Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 3 страница




— Кто ходит в детский сад?

— Почему дети ходят в детский сад?

— Кто работает в детском саду? Зачем нужна работа сотруд­
ников?

— Какие помещения есть в детском саду? (Группы, физкуль­
турный и музыкальный залы, кухня и т.д.)

В конце беседы воспитатель делает вывод о том, что в детс­ком саду сотрудники заботятся о том, чтобы детям было хорошо, и их труд нужно уважать.

33.Родной город

Воспитатель спрашивает детей, узнали ли они у родителей, от­куда у Неглинной улицы и у улицы Арбат такие названия. Предло­жить тем, кто узнал, рассказать другим детям. Если родители не смогли рассказать детям об этом, воспитатель рассказывает сам.

Неглинная улица— это название тоже с древних времен, когда и улицы-то здесь не было, а текла река Неглинка. Она про­текала вокруг Кремля и впадала в Москву-реку. Река эта была неглубокая, но весной разливалась и затапливала близлежащие дома. Когда город вырос, река стала мешать строить дома. И тогда ее спрятали под землю, в трубы. Она и сейчас там течет, а наверху улица, которая называется Неглинная.

А вот улица Арбат.Звучит как-то не по-русски. Откуда такое нерусское название?

Когда-то, когда Москва еще была не такой большой, в этом месте был пригород. И здесь, недалеко от Кремля, поселились купцы с Востока. Они привозили сюда свои товары, строили магазины, и люди приезжали к ним за этими товарами. По-араб­ски, т.е. по-восточному, арбад— это пригород. Может быть от­сюда и такое название.

А еще здесь телеги делали, повозки, которые называли по-восточному — арба.Может быть название улицы и от этого .слова.


Но откуда бы не произошло это название, мы знаем, что оно не русское, а восточное.

Мы с вами уже знаем много названий улиц и по этим назва­ниям кое-что узнали об истории нашего города: и то, что здесь протекала река Неглинка, и то, что через Москву проходило много дорог к другим городам, и то, что в Москве жили восточные купцы. Как много могут рассказать названия улиц!

Но не во всех странах улицам дают названия. Вот, например, в Америке или Англии говорят просто: «Пятая улица, Шестая ули­ца». И ничего нельзя узнать об истории города, об истории со­здания этих улиц. А в России всегда улицам давали названия, и по ним мы можем многое узнать о том, что происходило очень-очень давно.

34. Родная страна

Воспитатель беседует с детьми о городах:

— Ребята, мы с вами живем в большой стране. Как она на­
зывается?

— В России много городов. Какие города вы знаете?
— Чем город отличается от деревни?

— А чем один город отличается от другого?

 

— У каждого города свое лицо — это здания. Какие здания
вы знаете?

— А зачем человеку нужны здания? Да, прежде всего чело­
веку нужны дома, где бы он мог жить, т.е. жилые дома.

— Какие бывают жилые дома? {Одноэтажные, многоэтаж­
ные, разного цвета, с разными окнами и т.д.)

— Но взрослые люди где-то работают. Поэтому в городах есть
здания, в которых они работают. Что это за здания? (Ответы де­
тей.)
Да, это фабрики, заводы, банки и т.д. {Воспитатель показы­
вает иллюстрации с изображением производственных зданий.
)

— Взрослые идут на работу, а куда идут дети? (В школу, в
детский
сад.) Воспитатель выставляет иллюстрации с изображе­
нием зданий детских садов и школ.

— Чем эти здания отличаются от жилых домов? (Большие
окна, чтобы было много света для учебы, не очень много эта­
жей, возле зданий стадионы, спортивные площадки и т.д.)

— Но есть здания, без которых не обходится ни один город.
Посмотрите, что это за здания. (Выставляет иллюстрации с изо­
бражением зданий магазинов, ателье, парикмахерских, почты,
аптеки и т.д. Дети называют здания и рассказывают, для чего
они нужны.)


 

— Есть еще здания, которые можно увидеть во многих горо­
дах, селах, деревнях. (Выставляет иллюстрации с изображени­
ем соборов Москвы и других городов России.)
Что это за здания?

— Да, это церкви, храмы, соборы. Сюда приходят те, кто ве­
рит в Бога, чтобы помолиться ему.

— Чем отличаются храмы от других зданий? (Предположе­
ния детей.)
Храмы можно узнать по куполам. У обычных зда­
ний — крыша, а у храма — купол. Купола покрывают золотом,
и они блестят на солнце, украшая города и села России.

— В каждом городе есть и другие красивые здания. (Выс­
тавляет иллюстрации с изображениями известных зданий раз­
ных городов, памятников архитектуры, например здание Зим­
него дворца, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, зданий в Ярос­
лавле, Костроме и других древних русских городах.)

Воспитатель обращает внимание детей на все иллюстрации, которые он выставлял на стенде по ходу своего рассказа.

— Посмотрите, как много красивых зданий в русских горо­
дах. Все эти здания строили люди дваным-давно, строят и сей­
час. (Добавляет несколько иллюстраций с изображениями со­
временных красивых зданий из разных городов России.)

Мы с вами говорили, что в России очень красивая природа, но талантливые русские мастера сделали красивыми города и села нашей страны. Русский народ гордится своей страной, и вы, когда станете взрослыми, может быть тоже построите краси­вые здания, которыми будут любоваться люди.

Труд взрослых

Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел».

Перед чтением воспитатель беседует с детьми:

— Мы с вами говорили, что наша страна очень большая, в
ней много городов, сел. На каком виде транспорта можно доб­
раться до другого города? (На поезде.)

— Да, на поезде. На железной дороге работает очень много
разных людей. Я вам сейчас прочитаю несколько рассказов из
книги Б. Житкова «Что я видел» про мальчика, который с роди­
телями однажды поехал на поезде в первый раз в жизни И вот,
что он увидел.

ВОКЗАЛ

Я думал.что железная дорога такая: она как улица, только вни­зу земля и не камень, а такое железо, как на плите, гладкое-глад­кое. И если упасть из вагона, то о железо очень больно ушибешься. Оттого и говорят,чтобы не вылетел. И вокзала я никогда не видел.


Вокзал — это просто большой дом. Наверху часы. Папа гово­рит, что это самые верные часы в городе. А стрелки такие боль­шие, что — папа сказал — даже птицы на них иногда садятся. Часы стеклянные, а сзади зажигают свет. Мы приехали на вокзал вечером, а на часах все было видно.

У вокзала три двери, большие, как ворота. И много-много лю­дей. Все входят и выходят. И несут туда сундуки, чемоданы, и те­теньки с узлами очень торопятся.

А как только мы подъехали, какой-то дяденька в белом фартуке подбежал да вдруг как схватит наши вещи! Я хотел закричать «ой», а папа просто говорит:

— Носильщик, на Москву, восьмой вагон.

Носильщик взял чемоданы и очень скоро пошел прямо в двери. Мама с корзиночкой за ним даже побежала. Там, в корзиночке, у нас колбаса, яблоки, и еще я, видел, мама конфеты положила.

Папа схватил меня на руки и стал догонять маму. А народу так много, что я потерял, где мама, где носильщик. Из дверей наверх пошли по лесенке, и вдруг большая-большая комната. Пол камен­ный и очень гладкий, а до потолка так ни один мальчик камнем не добросит. И всюду круглые фонари. Очень светло и очень весело. Все очень блестит, и в зеленых бочках стоят деревья, почти до са­мого потолка. Они без веток, только наверху листья большие-боль­шие и с зубчиками. А еще там стояли красные блестящие шкафчики. Папа прямо со мной к ним пошел, вынул из кармана деньги и в шкафчик в щелочку запихнул деньгу, а внизу в окошечко выскочил беленький билетик.

Я только сказал:

— Почему?

А папа говорит:

— Это касса-автомат...

КАКАЯ ПЛАТФОРМА

Папа быстро пошел со мной, куда шли с чемоданами. Я смот­рел, где мама и где носильщик, но их нигде не было. А мы пошли в дверь...

Я думал, что мы вышли на улицу, а здесь сверху стеклянная крыша. Это самый-то вокзал и есть. Тут стоят вагоны гуськом, один за другим. Они друг с другом сцеплены — это и есть поезд. А впере­ди — паровоз. А рядом с вагонами шел длинный пол.

Папа говорит:

— Вон на платформе стоит мама с носильщиком.

Этот длинный пол и есть платформа. Мы пошли. Вдруг мы слы­шим — сзади кричат:

— Поберегись! Поберегись!

Мы отянулись, и я увидел — едет тележка, низенькая, на ма­леньких колесиках, на ней стоит человек, а тележка идет сама, как заводная. Тележка подъехала к маме с носильщиком и оста­новилась. На ней уже лежали какие-то чемоданы. Носильщик бы­стро положил сверху наши вещи, а тут мы с папой подошли, и папа говорит:

— Вы не забыли? Восьмой вагон.


А сам все меня на руках держит. Носильщик посмотрел на папу, засмеялся и говорит:

— А молодого человека тоже можно погрузить.

Взял меня под мышки и посадил на тележку, на какой-то узел. Папа крикнул:

— Ну, держись покрепче!
Тележка поехала, а мама закричала:

— Ах, что за глупости! Он может свалиться! — и побежала за
нами.

Я боялся, что она догонит и меня снимет, а дяденька, что стоял на тележке, только покрикивал:

— Поберегись! Поберегись!

И тележка побежала так быстро, что куда там маме догнать!

Мы ехали мимо вагонов. Потом тележка стала. Тут подбежал наш носильщик, а за ним папа, и меня сняли.

У вагона в конце — маленькая дверка, и к ней ступеньки, будто крылечко. А около дверки стоял дядя с фонариком и в очках. На нем курточка с блестящими пуговками, вроде как у военных. Мама ему говорит:

— Кондуктор, вот мой билет.

Кондуктор стал светить фонариком и разглядывать мамин билет.

ВАГОН

В вагоне — длинный коридор, только узенький. Потом мама отворила дверь, только не так, как в комнате, что надо тянуть к себе, а дверь как-то вбок уехала. И мы вошли в комнату. Мама поса­дила меня на диван, напротив тоже диван, а под окошком столик, как полочка. Вдруг в окошко кто-то постучал. Я посмотрел, а там за окном папа. Смеется и мне пальцем грозит. Я встал ногами на диван, чтобы лучше видеть, а диван мягкий и поддает, как качели. Мама сказала, чтобы я не смел становиться ногами на диван, и посадила меня за столик.

КАК МЫ ПОЕХАЛИ И вдруг громко-громко загудел гудок. Сзади дядя сказал:

— Ну вот, паровоз свистнул — значит поехали.

А папа за окном что-то кричал, только ничего не слышно. Рот раскрывает, а ничего не слышно.Потом под полом заурчало, и на платформе все поехали назад, а это мы поехали вперед, и все замахали руками и шапками. А папа шел рядом с нашим окном, махал шапкой и что-то ртом говорил. Ничего не было слышно.

Мама мне сказала:

— Помаши папе ручкой.

Я стал махать; папа засмеялся. А мама все говорила:

— Хорошо! Хорошо!

А все равно она ничего не слыхала, что ей папа говорил. Мы уже совсем скоро поехали. Папа немножко пробежал, махнул рукой и остался.

После чтения воспитатель может побеседовать с детьми:

— О каких профессиях они узнали из рассказа? (Носильщик,
кондуктор.)


— Кто из вас ездил на поезде? Все ли было так, как з расска­
зе Б. Житкова? Расскажите, что видели вы. (Выслушивает рас-
скал,/ детей.)

36. Предметный мир

Занятие 5 «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Названия тканей»

Цель. Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить детей с классификацией одежды по се­зонам — зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей о свойствах ткани — толстая, тонкая, разноцветная, одно­тонная, прочная и т.д. Познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения.

Наглядный материал (демонстрационныйматериал). Картинки с изображением людей (детей), одетых в разную одеж­ду в зависимости от времени года. Картинки с изображением стада овец, уборки хлопка,ткацких станков.

Р а ч д а г о ч н ы й материал. Предметные картинки с изображением предметов одежды для разных времен года (паль­то, куртки, платья и т.д.); лоскутки разной ткани на каждый стол (шерстяной, хлопчатобумажной и шелковой).

Ход занятия. Воспитатель выставляет перед детьми кар-тинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зави­симости от времени года.

— Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, я сейчас
вам прочитаю небольшие стихи , а вы попробуйте определить, к
какой картинке эти стихи подходят.

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца.

А. Плещеев

— О каком времени года это стихотворение? Какую картинку вы
бы к нему выбрали? (Вызванныйребенок показывает на картинку
с изображением осени, на которой люди в осенней одежде.)

— 11очсму ты так решилГа)? (Темное небо, дождь, люди в
куртках, плащах, пальто.)


Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И. Суриков

— Почему вы подобрали эту картинку? (Кругом снег, дети
одеты в шубы, на ногах валенки; на голове теплые меховые
шапки; дети катаются на санках.)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною... Л

Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! А. Плещеев

— Какая картинка подходит к этому стихотворению? Почему
вы так думаете? (На картинке яркий солнечный день. На земле
еще лежит снег, но везде ручьи и дети пускают кораблики.
Дети одеты в легкие пальто, шапочки.)

Пришел июнь.

«Июнь, Июнь!» —

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.

С. Маршак

— О каком времени года говорится в стихотворении? Поче­
му вы так решили? (Потому что июнь летний месяц.) Какую
картинку вы подберете ? Почему именно эту? (Потому что на
ней дети в летних платьях, сарафанах, легких футболках, шор­
тах. На голове у них панамки, легкие кепки.)

— Вы правильно подобрали картинки к этим стихам и обра­
тили внимание на то, что люди одеты в разные времена года в
разную одежду. У вас на столах лежат картинки с изображением
разной одежды. Сейчас мы попробуем подобрать одежду к на­
шим картинкам о временах года.

— Сначала поднимите свои картинки те, у кого изображена
одежда для зимнего времени года. (Дети поднимают картин­
ки, и воспитатель предлагает им выйти и поставить свои кар­
тинки под картинкой с изображением зимы.)
Как вы думаете
можно назвать одежду для зимы одним словом? (Зимняя.) Пра­
вильно, одежду для зимы мы называем зимней — зимнее паль­
то, зимняя куртка.

— А теперь поднимите картинки те, у кого изображена одеж­
да, которую люди надевают летом? (Предлагает детям выйти и


 


поставить свои картинки под картинкой с изображением лета.)

— Как вы думаете, каким одним словом можно назвать одеж­
ду для лета? (Летняя.) Правильно, одежда для лета — летняя:
летнее платье, летняя рубашка, летний сарафан.

— А теперь давайте посмотрим, какая же одежда изображена
на картинках у остальных ребят. (Предлагает выйти тем де­
тям, у кого остались картинки.)
Куда бы вы поставили свои
картинки? (Обращает внимание детей на то, что и пальто, и
плцщи, и куртки, которые изображены на их картинках, мож­
но поставить и к осени, и к весне.)

— Как же можно назвать одежду и для осени, и для весны?
[Предположения детей?) Про такую одежду можно сказать —
демисезонная, т.е. ее носят между сезонами — между летом и
зимой. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют
слово «демисезонная» хором и индивидуально.)

— Итак, мы с вами узнали, что одежду можно разделить на
три группы: зимнюю, летнюю и демисезонную. По какому при­
знаку мы разделили одежду на три группы? (По тому, в какое
время года эту одежду носят.)

— Из чего шьют одежду? (Из ткани.) Какие свойства ткани
вы знаете? Как люди эти свойства используют при шитье одеж­
ды? (Ткань прочная, она легко шьется, она не расползается в
воде, ее можно стирать, гладить.)

— У вас на столах лежит несколько лоскутков ткани. Выбе­
рите ту ткань, из которой можно сшить летнюю одежду, и подни­
мите лоскуток этой ткани. (Дети выполняют задание.) Почему
вы подняли этот лоскуток? (Воспитатель обращается к детям
индивидуально и выслушивает их ответы
ткань тонкая,
легкая, в ней не будет летом жарко.)

— А теперь поднимите лоскутки ткани, из которой можно
сшить зимнюю одежду. Почему вы выбрали именно этот лос­
куток?

— Поднимите лоскутки ткани, которая подойдет для демисе­
зонной одежды.

— Вот видите, как много разной ткани придумали люди. А
как же они делают ткань? Ведь посмотрите какая ткань разная —
и толстая, и тонкая? (Предположения детей.)

— Для зимней и демисезонной одежды люди часто исполь­
зую г шерстяные ткани, потому что они теплые, плотные и в них
не холодно. А делают они эти ткани из шерсти овец. (Выставля­
ет картинку с изображением стада овец или предметную кар-


тинку.) В определенное время овец стригут и из этой шерсти делают ткани.

Они и называются шерстяные — от слова «шерсть». (Дети повторяют слово «шерстяные».) Попробуйте найти у себя на столе лоскуток шерстяной ткани и поднимите его. (Дети под­нимают лоскутки.) Почему вы решили, что именно этот лоску­ток — шерстяная ткань? (Потому что он толстый, плотный.)

— А вот для летней одежды ткань делают совсем по-друго­му. Для нее выращивают специальное растение — хлопок. (Если есть настоящий хлопок в коробочке, можно показать детям, если нет, показать картинку с изображением хлопка.) Расти хлопок может только в жарких странах, он очень любит тепло и воду. В жарких странах воды мало, поэтому, чтобы полить хлоп­ковые поля, люди прилагают много усилий. Цветок хлопка по­хож на коробочку, заполненную ватой. Вата — это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди достают хлопок из коро­бочек, а потом специальные машины делают из него ткань — ситец, сатин, байку. Вот посмотрите на мои кусочки ткани — сатин плотный, ситец потоньше, а байка мягкая, ворсистая. (Пред­лагает детям потрогать лоскутки ткани, просит их назвать ткань, которую они обследуют. Дети повторяют новые сло­ва «ситец», «сатин», «байка».)

— А теперь посмотрите на те лоскутки, которые у вас на сто­
ле, найдите ткань из хлопка и попробуйте описать ее и назвать.
(Дети выполняют задание, если они забывают название тка­
ни, воспитатель им напоминает.)

— Мы узнали, что шерстяную ткань делают из шерсти овец,
летнюю ткань — ситец, сатин, байку — делают из растения —
хлопка. Но у вас на столе лежит еще один лоскуток. Опишите
мне его, что это за ткань. (Ткань тонкая., легкая, разноцветная,
гладкая.) Для
какой одежды можно использовать эту ткань? (Для
летней.)
Почему? (Потому что ткань очень легкая, в платье
из такой ткани не будет жарко.)
Эта ткань называется шелк.
Повторите это новое слово. (Дети повторяют слово хором и
индивидуально.)
А кто-нибудь из вас знает, как делают шелк?
{Предположения детей.)

— А шелк, ребята, людям дают специальные гусеницы, они
так и называются — шелкопряды, потому что прядут шелковую
нить. Вы когда-нибудь видели наука в паутине? Паук прядет тон­
кую паутину, а гусеница-шелкопряд прядет тонкую-тонкую шел­
ковую нить. Таких гусениц специально разводят. Они питаются
листьями только одного дерева — тутового. Тутовые деревья


растут в теплолюбивых странах, их специально выращивают для гусениц-шелкопрядов. Впервые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шелковой ткани, и поэтому шелк был одной из самых дорогих тканей. Эти шелковые нити специально обрабатывают и потом делают шел­ковые ткани: они очень легкие, приятные на ощупь и в них не­жарко летом. Поэтому из шелка шьют одежду в жарких стра­нах — Японии, Индии.

— Итак, ребята, мы сегодня с вами поговорили об одежде и
тканях. Что нового вы узнали об одежде? {Если дети не отве­
тят, воспитатель спрашивает их, на какие три группы мож­
но разделить одежду.)

— А что нового вы узнали о ткани? (С помощью наводящих
вопросов дети вспоминают названия тканей: шерсть, шелк,
ситец, сатин, байка; из чего делают ткани.)

— А теперь посмотрите на свою одежду и попробуйте опре­
делить, из какой ткани она сшита. {Подсказывает детям, если
они будут затрудняться.)
Когда прийдете домой, попробуйте
найти одежду, сшитую из знакомых вам тканей.

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

37. Семья

Рассмотреть с детьми герб Москвы, вспомнить, что изобра­жают символы.

и Предложить детям придумать герб своей семьи, порассуж­дать с ними о том, что может быть изображено на гербе семьи. Поговорить с родителями о том, чтобы они подключились к этой работе с детьми.

38. Детский сад

Работа на участке. Предложить детям собрать листья, подме­сти веранду. Полюбоваться своей работой, обратить внимание на то, как на участке стало красиво. Спросить, кому из сотрудни­ков детского сада они помогли. Напомнить, что сейчас дворнику очень трудно следить за чистотой на участке, потому что листо­пад, и дети должны помогать ему.

39. Родной город

^ Предложить детям сделать небольшой макет улиц своего микрорайона: сначала расчертить на плане-схеме, где какие ули­цы находятся, вспомнить их названия. Затем обозначить перекре-


стки, вспомнить и обозначить пешеходные переходы, светофо­ры, некоторые знакомые детям дорожные знаки.

Уточнить и закрепить знания детей о названиях близлежащих улиц, правилах поведения на улице, правилах дорожного дви-жеяия.

40. Родная страна

Занятие 6 «Страна, в которой мы живем. Природа России»

Цель. Закрепить знания детей о названии страны, ее приро­де. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление бе­речь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Наглядный материал. Физическая карта России. Ил­люстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.

Ход занятия. Воспитатель вывешивает на доску физи­ческую карту России.

— Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? {Предполо­
жения детей.)
Это карта.У нас в группе висит карта Москвы. А
сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется стра­
на, где мы живем? (Россия.) Размеры на карте уменьшены в сот­
ни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.

На этой карте изображена не только Россия, но и другие стра­ны. А как можно узнать, где какая страна? {Предположения де­тей.) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой про­веду по границе России, и вы увидите, какую территорию зани­мает наша страна. {Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям.) Большую террито­рию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, ко­торые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько тер­ритории других стран меньше России. {Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и др.)

— Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая,
можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?

— Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? {Предпо­
ложения детей.)
Это города. Посмотрите, сколько много горо-


дов в России. Назовите, какие вы знаете города, и мы попробу­ем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте.) Давайте вместе с вами прочитаем на­звания еще нескольких городов. (Предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам пока­зывает и читает названия разных городов России. Затем выс­тавляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов.) Карта нам рассказала, что в России очень мно­го городов.

— Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте?
Что это за синие волнистые линии, которых очень много? (Пред­
положения детей.)
Это реки. Рек в России тоже много. Какие
реки вы знаете? (Москва-река, Неглинка и др.) Названия рек
тоже написаны на карте. {Читает названия самых известных
рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до ус­
тья реки,
Волга, Лена, Енисей и др. Выставляет на стенд
иллюстрации с изображением рек.)

— А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря.) Да,
это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает
нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с
ними читает названия морей. Обращает внимание детей на
то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на
стенд иллюстрации с изображением моря.)

— Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Зе­
леный.)
А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Пред­
положения детей!)
Да, зеленый цвет — это лес. Посмотрите,
как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изо­
бражением леса.)
В России самый огромный лес на земле —
тайга. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и
индивидуально.
)

— А что дают леса? (Ответы детей.) Лес — это дерево, из
которого делают огромное количество разных предметов; бума­
гу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбо­
мы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различ­
ные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб — богат­
ство России. Но хлеб — это богатство, которое человек добывает
своими руками. А лес — это природное богатство, его много, но
к нему нужно относиться очень бережно.

— Еще какой цвет вы видите на карте? (Коричневый.) А что он
обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочи­
таем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей пока­
зать горы и читает названия
Уральские горы, Кавказские горы


и др.) А что дают горы? (Предположения детей.) В горах добыва­ют полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезршю ископаемые добывают. А что такое полезные ископае­мые? (Предположения детей.) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, ал­мазы, которые составляют богатство страны.

— И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет.
Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная —
трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок.
(Выставляет иллюстрации с изображением степи!)

— Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же
она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали?
(Ответы детей!)

Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.

— Наша страна Россия — очень большая. В России много
городов. Природа России очень разнообразная — много рек,
морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много раз­
ных полезных ископаемых.

— Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется
«Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из
этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с
писателем Баруздиным летел на самолете над Россией. Они про­
летали над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь. (Пока­
зывает на карте Сибирь и Дальний Восток.)
Глава называется:

САМАЯ БОЛЬШАЯ, САМАЯ БОГАТАЯ

— Сибирь и Дальний Восток — самая большая, самая богатая
у нас в стране земля, больше всей Америки, — объяснял я.

Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы:

— А это какая река?

Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетали: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Лену.

...Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много ста­рых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мир­ный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы.

...На самых больших сибирских реках строятся мощные элек­тростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудес­ную рыбу — омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны уби­рают богатый урожай.


На севере Сибири добывают алмазы, а смелые охотники чукчи охотятся на моржей.

Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране — России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрос­лыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных