ними, а также помогать им. 48. Духи Юпитера рассказали мне, что на той планете, которую они населяли при жизни, живет огромное количество людей. Почва едва может прокормить их всех. Земля их плодородна и обильна. Никто не испытывает недостатка в жизненных благах. Никто там не заботится ни о чем, кроме предметов первой необходимости. Вот почему население ее так многочисленно. По их словам, их главная забота состоит в воспитании детей, которых они нежно любят. 49. Далее они рассказали, что разделяются на племена, роды и дома. Каждая семья живет отдельно. Время они всегда проводят вместе со своими родными. Никто никогда не желает благ другого. Никому не приходит в голову мысль овладеть чужим имуществом, еще менее - отнять его с помощью хитрости, еще менее - путем грабежа и насилия. Они считают это преступлением, противным человеческой природе и ужасным злом. Я хотел рассказать им, что на нашей земле бывают войны, разбой и убийства. Но они возмутились и отказались слушать. Ангелы сказали мне, что и на нашей земле древнейшие люди жили таким образом. Они были разделены на племена, роды и дома. Все были в то время довольны своей участью. Никто и не думал обогащаться на счет других, или господствовать над ними, любя только самого себя. Поэтому древние времена, а особенно древнейшие, были более угодны Господу, чем последующие. Среди людей тогда господствовала невинность, соединённая с мудростью. Каждый тогда желал добра ради добра и справедливости ради справедливости. Никто не понимал, что возможно творить добро и справедливость ради почестей и выгод. Все говорили одну только правду, причём делали это не столько ради самой правды, сколько из-за доброты, стало быть, не от одного разума, а от воли, соединенной с разумением. Вот каковы были древнейшие времена. И вот почему ангелы тогда могли общаться с людьми. Они возносили их души, не отягощённые телесными, материальными вопросами, на небо, позволяли им странствовать по нему, показывали им великолепие и блаженство, и даже делились с ними небесной радостью и счастьем. Древние писатели знали об этих временах. Их называли Золотым Веком, или Царством Сатурна. Эти времена были таковы именно благодаря тому, что люди были разделены на племена, племена на роды, роды на дома, и каждый дом проживал отдельно. Никому не приходило тогда в голову захватывать наследие ближнего с целью приобрести таким образом богатство и власть. Любовь к себе и к миру была им неизвестна. Каждый довольствовался тем, что имел, и радовался счастью другого не меньше, чем своему собственному. Но это состояние продолжалось недолго. Со временем все изменилось до наоборот, когда людские души охватила жажда власти и богатства. Тогда род человеческий для самозащиты объединился в царства и империи. Когда законы совести и милосердия, начертанные раньше в сердцах людей, перестали действовать, ради обуздания насилия пришлось учредить другие законы. В них наградою служат почести и выгоды, а наказанием - лишение таковых. После этого само небо стало удаляться от человека все больше и больше. Наконец, в наше время многие уже вообще не знают о существовании рая и ада, или отрицают его. Всё это было рассказано мне для того, чтобы показать состояние жителей Юпитера, их честность и мудрость. Об этом будет сказано в дальнейшем. 50. После долгого общения с духами Юпитера я твердо убедился в том, что они более честные и прямые, чем жители многих других планет. Их появление, поведение, излучение, исходящее от них - все столь мягко и кротко, что нельзя выразить никакими словами. Свойства всякого духа в другой жизни познаются по его воздействию. В нем же проявляются его наклонности. Праведность выражается в мягкости и кротости. Она кротка, потому что боится навредить, а мягка потому, что стремится делать благо. Я вполне ясно отличал кротость и мягкость воздействия, происходящего от добрых духов нашей земли, от мягкости и кротости влияния духов Юпитера. Они сказали, что если между ними возникает какое-нибудь небольшое разногласие, то тотчас появляется нечто вроде тонкого мерцающего луча. Он бывает похож на блеск молний. Иногда появляется также и лента, усыпанная мерцающими и блуждающими звездами. Но всякое разногласие между нами быстро улаживается. Мерцающие и в то же время блуждающие звезды означают ложь. Но блестящие неподвижные звезды означают правду. Поэтому первые соответствуют разногласиям. 51. О присутствии духов Юпитера я узнавал не только по нежному и мягкому воздействию, которое ощущалось при их появлении, но и по тому, что их воздействие очень сильно отражалось на моём лице. Оно становилось радостным и улыбающимся, и оставалось таким на протяжении всего времени их присутствия. Они сказали, что точно так же воздействуют на лица жителей их планеты, желая таким образом придать им покой и сердечную радость. Эти же чувства покоя и радости они внушали и мне. Они заметно наполняли мои грудь и сердце. Вместе с тем исчезали алчность и заботы о будущем, которые причиняют беспокойство и недовольство, и волнуют дух различными страстями. Отсюда я мог заключить, каков быт обитателей планеты Юпитер. В самом деле, по духам можно заключить и о природе жителей. Каждый умирающий уносит с собой свою жизнь и продолжает ее, будучи духом. Я заметил, что они пребывали в состоянии особенно глубокого счастья и блаженства. Заметил я это еще и потому, что их внутреннее зрение было не замкнуто, но открыто и обращено к небу. А чем больше внутреннее зрение всякого бывает открыто к небу, тем более он способен воспринимать Божественное Благо, принятие которого всегда сопровождается внутренним счастьем и блаженством. Иначе бывает у тех, которые не живут согласно с небесным порядком. У них внутреннее закрыто, а внешнее - открыто по направлению к миру. 52. Мне показали также, каковы лица обитателей Юпитера. Самих жителей я так и не видел, зато я видел духов, сохранивших тот же самый вид, что и при жизни. Перед демонстрацией этого явился один из ангелов их мира, позади сияющего облака, чтобы дать мне разрешение видеть этих духов. Тогда я увидел два лица. Они походили на лица людей нашей земли, были белы и красивы. Они блистали искренностью и скромностью. Пока вблизи меня находились духи Юпитера, лица людей нашей земли казались мне меньше обыкновенного. Это происходило из-за влияния представлений духов Юпитера о том, что случается с их лицами после смерти. Пока они жили на своей планете, они думали, что после смерти их лица увеличатся и округлятся. Эта мысль запечатлена у них на лицах. Там она и остается. Вот почему, когда они становятся духами, их лица кажутся больше. Они думают так потому, что, по их мнению, лицо не есть тело, так как им они видят, слышат, говорят и выражают свои мысли. Поэтому мысль как бы просвечивает через лицо. Лицо они считают как бы внешним покровом мысли. Кроме того, они знают, что по окончании своей земной жизни они станут более мудрыми. Отсюда они делают тот вывод, что покров мысли, т.е. лицо, станет на том свете шире. Они полагают также, что после смерти будут ощущать некоторый огонь, который будет согревать их лица. Думают они так потому, что, как известно самым мудрым из них, в духовном смысле огонь означает любовь, любовь есть огонь жизни, и от ее огня ангелы получают жизнь. Некоторые из них живут в небесной любви. Такие наслаждаются всем тем, чего они желали при жизни. При этом они чувствуют, что их лицо согревается. Тогда любовь проникает в их самые сокровенные помыслы, поэтому жители этой планеты тщательно моют и украшают свое лицо. Кроме того, они защищают его от загара. Они носят покрывала из голубого лыка, которые надевают на голову или завешивают ими лицо. Через мои глаза они видели жителей нашей земли. Но лицо последних показалось им безобразным, так как вся его красота заключалась только во внешних чертах, а не во внутренней одухотворённости. Они были очень удивлены тем, что лица некоторых были испещрены бородавками и нарывами, или другим образом изуродованы. С ними самими никогда подобного не случается. Несмотря на это, некоторые лица им понравились. Это были те, которые веселы и радостны, а также те, которые обладали несколько выступающими губами. 53. Мне было объяснено, почему им так понравились лица с выступающими губами. Сами они по большей части выражают свои мысли с помощью лица. Главным образом, они пользуются для этого той частью его, которая расположена вокруг губ. Кроме того, они никогда не притворяются, но говорят всегда то, что думают. Поэтому они не напрягают своих лиц, но позволяют им свободно выражать свои чувства. Иное дело с теми, которые с детства привыкли лукавить. Их внутреннее состояние не отражается в их лицах. Мысли не могут таким образом выдавать себя. Они ничем внешне не проявляются. Лицо всегда готово принять нужное выражение, когда этого потребует расчет. О степени искренности всегда можно заключить по напряжению в губах и окружающих частях лица. В этих местах много переплетающихся и соединяющихся маленьких мышц. Они созданы не только для движения рта во время еды, артикуляции при разговоре, но также для выражения помыслов духа. 54. Мне было показано и то, каким именно образом мысли отражаются в лице. Наклонности, относящиеся к любви, проявляются в особенностях взгляда и в его изменениях, а мысли проявляются в изменениях внутреннего расположения. Здесь нет возможности описать это подробно. Жители планеты Юпитера пользуются также вербальной речью. Однако она не столь звучная и громкая, как наша. Один способ общения дополняет другой. Язык выражений лица придают живость языку слов. Я узнал от ангелов, что первоначально люди во всех мирах разговаривали при помощи языка выражений лица. Главное участие в этом принимали губы и глаза. Такой язык возникает раньше других, потому что лицо для того и создано, чтобы отражать мысли человека и его желания. Поэтому лицо называют зеркалом и отражателем души. Кроме того, в древнейшие времена господствовала искренность. Человек не думал и не хотел думать ничего такого, что он боялся бы выдать выражением лица. Наклонности духа, а отсюда и мысли, могли выражаться на лице живо и полно. Поэтому они появлялись перед глазами во всём многообразии, сразу все вместе. Этот язык господствовал над языком слов в той же степени, в которой зрение господствует над слухом. Одно дело - видеть какую-нибудь местность, а другое - слышать и воспринимать ее словесное описание. Они прибавили, что такой язык совпадал с речью ангелов, с которыми люди в то время могли общаться. В самом деле, когда лицо говорит, или когда мысль говорит через лицо, все это ничто иное, как ангельская речь у человека в ее природном образе. Но наша словесная речь не является таковой. Всякий может понять, что у древнейших людей язык слов не мог существовать. Ведь слова любого языка не содержатся изначально в предметах, которые они обозначают. Необходимо сначала изобрести их, а затем применить к предметам. Для этого необходимо некоторое время. Такой язык продолжал существовать некоторое время. С его помощью в человеке поддерживались искренность и прямота. Но в последствие люди приучились мыслить одно, а говорить другое. Это началось с тех пор, когда человек стал любить самого себя, а не ближнего. После этого словесный язык стал преобладать. Лицо либо совсем перестало изображать мысли, либо научилось лгать. С тех пор внутреннее состояние лица изменилось. Оно стало напряженным, грубым и почти лишилось жизни. Только его внешний образ воспламенен огнем любви к себе. Он кажется людям живым. Скрытая под ним безжизненность незаметна людям. Но ангелы видят ее, так как их зрение проникает внутрь. Вот какими стали лица тех, которые думают одно, а говорят другое. Вот какое впечатление производят притворство, лицемерие, хитрость и обман. Все это в наши дни заменяет благоразумие. В другой жизни иначе. Там не дозволено думать одно, а говорить другое. В каждом слове там легко обнаружить неискренность. В ком она обнаружена, того тотчас изгоняют из общества и наказывают. Затем различными способами его заставляют говорить так, как он думает, а думать так, как он желает. Этим добиваются того, чтобы мысль его была едина и нераздельна. Если он добр, он должен желать добра, а отсюда и мыслить и говорить доброе. Если он зол, он должен желать зла, а отсюда мыслить и говорить злое. Лишь после этого добрый может быть вознесен на небо, а злой ввергнут в преисподнюю. Это потому, что в преисподней есть только зло и происходящая от него ложь, а в раю есть только добро и происходящая от него истина. 55. Кроме того, духи - уроженцы Юпитера сообщили мне кое-что об обитателях этой планеты. Они говорили об их способе передвижения, их жизни, жилищах. Вот что я узнал об их способах передвижения. В отличии от людей нашей земли и многих других планет, они ходят не в вертикальном положении, но и не на четвереньках, как животные. При ходьбе они помогают себе, опираясь на кисти рук, и с каждым шагом наполовину поднимаются на ногах. Во время ходьбы через каждые три шага они поворачивают лицо в стороны и назад. В то же время они несколько наклоняют тело. Это они делают очень быстро, так как считают неприличным, чтобы кто-нибудь другой увидел их иначе, чем лицом к лицу. Во время ходьбы они всегда поднимают лицо, как это делаем и мы. Благодаря этому они получают возможность смотреть не только на землю, но и на небо. Они не ходят, уставившись в землю, так как считают это достойным осуждения. Только самые худшие из них поступают так. И если они не приучаются поднимать лицо, то их изгоняют из общества. Когда они сидят, то держат верхнюю половину тела прямо, подобно людям нашей земли. Но сидят обычно, скрестив ноги «по-турецки». Не только при ходьбе, но и сидя, они очень заботятся о том, чтобы их видели не сзади, а только лицом к лицу. Они всегда предпочитают видеться лицом к лицу, так как в нем отражаются их мысли. Никогда выражение лица у них не расходится с мыслью, да и не может расходиться. Таким образом, каждый может явно видеть намерения другого по отношению к себе, поскольку никто их не скрывает, особенно видно, искренне ли его внешнее дружелюбие или наигранное. Все это мне продемонстрировали духи этой планеты и подтвердили их ангелы. Поэтому и духи, происходящие из жителей этой планеты выглядят не ходящими вертикально, но напоминают пловцов помогающих своему продвижению кистями рук, и смотрят время от времени во все стороны вокруг себя. 56. Те из них, которые живут в теплых странах, ходят голыми, одевая лишь набедренные повязки. Они не стыдятся своей наготы, потому что их мысли целомудренны. Они любят только своих супругов и избегают прелюбодеяния. Они были очень удивлены тем, что духи нашей земли, услышав о том, что они ходят таким образом и притом голые, смеялись над ними и питали похотливые мысли, а также тем, что их нисколько не интересует жизнь на небесах, а лишь вещи плотского порядка. «Это доказывает», - сказали духи Юпитера, - «Что люди Земли больше заботятся о плотском и земном, чем о небесном, и что их мысли изобилуют непристойностями». Они также сказали, что нагота не смущает и не порочит тех, кто живет в состоянии целомудрия и невинности, но только тех, кто живет в разврате и бесстыдстве. 57. Когда жители этой планеты ложатся в кровать, они поворачиваются лицом к комнате, а не к стене. Это мне рассказывали их духи, говоря, что они верят, что делая так, они обращают лицо к Господу. В противном же случае, отворачиваясь, они отвращались бы от него. Подобные мысли посещали меня раньше, когда я ложился в кровать, но до этого я не знал откуда они возникают. 58. Они любят долгие трапезы. Это происходит не столько от любви к еде, сколько к приятной беседе, которой сопровождается трапеза. Приходя к столу, они садятся не на стулья или скамьи, ни на кровати или земляные насыпи, и не на траву, а на листья одного дерева. Они не хотели было говорить, что это за листья. Тогда я стал перечислять деревья одно за другим. В конце концов, они подтвердили, что это листья смоковницы. Кроме того, они сказали мне, что готовят пищу не с целью сделать её вкусной, но в первую очередь думают о её полезности, заметя, что полезная пища всегда вкусна для них. По этому вопросу между ними началось обсуждение. Они сказали, что это полезно для человека, так как происходит от сердечного желания иметь здоровый дух в здоровом теле. Иначе с теми, кто выше всего ставит вкус. От этого тело болеет, или, по крайней мере, испытывает внутреннее недомогание, которое передается также и душе. Состояние души зависит от внутреннего состояния связанных с нею принимающих органов тела. Подобно тому, как зрение и слух зависят от состояния глаз и ушей. Поэтому безрассудно находить все удовольствия жизни в разврате и сладострастии. Все это делает мысль и рассудительность неуклюжими, и придает ловкость только в плотских и светских делах. Такие люди подобны грубым животным, с которыми их сравнивают не без основания. 59. Духи Юпитера показали мне также свои жилища. Они невысокие, сделаны из дерева, а внутри отделаны пробкой или корой светло-голубого цвета. Все стены и потолок вокруг усыпаны звездами, чтобы напоминало небо. Они стремятся создать подобие видимого неба со светилами, которые они считают обитателями ангелов. Есть у них также палатки, закругленные сверху и вытянутые в длину, также усыпанные внутри звездочками на голубом фоне. Днём они прячутся туда, чтобы уберечь свои лица от загара. Эти палатки устраиваются и отделываются очень тщательно. Их также используют для того, чтобы в них принимать пищу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|