Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 9 страница




105.Родной город

Игра «Узнай, где я нахожусь?»

Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях род­ного города.

Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами род­ного города и предлагает рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

— Я нахожусь в центре города. Передо мною очень красивое здание с колоннами. На самом верху изображена четверка ко­ней, запряженных в колесницу греческого бога Аполлона, по­кровителя искусств. Сюда можно прийти послушать оперу или посмотреть балет. Где я нахожусь? {В Большом театре.)

Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая наво­дящие вопросы.

106. Родная страна

Занятие 17 «Культура и традиции русского народа»

Цель. Закрепить знания детей о названии страны, в кото­рой они живут, о ее природе, некоторых исторических событи-


; ях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).

Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспом-; нить традиции русского народа, о которых им рассказывали, |; познакомить с другими традициями.

Ход занятия. На доске висит географическая карта. Вос-| питатель выставляет на стенд иллюстрации с изображениями при-§роды России.

— Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нашей стране.
ЦКак называется страна, в которой мы живем? {Россия.)

— Кто может показать на карте границы нашей страны? {Выз-
\ванный ребенок указкой проводит вдоль границы России.)

— Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмот-
|.рите на иллюстрации и попробуйте составить маленький рассказик.

Примерный рассказ

— Россия — страна очень большая и красивая. В России
["очень много лесов, в которых много разных зверей, растет мно-
|го ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна
|из самых больших рек — Волга. А в реках много разной рыбы.
|[ Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ис-
[копаемые — уголь, алмазы,, железную руду.

, — Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла Цочень давно и у нее древняя и интересная история. Что вы по-|мните из истории России, как образовалось такое огромное го-Цсударство. {Показывает на карте. Ответы детей.) Примерный рассказ ребенка

— Раньше в России было много княжеств. Князья воевали
Цдруг с другом и захватывали друг у друга земли. Московского
шызя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к
|евоему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали ино-
|земные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А
мютом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главно-
|го князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и
[^ильным государством.

Воспитатель старается добиваться от детей небольшого связ-[вого рассказа. Если у детей не получается, то педагог задает {изводящие вопросы, чтобы дети вспомнили материалы ранее {проведенных занятий.

— Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В
|чем же он проявился? Что русский народ умел делать очень хо-
!|юшо? {Ответы детей.)


— Да, русский нарс=эд сочинял очень интересные сказки. Ка­
кие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель выс­
тавляет книги с руса^^сими народными сказками, дети их на­
зывают.)

— Вы сказали, что русский народ сочинял красивые песни,
русские люди любили 1=юдитт. хороводы. Давайте мы с вами сей­
час встанем в круг и п—оводим хоровод, как это делали русские
люди. (Воспитатель в--ключает грамзапись известного детям
русского народного хор^^овода, который они водили на музыкаль­
ном занятии.)

— А сейчас мы с вг=ши попали на русскую ярмарку, где про­
даются прекрасные из^^елия, сделанные руками русских масте­
ров. Возьмите по одном=гу изделию и садитесь на свои места. (Дети
берут со столов изде^^чия народно-прикладного искусства, за­
ранее разложенные вс^эспитателем.)

— Расскажите о то м, что вы купили на ярмарке. (Рассказы
детей о предметах н—шародно-прикладного искусства
дым­
ковской игрушке, хохло^-^мских изделиях, городецкойросписи и др.)

— У каждого наро,сгца есть свои традиции. Как вы понимаете
это слово? Что такое тирадиция? (Предположения детей.)

— Традиция — сл^ово не русское, оно переводится с латин­
ского языка как переда=ча, т.е. традиция — это то, что передается
от одного поколения д_ ругому. Традиции бывают семейные. Ка­
кие традиции есть у ваше в семье? (Ответы детей.)

— Например, почт=и во всех семьях существует традиция от­
мечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подар­
ки. В нашей стране ее—гь традиция на праздник 8 Марта дарить
женщинам цветы и по,_ дарки, во всех странах существует тради­
ция встречать Новый ^год в 12 часов ночи.

— Есть традиции, ишеоторые возникли очень-очень давно и со­
хранились до наших дн—ей. Какой праздник отмечают русские люди
в конце зимы и в начгц=ге весны? Что это за традиция? (Праздник
Масленица.)
Что вы о нем помните? (Ответы детей, при необ­
ходимости воспитатель помогает наводящими вопросами.)

— О каких традищжых вам уже рассказывали? Как в старину
отмечали на Руси имежины? (Ответы детей.)

— А какая традиц^ия, возникшая очень-очень давно, сохра­
нилась до наших пией— и связана со службой в армии? (Проводы
в армию.)
Кто помнит, почему возникла такая традиция? (Отве­
ты детей.)

— А еще есть тра-._ циции, связанные с приготовлением раз­
личных блюд, — тра,сщиционная национальная кухня. У разных


народов обязательно есть какое-нибудь свое национальное блю­до. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в Рос­сии? (Пшеницу, рожь, разные овощи.)

— Да, в России очень много национальных блюд готовят из
муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (По­
казать картинку.)

— Какие кушанья вы можете мне назвать из муки, которые
часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки.)

— А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Пред­
положения детей.)
Для того чтобы сварить щи, обязательно нуж­
на капуста и другие овощи. У русского народа есть такая пого-

■ ворка: «Щи и каша пища наша». Значит, что еще любят гото­вить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.) Пшено и манку делают из пшеницы, овес и гречиху тоже выра-

| щивают в России.

— В России часто зимой бывает очень холодно, а летом —
жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Пред­
положения детей.)

— Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на
ярмарках продавали горячий сбитень — это напиток из меда, он
очень хорошо согревал во время мороза.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, уз­найте у них, какие еще русские традиции они помнят.

107. Труд взрослых

в Воспитатель беседует с детьми о труде учителя: вспоминает \: о том, что они видели в школе и что им рассказали. Чтение рассказа А. Алексина.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало...

Шурик еще не умел читать, но уже знал эти стихи наизусть. Их * читала ему мама. Стихи были грустные. И Шурик очень удивился, *' когда узнал, что Пушкин, оказывается, любил осень.

Шурик не любил осень. Не любил ее за то, что облетали листья ^; и «реже солнышко блистало». А больше всего за то, что часто шли г дожди и мама не пускала его на улицу.


Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных тропинках, дождь бесчисленными молоточками заколачи­вал что-то в крышу, и все-таки мама не удерживала Шурика дома. Она даже поторапливала его. И Шурик почувствовал, что теперь он со­всем большой: ведь и папа может ходить на работу в любую погоду.

...Возле самой школы ребята строились по классам. Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

— Первый «В»! Первый «В»!

Шурик знал, что первый «В» — это он. Учительница повела ре­бят на четвертый этаж.

Еще дома Шурик решил, что он ни за что не сядет за парту с девчон­кой. Но учительница как-то очень просто и весело спросила его: «А ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?» И Шурику показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть с Черновой.

Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. Ребята от­кликались не сразу: они не привыкли, чтобы их называли по фами­лии. Да и смущались, конечно.

— А что вам смущаться? — удивилась учительница.— Это ког­
да один новичок в классе, ему сперва трудно бывает, а вы все в
одинаковом положении — все новички. Давайте поскорей знако­
миться.

После переклички учительница сказала:

— Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

Шурика уже второй раз в жизни называли по фамилии. Он сразу вскочил и подошел к окну. Дотянуться до ручки ему было нелегко. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках. За окном, на улице, он увидел маму. Она стояла, закрыв зонтик, не обращая внимания на дождь, который струйками стекал с плаща, и водила глазами по окнам школы. Мама, наверное, хотела угадать, в каком классе си­дит Шурик.

...Ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть ей: «Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка!.. Все хорошо!»

Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

После чтения воспитатель задает вопросы.

— Почему рассказ называется «Первый день»?

— Почему волновалась мама?

Воспитатель напоминает детям, что осенью они тоже пойдут в
1-й класс и, наверное, они, их родители тоже будут волноваться
в первый день. '

108. Предметный мир

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель. Закрепить знания детей о классификации транспорта, кто каким транспортом управляет и где какой транспорт распо­лагается. (Описание хода игры см. в занятии 24.)


| ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

| 109. Семья

% Воспитатель беседует с детьми о старших членах семьи — ба-'! бушках и дедушках, предлагает детям узнать у них, кто были их I родители, чем они занимались, где жили. Объясняет, что родите-I ли бабушек и дедушек — это прабабушки и прадедушки детей.

I 110. Детский сад

1 Во время завтрака воспитатель спрашивает детей, кто приго-§товил такую вкусную кашу? Как зовут поваров детского сада? | Предлагает нескольким детям сходить на кухню и поблагодарить | поваров за их работу. Просит тех детей, которые пойдут на кух-| ню, объяснить, как они туда дойдут.

111. Родной город

^Занятие 18 « Что такое музей ?»

Цель. Познакомить детей с историей создания музеев, кто ,|в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать зна-|ния об историческом или краеведческом музее города.

| Наглядный материал. Иллюстрации с изображени­ем здания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, Исторического му­зея в Москве (или краеведческого в другом городе); фотогра­фии с изображением различных экспонатов этих музеев.

Ход занятия. — Скажите, ребята, у вас дома есть иг­рушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей.)

— У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интерес­ное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни йюди очень любили живопись и покупали картины, которые по­том оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, по­суду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то определен­ных предметов называется коллекцией. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Есть коллек­ции марок, есть коллекции картин и др.

Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои Коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все


желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, назы­вается музей. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

Первый музей в России появился при царе Петре I. Называется он Кунсткамера. Этот музей существует и сейчас в городе Санкт-Петербурге. Если вы там будете, обязательно попросите родителей вас туда сводить, и вы увидите там разные диковинные вещи: древ­ние рукописи^ старинные пушки. А еще там можно увидеть бараш­ка с восемью ногами, овечку с двумя языками. (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением здания Кунсткаме­ры и, если есть, фотографии некоторых экспонатов)

Сейчас существует много разных музеев. Есть даже Музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, которыми играли боль­ше ста лет назад.

А есть музей, где вы можете увидеть чучело динозавра, ог­ромную коллекцию бабочек. Их больше тысячи, и все они раз­ные, со всех концов света. Это Зоологический музей.

В Москве на Красной площади находится один из самых ин­тересных музеев—Исторический. Как вы думаете, что там можно увидеть? (Предположения детей.) Музей называется Истори­ческим, потому что в нем собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны — Рос­сии, о том, какие люди в ней жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославились.

Если вы пройдете по всем залам Исторического музея, вы сможете увидеть, в каких пещерах жили древние люди, каки­ми орудиями труда они пользовались, какая у них была посу­да, одежда.

В Историческом музее можно увидеть первый телефон, пер­вую электрическую лампочку, книги, которые люди читали мно­го-много лет назад. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом фотографий различных экспонатов музея.)

В Москве очень много разных музеев. Попросите родителей сводить вас в какой-нибудь музей, а потом вы нам всем расска­жете, что видели.

Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя там вести. Как вы сами думаете, как надо себя вести в музее? (Предполо­жения детей.)

Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, что­бы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного.


Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете по­чему? (Предположения детей.) Представьте себе, если вдруг все будут трогать древние предметы руками, во что они превра­тятся?

Теперь вы знаете, что в выходные дни с родителями можно сходить в музей. В музее вы узнаете много интересного.

112. Родная страна

и Знакомство с глобусом. Воспитатель вносит в группу гло­бус.

— Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей.)

— Мы с вами уже рассматривали карту. Изображения на гло­
бусе напоминает изображение на карте. Глобус — это модель
Земли. Слово глобус обозначает шар.

Наша планета Земля — огромный шар, который летает в кос­мосе вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг себя. Облетела Земля вокруг Солнца—прошел год. Повернулась вок­руг себя — прошли сутки, т.е. день и ночь.

— Посмотрите на глобус. Какой краски больше всего? (Голубой.)

— Вы уже знаете, что обозначает на карте голубая краска.
Скажите. (Это моря и океаны.) А вот суша раскрашена разны­
ми красками. Что обозначает зеленая краска? (Леса, равнины.)
А коричневая? (Горы.) А вот здесь много желтой краски, что это
значит? (Здесь находится пустыня.) На суше встречаются го­
лубые пятнышки и ниточки. Это что? (Реки и озера.) Вы хорошо
запомнили все, что я вам рассказывала, когда мы знакомились с
картой. Попробуйте найти на глобусе нашу страну. (Воспита­
тель помогает детям.)Ка.
глобусе можно найти разные страны.
А сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Чтолишнее?»

Цель. Закрепить знания детей о природе и животном мире России, особенностях труда, национального костюма.

Воспитатель для игры подбирает иллюстрации с изображени­ем природы и животного мира России и других стран, например пальмы, слоны, жирафы и т.д., а также изображения людей в русских национальных костюмах и костюмах других стран, на­пример Японии, Индии; хлебных полей России и рисовых по­лей, полей, хлопка и др.

Предъявляет детям по четыре картинки, одна из которых не относится к России. Дети должны сказать, что лишнее) и отве­тить, почему они так решили.


113. Труд взрослых

Воспитатель продолжает знакомить детей с различными про­фессиями людей. Подбирает картинки с изображениями различ­ных спортсменов и людей искусства (балерина, певец, музы­кант, художник и др.).

Сначала воспитатель предлагает детям назвать, кто изобра­жен на картинках, а потом разложить эти картинки на две груп­пы — спортсмены и люди искусства.

114. Предметный мир

Игровое задание «Кому что нужно»

Цель. Развивать логическое мышление детей, закрепить зна­ния о различных предметах одежды.

Воспитатель подбирает для упражнения следующие картинки:

— мужчина, женщина, девочка, мальчик;

— предметы одежды для мужчины, женщины, мальчика и де­
вочки.

У каждого ребенка предметная картинка с изображением ка­кой-либо одежды. Необходимо подобрать одежду для мужчины, женщины, девочки или мальчика. Ребенок должен поставить свою картинку под соответствующую картинку с изображением взрос­лых и детей и объяснить свой выбор.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

115. Семья

Знакомство с родословным древом. Воспитатель спрашива­ет детей, что они узнали у своих бабушек и дедушек об их ро­дителях. Объясняет детям, что прабабушки, прадедушки, а так­же прапрабабушки и прапрадедушки — это их предки, которые жили задолго до нас и наших родителей.

и Все родственники могут быть занесены в специальную таб­лицу, которая носит название генеалогической таблицы или ро­дословного древа. Воспитатель показывает детям такое родослов­ное древо и объясняет, как оно составляется. Предлагает вместе с родителями составить родословное древо своей семьи. Для родителей специально на стенде вывешивается информация о том, как составляется это древо.

Воспитатель предлагает родителям составить очень простое дре­во по какой-то одной линии—по отцовской или по материнской.


Основатель рода помещается обычно внизу, подобно корню.

На стволе — его прямые потомки, а на ветвях более дальние родственники. Древо можно составить по отцовской линии или по материнской.

116. Детский сад

Воспитатель предлагает детям отремонтировать книги для малышей. Объясняет, что малыши еще не умеют аккуратно пользоваться книгами и поэтому часто их рвут. Воспитатель ; из младшей группы попросила старших детей подклеить кни­ги. После объяснения, как это нужно делать, дети выполняют ■работу. После работы все книги рассматриваются и воспита-' тель предлагает детям (3—4 человека) отнести их в младшую группу. {Предварительно все обговаривается с воспитате­лем младшей группы.)

117. Родной город

Воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как надо себя ■ вести на улицах города. После этого читает рассказ.

САНКИ

Летом Оле исполнилось шесть лет. А теперь зима. Из садика Олю давно возят на санках. Но покататься на санках так хочется. Как быть?

— Бабушка, дай, пожалуйста, мне санки покататься, — попро-
' сила Оля.

— А где же ты будешь кататься?

— Во дворе, бабушка, только во дворе.

— Ну, хорошо, — и бабушка разрешила Оле взять санки.
Вышла Оля во двор, села на санки. Но вот беда, санки не едут.

1 Оля отталкивается ногами, а санки стоят. Прибежала подружка

§

".; Шура и позвала девочку на улицу. Дорога на улице шла под гору. Она «, была гладко укатана машинами. И санки здесь бежали сами. I; Забыла Оля свое обещание бабушке. Побежала на улицу с под-$?■' ружкой. Сели девочки на санки и покатились вниз. Скатились раз, | второй. Понравилось.

Вдруг из-за поворота вышла автомашина. Девочки испугались. Не знают, как остановиться. А санки едут все быстрее.

— Ой, мама! — закричала Оля.

Но водитель грузовика заметил девочек. Он вовремя остановил грузовик. Для этого ему пришлось свернуть с дороги, заехать в снег. С девочками ничего не случилось. Водитель грузовика посмотрел на них сердито и отобрал санки.

После чтения воспитатель беседует с детьми о том, что сдела­ли девочки неправильно и как могло бы все закончиться.

5-1136


118. Родная страна

"Занятие 19 «Знакомство с жизнью народов Севера»

Цель. Закрепить знания детей о своей стране — России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жи­лища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Наглядный материал. Физическая карта России Картина «Дети Севера» из серии «Наши маленькие друзья» (авт. Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина. — М., Просвещение, 1970).

Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума; изде­лия, сделанные из меха и расшитые бисером.

Ход занятия. Воспитатель вывешивает карту России.

— Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать гра­
ницу России? {Воспитатель вызывает желающих и помогает им
провести указкой вдоль границы России.)
Мы уже говорили с вами,
что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. На­
зовите, какие города вы знаете. (Дети вспоминают названия рос­
сийских городов.)
В России много рек. Давайте их найдем на карте
и вспомним названия. (Воспитатель вызывает желающих, помо­
гает детям провести указкой вдоль рек, предлагает прочитать
названия, если ребенок умеет читать, или читает сам.)

— Да, ребята, мы с вами живем в чудесной стране — Рос­
сии. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) теп­
ло и светит солнце, на севере (показывает указкой) лежит снег.
В России живет много разных народов, не только русские. Се­
годня мы с вами поговорим о народах Севера, которые живут
вот здесь (показывает на карте).

На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление — северное сияние, которое переливается разными цветами. (Пока­зать иллюстрацию с изображением северного сияния.)

— Природа России очень разнообразная, мы с вами об этом
уже говорили. Это и леса, и горы, и степи. А кто помнит, как
называется густой дремучий лес? (Тайга.)

На Севере есть районы, где на много-много километров тя­нется тундра. Повторите это новое слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. По-


|чтився тундра покрыта лишайниками. Вот посмотрите на эту кар-инку. (Показывает иллюстрацию, изображаюгцую лишайник.) це в тундре можно встретить карликовую березку. (Показыва-,^.1 картинку.) Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая.)

У — Какие ягоды вы собираете в лесу? (Землянику, чернику.) А В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные мо­розы, — это брусника, голубика, морошка. (Показывает картинки)

— Тундра подходит к северным морям. (Показывает на карте.)

— А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей.)

— Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж. (По­
казывает картинки.)

— А еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного

песца. (Показывает картинку.)

— Но больше всего там северных оленей. Их разводят те
народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки и мно­
гие другие. Их профессия — оленеводы. Повторите это слово.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные !пюди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для жи­вотных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съе-!дят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят дале-?ко, к берегам Северного Ледовитого океана.То место, где живут [оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Живут |% стойбищах в чумах.Чум делают из оленьих шкур. (Воспита-Ътель показывает иллюстрацию с изображением чума.) Чум I можно быстро разобрать и перевезти на другое место. I Олень — это животное, которое кормит и одевает северян. | Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. I Рыбу ловят и в морях, и в реках.

! Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей стра-:■ ны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. (Показывает картину «Дети Севера».)

— Кого вы видите на этой картине? (Дети перечисляют, во­спитатель не комментирует, давая возможность вниматель­нее рассмотреть!) 1 — Что делают дети? (Катаются на санях.) Эти легкие длин-

{

ные сани называются нартами. Нарты — повторите это слово.
Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на ло­
шади или на автомобиле. А управляет оленями каюр.Мы много
! с вами знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите
в руке у каюра? (Ответы детей.) Это длинный шест. Зачем он
ему? (Чтобы погонять оленей.)
6* 131


— Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице хо­
лодно? (Нет.) Почему вы решили, что не холодно? (На них теп­
лая одежда.)

— Рассмотрим внимательнее эту одежду. Из чего она сшита?
(Измеха.) Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а
малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь. В них
на Севере зимой и ходят, и работают. Некоторые рукодельницы
очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких
расшитых малицах. На ногах у детей обувь тоже из оленьего меха,
а на головах Шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

— Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает севе­
рян, но он для них и основной вид транспорта.

Народы Севера очень талантливы. Они делают очень краси­вые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расши­вают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером.)

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на рус­ские народные. Народы Севера придумывают много сказок. Се­годня я вам расскажу одну из таких сказок. Называется она

КУКУШКА

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, прине­сите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. На­конец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук кры­лья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, —
закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.


Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

; После чтения воспитатель спрашивает детей: «Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей?» (От­веты детей.) Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухажи­вать за ними, особенно когда они болеют.

119. Труд взрослых

Воспитатель беседует с детьми о труде взрослых: просит их назвать, какие профессии они знают. Спрашивает, с какими вра­чами они встречались в поликлинике: терапевт, окулист, хирург, отоларинголог. В поликлинике есть разные кабинеты: рентгено­вский кабинет, лаборатория, где можно сдать на анализ кровь, есть аптечный киоск, где можно купить лекарства.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных