Тема 13. Сущность, закономерности и принципы воспитания
Воспитание как процесс целенаправленной, специально организованной деятельности воспитателя по формированию и развитию личности воспитанника. Функции воспитания и продуктивность воспитательного процесса. Характеристика воспитательного процесса: целенаправленность, многофакторность, динамичность, подвижность, непрерывность, длительность, вариативность. Задачи процесса воспитания. Структура воспитательного процесса: целевой, содержательный, операционально-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.
Закономерности воспитания как устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания. Зависимость эффективности воспитания от: сложившихся воспитательных отношений, соответствия цели и организации деятельности, соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния, интенсивности воспитания и самовоспитания, активности субъектов педагогического взаимодействия.
Принципы воспитания как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания в соответствии с его целями и закономерностями. Содержательно-целевые принципы: гуманистической направленности воспитания; направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; связи воспитания с жизнью и трудом. Методические и технологические принципы: воспитание в деятельности, с опорой на активность личности, в коллективе и через коллектив; сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; опора на положительные качества человека. Социально-психологические принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей; единство требований школы, семьи и общества.
Тема 14. Содержание и направления процесса воспитания
Содержание процесса воспитания как совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей, идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые необходимо усвоить и преобразовать в индивидуальном опыте во внутренний мир личности.
Современные подходы к определению содержания воспитания. Традиционный подход: содержание воспитания определяется его целью и конкретизируется в ряде задач и направлений – умственное, патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое воспитание.
Гуманистический подход: содержание воспитания определяется через элементы базовой культуры личности как совокупности норм, убеждений, ценностей, поведения, стиля жизни (культура жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическая, правовая, экономическая, трудовая, интеллектуальная, нравственная, художественная, физическая культура, культура семейных отношений и общения).
Ценностный подход: содержание воспитательного процесса определяется через фундаментальные ценностные отношения к человеку, жизни, обществу, труду, природе, которые воплощают общественные идеалы и выступают как нормы.
Направления содержания воспитательного процесса: нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, экологическое, патриотическое, физическое воспитание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|