ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 1 страницаОзнакомление Дошкольников С окружающим И социальной Действительностью Старшая и подготовительная группы
А 45 ПРЕДИСЛОВИЕ
18 В\т 5-901789-01-6 © Алешина Н.В. 200? © Алешина Н.В. 2<>(М © ООО «Олнче 1рн1..и......... ЛШЗ © ООО «Ц| Л» ЛИП В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении (младший дошкольный возраст) до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны. В то же время идет расширение представлений об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания. Вниманию читателей предлагается система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим и социальной действительностью. Это продолжение той работы, которая началась в младшей и средней группах. Содержание данного пособия составляют те же темы, что и в пособии для детей средней группы: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир. Материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей. Следует учитывать, что все перечисленные темы изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи. Например, беседуя с детьми о том, кем работают их родители, воспитатель закрепляет знания о названиях различных профессий; рассказывая детям о защитниках Отечества, одновременно знакомит их с достопримечательностями родного города, связанными с их именами, и т.п. Основные задачи данного пособия:, — сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравствен — воспитывать чувство привязанности к своему родному го I
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Знакомство старших дошкольников с окружающим и социальной действительностью является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной работы с детьми — воспитатели должны ориентироваться на будущее, когда сегодняшний малыш станет взрослым. Решение этой задачи должно осуществляться не только на занятиях, но и в повседневном общений с детьми. Воспитателю следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего это наблюдение. В пособии предлагаются экскурсии, целевые посещения и прогулки. В старшем дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном. Поэтому в пособии много бесед с детьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. Старшим дошкольникам такие беседы помогают овладеть не только диалогом, но и монологом, так как взрослый просит ребенка рассказать об увиденном, о каком-нибудь событии, о своих родных и т.д. В старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, которые помогают не только закрепить полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление детей. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется трудовой деятельности. В этом возрасте дети многое уже умеют делать и следует обратить их внимание на труд для других — в семье для близких, в детском саду для малышей: сделать новогодние игрушки, подклеить книги, убрать снег на участке и т.д.
ют и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Детский сад Старших дошкольников продолжают знакомить с детским садом. Особое внимание уделяется обучению детей умению ориентироваться в помещениях детского сада. Воспитатель дает детям поручения сходить в методический кабинет, на кухню, предлагая на словах объяснить, как туда дойти. Следует обратить внимание на знакомство старших дошкольников с сотрудниками детского сада. В этом возрасте желательно познакомить с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщика, кастелянши. Ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники. Следует постоянно возвращаться к разговору о труде сотрудников детского сада, предлагая детям сходить на кухню, в прачечную и поблагодарить сотрудников за их заботу о детях. Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка. Кроме того, желательно совершить целевую прогулку к другому детскому саду: это вызывает интерес детей. 2. Родной город В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется и усложняется работа по знакомству с родным городом. Проводится много целевых прогулок по близлежащим улицам. Это необходимо не только для того, чтобы закрепить знания детей о названиях улиц, но и чтобы научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь многие дети осенью пойдут в школу и такие знания им пригодятся. Детей знакомят с округом, в котором они живут. Каждый округ (район) имеет свое название. Воспитатель знакомит детей с этим названием, объясняет его происхождение, рассказывает о главных улицах, предприятиях, достопримечательностях округа. Усложняется работа по знакомству детей с историей родного города. Знакомя детей с достопримечательностями города, желательно связать эту работу с историей России, чтобы дети понимали — история родного города неразрывно связана с историей их страны. Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда. 5. Предметный мир В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по знакомству детей с предметами, которые их окружают. Она представлена в пособии по следующим направлениям: — знакомство детей с материалами, из которых сделаны пред — закрепление знаний об обобщающих понятиях, знакомство — новым по сравнению со средней группой является зна Это вызывает у детей чувство уважения к тем, кто сделал предметы, формирует бережное отношение ко всему, что окружает детей. Детям предлагается пофангазировать, какими будут знакомые им предметы в будущем. Итак, работа со старшими дошкольниками по данному пособию поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности. Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Материал, который предназначен только для детей подготовительной группы, обозначен знаком — и. Помимо этого в подготовительной группе воспитатель может использовать весь материал, предложенный в пособии. В старшей группе можно исключить наиболее сложный материал: — в теме «Семья» — знакомство детей с родословным дре — в теме «Детский сад» — знакомство с такими професси Содержание работы по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью СЕНТЯБРЬ ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ Семья Содержание бесед воспитателя с детьми в начале учебного года зависит от того, будет ли это группа нового набора или воспитатель встретится с теми детьми, с которыми он работал в прошлом году. Если это будут знакомые воспитателю дети, то воспитатель может спросить их, с кем из членов семьи они отдыхали, где отдыхали другие члены семьи, вспоминает, сколько в семье человек. Если это будут дети нового набора, то содержание беседы может быть таким же, как и в средней группе, но с небольшим усложнением: — С кем ты живешь? (С мамой, папой.) — Кто еще с тобой живет? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? — Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего — Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше? — У тебя большая семья, давай посчитаем, сколько в твоей — Кто ты в семье? (Сын, дочь.) — А еще кто? (Внук, внучка.) — А если у тебя есть сестренка или братишка, кто ты еще? — Сколько в твоей семье мам? (Две или три — твоя мама, 4. Родная страна Воспитатель беседует с детьми о том, где они отдыхали летом, уточняет — в городе, деревне или селе. Просит рассказать детей, как они добирались — поездом, самолетом или автобусом; что было рядом — лес, море, горы. Напоминает детям, что наша страна очень большая и красивая, предлагает вспомнить, как она называется (Россия). 5. Труд взрослых Воспитатель напоминает детям о том, что в детском саду работает много взрослых. Сотрудники детского сада стараются сделать так, чтобы детям было хорошо. Предлагает назвать тех сотрудников, с работой которых дети знакомились в прошлом году. Если дети забыли, воспитатель напоминает им, задавая вопросы: — Кто следит за порядком в группе, моет посуду, помогает — Кто готовит детям? (Повара). Кто помнит, как их зовут? — Кто стирает полотенца, постельное белье? (Работники пра Предметный мир Воспитатель рассматривает с детьми предметы в группе, просит их назвать (мебель, игрушки, посуда и т.д.). Обращает внимание детей на то, что предметы сделаны из разных материалов, просит назвать эти материалы (дерево, металл, бумага, ткань и другие материалы, с которыми дети знакомы). Спрашивает, почему люди для изготовления предметов используют разные материалы? (Потому что они знают их свойства. Например, одежду нельзя сделать из бумаги, мебель — из глины и т.д.). Напоминает, что для изготовления всех предметов люди затратили много сил, они старались сделать предметы так, чтобы людям было удобно, чтобы предметы были красивыми, и поэтому ко всему нужно относиться очень бережно. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ 7. Семья Воспитатель беседует с детьми об обязанностях членов семьи. Что делает по дому мама? Папа? Бабушка? И т.д. А что делаете вы? Воспитатель уточняет, что дети делают для всех членов семьи, а не только для себя. Например, помогают накрывать на стол, мыть посуду, поливать комнатные растении и др. 8. Детский сад Целевая прогулка по территории детского сада. Воспитатель обращает внимание детей на те изменения, которые произошли на территории. Например, сделали новые песочницы, заасфаль-тировали дорожки. На многих участках посадили кусты, деревья. Подчеркивает, что о детях позаботились взрослые и, чтобы на территории детского сада всегда было так красиво, необходимо ко всему относиться бережно. 9. Родной город Занятие 1 «История возникновения родного города» Цель. Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя. Воспитывать интерес к истории родного города и страны. Наглядный материал. Иллюстрации с видами родного города, древних его построек. Например, в Москве — это Кремль (деревянный Кремль, Кремль из белого камня — желательно репродукции картин А.М. Васнецова, современный Кремль), Красная площадь; иллюстрации с портретами древних русских князей — основателей родного города, с изображениями кремля в древних русских городах — Новгороде, Пскове, Владимире и др. Ход занятия. — Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о городе, в котором живем. Кто знает, как называется наш город? — Что вы можете мне рассказать о своем родном городе? — Вы узнаете это место? Кто там был? {Дети рассказывают — Вы правильно сказали, что наш город очень красивый, но — Древний — это значит, что он возник очень, очень давно. Вот здесь, наверное, были все. {Воспитатель выставляет иллюстрацию Кремля.) Это центр нашего города. Когда-то давным-давно русские люди поставили здесь свои первые дома. Сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились. А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? {Предположения детей.) Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. А где можно было найти воду? {Предположения детей.) Да, вода—это реки. Москва-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду, — это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. И земля здесь тоже была хорошей: можно было выращивать пшеницу. Вот поэтому люди и выбрали это место. Да еще это место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, можно обороняться от врагов. Вот какое удобное место выбрали люди для Москвы. Но места около реки были болотистыми, и, чтобы добираться до воды, людям приходилось строить маленькие мостики, или мостки. И поэтому реку они назвали Мостквой, а потом покороче —- Москвой. В те времена главными на Руси были князья. Князь — это главный, старейшина. {Если есть иллюстрации с изображением русских князей, показать их детям.) Все слушают князя, он руководит войском, когда приходится воевать. И вот однажды остановился в селении около реки Москвы князь Юрий Долгорукий. Долгорукий — это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали? {Предположения детей.) Долгорукий — это долгая, или по-другому, длинная рука. А дали князю такое прозвище за то, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко. {Воспитатель предлагает детям повторить хором имя основателя Москвы.) Вот какой древний наш город Москва. Это очень красивый город. Все, кто в нем жил, любили его. Поэты писали о нем стихи, художники запечатлевали его на картинах. (Если есть репродукции картин с изображением Москвы, показать детям.) Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.Л. Барто о Москве, написанное специально для детей. Я ЖИВУ В МОСКВЕ
Река светилась пламенем ■ Пожар здесь бушевал, Но город белокаменный Из пламени вставал. Стоял велик и чуден Московский древний град. Он дорог русским людям, Он славою богат. Родная страна В уголке книги воспитатель рассматривает иллюстрации с изображением природы России: леса, моря, реки, горы, степи. Рассуждает с детьми о том, на какой территории может все это располагаться и подводит их к выводу, что Россия — страна очень большая. Обращает внимание детей на красоту, стремится вызвать чувство восхищения красотой природы своей страны. Прочитать стихотворение Н. Забилы. НАША РОДИНА
Когда глухая ночь у нас Чернеет за оконцем, Дальневосточный край в тот час Уже разбужен солнцем. Раскинулась моя страна И поезд по стране моей От севера до юга: К границе от границы Когда в одном краю весна, Не меньше чем за десять дней — В другом — снега и вьюга. И то едва домчится... 11. Труд взрослых Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие профессии людей они знают. Показывает картинки с изображениями слесаря, часовщика, сапожника. Предлагает им рассказать, что эти люди делают. Проводит дидактическое упражнение «Кто что делает»: — Кто готовит еду? — Кто ремонтирует кран? — Кто учит детей? — Кто ремонтирует часы? — Кто строит дома? — Кто ремонтирует обувь? 12. Предметный мир Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных предметов. Дать задание разложить эти предметы на 2— 3 группы по общим признакам: — по назначению (мебель, посуда, транспорт); — по цвету; — по форме. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ 13. Семья Воспитатель беседует с детьми о том, как взрослые члены семьи заботятся о детях, что они делают. (Покупают детям игрушки, книги; заботятся о том, чтобы дети были одеты, обуты, накормлены. Взрослые работают, чтобы у детей было все необходимое.) А могут ли дети заботиться о взрослых? Как? Прочитать рассказ В. Осеевой. ПЕЧЕНЬЕ Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками, Вова и Миша уселись за стол. •— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. — Ровно? — спросил Вова. — Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба... После чтения воспитатель проводит с детьми небол 1.111ую беседу: 18
— Удивило ли вас что-ниоудь в отношении мальчиков к маме — Почему молчали мама и бабушка? — Что бы вы сказали о поступке мальчиков, как бы назвали — Да, мальчики оказались неблагодарными за заботу взрос — А как бы поступили вы? Были ли у вас похожие ситуации 14. Детский сад Воспитатель беседует с детьми о работе няни (помощника воспитателя): что она делает, как дети могут ей помочь. Напоминает, что большой помощью няне является работа дежурных, вспоминает с детьми, что должны делать дежурные. Спрашивает, зачем кроме помощи няне нужна работа дежурных. Подводит детей к пониманию того, что дежурные заботятся обо всех детях: ведь детский сад похож на семью, а в семье все заботятся друг о друге. Поэтому, когда дети выходят из-за стола и говорят «спасибо», они благодарят не только няню, поваров, но и дежурных за их заботу. 15. Родной город Беседа с детьми об округе (районе), где они живут. — Ребята, в каком городе мы живем, как он называется? — Наш город очень большой, и, чтобы было удобнее в нем — Наш округ называется Северо-Восточным, потому что он — На севере России есть город Олонец, и вот в честь этого — Место, где мы живем, называется Отрадное. Интересное какое — Когда-то здесь была деревня, в которой было много кра — Кто из вас был на ВВЦ, расскажите. (Рассказы детей.) — А совсем недалеко от нашего детского сада есть киноте — Итак, ребята, сегодня мы поговорили с вами об округе, в Во время прогулки можно пройти к школе. Понаблюдать с детьми за уроками физкультуры, рассмотреть физкультурную площадку и территорию возле школы, здание школы. Спросить, почему так много окон, почему окна такие большие. Напомнить, что многие дети осенью пойдут в эту школу. 16. Родная страна Воспитатель расставляет на столе различные предметы народно-прикладного искусства, предлагает детям назвать их (дымковские игрушки, матрешки, хохломские изделия), затем остав- ляет только предметы хохломской росписи, добавляет еще несколько предметов посуды, рассматривает подробнее элементы хохломской росписи и предлагает детям послушать рассказ о том, как возник этот промысел. Рассказ воспитателя: — В прошлом году я вам немного уже рассказывала о хох-ломе. Что вы помните? (Ответы детей.) Наша страна очень большая. В ней много городов, сел и рек. Одна из самых больших рек — Волга. Если мы с вами сядем на пароход, то через три дня приплывем в село, которое называется Хохлома. В этом селе и делают эти красивые изделия. Много-много лет тому назад крестьяне этого села стачи делать их. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь красивую посуду. Но где же взять простому бедному человеку золото? И тогда придумали крестьяне очень интересный способ изготовления такой золотой посуды из дерева. Сначала они вырезали из дерева тарелки, солонки, стаканы, ложки и многое другое. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую духовку. От жары лак становился золотистым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото. Вокруг села была очень красивая природа. Мастера после работы выходили на лужайки, поляны, на берег реки, в лес. Отдыхая, видели красивые цветы, кусты, ягоды и потом всю эту красоту переносили на свои изделия. Вы заметили, что во всех узорах много разных растений, но это только те растения, которые растут в России. Свои изделия крестьяне возили на ярмарку в село Хохлома и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть хохломской. Сначала на хохломских изделиях были только узоры из растительных элементов. Но в наше время эти изделия делают уже на большой фабрике, и современные мастера стали изображать не только растения, но и сказочных птиц. Такую роспись могут делать только в нашей стране — России и больше нигде. Вот какие прекрасные мастера жили и живут в нашей стране. Когда вы станете взрослыми, может быть кто-то из вас захочет стать мастером хохломской росписи и вашими изделиями будут любоваться все люди, как мы сейчас с вами любуемся вот этими красивыми изделиями. И вы будете прославлять Россию так же, как прослаипими ее мистера хох-ломской росписи. 17. Труд взрослых Занятие 2 «Каквыращивают хлеб?» Цель. Закрепить знания детей о различиях юрода и села: (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб что один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу. Наглядный материал (демонстрационныйматериал): — картинки с изображением города (многоэтажные дома, за — колоски пшеницы и ржи (можно картинки); — демонстрационные картины с изображением различных ра — черный и белый хлеб, печенье, сушки. Раздаточный материал. На подносах зерна ржи и пшеницы. Ход занятия. Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть. — Вы видите много разных картинок. Внимательно их рас — Вспомните, чем отличается город от деревни? (Разные — Чем занимаются люди в деревне? (Предположения детей. показывая на соответствующие картинки, помогает им назвать труд людей в деревне — выращивают хлеб, разводят домашних животных, выращивают овощи.) — Сегодня мы с вами поговорим об основной работе кресть Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|