Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 5 страница





После чтения воспитатель предлагает детям ответить на воп­рос: «Можно ли про Витю сказать, что он поступил, как настоя­щий мужчина, и почему?»

50. Детский сад

Во время одевания на прогулку воспитатель напоминает де­тям о том, что мужчина должен помогать женщине надевать паль­то. Наши мальчики могут помогать девочкам. Но надо уметь де­лать это правильно. На одной паре — мальчик и девочка — вос­питатель показывает мальчику, как надо держать пальто, девочке, как его надевать. Предлагает остальным мальчикам помочь де­вочкам. Хвалит мальчиков, подчеркивая, что они ведут себя, как настоящие мужчины.

51. Родной город

Целевая прогулка по близлежащим улицами. Воспитатель вспоминает с детьми, как называются улицы, какие предприятия находятся на улицах, кто там работает. Предлагает детям расска­зать, как они будут переходить улицу в том или ином месте: там, где светофор, там, где светофора нет, там, где есть пешеходный переход.

Предлагает понаблюдать за проезжающим транспортом и раз­делить его на две группы по какому-то общему признаку. Если дети не догадаются разделить транспорт на грузовой и пасса­жирский, воспитатель спрашивает, для чего нужны автобусы, троллейбусы, легковые машины; для чего нужны самосвалы, грузовики, и подводит детей к нужным выводам.

52.Родная страна

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изо­бражением современной одежды и русского национального ко­стюма.

— Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено?
(Одежда.)

— Назовите ее, что вам знакомо? (Пальто, платье, брюки,
куртка и т.д.)

— Отберите ту одежду, которую сейчас не носят. Что это за
одежда? (Если дети затрудняются, воспитатель напоминает
им, что это русский национальный костюм, и рассматривает
его с детьми.)

— Вспомните, как называется мужская рубашка? (Косово­
ротка.)

 

«-1136


— Откуда такое название? (Воротник не в центре, как у
обычных рубашек, а сбоку, как бы скошен.)

— Опишите женский костюм.

— А как называется головной убор у женщин? (Кокошник.)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к русским

народным сказкам, выполненные Е. Рачевым, обращает внима­ние на другие виды одежды — показывает детям кафтан. Напо­минает, что у каждого народа есть свой национальный костюм.

— А где можно увидеть в наше время людей, одетых в рус­
ский национальный костюм? (В русских народных танцах; во
время встреч важных гостей: их встречают хлебом-солью де­
вушки в русских национальных костюмах; в фильмах о жизни
русских людей в прошлом и др.)

Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями най­ти картинки с изображениями людей в национальных костюмах разных стран и принести в детский сад, чтобы всем вместе их рассмотреть.

53. Труд взрослых

Воспитатель беседует с детьми об экскурсии на почту:

— С работой какого человека вы познакомились на почте?
(Приемщица посылок.)

— Что делает приемщица посылок? (Взвешивает посылки,
выписывает квитанции. Если посылка обшита материалом,
ставит на ней печати.)

— Как называется вещество, которым запечатывают посыл­
ку? (Сургуч.)

Чем он интересен? (В разогретом виде он жидкий, а на воздухе застывает и становится твердым.)

— Какая техника помогает приемщице посылок? (Транс­
портер.)

Какие еще профессии людей, работающих на почте, дети знают? (Почтальон.)

— Для чего нужна почта? (Чтобы люди могли посылать друг
другу письма, телеграммы, посылки.)

54. Предметный мир

Дидактическая игра «Отвечай быстрее» (см. кни­гу Г.С. Швайко «Игры и упражнения по развитию речи»).

Воспитатель делает небольшое пособие. Это может быть таб­лица прямоугольной формы с двумя длинными карманами, раз-


линованная на 9 клеток. В эти клетки вставляются предметные картинки в определенном порядке. Например:

 

Платье Шорты Пальто
Сапоги Кепка Туфли
Меховая шапка Валенки Куртка

Воспитатель предлагает детям рассмотреть все картинки и от-* ветить на следующие вопросы:

1. Как можно назвать одним словом все предметы, находя­
щиеся в первом ряду? (Одежда.)

2. Сколько предметов одежды на таблице? (Четыре.) Назо-
г вите их. (Платье, пальто, куртка, шорты.)

4 3. Каких предметов в таблице больше — обуви или голов-

■ ных уборов? (Обуви.)

4. На сколько групп можно разделить все предметы на таб-. лице? (На три.)

„ 5. Посмотрите на предметы первого и второго столбика. (Не •• путать столбик с рядом!) Что вы заметили общего? (В каждом

■ столбике один предмет одежды, один предмет обуви и один
предмет гЬловногоубора.)

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

55. Семья

Беседа с мальчиками о настоящих мужчинах. Воспитатель бе­седует с мальчиками, спрашивает их, были ли на прошедшей неделе в семье моменты, когда мальчики поступали, как настоя­щие мужчины, просит рассказать об этом. Напоминает им о том, где и как они могут поступать, как настоящие мужчины.

56. Детский сад

После первого занятия воспитатель предлагает нескольким детям пойти в ясельную группу помочь одеть малышей на про­гулку. (Предварительно договаривается с воспитателями груп­пы раннего возраста.)

3* 67


На прогулке воспитатель предлагает детям пойти к малышам на участок, поиграть с ними, помочь убрать игрушки после про­гулки.

57.Родной город

Занятие 9 «Московский Кремль»

Цель. Закрепить знания детей об истории создания Моск­вы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, назва­нии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к родному городу.

Наглядный материал. Схема Кремля, иллюстрации с изображениями башен Кремля, общего вида Кремля.

Ход занятия. Воспитатель выставляет перед детьми ил­люстрации крупных размеров с изображениями общего вида Кремля.

— Ребята, вы узнали это место в Москве? Что это? {Кремль.)

Я вам уже рассказывала о том, как возник Кремль. Теперь расскажите вы мне все, что помните. (Если дети затрудняют­ся, задает наводящие вопросы: зачем был нужен Кремль, ка­ким он был сначала и т.д., подсказывает, выставляет иллюс­трации с изображением деревянного кремля, белокаменного кремля.)

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, что же представ­ляет собой Кремль.

Мы с вами вспомнили, что Кремль — это крепость. Внима­тельно посмотрите на картинки и скажите, а как можно догадать­ся, что Кремль действительно крепость? {Высокие стены, бой­ницы.)

Да, стены Кремля, действительно, очень высокие — с трех­этажный дом, а в некоторых местах и с шестиэтажный. Конечно, перебраться через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времена было еще труднее.

Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля. Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. На внутренней стороне находится боевая площадка, чтобы люди могли не только стоять на одном месте, но и передвигаться от одной бойницы к другой.

(Воспитатель убирает иллюстрации с изображением Крем­ля и выставляет схему Кремля.)


Посмотрите на эту схему. Здесь очень хорошо видны все башни Кремля, попробуйте их посчитать. (Воспитатель помогает де­тям.) Итак, мы с вами насчитали 20 башен. А как вы думаете, для чего нужны башни? (Предположения детей.)

Да, в башнях укрывались воины, жители города, там находи­лись продовольствие, вода, оружие.

Посмотрите на схему внимательнее и скажите, все ли башни одинаковые? Какие вы видите башни? {Большие, маленькие, средние.)

А у них форма одинаковая? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые.)

Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (Три.) Где они находятся? (По углами.) А как вы думаете, почему именно по углам мистера поставили круглые башни? (Предположения детей.)

Круглые башни были наиболее прочными, из них можно было вести обстрел вкруговую, потому что враг был виден не только впереди, но и вдоль всех стен. (Предлагает кому-нибудь из де­тей выйти и провести указкой вдоль стены от одной круглой башни до другой, и дети убеждаются, что действительно с круглых башен был более полный обзор.)

В этих башнях были устроены колодцы с водой, чтобы снаб-,жать защитников водой во время осады Кремля, и одна из башен так и называется Водовзводная. Повторите это название. (Дети повторяют название хором и индивидуально по вызову воспи­тателя.)

По названиям башен можно узнать, для чего они предназнача­лись. Вот, например, эта башня (показывает указкой на Угловую Арсенальную башню) называется Угловая Арсенальная. Как вы думаете, для чего она была предназначена. Кто знает, что обо­значает слово арсенал? (Предположения детей.) Арсенал — это склад для оружия. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) А вот эта башня называется Оружей­ная. Вы уже сами догадались, для чего она предназначалась.

А как вы думаете, почему одна из башен называется Боро­вицкая? (Предположения детей.) Эта башня получила свое название от слова бор, когда-то неподалеку шумел красивый со­сновый бор, и вот одну из башен так и назвали Боровицкая.

А вот это — Тайкицкая башня. Попробуйте догадаться, от­куда такое название? (Предположения детей.) Эта башня хра­нит очень важную для защитников крепости тайну — в ней нахо­дился тайный колодец.

 

 

И наконец, башня, которую вы все очень хорошо знаете. {По­казывает на Спасскую башню.) Как она называется? {Спасская башня.) А как можно узнать Спасскую башню? {По курантам.) Спасская башня — самая красивая башня Кремля.

Кремль занимает много места. Посмотрите на схему, видите, везде проходит стена и нигде нет даже маленького просвета.

Как же можно войти в Кремль? {Предположения детей.) Да, через ворота.

Посмотрите на схему внимательнее, сколько ворот вы насчи­тали? (Пять.) А где они находятся? В самых больших прямоу­гольных башнях. А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Сделали ли бы ворота вдоль одной стены? Подумайте. {Предположения детей.)

Ворота расположены так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стена­ми крепости, когда к их домам подступал враг. Ворота были сде­ланы из крепкого дуба или металла.

Но еще очень большое значение имело расположение Крем­ля. Посмотрите на схему, какую геометрическую форму напо­минает расположение всех башен? {Воспитатель обводит указ-коп адопь всех степ.) Да, действительно, треугольник, только не очень роимый. Давайте рассмотрим, что же находилось за стена­ми Кремля с трех его сторон? Вот с этой стороны что вы видите? {Протекает река.) Да, это река Москва.

А с этой стороны? {Тожерека.) Да, это река Неглинная, по­мните, я вам про нее рассказывала. Где она сейчас? {Под зем­лей, течет в трубах.)

А с третьей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем постоянно стояла вода от дождей.

Вот мы с вами и убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью и не случайно никому не удавалась эту крепость покорить. Враги туда несколько раз входили, но тогда, когда им открывали ворота предатели.

Много-много лет назад построили этот красавец-Кремль ита­льянские и русские мастера, а до сих пор он вызывает восхище­ние не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.

5Х. Родная страна

11ос1штатель вносит в книжный уголок иллюстрации с изоб-ри'М'чнчми кремлей древних русских городов, рассматривает II ■• I и-1 |,ми, сравнивает с Московским Кремлем. Вместе с деть-

/<>


ми находит доказательства того, что все кремли древних рус­ских городов — это крепости внутри города, подчеркивает, что именно здесь находились первые поселения жителей этих горо­дов. Обращает внимание на красоту этих сооружений, подчер­кивая талант русских мастеров.

59. Труд взрослых

Дидактическое упражнение: «Угадай, кем и где я работаю»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие профессии они знают. Затем раздает каждому ребенку по картинке с изо­бражением той или иной профессии.

— А сейчас мы с вами поиграем. Вы внимательно посмотри­те на свою картинку и постараетесь нам все рассказать о той профессии, которая изображена на вашей картинке, а мы попро­буем угадать, кем же вы работаете и где.

Можно предложить детям самим выбрать картинки.

60. Предметный мир

Воспитатель предлагает детям назвать все предметы, которые находятся в группе, спрашивает, кто их сделал, предлагает по­слушать стихотворение С.Я. Маршака «Откуда стол пришел?»

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Берете книгу и тетрадь, Видал он белку этот стол.

Садитесь вы за стол. Она карабкалась на ствол,

А вы могли бы рассказать, Царапая кору.

Откуда стол пришел? Он на ветвях качал галчат

Недаром пахнет он сосной. " слышал, как они кричат,

Пришел он из глуши лесной. Проснувшись поутру.

Вот это стол — сосновый Но вот горячая пила

стол — Глубоко в ствол его вошла.

К нам из лесу пришел. Вздохнул он — и упал.

У нас под ним — паркетный И в лесопилке над рекой

пол, Он стал бревном, он стал доской.

А там была земля. Потом в столярной мастерской

Он много лет в лесу провел. четвероногим стал.

Ветвями шевеля. Он вышел из рабочих рук

Он был в чешуйчатой коре, Устойчив и широк.

А меж его корней Где был на нем рогатый сук, —

Барсук храпел в своей норе Виднеется глазок.

До первых вешних дней.

 


 

Домашним жителем он стал, Стоит он у стены. Теперь барсук бы не узнал Родной своей сосны. Медведь бы в логово залез, Лису объял бы страх, Когда бы стол явился в лес На четырех ногах!.. Но в лес он больше не пойдет-Он с нами будет жить.

День изо дня, из года в год Он будет нам служить.

Стоит чернильница на нем. Лежит на нем тетрадь, За ним работать будем днем, А вечером — читать.

На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, — Чтобы потом по чертежу Построить самолет.

61. Семья

Воспитатель беседует с девочками о том, как они помогают дома маме по хозяйству, напоминает им, что они будущие хозяй­ки — когда вырастут, будут как мамы. Обращает внимание на внешний вид'девочек, хвалит их за опрятность, за умение сле­дить за своим внелптм видом.

62. Детский сад

Знакомство с работой методиста детского сада. Воспитатель про­должает знакомить детей с работой сотруд! шков детского сада. Снача­ла предлагает вспомнить детям, с работой каких сотрудников детского сада они уже знакомились, где были. Обязательно напоминает, как зо­вут этих сотрудников, особенно тех, с кем дети встречаются редко.

— Ребята, вы мне назвали очень многих сотрудников детско­
го сада. Но есть еще один сотрудник, которого вы видите очень
часто. Она приходит к нам в группу, беседует с вами, смотрит,
как вы занимаетесь. Может быть кто-нибудь догадался, о ком я
говорю? (Предположения детей.)

— Это Раиса Яковлевна. Она работает в детском саду мето­
дистом. Повторите, как называется профессия Раисы Яковлев­
ны? (Дети повторяют хором.) Сейчас мы пойдем в кабинет Ра­
исы Яковлевны и попросим ее рассказать о своей работе.

Войдя в методический кабинет, дети здороваются, и воспита­тель просит методиста рассказать о своей работе. Рассказ методиста

— Посмотрите, ребята, вокруг, походите по кабинету, что вы
здесь видите? (Столы, на полках игрушки, скульптура, книги.)

Я сейчас открою вам шкафы, и мы рассмотрим, что же в них находится. Что вы видите в этом шкафу? (Много детских книг.) А как вы думаете, зачем в кабинете так много детских книг? (Пред­положения детей.) Воспитатель приходит ко мне в кабинет, вы-


бирает книгу, которую он хочет вам почитать, а потом, когда вам ее прочитает, приносит обратно. Посмотрите на книги, какие из них вам знакомы, какие книги вам читали ваши воспитатели? (Дети называют.) Все эти книги я купила в книжном магазине, чтобы воспитатели всех групп могли их прочитать детям.

А вот в этом шкафу, посмотрите, много разных коробок. Да­вайте-ка их откроем и посмотрим, что же там такое. (Открывает коробки с раздаточным материалом для занятий по математи­ке.) Вы узнаете этот материал? Скажите, на каких занятиях вы с этим материалом занимались? Видите, как много разных игрушек, я их покупаю в магазине игрушек. Вам нравятся вот эти слоники, зайчики? Я очень рада, потому что я долго выбирала, какие же игрушки купить, чтобы ребятам было интересно их считать.

А вот на этой полке тоже много разных предметов. На каких занятиях вы их видели? Назовите, что вам знакомо? (Дети назы­вают дымковские игрушки, хохлому и др.) Вот таких дымковс­ких барышень вы лепили, а потом расписывали.

А здесь другие шкафы, давайте посмотрим, что же в них. Что вы видите? (Картины.) Расскажите, какие картины вы рассмат­ривали? Видите, как много разных картин! Надо было купить картины для самых маленьких — вот такие. (Показывает.) И для вас те картины, о которых вы мне только что рассказали.

Вы сейчас посмотрели кабинет и все, что в нем находится. Вы поняли, чем я занимаюсь? (Предположения детей.) Некоторые из вас правильно ответили: я стараюсь собрать как можно боль­ше интересного и нужного для занятий материала. Для этого нуж­но много знать, поэтому я училась в институте.

Воспитатель говорит, что ребята часто видят Раису Яковлевну на занятиях. Она наблюдает, как вы занимаетесь, что у вас получа­ется, что не получается. А потом мы с ней придумываем интерес­ные занятия, чтобы вы много знали и хорошо подготовились к школе. Раиса Яковлевна много знает и очень помогает всем воспитателям.

Давайте спросим Раису Яковлевну, чем она любит занимать­ся после работы? (Методист немного рассказывает о себе.)

В конце посещения воспитатель еще раз подчеркивает, что люди, которые работают в детском саду, очень хотят, чтобы детям было здесь хорошо. А Раиса Яковлевна хочет, чтобы дети много знали, были добрыми и воспитанными.

63. Родной город

Беседа — памятники родного города. Воспитатель с детьми рассматривает в книжном уголке иллюстрации с изображения-


ми знакомых детям памятников великим людям в Москве (Юрию Долгорукому, А.С. Пушкину), предлагает детям рассказать, что они помнят об этих людях, чем эти люди прославили Россию. Спрашивает, кто из детей был возле памятников этим людям.

Затем показывает иллюстрацию с изображением памятника М.В.Ломоносову, спрашивает детей, знает ли кто-нибудь из них, кому и где этот памятник воздвигнут в Москве. Выслушав отве­ты детей, воспитатель рассказывает им о М.В. Ломоносове:

— Ребята, скоро вы пойдете в школу. Сколько вам будет лет,
когда вы пойдете учиться? (6 —7.) В нашей стране все дети, кото­
рым исполняется 6 или 7 лет обязательно идут в школу. Детей мно­
го, поэтому и школ очень много. Школы есть не только в таких
больших городах, как наш, но и в самых маленьких деревнях.

— А зачем вы пойдете в школу? (Учиться.)

— А чему вы будете в школе учиться? В школе вы узнаете
много интересного о людях, природе, о разных странах. Но так
было не всегда.

Много-много лет назад в России могли учиться не все дети, а только дети богатых людей. Школ было очень мало, и были они в основном в больших городах. А в деревнях даже взрослые не умели читать.

И вот в те давние времена на севере нашей страны на бере­гу моря жил мальчик. Его отец был рыбаком, и мальчик помо­гал ему ловить в море рыбу. Звали этого мальчика Михаил Ло­моносов.

В этой деревне был только один человек, который умел чи­тать, у него-то Миша и научился грамоте, т.е. научился читать. Мальчик прочитал все книги, которые были у этого человека, и понял, что из книг многое можно узнать. Он попросил отца от­пустить его учиться в большой город, но отцу нужен был по­мощник, и он не отпустил сына.

Но мальчик очень хотел учиться! И тогда он решил уйти тай­ком. Когда рыбаки отправляли на санях рыбу, чтобы продать ее в городе, с ними ушел и Миша Ломоносов. С обозом пешком он пришел в Москву и начал учиться.

Сначала ему было очень трудно. Ведь ему уже шел девятнад­цатый год, а рядом с ним учились дети, которым было всего 9 лет. Он был самым старшим, да еще и очень высоким. Пред­ставьте себе, что я сяду с вами за парту и буду вместе с вами учиться. Видите, вам смешно. Над Ломоносовым тоже смеялись. Но он ни на кого не обращал внимания и учился. Скоро он всех обогнал в учебе. И над ним уже не смеялись, его уважали. Он


был очень трудолюбивым, много знал, часто помогал тем, кто отставал в учебе.

Учителя заметили трудолюбивого юношу и через несколько лет отправили его учиться за границу, потому что в России еще не было таких учебных заведений, как университет.

Ломоносов выучился и вернулся в Россию. Он очень хотел, чтобы в России могли учиться все, поэтому создавал школы для бедных.

В России тогда не было ученого, которого знали бы в других странах. Таким ученым стал Михаил Васильевич Ломоносов. Он знал очень много. Иногда некоторые люди думали, что это не один человек, а несколько людей с одинаковой фамилией. Ло­моносов был физиком, химиком, писателем, изучал историю России, космос.

Он создал телескоп, чтобы наблюдать другие планеты. (Мож­но показать картинку.) Он считал, что жизнь есть не только на Земле, но и на других планетах. А еще он разработал способ получения разноцветных кусочков непрозрачного стекла (смаль­ты) и создавал прекрасные мозаики. Вы видели мозаику на стан­ции метро «Новослободская»? Вот из таких цветных стеклышек Ломоносов создавал картины.

Но больше всего на свете Ломоносов хотел открыть в России 1'.университет, как в других странах. Чтобы дети после окончания {' школы могли учиться дальше и становились учеными не за гра­ницей, а у себя на Родине. И он добился своего. Первый в Рос­сии университет был открыт в Москве. (Воспитатель показы­вает иллюстрацию с изображением здания университета в центре Москвы.)

Но потом это здание не стало вмещать всех желающих учить­ся. И уже в наше время было построено еще одно здание на Воробьевых горах. (Показывает здание МГУ.)

Трудно себе представить, как один человек мог так много сделать в самых разных областях знаний.

Народ помнит Ломоносова. Университет в Москве носит его имя, памятник Ломоносову находится перед зданием этого уни­верситета.

Его именщ названа деревня, где он родился, его именем на­зывают школы, гимназии.

Во многих городах есть улицы, проспекты, названные его именем. В Москве тоже есть Ломоносовский проспект. (По­казывает иллюстрацию с изображением Ломоносовского про­спекта^)


Когда вы будете учиться, не все сразу у вас будет получаться. Но вы помните: если вы будете трудиться, вы сможете многого добиться. Сейчас не надо идти пешком много-много дней, чтобы учиться в школе. Надо просто стараться, много читать и вы буде­те многое знать. И может быть кто-то из вас тоже станет знаме­нитым ученым и прославит Россию, как прославил ее Михаил Васильевич Ломоносов.

64. Родная страна

и 3 а н я т и-е 10 «Как возникла Россия. Символика стра­ ныгерб, флаг, гимн»

Цель. Закрепить знания детей о природе России. Познако­мить их с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Наглядный материал. Карта России, иллюстрации с изображениями древнерусских князей, герба России, флага России.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на карту России, которую они рассматривали раньше.

— Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто мне смо­жет показать границы нашего государства, нашей страны—Рос­сии. {Предлагает двум-трем детям обвести границу России по карте.)

Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. {С помощью наводящих вопросов помогает детям вспом­нить то, что он им рассказывал ранее: Россиябольшое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полез­ных ископаемых.)

Наша Родина — государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в которых жили наши пред­ки. Предки — это люди, от которых мы произошли. Наши пред­ки — это восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов. {Показать на карте.)

Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо


угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое.

Жили славяне в небольших избах. Самым главным у них был князь. Его все слушались. Князь возглавлял войско, когда на­падали враги. {Показать иллюстрации с изображениями древ­нерусских князей.)

Много княжеств было в Древней Руси — так назвалась тогда Россия.

Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда нападали враги из других стран (например, немцы, шведы), князья объединялись и вместе по­беждали своих врагов. И наконец, князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время войн, то будут на­много сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет по­бедить.

Князья объединились, а самым главным стал князь Иван III. {Если есть его портрет, показать.) Все остальные князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.

Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб,.новый.

Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. {Показывает крупное изображение герба России.)

Помните я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба? {Круглая.)

Что вы видите в центре? {Орла.)

Расскажите о нем, какой он? (С двумя головами, с подняты­ми крыльями.)

Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством. Иван III женился на дочери императора Ви­зантии. А в те давние времена Византия была очень сильным го­сударством, и на ее гербе был изображен орел. И Иван III тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия — сильная страна.

Но почему у орла две головы? {Предположения детей.)

Русское государство очень большое, и^ловы орла смот­рят на запад и на восток, как бы показывая, что государство


большое, по единое. В России живут люди разных националь­ностей, а не только русские — якуты, коряки, кабардинцы и другие.

А что вы видите еще? {Корона.)

Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения де­тей.) Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.

Л что в лапах у орла? (Ответы детей.) Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это чначит, что в России правил в те времена царь.

А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава — значит могущество, т.е. страна, в которой правит царь, могучая.

А что-нибудь в этом гербе вам знакомо? Да, это герб Москвы в центре. Расскажите, что вы помните про герб Москвы. (Рас­сказы детей.) А почему герб Москвы в самом центре? (Предпо-пожения детей?) Да, потому что Москва — главный город Рос­сии, ее столица.

Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сей­час царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что паша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

Но у каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг под­нимают во время побед, флаги вывешивают во время празд­ников.

У России флаг трехцветный, три полосы — белая, синяя и красная. Что же они обозначают?

Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных