ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 9 страница105.Родной город Игра «Узнай, где я нахожусь?» Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и предлагает рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец. — Я нахожусь в центре города. Передо мною очень красивое здание с колоннами. На самом верху изображена четверка коней, запряженных в колесницу греческого бога Аполлона, покровителя искусств. Сюда можно прийти послушать оперу или посмотреть балет. Где я нахожусь? {В Большом театре.) Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая наводящие вопросы. 106. Родная страна Занятие 17 «Культура и традиции русского народа» Цель. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событи- ; ях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство). Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспом-; нить традиции русского народа, о которых им рассказывали, |; познакомить с другими традициями. Ход занятия. На доске висит географическая карта. Вос-| питатель выставляет на стенд иллюстрации с изображениями при-§роды России. — Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нашей стране. — Кто может показать на карте границы нашей страны? {Выз- — Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмот- Примерный рассказ — Россия — страна очень большая и красивая. В России , — Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла Цочень давно и у нее древняя и интересная история. Что вы по-|мните из истории России, как образовалось такое огромное го-Цсударство. {Показывает на карте. Ответы детей.) Примерный рассказ ребенка — Раньше в России было много княжеств. Князья воевали Воспитатель старается добиваться от детей небольшого связ-[вого рассказа. Если у детей не получается, то педагог задает {изводящие вопросы, чтобы дети вспомнили материалы ранее {проведенных занятий. — Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В — Да, русский нарс=эд сочинял очень интересные сказки. Ка — Вы сказали, что русский народ сочинял красивые песни, — А сейчас мы с вг=ши попали на русскую ярмарку, где про — Расскажите о то м, что вы купили на ярмарке. (Рассказы — У каждого наро,сгца есть свои традиции. Как вы понимаете — Традиция — сл^ово не русское, оно переводится с латин — Например, почт=и во всех семьях существует традиция от — Есть традиции, ишеоторые возникли очень-очень давно и со — О каких традищжых вам уже рассказывали? Как в старину — А какая традиц^ия, возникшая очень-очень давно, сохра — А еще есть тра-._ циции, связанные с приготовлением раз народов обязательно есть какое-нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи.) — Да, в России очень много национальных блюд готовят из — Какие кушанья вы можете мне назвать из муки, которые — А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Пред ■ ворка: «Щи и каша — пища наша». Значит, что еще любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы — пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.) Пшено и манку делают из пшеницы, овес и гречиху тоже выра- | щивают в России. — В России часто зимой бывает очень холодно, а летом — — Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие еще русские традиции они помнят. 107. Труд взрослых в Воспитатель беседует с детьми о труде учителя: вспоминает \: о том, что они видели в школе и что им рассказали. Чтение рассказа А. Алексина. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало... Шурик еще не умел читать, но уже знал эти стихи наизусть. Их * читала ему мама. Стихи были грустные. И Шурик очень удивился, *' когда узнал, что Пушкин, оказывается, любил осень. Шурик не любил осень. Не любил ее за то, что облетали листья ^; и «реже солнышко блистало». А больше всего за то, что часто шли г дожди и мама не пускала его на улицу. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных тропинках, дождь бесчисленными молоточками заколачивал что-то в крышу, и все-таки мама не удерживала Шурика дома. Она даже поторапливала его. И Шурик почувствовал, что теперь он совсем большой: ведь и папа может ходить на работу в любую погоду. ...Возле самой школы ребята строились по классам. Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала: — Первый «В»! Первый «В»! Шурик знал, что первый «В» — это он. Учительница повела ребят на четвертый этаж. Еще дома Шурик решил, что он ни за что не сядет за парту с девчонкой. Но учительница как-то очень просто и весело спросила его: «А ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?» И Шурику показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть с Черновой. Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. Ребята откликались не сразу: они не привыкли, чтобы их называли по фамилии. Да и смущались, конечно. — А что вам смущаться? — удивилась учительница.— Это ког После переклички учительница сказала: — Орлов, прикрой, пожалуйста, окно. Шурика уже второй раз в жизни называли по фамилии. Он сразу вскочил и подошел к окну. Дотянуться до ручки ему было нелегко. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках. За окном, на улице, он увидел маму. Она стояла, закрыв зонтик, не обращая внимания на дождь, который струйками стекал с плаща, и водила глазами по окнам школы. Мама, наверное, хотела угадать, в каком классе сидит Шурик. ...Ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть ей: «Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка!.. Все хорошо!» Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается. После чтения воспитатель задает вопросы. — Почему рассказ называется «Первый день»? — Почему волновалась мама? Воспитатель напоминает детям, что осенью они тоже пойдут в 108. Предметный мир Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель. Закрепить знания детей о классификации транспорта, кто каким транспортом управляет и где какой транспорт располагается. (Описание хода игры см. в занятии 24.) | ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ | 109. Семья % Воспитатель беседует с детьми о старших членах семьи — ба-'! бушках и дедушках, предлагает детям узнать у них, кто были их I родители, чем они занимались, где жили. Объясняет, что родите-I ли бабушек и дедушек — это прабабушки и прадедушки детей. I 110. Детский сад 1 Во время завтрака воспитатель спрашивает детей, кто приго-§товил такую вкусную кашу? Как зовут поваров детского сада? | Предлагает нескольким детям сходить на кухню и поблагодарить | поваров за их работу. Просит тех детей, которые пойдут на кух-| ню, объяснить, как они туда дойдут. 111. Родной город ^Занятие 18 «Что такое музей?» Цель. Познакомить детей с историей создания музеев, кто,|в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать зна-|ния об историческом или краеведческом музее города. | Наглядный материал. Иллюстрации с изображением здания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, Исторического музея в Москве (или краеведческого в другом городе); фотографии с изображением различных экспонатов этих музеев. Ход занятия. — Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей.) — У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни йюди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др. Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои Коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, называется музей. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Первый музей в России появился при царе Петре I. Называется он Кунсткамера. Этот музей существует и сейчас в городе Санкт-Петербурге. Если вы там будете, обязательно попросите родителей вас туда сводить, и вы увидите там разные диковинные вещи: древние рукописи^ старинные пушки. А еще там можно увидеть барашка с восемью ногами, овечку с двумя языками. (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением здания Кунсткамеры и, если есть, фотографии некоторых экспонатов) Сейчас существует много разных музеев. Есть даже Музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, которыми играли больше ста лет назад. А есть музей, где вы можете увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек. Их больше тысячи, и все они разные, со всех концов света. Это Зоологический музей. В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев—Исторический. Как вы думаете, что там можно увидеть? (Предположения детей.) Музей называется Историческим, потому что в нем собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны — России, о том, какие люди в ней жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославились. Если вы пройдете по всем залам Исторического музея, вы сможете увидеть, в каких пещерах жили древние люди, какими орудиями труда они пользовались, какая у них была посуда, одежда. В Историческом музее можно увидеть первый телефон, первую электрическую лампочку, книги, которые люди читали много-много лет назад. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом фотографий различных экспонатов музея.) В Москве очень много разных музеев. Попросите родителей сводить вас в какой-нибудь музей, а потом вы нам всем расскажете, что видели. Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя там вести. Как вы сами думаете, как надо себя вести в музее? (Предположения детей.) Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного. Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете почему? (Предположения детей.) Представьте себе, если вдруг все будут трогать древние предметы руками, во что они превратятся? Теперь вы знаете, что в выходные дни с родителями можно сходить в музей. В музее вы узнаете много интересного. 112. Родная страна и Знакомство с глобусом. Воспитатель вносит в группу глобус. — Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей.) — Мы с вами уже рассматривали карту. Изображения на гло Наша планета Земля — огромный шар, который летает в космосе вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг себя. Облетела Земля вокруг Солнца—прошел год. Повернулась вокруг себя — прошли сутки, т.е. день и ночь. — Посмотрите на глобус. Какой краски больше всего? (Голубой.) — Вы уже знаете, что обозначает на карте голубая краска. Дидактическая игра «Чтолишнее?» Цель. Закрепить знания детей о природе и животном мире России, особенностях труда, национального костюма. Воспитатель для игры подбирает иллюстрации с изображением природы и животного мира России и других стран, например пальмы, слоны, жирафы и т.д., а также изображения людей в русских национальных костюмах и костюмах других стран, например Японии, Индии; хлебных полей России и рисовых полей, полей, хлопка и др. Предъявляет детям по четыре картинки, одна из которых не относится к России. Дети должны сказать, что лишнее) и ответить, почему они так решили. 113. Труд взрослых Воспитатель продолжает знакомить детей с различными профессиями людей. Подбирает картинки с изображениями различных спортсменов и людей искусства (балерина, певец, музыкант, художник и др.). Сначала воспитатель предлагает детям назвать, кто изображен на картинках, а потом разложить эти картинки на две группы — спортсмены и люди искусства. 114. Предметный мир Игровое задание «Кому что нужно» Цель. Развивать логическое мышление детей, закрепить знания о различных предметах одежды. Воспитатель подбирает для упражнения следующие картинки: — мужчина, женщина, девочка, мальчик; — предметы одежды для мужчины, женщины, мальчика и де У каждого ребенка предметная картинка с изображением какой-либо одежды. Необходимо подобрать одежду для мужчины, женщины, девочки или мальчика. Ребенок должен поставить свою картинку под соответствующую картинку с изображением взрослых и детей и объяснить свой выбор. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ 115. Семья Знакомство с родословным древом. Воспитатель спрашивает детей, что они узнали у своих бабушек и дедушек об их родителях. Объясняет детям, что прабабушки, прадедушки, а также прапрабабушки и прапрадедушки — это их предки, которые жили задолго до нас и наших родителей. и Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название генеалогической таблицы или родословного древа. Воспитатель показывает детям такое родословное древо и объясняет, как оно составляется. Предлагает вместе с родителями составить родословное древо своей семьи. Для родителей специально на стенде вывешивается информация о том, как составляется это древо. Воспитатель предлагает родителям составить очень простое древо по какой-то одной линии—по отцовской или по материнской. Основатель рода помещается обычно внизу, подобно корню. На стволе — его прямые потомки, а на ветвях более дальние родственники. Древо можно составить по отцовской линии или по материнской. 116. Детский сад Воспитатель предлагает детям отремонтировать книги для малышей. Объясняет, что малыши еще не умеют аккуратно пользоваться книгами и поэтому часто их рвут. Воспитатель ; из младшей группы попросила старших детей подклеить книги. После объяснения, как это нужно делать, дети выполняют ■работу. После работы все книги рассматриваются и воспита-' тель предлагает детям (3—4 человека) отнести их в младшую группу. {Предварительно все обговаривается с воспитателем младшей группы.) 117. Родной город Воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как надо себя ■ вести на улицах города. После этого читает рассказ. САНКИ Летом Оле исполнилось шесть лет. А теперь зима. Из садика Олю давно возят на санках. Но покататься на санках так хочется. Как быть? — Бабушка, дай, пожалуйста, мне санки покататься, — попро- — А где же ты будешь кататься? — Во дворе, бабушка, только во дворе. — Ну, хорошо, — и бабушка разрешила Оле взять санки. 1 Оля отталкивается ногами, а санки стоят. Прибежала подружка
".; Шура и позвала девочку на улицу. Дорога на улице шла под гору. Она «, была гладко укатана машинами. И санки здесь бежали сами. I; Забыла Оля свое обещание бабушке. Побежала на улицу с под-$?■' ружкой. Сели девочки на санки и покатились вниз. Скатились раз, | второй. Понравилось. Вдруг из-за поворота вышла автомашина. Девочки испугались. Не знают, как остановиться. А санки едут все быстрее. — Ой, мама! — закричала Оля. Но водитель грузовика заметил девочек. Он вовремя остановил грузовик. Для этого ему пришлось свернуть с дороги, заехать в снег. С девочками ничего не случилось. Водитель грузовика посмотрел на них сердито и отобрал санки. После чтения воспитатель беседует с детьми о том, что сделали девочки неправильно и как могло бы все закончиться. 5-1136 118. Родная страна "Занятие 19 «Знакомство с жизнью народов Севера» Цель. Закрепить знания детей о своей стране — России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Наглядный материал. Физическая карта России Картина «Дети Севера» из серии «Наши маленькие друзья» (авт. Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина. — М., Просвещение, 1970). Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером. Ход занятия. Воспитатель вывешивает карту России. — Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать гра — Да, ребята, мы с вами живем в чудесной стране — Рос На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление — северное сияние, которое переливается разными цветами. (Показать иллюстрацию с изображением северного сияния.) — Природа России очень разнообразная, мы с вами об этом На Севере есть районы, где на много-много километров тянется тундра. Повторите это новое слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. По- |чти вся тундра покрыта лишайниками. Вот посмотрите на эту кар-инку. (Показывает иллюстрацию, изображаюгцую лишайник.) це в тундре можно встретить карликовую березку. (Показыва-,^.1 картинку.) Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая.) У — Какие ягоды вы собираете в лесу? (Землянику, чернику.) А В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, — это брусника, голубика, морошка. (Показывает картинки) — Тундра подходит к северным морям. (Показывает на карте.) — А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей.) — Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж. (По — А еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца. (Показывает картинку.) — Но больше всего там северных оленей. Их разводят те Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные!пюди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съе-!дят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят дале-?ко, к берегам Северного Ледовитого океана.То место, где живут [оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Живут |% стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Воспита-Ътель показывает иллюстрацию с изображением чума.) Чум I можно быстро разобрать и перевезти на другое место. I Олень — это животное, которое кормит и одевает северян. | Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. I Рыбу ловят и в морях, и в реках. ! Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей стра-:■ ны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. (Показывает картину «Дети Севера».) — Кого вы видите на этой картине? (Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть!) 1 — Что делают дети? (Катаются на санях.) Эти легкие длин-
ные сани называются нартами. Нарты — повторите это слово. — Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице хо — Рассмотрим внимательнее эту одежду. Из чего она сшита? — Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает севе Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером.) У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы Севера придумывают много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!» Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. — Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, — Тут побежали дети за матерью. — Мама, мы тебе водички принесли. — Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется. ; После чтения воспитатель спрашивает детей: «Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей?» (Ответы детей.) Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют. 119. Труд взрослых Воспитатель беседует с детьми о труде взрослых: просит их назвать, какие профессии они знают. Спрашивает, с какими врачами они встречались в поликлинике: терапевт, окулист, хирург, отоларинголог. В поликлинике есть разные кабинеты: рентгеновский кабинет, лаборатория, где можно сдать на анализ кровь, есть аптечный киоск, где можно купить лекарства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|