Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 15 страница




Столица должна быть связана со всеми городами страны. Поэтому в столице не один железнодорожный вокзал, а несколь­ко, несколько аэропортов. В небольших городах вокзал один. А аэропорт может быть не во всех городах.

— Итак, человек приехал в город и сразу же попадает на вок­
зал. Издавна люди старались здание вокзала построить краси­
вым, чтобы люди, сойдя с поезда, сразу же восхитились горо­
дом. В Москве вокзалов много. И здания вокзалов тоже очень
красивые, их строили самые лучшие архитекторы. Называются
вокзалы по названию главного города, до которого можно дое­
хать с этого вокзала.

Например, Курский вокзал. До какого города можно доехать с этого вокзала? (До Курска.) А с Казанского вокзала? (До Ка­зани.) А с Ярославского вокзала? (До Ярославля.)

— Посмотрите, какие красивые здания вокзалов в Москве.
Вот это Казанский вокзал. Его здание напоминает башню Крем­
ля. Такая башня есть в Кремле города Казани. А если в городе
есть Кремль, значит, что можно об этом городе сказать? (Он
возник очень давно, это древний город.)

А это Рижский вокзал. До какого города можно доехать с этого вокзала? (До Риги.) Отличается это здание от здания Ка­занского вокзала? (Да.) Чем? (Оно похоже на небольшой дво­рец, здание украшено различными орнаментами, деталями и кажется кружевным.)

А вот это Ярославский вокзал. Он похож на древнерусский теремок. (Воспитатель выставляет иллюстрации с изображе­ниями других московских вокзалов и немного рассказывает об особенностях архитектуры?)

— Посмотрите, ребята, какие красивые здания! Как вы дума­
ете, они украшают Москву? Конечно.


 

— Итак, мы приехали с вами в Москву, вышли из зданий
вокзалов и попали на московские улицы.

— В Москве очень много разных зданий. Посмотрите вот на
эту иллюстрацию и вы поймете, почему Москву раньше называли
златоглавой. {Воспитатель выставляет иллюстрацию с изобра­
жениями древней Москвы с большим количеством церквей.)
По­
чему же Москву называли златоглавой? (Предположения детей.)

— В Москве было очень много храмов. Все храмы строи­
лись на возвышенном месте. А так как дома были невысокими,
то золотые купола церквей были видны ото всюду. А какие хра­
мы и соборы в Москве вы знаете? (Ответы детей.)

— Вы назвали вот этот красивый собор. (Воспитатель вы­
ставляет иллюстрацию.)
Это собор Василия Блаженного, или
Покровский собор. А кто помнит, в честь какого события он был
возведен? (Ответы детей.) Да, в честь взятия Казани русскими
войсками.

— А какой храм был возведен в честь победы русского на­
рода над французами? (Ответы детей.) Это храм Христа Спа­
сителя. (Воспитатель выставляет иллюстрацию.)

Далее по ходу беседы воспитатель выставляет иллюстрации зданий, о которых беседует с детьми.

— А этот красивый собор как называется? (Казанский со­
бор, или собор Казанской Богоматери.)
Он тоже возведен в
память о победе над кем? (Над польскими захватчиками.)

— Вот как много соборов строили русские люди в память о
победе над врагами!

— А кто помнит, как называется этот строгий собор? (Успен­
ский собор.)
Что вы о нем помните? (Это первый каменный
собор Москвы.)

— Москву украшают и здания различных театров. Их тоже строили самые лучшие русские архитекторы. Кто узнал это зда­ние? (Это Большой театр.) Как вы его узнали? (По колоннам, по колеснице на верху.) А в этом театре многие из вас наверняка были. Что это за театр? (Кукольный театр имени СВ. Образцо­ва.) Как можно узнать это здание? (По часам.) Очень необыч­ное здание йот этого театра. Кто был в этом театре? Как он назы­вается? (Детский музыкальный театр им. Н. Сац.) В Большом театре слушают оперу и смотрят балет взрослые, а в Детский музыкальный театр приходят слушать оперы и смотреть балеты дети.

— Посмотрите на наш стенд и вы увидите, какой красивый
наш город!


— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас выберет себе
какую-то профессию и может быть кто-то из вас станет архитек­
тором и построит в нашем родном городе какое-нибудь необык­
новенно красивое здание. Им будете любоваться вы, а потом ваши
дети, внуки и правнуки, и наш город станет еще краше.

Если останется время, воспитатель может показать здания жилых домов, обратив внимание на их архитектуру. Начать же­лательно с высотных зданий, которые тоже являются визитной карточкой Москвы. По ходу рассматривания высотных зданий, следует вспомнить МГУ и то, что его основал М.В. Ломоносов.;'

134. Родная страна

Воспитатель предлагает детям посмотреть на предметы у него на столе: матрешки, хохломские ложки, дымковские игрушки, жос­товские подносы, предметы городецкой росписи — и назвать их. ■

— Скажите, что объединяет все эти такие разные предметы?
(Предположения детей.)

— Все эти предметы когда-то давным-давно придумали рус­
ские мастера. У них было много учеников, ученики становились
тоже мастерами и, в свою очередь, учили других людей своему
мастерству. Так и дошло до наших времен искусство делать та­
кие прекрасные предметы, которыми восхищаются люди не только
в нашей стране, но и в других странах.

Рассказ о создании матрешки.

Всем нравится веселая игрушка — расписная матрешка. Она родилась сто лет назад.

Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала стари­ка-мудреца. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладыва­лась еще одна такая кукла, только поменьше.

И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. А кукла была необычная, с чудес­ным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще...

СВ. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сара­фанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой — синий с цветочками, у третьей — малиновый плато­чек с белыми горошинами.

Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, кото­рая работала в доме художника.


Так родилась матрешка. Как можно играть с матрешкой? (Ответы детей.)

А вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки!

Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложка­ми. Их вырезали из липы. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, прика­зывал слуге брать с собой царскую ложку. Он, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезанные, в разных краях были свои ложки, не похожие друг на друга. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плос­кий. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хох-ломских ложках рисовали красными, черными и золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды.

В России ложка еще и музыкальный инструмент. Музыкан­ты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.

Вот какой талантливый русский народ! Когда вы станете взрос­лыми, может быть кто-то из вас тоже будет талантливым масте­ром и придумает и сделает какой-то необыкновенный предмет, который прославит Россию.

185. Труд взрослых

Воспитатель предлагает детям назвать профессии разных лю­дей. Затем беседует с детьми о том, кем бы они хотели стать, когда вырастут, почему они выбрали ту или иную профессию, что нужно сделать, чтобы их мечты осуществились.

186. Предметный мир

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Воспитатель показывает детям глобус, спрашивает их, помнят ли они, что это такое, предлагает рассказать о глобусе. (Расска­зы детей.)

Сегодня я вам хочу рассказать, кто же придумал первый глобус. Первый глобус был сделан в 1492 г. немецким геогра-


 

На перекрестках двух дорог У края мостовой Стоит решителен и строг Железный постовой. Когда зеленый глаз горит — Иди свободно, Путь открыт!

фом по фамилии Бехайм. Этот глобус сохранился до наших дней и находится з музее в Германии.

Английский мастер Хилл в 1754 г. из картона и бумаги сде­лал крохотный карманный глобус величиной с теннисный мяч. Свой глобус он уложил в круглый футляр, который открывался наподобие крышки у карманных часов. На стенках футляра на­рисована карта звездного неба. Снаружи футляр оклеен черной рыбьей кожей. Этот глобус сейчас хранится в Государственном историческом музее в Москве.

А в Петербурге хранится другой интересный глобус — ог­ромный, величиной с комнату. Он сделан из дерева и сверху оклеен холстом. На холсте нарисована карта Земли.

Внутрь этого глобуса можно войти, как в комнату, через ма­ленькую дверь в стене шара. Внутри укреплен круглый стол и скамья, на которую могут сесть 10—12 человек. Кто-нибудь из сидящих нажимает на рычаг, и те, кто внутри шара, наблюдают, как движутся ночью по небу звезды. А те, кто наблюдает за дви­жением шара снаружи, видят, как земной шар кружится вокруг своей оси и как день сменяется ночью. Этот глобус сделан рус­скими мастерами почти двести лет назад.

Русский царь Петр I любил разные диковинки. У него была целая коллекция глобусов, больших и маленьких. Он собствен­норучно делал глобус из слоновой кости, но закончить не успел. (Из книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей».)

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

Семья

Воспитатель предлагает детям узнать у родителей, кто из их родственников (прабабушек, прадедушек) воевал, что расска­зывали ветераны о войне, попросить рассказать об этом детям.

Детский сад

Целевая прогулка по территории детского сада. Воспитатель обращает внимание детей на то новое, что появилось на участках. Спрашивает, кто об этом позаботился? (Заведующая, завхоз.) На­поминает о бережном отношении ко всему. Предлагает детям по­садить на территории детского сада, на своем участке кустики, цветы на память детскому саду о себе. Дети пойдут осенью в школу, а другие дети будут играть на красивых участках и вспоминать тех, кто помогал делать эти участки красивыми, то есть о них.


189.Родной город

Беседа с детьми о правилах дорожного движения. Предлага­ет им вспомнить, как надо переходить улицу, какие знаки дорож­ного движения они помнят. Читает стихотворение-загадку Г. Ла-донщикова.

СВЕТОФОР

Когда зажжется желтый —

Смотри,

Куда б ни шел ты!

Когда же вспыхнет красный —

Остановись!

Опасно!

Воспитатель спрашивает детей, догадались ли они о каком железном постовом говорится в стихотворении? И рассказывает о том, где и когда был установлен первый светофор.

Рассказ об изобретении светофора.

«Первый светофор был установлен в английском городе Лон­доне. Если бы вы сейчас увидели этот светофор, то не сразу бы поняли, что это такое. У первого светофора было всего два света— красный и зеленый. Управлял им специальный человек, который поднимал и опускал стрелку с цветным кружком». (Из книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей».)

— Как вы думаете, чем был неудобен такой светофор, у кото­рого было всего два цвета и почему потом добавили желтый? {Предположения детей.)

«Резкий переход от одного сигнала к другому был опасен: один не успел остановиться, а другой уже поехал. И тогда при­думали предупреждающий знак — желтый сигнал.

Затем светофоры стали устанавливать на столбах. По цвет­ным стеклам светофора ползла большая черная стрелка. Стрел­ку переводил регулировщик. Он включал то зеленый свет, то желтый, то красный. Регулировщики стояли возле каждого све­тофора.

Светофоры придумали, чтобы охранять жизнь пешеходов и предупреждать несчастные случаи и аварии на улицах. Совре­менные светофоры — электрические. Они самостоятельно пере­ключают свои огоньки на перекрестках и отдают приказы пеше­ходам и машинам, когда стоять и когда передвигаться». (Из кни­ги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей».)


— А что еШе люди придумали для безопасности пешеходов?
(Подземные переходы.)

— А как вы думаете, какие светофоры будут в будущем? Что
еще могут придумать люди? (Предположения детей.)

190. Родная страна

Занятие 31 «Фольклорный праздник»

191. Труд взрослых

Воспитатель предлагает детям.вспомнить, какие профессии они знают. После ответов детей воспитатель говорит:

в — Вы назвали очень много разных профессий. Но есть профессии распространенные—воспитатель, учитель, продавец и другие. А есть профессии редкие. Вот о людях одной из таких профессий я хочу вам сегодня почитать. Это — полярники. По­лярники изучают природу Крайнего Севера, где никогда не тает снег. Полярники часто живут на льдинах. У них есть специальная аппаратура. Жить и работать в условиях Крайнего Севера очень трудно. Добираются полярники до места своей работы на ледо­кольных пароходах. Как вы думаете, почему так называется па­роход — ледокольный? (Предположения детей.)

— Вот о таких смелых и мужественных людях написал книгу
Александр Ляпидевский. Называется она «Челюскинцы». Челюс­
кинцы — это полярники, которые плыли к месту своей работы на
ледокольном пароходе «Челюскин». А пароход назван был име­
нем известного русского полярного исследователя Семена Ива­
новича Челюскина. И вот этот пароход попал в беду. А Алек­
сандр Ляпидевский был летчиком и участвовал в спасении че­
люскинцев. (Чтение книги.)

НА СЕВЕР

На большом ледокольном пароходе «Челюскин» отправились смелые люди нашей страны на Север. Они хотели узнать, какая там жизнь и можно ли пароходам плавать по Северному Ледови­тому океану из Ленинграда во Владивосток.

Самым главным на пароходе был начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт. А капитаном — Владимир Иванович Воронин.

Погрузили на пароход радиостанцию, запасы еды, теплые вещи, бочки с бензином и еще много всего — и поехали.

Вот идет пароход месяц, другой. Наступила зима. А зима на Се­вере страшная — долгая, холодная. По Северному Ледовитому оке­ану плавают громадные льдины. Ветром на них нахлестывает воду, вода замерзает, и льдины делаются все толще, все выше. Некото­рые вырастают в целые горы.


Капитан смотрел в бинокль. Где увидит между льдинами полос­ку соды, туда и поведет свой пароход.

Так «Челюскин» потихоньку продвигался среди белых страш­ных льдин. Чем далььла плыли, тем лед становился все толще, а полоски воды — все уже. Скоро их и вовсе не стало. Куда ни посмот­реть — льдины.

...А льды все снимаются, напирают на пароход. Окружили они его, стиснули со всех сторон, не дают ходу. Тогда Шмидт собрал всех челюскинцев и екз.'зл:

— Товарищи, лед запер нас, не пускает! Придется нам здесь
з:шу зимовать. Еды у нас много, теплых вещей много, есть радио,
музыка, кино, книги... Будем жить дружно, не скучать!

Капитан Воронин приказал остановить пароход.

«Челюскин» притих. Перестал вертеться винт. Молчат машины.

ВСЕ НА ЛЕД!

...«Челюскин» примерз ко льду и начаг дрейфовать: куда лед понесет ветром или морским течением, туда и «Челюскин» за ним поневоле тянется.

...Подул ветер. Разыгралась волна, стала швырять льдины-хо­лодины друг на дружку. Они смерзались в огромные ледяные горы. Вот одна ледяная глыба подошла вплотную к пароходу и со всего размаху ударила его в бок. Получилась широкая трещина. Туда хлы­нул лед с водой и стал ломать все — каюты, буфеты, машины. «Че­люскин» начал тонуть. Нос его ушел в воду, а корма поднялась. Пришел пароходу конец... И только когда над водой остался не­большой кусочек кормы, капитан Воронин скомандовал:

— Все на лед!

ПЕРВАЯ РАДИОГРАММА

...Начальник сказал:

— Товарищи полярники, поставим палатки, подберем все, что
осталось после нашего «Челюскина». Будем жить на льду до тех
пор, пока не придет помощь.

Первую ночь спали все прямо на льду, в спальных мешках. А с утра закипела работа. Одни стали разбивать палатки. Другие вы­таскивали из воды бревна, бочки, ящики — все, что всплывало пос­ле «Челюскина».

Радист Эрнест Кренкель стал налаживать радио. Товарищи ему помогали.

Руки у всех коченели, лицо обжигало морозом, но они все рабо­тали и работали. С большим трудом установили на льду антенну. Ее свалило ветром, но радисты ее снова поставили.

Сначала радио работало плохо. Берег не отвечал. Долго радист бился, много часов. Но вот он наконец закричал:

— Товарищ Шмидт, товарищ Шмидт, радио работает!

И товарищ Шмидт послал радиограмму в Москву — правитель­ству: «13 февраля, в 13 часов 30 минут, «Челюскин» затонул, раз­давленный сжатием льдов».

Это была первая радиограмма из лагеря Шмидта.


НА ПОМОЩЬ, НА ПОМОЩЬ!

Как только в Москве получили радиограмму, сейчас же взялись за спасение челюскинцев.

...И вот помчались на Север самолеты. Пошли на Север паро­ходы и ледоколы. Побежали собачьи упряжки. Все старались про­биться к лагерю Шмидта.

В то время я вместе со своим экипажем: вторым пилотом Кон­киным, штурманом Петровым и бортмеханиками Руковским и Кур­ковым — находился на Севере. И вот приходит ко мне телеграмма из правительства: «Примите все меры к спасению челюскинцев».

Я не стал долго раздумывать. Сейчас же вызвал своих товари­щей, показал им телеграмму и сказал: «Срочно готовьте машину, грейте моторы, полетим за челюскинцами».

Мы быстро собрались и полетели.

...Летим, летим, а лагеря все нет! Бензина осталось мало. Что делать? Надо возвращаться.

Через день набрали много бензина, опять полетели. Только вылетели, разбушевалась пурга. Пришлось снова вернуться.

Пурга точно издевалась над нами. Я злился: там на льду това­рищи, они ждут не дождутся летчиков, а я здесь торчу на берегу и не могу к ним пробиться...

ЛАГЕРЬ ШМИДТА

Настало 5 марта. Погода хорошая, день ясный. С утра ударил жестокий мороз — 37 градусов. Но я решил: летим во что бы то ни стало!

И полетели!

Летим час — лагеря не видать. Летим полтора часа — лагеря не видать. У меня даже глаза разболелись: слишком пристально смот­рел вниз. То и дело из нас кто-нибудь вскрикивал:

— Лагерь!

Но это вовсе был не лагерь.

...Но вот рядом с дымом замелькало что-то темное. Вглядыва­емся, видим: вышка, барак, палатка. Тут мы уверенно закричали:

— Лагерь! Лагерь!

Наконец-то долетели! Я сделал два круга над лагерем. Че­люскинцы обрадовались. Кто «ура» кричит, кто шапку подбра­сывает...

А я сверху смотрю на льдину, прицеливаюсь: как садиться? Са­молет у меня громадный, а льдина маленькая. Раньше она, видно, была большая, но раскололась на две. На маленькой остался аэро­дром, который подготовили челюскинцы, на большой — весь ла­герь. Между ними — широкая трещина.

Ничего не поделаешь, садиться надо. Я стал внимательно, ос­торожно приземляться. Все ниже, ниже... Стоп!

Сел благополучно. Вылез из кабины. А челюскинцы как накину­лись — давай нас обнимать, целовать, прижимать к себе, точно маленьких...

Вид у них такой — с непривычки испугаешься. Лохматые, боро­датые, в бородах сосульки блестят.


СПАСЕНИЕ

Все радуются, а я думаю об одном: «Сесть-то мы сели, сумеем ли подняться?» Сначала решили отвезти женщин и детей.

Вот женщины приготовились, простились с челюскинцами, ста­ли забираться в самолет.

Я простился с лагерем, обещал скоро вернуться и сразу дал полный газ. Моторы заревели. Взлетел хорошо. Великая радость охватила меня.

Через два с половиной часа показался под крылом самолета поселок — внизу все население сбежалось. Встречают нас.

Так закончился первый удачный полет в лагерь Шмидта.

Я был очень рад. Я думал: вот сегодня привез женщин, завтра полечу, еще кого-нибудь вывезу. Но не вышло по-моему. Назавтра опять разбушевалась пурга, да такая сильная — ничего не видать, человека с ног валит.

...Пурга бушевала девять дней. Наконец 14 марта снова наста­ла хорошая погода. Можно лететь! Мы скорей греть моторы и поле­тели к челюскинцам.

Мороз свирепый — 40 градусов. Мы хоть и закутаны с ног до голо­вы, а зябнем. Ветер прохватывает. Но летим. Лагерь все ближе...

Вдруг раздался треск. Что такое? Левый мотор затарахтел, зат­рясся. Вот-вот оторвется и упадет на землю. Надо сейчас же сесть, а то все погибнем.

Разыскал среди сугробов крохотную площадку. Выключил вто­рой мотор, иду на посадку. Самолет с разбегу — на бугор, плавно съехал вниз, прочертил крылом по снегу и с треском остановился.

Мы выскочили из кабины, бросились осматривать самолет. Ви­дим: подломилась у нашего самолета «нога» — лыжа. Чинить здесь негде и нечем. Что делать?

Вдруг вдали, за ледяными буграми, что-то замелькало, будто ныряет. Пригляделись, а это человек бежит к нам.

Оказывается, недалеко от того места, где мы сели, было ма­ленькое селеньице чукчей. Один из них и прибежал к нам. Он при­вел нас к себе в круглую кибитку — ярангу. Нас накормили, напоили чаем и уложили спать.

Днем мы работали, а по вечерам коротали время как умели. Мы изучали чукотский язык, учили чукчей русскому языку.

И вот однажды прибежал хозяин и стал весело кричать:

— Идут! Идут!

Кто «идут»? Откуда идут? Мы выскочили из яран/и. Действитель­но, идут челюскинцы, одиннадцать человек!

Обрадовались мы им до невозможности! Они рассказали:

— Все челюскинцы уже сняты с льдины. Пока вы тут чинили са­
молет, другие летчики спасли всех. На льдине никого не оставили!

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Вот мы наконец починили самолет и прилетели в поселок. А там — полно! Там собрались все летчики и все челюскинцы. Никогда еще в маленьком чукотском селении не было столько народу. Чукчи принимали нас очень тепло и радушно. Они немало


сделали для спасения челюскинцев: давали собак, помогали при починке самолетов, помогали строить аэродромы, были провод­никами, перевозили на нартах летчиков и челюскинцев, ничего не жалели.

Потом нас всех на пароходе отвезли во Владивосток. Оттуда мы специальным, самым скорым поездом поехали в Москву.

192. Предметный мир

Воспитатель предлагает детям поиграть вдидактическую игру «Ателье» с целью закрепления названий разных тканей.

После игры предлагает им послушать рассказ о том, как и когда люди придумали иголку, которая необходима для шитья одежды и других предметов.

«Игла пришла к нам из глубокой древности.

Было время, когда люди жили не в домах, а в пещерах. Спа­саясь от холода, они прикрывались шкурами убитых зверей. Но тяжелая шкура скользила и падала с плеч. Тогда человек взял острую рыбью кость, проколол в шкуре с двух сторон дырочки, продел в них узкую ленточку из кожи и завязал на плече. Теперь одежда согревала тело и не мешала охотиться.

Конечно, первобытный человек еще не умел делать иголки, з находил их в природе. Это были шипы деревьев и кустарников, кости птиц и рыб.

Затем человек догадался в костяной иголке пробить ушко и продеть в него нитку.

Когда люди научились делать различные металлы, то иголки стали делать из бронзы, железа, стали.

В России иголки стали делать по указу Петра I. Он приказал русским купцам Сидору Томилину и Панкрату Рюмину научиться игольному мастерству и построить в России игольные фабрики.

Сначала иголки были очень дорогими и их очень берегли». (Из книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей».)

— Вот видите, какая долгая история у маленькой швейной иголки.

МАИ

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

193. Семья

Воспитатель спрашивает детей, что они узнали о членах се­мьи, воевавших в Великой Отечественной войне. Предлагает им рассказать всем детям об этом. Напоминает, что приближается


праздник День Победы и в этот день весь народ поздравляет ве­теранов — тех, кто воевал и победил фашистов.

Воспитатель советует родителям съездить с детьми туда, где собираются ветераны Великой Отечественной войны и поздра­вить их с праздником, поблагодарить за то, что они защитили свою Родину и свой народ.

194. Детский сад

Воспитатель напоминает детям о том, что скоро у них празд­ник — выпуск из детского сада. Предлагает сделать красивые приглашения всем сотрудникам детского сада, которые все эти годы заботились о детях. Вместе с детьми рассматривает образ­цы приглашений, дети выбирают те, которые им нравятся, и в течение нескольких дней дети делают эти приглашения.

195.Родной город

Воспитатель предлагает детям вспомнить о том, каких героев Великой Отечественной войны они знают, кого называют героем, какие в Москве есть памятники героям Великой Отечественной войны.

— Во время войны с фашистами на борьбу поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии, но и простые люди. Они уходил из деревень, которые захватывали фашисты, в леса и создавали партизанские отряды. Вместе со взрослыми в парти­занских отрядах были дети. Некоторые из них были очень сме­лыми и боролись с фашистами наравне со взрослыми. Одним из таких героев был Леня Голиков.

Чтение рассказа Ю. Королькова «Леня Голиков» (в сокра­щенном варианте.)

ЛЕНЯ ГОЛИКОВ

Недалеко от озера, на крутом берегу реки Полы, стоит деревня Лукино, в которой жил с отцом, матерью и со своими сестрами Леня Голиков.

Ленька был невысокого роста, куда меньше своих однолеток-то­варищей, но в алр.е и ловкости редко кто мог с ним сравниться.

Когда началась война с фашистами, почти все мужчины ушли в армию. В деревне остались только жо:;щины, старики, дета.

Мальчикам теперь было не до игр. Они все время проводили в поле, заменяя взрослых. Фашистские войска подходили ссе ближе к дерепне, где жил Лзнька. Жители деревни раздумывали, как им быть, и решили всей деревней уйти в лес, в самые глухие места, где фашисты не смогут их найти. Так и сделали.

Время шло. Как ни таились жители деревни, ушедшие в лес, фашисты все же узнали, где они находятся. Однажды, возвращаясь


в лесной лагерь, мальчики еще издали услышали, что из леса доно­сятся неясные крики, чей-то грубый смех, громкий плач женщин.

Среди землянок с хозяйским видом расхаживали гитлеровские солдаты. Из заплечных мешков у них торчали разные вещи, кото­рые они успели награбить.

В лесу с каждым днем становилось все неприютнее и холоднее.

Вскоре немцы выгнали жителей из леса. Пришлось им снова вернуться в деревню: жили теперь тесно, по несколько семей в одной избе.

Наступила зима, говорили, что в лесах появились партизаны, но Ленька и его товарищи ни разу их не видели.

Вскоре Ленька встретился со своим учителем Василием Григорь­евичем. Он был партизаном и привел Леньку к себе в отряд.

С этого дня Леньку Голикова зачислили в партизанский отряд, а через неделю отряд ушел в другие места воевать с немцами. Вско­ре в отряде появился еще один паренек — Митяйка. Ленька сразу подружился с Митяйкой.

Сначала ребятам не давали никаких поручений. Они только работали на кухне, пилили дрова, чистили картошку.

Но однажды их послали в разведку. Они узнавали и рассказыва­ли командиру отряда, где расположились фашистские солдаты, где стоят их пушки, пулеметы.

С каждым разом ребята получали все более трудные зада­нии. Теперь у Леньки был свой автомат, который он добыл в бою. Как опытного партизана его брали даже для взрыва вражеских поездов.

Однажды во время выполнения такого задания Ленька спас ра­неного товарища, и его наградили медалью «За боевые заслуги».

Но однажды произошло следующее.

Разведчики-партизаны возвращались с неудачного задания. Ленька немного от них приотстал. Он собирался догонять своих, но, оглянувшись на дорогу, увидел, что по шоссе приближается лег­ковая машина.

Он бросился вперед и залег у моста за кучей камней.

Машина подошла к мостику, притормозила, и Ленька, размах­нувшись, бросил в нее гранату. Грохнул взрыв. Ленька видел, как из автомобиля выскочил гитлеровец в белом, кителе с красным порт­фелем и автоматом.

Ленька выстрелил, но не попал. Фашист убегал. Ленька погнался за ним. Офицер оглянулся и увидел, что за ним бежит какой-то маль­чишка. Совсем маленький. Если бы их поставить рядом, мальчик едва бы достало ему до пояса. Офицер остановился и выстрелил. Мальчишка упал. Фашист побежал дальше.

Но Ленька не был ранен. Он быстро отполз в сторону и сделал несколько выстрелов. Офицер убегал...

Уже целый километр гнался Ленька за фашистом, который все время отстреливался. Он на ходу сбросил белый китель и остался в одной темной сорочке, целиться в него стало труднее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных