Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 11 страница




ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

133. Семья

Дети готовят подарки к Дню защитника Отечества. Воспита-?тель помогает им, напоминая о том, что нужно очень стараться, :сделать все аккуратно, чтобы подарки получились красивыми.

134. Детский сад

Составление письма заболевшему товарищу.

Воспитатель предлагает детям написать письмо заболевшему Товарищу, который долго не посещает детский сад или находится В больнице, санатории на лечении. Воспитатель говорит детям, что бенку будет очень приятно, что его не забыли, что его любят.

Воспитатель объясняет детям, что письмо обязательно начи­нается с обращения. Предлагает придумать варианты, напомина­ет, что нужно говорить по очереди, не торопиться, чтобы он ус-нел записать то, что предлагают дети.

После обращения необходимо сообщить, почему дети реши­ли написать письмо. Снова выслушивает варианты детей.


Далее можно рассказать о нашей жизни в детском саду: чем занимаются дети, во что играют, какие события произошли за время отсутствия товарища. Вместе с детьми воспитатель обсуж­дает, как лучше все это записать.

В конце письма дети желают товарищу быстрее выздороветь и прийти в детский сад.

Воспитатель показывает конверт и предлагает детям помочь ему написать адрес:

— Что надо написать сначала? {Название города.)

— Что пишется потом? {Названиеулицы.)

— А потом? {Номер дома, квартиры и фамилию того, кому
мы пишем письмо.)

— На конверте обязательно нужно написать адрес того, кто
отправляет письмо. (Дети диктуют воспитателю адрес детс­
кого сада. Если они забыли название улицы, номер детского
сада, воспитатель им подсказывает.)

Заклеенный конверт воспитатель опускает в почтовый ящик во время прогулки так, чтобы дети это видели. Если такой ящик находится далеко, воспитатель обещает детям после работы зайп на почту и опустить письмо в почтовый ящик. Можно также по ручить кому-то из детей, которые живут недалеко от почты, опус тить письмо в почтовый ящик, подключив к этому родителей.

135. Родной город

Беседа — памятники Кремля — Царь-колокол; Царь-пушка Воспитатель рассматривает в книжном уголке иллюстрации с изображениями Кремля, предлагает детям вспомнить названи; башен, их назначение. Затем обращает внимание детей на то, чт( на территории Кремля находятся очень интересные экспонаты — Царь-колокол и Царь-пушка. Предлагает детям сказать, поче му они так называются. И после высказываний детей рассказы вает об этих предметах.

Царь-колокол

Вы, наверное, обращали внимание, что у каждой церкви, ) каждого храма есть обязательно колокольня. Перед службой зво нят колокола и созывают народ в храм.

Без колокольного звона в прежние времена люди не пред ставляли себе жизни. Колокольный звон не только созывал лю дей в церковь, он отмерял дневные и ночные часы, оповещал с рождении царевича, о смерти царя, о пожаре, о приближенш врага. Поэтому колокола русский народ любил, уважал, ценил


1,0 них складывали загадки. Например, «Кричит без языка, поет

; без горла», «В церковь других созывает, а сам в ней не бывает». Самый большой колокол в мире находится в Кремле. Его на­зывают Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый.

<Голоса его никто никогда не слышал. Потому что, когда его от­ливали, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму,

.где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался не­мым. А если бы зазвонил, голос его услышали бы даже в под­московных городах. Этот колокол-великан отлили в Кремле рус­ские мастера — отец и сын Иван и Михаил Моторины.

Царь-пушка

Кремль славится еще одним чудом — огромной пушкой. Как и колокол, ее называют Царь-пушкой. Она не только большая, но и очень красивая. Отлил ее в Москве мастер Андрей Чохов. Пуш­ку он богато украсил. Даже царя, повелевшего пушку отлить, изобразил на ней на коне, в воинском убранстве. \- Пушку отлили' чтобы обороняться от набегов татарского хана. Поставили пушку на возвышенном месте для защиты Спасских ворот Кремля и моста через Москву-реку. Но татарская орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет •Оружие, которое за величину прозвали царь-пушкой.

Каждое ядро для такой пушки весит тысячу килограммов, Т.е. столько, сколько весят дети из двух групп вместе с воспита­телями.

: После рассказа воспитатель предлагает детям попросить родителей сходить в Кремль и посмотреть Царь-пушку и Царь-колокол.

136. Родная страна

и Воспитатель предлагает детям рассказать, что они помнят о жизни народов Севера: какая природа, как называется жилище ■ оленеводов, одежда. Предлагает им послушать рассказ о девоч­ке Оксю, которая живет на Крайнем Севере (авт. Н. Емельянова, В. Челинцева).

ОКСЯ-ТРУЖЕНИЦА (Отрывки)

Окся проснулась утром в темном чуме. Может быть, еще ночь и » Надо спать? Но спать больше не хочется. И Окся выглянула из-под цехового одеяла, которым мама всегда укрывала ее на ночь.


 


Черные глазки ее так и блеснули: конечно же, мама давно вста ла и затопила железную печку.

— Мама, айхай, мама, зачем ты меня не разбудила? — закри­чала Окся.

Как же! Окся знает, что утром надо идти за снегом, чтобы делать из снега воду, а ведь Окся всегда помогает маме в этой работе. Ей уже пять лет! У печки стоит большой бак, куда они с мамой склады­вают снег. Сейчас бак совсем пустой. И одиннадцать чайников у печки тоже пустые.

Вместе с мамой Окся выходит их чума. Ой-ой, как холодно! Се­годня большой мороз. Далеко расстилается ровная тундра, покры­тая снегом. Хотя над тундрой стоит ночь, от снега, от ярких звезд Оксе все хорошо видно...

Окся с мамой выбирают самый чистый и твердый снег, подаль­ше от чума, где еще не хожено. Мама своим ножом вырезает боль­шие, как сахар, куски. Потом они с Оксей несут их в чум, режут на куски помельче и укладывают в бак. В темном чуме снег кажется ослепительно белым.

У горячей печки снег быстро тает. Окся берет ковшик'и наливает воду в чайники, а мама ставит их на печку. Всегда надо, чтобы в чуме было много горячего чая. Каждый, кто заедет к ним с мороза, выпь­ет чая и сразу согреется.

Сильные морозы, долгая снежная пурга бывают в этом дале­ком краю.

Живут здесь оленеводы-пастухи народа коми. Оксин отец тоже оленевод. В тундре ходят огромные стада, в тысячу и больше оле­ней. Олени переходят с места на место в поисках свежего корма.

Корм оленей — мхи и лишайники — растет в тундре. Летом корм оленям легко добывать, он у них всюду под ногами, а вот зимой, когда снег покроет всю тундру, оленям приходится разгре­бать снег копытцами и доставать глубоко запрятанный мох или лишайник.

Так и ходят стада оленей по тундре в поисках корма. А пастухи идут за стадом, оберегают оленей: в тундре много волков. Зимой волки всегда голодны, они нападают на стадо, отбивают в сторону оленей. Тут пастухам надо смотреть во все глаза. Трудное это дело — уберечь от волков тысячи оленей.

...В тундре бывает страшное время, когда после оттепели пада­ет большой мороз. Мягкий, обтаявший сверху снег замерзает тол­стой коркой льда. Это гололедица. Тогда оленям трудно пробить своими копытами эту толстую корку. Они не могут достать себе корм из-под снега и льда и идут, отыскивая место, туда, где нет гололеди­цы. Но кто же это знает? Кто может сказать, где кончится толстый слой льда и под ногами оленей снова окажется мягкий, рыхлый снег? И все-таки есть люди, которые могут сказать, где гололедица кончается. Они летают над тундрой на самолетах, смотрят: вот тут поверхность снега не блестит — значит, льда тут нет! Летчик опуска­ется ниже, проверяет еще раз, а если нужно, садится.

Потом он летит отыскивать, где бредут стада голодных оленей, и сбрасывает над ними листовки. Идущие за стадом оленеводы


((подбирают их и читают. В листовках написано, в какую сторону надо 'тать стада, чтобы дойти до рыхлого снега.

Вот в такую гололедицу попали стада отца Окси. Олени шли уже Совсем тихо, были голодны, пришла большая беда!

Вдруг Оксин отец увидел самолет: летчик, снижаясь над ста-5дом, махал рукой — показывал, куда вести оленей. I Отец сразу повернул свои нарты в ту сторону и поехал, а олени, ^будто понимая, что он знает, где найти корм, послушно двинулись ■За ним. По сторонам и сзади стада ехали другие оленеводы и не Давали уставшим оленям отбиваться. Им помогали собаки. Не­сколько раз возвращался самолет, делал круг над стадом и снова показывал направление, а отец вел и вэл оленей, пока они не 'выбрались туда, где лед кончился и олени смогли добыть себе ^сорм...

137. Труд взрослых

Занятие22 «День защитника Отечества. Знакомство 1рослужбой пограничников»

Цель. Закрепить знания детей о Российской армии — на­дежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со служ­бой пограничников. Воспитывать уважение к российским во­инам. \

■ ■* Ход занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть |на географическую карту.

*■' — Ребята, на этой карте можно найти расположение разных стран. Как узнать, где какая страна расположена? (Предположе­ния детей.)

— Одна страна от другой отделена границей. Покажите гра­
ницу России. (Воспитатель вызывает несколько детей и помо­
гает им провести указкой вдоль границы России.)

— А покажите границы других стран. (Вызванные дети с по­
мощью воспитателя обводят границы других стран, а воспи­
татель называет эти страны
Франция, Германия и др.)

• — А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (Предположения детей.)

— Конечно, из одной страны в другую просто так пройти
'Нельзя, потому что все страны охраняют свои границы.

— А как вы думаете, кто охраняет границы? (Солдаты, воен­
ные.)
Как называют военных, которые охраняют границу своего
государства? (Пограничники. Если дети не скажут, воспита-

> телъ сам называет это слово и предлагает детям повторить его хором и индивидуально.)


— Пограничники во всех странах охраняют границы своего
государства. А как вы думаете, это легко делать? А что вы знаете
о работе пограничников? (Высказывания детей.)

— Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможе I
вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники

Воспитатель выставляет на стенд картину «Охрана границы» и дает детям некоторое время для самостоятельного рассматривания

— Кого вы видите на этой картине? (Это пограничники.)

— Почему вы решили, что это пограничники? (Они одеты с
военную форму, у них автоматы.)

— Давайте внимательнее рассмотрим пограничников. Поче­
му у них такая пятнистая форма? (Чтобы их не было заметно )

— А что у них в руках еще, кроме автоматов? (Сумка, кип
жал.)

— Как вы думаете, что в сумке? (Предположения детей.) В
этой сумке аптечка. А что может в аптечке находиться? (Предполо­
жения детей.) Да,
там может быть бинт, вата, разные лекарства. А
зачем же пограничникам все это нужно? (Ответы детей.)

— Мы рассмотрели с вами военных, но ведь так могут бытъ
одеты все военные. Что вам подсказало, что именно погранич­
ники изображены на этой картине? (Предположения детей.)

— А что это такое? (Столб.) Пограничный столб. Такие столбы
тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зеле­
ными полосками, а наверху герб страны.

— А что вы видите за спинами пограничников? (Вспаханную
полосу, похожую на поле.)

— Да, это действительно распаханная полоса, ее называют
контрольно-следовая полоса. Вслушайтесь в слово и скажи­
те, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (Предполо­
жения детей.)

— Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей грани­
цы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Если кто-
то с другой стороны границы, из соседнего государства перей­
дет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы.
Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень
внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобь;
не пропустить следов, оставленных нарушителями. Повторите но­
вое для вас слово — контрольно-следовая полоса. (Дети по­
вторяют слово хором и индивидуально.)

— А кого вы еще видите на картине? (Собаку.)

— Что она делает? (Помогает пограничникам, тянет за со­
бой, идет по следу.)


: — Какой след учуяла собака? (Тот, что остался на конт­рольно-следовой полосе. Если дети не заметят эти следы, во­спитатель обращает внимание на то, что на КП есть следы и пограничники дали собаке эти следы понюхать, поэтому она ■взяла след и повела по следу пограничников.)

— Как вы думаете, кто мог оставить следы на КП? (Предпо­
ложения детей
нарушители, шпионы.)

— А могли оставить следы животные? (Да.)

к — Если следы оставили животные, пойдут пограничники по !этим следам? (Предположения детей.)

— Пограничники должны проверить, действительно ли сле­
ды оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и
на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать по-

|граничников.

— Придумайте, как могло проходить преследование нару­
шителя? (Рассказы детей. Воспитатель направляет их на
два варианта развития сюжета
пограничники пресле­
довали настоящих нарушителей и пограничники в конце пре­
следования обнаружили, что границу перешел настоящий

медведь.)

— Как бы вы назвали эту картину? (Предположения детей.
Если дети не смогут придумать название, то воспитатель
предлагает им несколько вариантов названий: «Случай на гра­
нице», «Ошибка пограничников», «Охрана границы». Дети вы­
бирают то название, которое больше всего подходит к дан­
ной картине.)

— Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную
службу пограничники. Каким должен быть пограничник? (От­
веты детей.) Да,
пограничник должен быть сильным, выносли­
вым, чтобы суметь задержать нарушителя. Ведь иногда прихо­
дится его долго преследовать и вступать с ним в борьбу. Погра-
■ ничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что
.кто-то перешел границу. Пограничники должны уметь дрессиро­
вать своих помощников — собак. Они должны уметь стрелять.
Поэтому, чтобы стать такими, им нужно много учиться и трени­
роваться.

.: — Как вы думаете, пограничников можно назвать защитни­ками Отечества? (Да.) Пограничники первыми встречают вра­жеские войска, когда они переходят границу. Они, как и все во­енные, —защитники Отечества.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Коржикова о погранич­
никах. ;


ВОТ КАКОЙ ПАХОМОВ!

В наряд пограничник Пахомов отправился рано утром. Следом за ним шел его товарищ — Щеглов...

Пахомов быстро шел по тропе в гору и внимательно оглядывал местность. Но между делом, по привычке, присматривал, какому дереву подпилить старые сучья, какому расчистить место, чтоб про­сторней было расти.

— Чудак ты, Пахомов, — говорили ему товарищи. — Чего красо­
ту наводишь? Тайга ведь.

— А охраняем что? — ответил Пахомов. — Землю, реки, моря,
тайгу...

Он и сейчас приметил кривую елочку: не так растет. Шагнул к ней, и сразу увидел: след! Под елкой отпечатался глубокий след. За ним — второй, третий... Три человека разом прошли! Такого здесь еще не бывало!

— Сообщай на заставу! — крикнул Пахомов товарищу.

В тумане виднелась сосна, к которой они совсем недавно тяну­ли телефонный провод, и Щеглов побежал к ней. Но вдруг остано­вился. Впереди на тропинке тоже отпечатались три следа, только шли они в обратную сторону! Пахомов проверил следы: одинако­вые! Он прошел к пограничной полосе. И там были следы: три пары туда и три обратно. Будто нарушители побывали на нашей стороне и опять вернулись за границу.

— Звони! — крикнул Пахомов младшему, а сам побежал по сле­
ду. Около речки след поворачивал обратно.

«Ну нет! — подумал Пахомов. — Не за водой же к нам прихо­дили!»

Смотрит — на воде, у берега качаются листья папоротника. Па­хомов наклонился. Листья-то примятые! Значит, за них кто-то хва­тался. Пахомов с камня на камень перебежал через речку, глядит — у самых ног снова следы. И опять: туда и обратно.

Пахомов вскинул автомат и быстро пошел по следу. Но прошел час, а нарушителей не видно! И дождь прибавился. Вот-вот смоет следы! Пахомов снял сапоги. Бегом! Потом сбросил гимнастерку. Бегом!

Наконец остановился у дерева и слышит: шелестят кусты, по­трескивают ветки. Может зверь? Да нет! Зверь ходит мягче, зверь по-человечески не шепчет!

Лег Пахомов за кустарником и видит: прямо на него идут шесте­ро! Только трое лицом вперед, а трое спиной пятятся. Все еще хитрят. Вот оно, почему три следа обратно показывают!

Пахомов присмотрелся — оружия в руках не видно. Но может быть, прячут. Он притих. И только нарушители подошли поближе, как выскочит, как крикнет:

— Руки вверх! Ложись!

Торопится на помощь Пахомову группа пограничников: следов-то много. Как он один справится?

Прибежали, а нарушители все лежат на земле. Трое носом в одну сторону, трое — в другую. А над ними стоит Пахомов и автома­том из стороны в сторону поводит.


138. Предметный мир

Дидактическое упражнение «Какой бывает

одежда»

Цель. Закрепить знания детей классификации одежды: зим­няя, летняя, демисезонная.

У воспитателя четыре картинки с изображениями природы в

разное время года.

У детей предметные картинки с разной одеждой.

Воспитатель сначала предлагает детям назвать то, что у них нарисовано, а потом положить свою карточку с одеждой к кар­тинке с изображением того времени года, к которому данная одежда подходит. Дети обязательно называют, к какому виду одежды относится то, что изображено на их карточке, — к лет­ней, зимней и демисезонной. Особое внимание воспитатель об­ращает на закрепление слова демисезонная одежда.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

Семья

Воспитатель напоминает детям, что скоро вся страна будет . отмечать праздник—Международный женский день 8 Марта. В этот день женщинам дарят подарки. Предлагает подумать, что можно сделать мамам, бабушкам к этому дню, а также сотруд­никам детского сада, которые заботятся о детях. Прочитать детям рассказ Н. Артюховой.

ТОЧКА

сокращении) Боря проспал. Когда он открыл глаза, мама уже надевала шубу.

— Мама, постой, не уходи!

— Стою, — ответила мама.

Как бы это узнать, когда она сегодня домой придет? И чтобы ни

о чем не догадалась.

Мама поправила перед зеркалом шарф. И ничего-то еще она не знает! А папа уже купил новый шарф, завтра подарит, нарядный такой, выбирали вместе, гораздо лучше этого!

— Мама, мы с папой тебе уже сюрприз приготовили, ты не ду­
май!

— Я и не думаю.

Шарф, конечно, очень хорошо, но ведь покупал-то шарф папа. И

у Бори будет сюрприз.

Мама поцеловала Борю и хотела идти. Уже в дверях она оберну­лась, окинула взглядом комнату и сказала без уверенности в голосе:


Боря, ты уж будь поаккуратнее, не устраивай беспорядка, —
может быть бабушка вечером зайдет... Я сегодня рано вернусь.
ч'борки много. Пол вчера не успела помыть.

— Так это очень хорошо! — сказал Боря. ^

— Что же хорошего-то? — удивилась мама.

— Очень хорошо, что ты рано вернешься!

Когда дверь за мамой захлопнулась, Боря радостно воскликнул:

— Ага! Не успела помыть! Тем лучше!
И побежал на кухню.

Так... На столе прикрытые полотенцем две тарелки и две чашки, Мама, должно быть, тоже немножко проспала сегодня и не успела прибрать. Вчера она вернулась поздно после работы.

Кастрюля из-под каши не вычищена, а только наполнена водой, чтобы отмокала. Повезло!

Мимоходом Боря заглянул в корзину, с которой мама ходила за картошкой и овощами. Корзина была почти пуста.

— Ура! — воскликнул Боря.

Боря быстро напился чаю и остановился посреди комнаты с видом полководца, обдумывающего план наступления. Обойти про­тивника сбоку или смело атаковать его главные силы?

— Ничего, — решил он. — Начнем с самого трудного.

Он засучил рукава и вылил в ведро остатки горячей воды из чайника.

Мыть пол Боре никогда не приходилось, но он хорошо знал, как это делается. Главное, не жалеть воды, водить тряпкой туда и сюда и переставлять все вещи в комнате.

Боря то пыхтел, нагнувшись, то присаживался на корточки; ны­рял с головой под кровати.

Допятившись наконец до двери, Боря поднял голову и посмот­рел на часы. Большая стрелка самым неожиданным образом пе­редвинулась больше чем на полкруга.

«Ого! — подумал Боря. — Надо торопиться!»

В кухне дело пошло быстрее, потому что меньше вещей нужно было передвигать. Домыв кухню до середины, Боря почувствовал, что устал. К счастью, он догадался представить себя молодым мат­росом, который моет палубу корабля. А капитан смотрит сурово и требовательно.

Покончив с палубой, матрос спустился в камбуз (то есть подошел к кухонному столу) и превратился в корабельного повара — кока. Наконец и тарелки были вымыты, и кастрюля доведена до блеска.

Несколько раз Боря бегал взглянуть на часы. Ему казалось, что невидимая рука переводит стрелку. А ведь еще нужно было запас­ти провизию для корабля.

Боря выдвинул ящик стола, где лежали деньги на хозяйствен­ные ргсходы, подсчитал что-то, шевеля губами и загибая пальцы. Через минуту с корзиной в руке он уж мчался по лестнице, то есть по трапу, вниз.

Подойдя к прилавку, Боря кашлянул, прочищая горло, и сказал как можно более взрослым голосом:

— Пожалуйста, дайте мне килограмм самого лучшего мяса...
на вашу совесть!


Так всегда говорила бабушка, покупая мясо.

Продавец посмотрел на Борю сверху вниз, потом перевел взгляд на полки с разложенным на них товаром. Наконец, крякнув, отру­бил от большого куска и сказал:

— Получайте, молодой человек, останетесь довольны!

Боря купил овощей, затем хлеба, вернулся домой и ахнул, взгля­нув на часы.

Ни один корабельный кок не чистил картошку с такой быстро­той и прилежанием.

Наконец кастрюлька была полна и залита доверху водой, мясо и овощи вымыты и красиво разложены на тарелке.

Рядом, на кухонном столе, Боря положил записку: «Мама, это тебе сюрприз!»

Такие же записки, написанные более крупными буквами, были положены на полу — в кухне и в комнате.

Боря устал: он никогда не думал, что это так долго — все мами­ны дела делать.

Вечером Боря сидел в кресле и перелистывал календарь.

Мама вышла из комнаты помыть яблоки, которые принес папа. Папа громко расхваливал обед. Бабушка ему подкладывала на тарел­ку, а он, улыбаясь, посматривал на Борю с одобрением и сочувствием.

Боря вздохнул, перелистывая календарь.

— Знаешь, бабушка, — сказал он, — к следующему Восьмому
марта я начну маме подарок заранее готовить. Я так сделаю: запи­
шу себе на каждый день что-нибудь в календаре. Ну завтра, напри­
мер, картошку почистить, а послезавтра — комнату подмести...

— Правильно! — сказал папа. — Все строго по плану.
. Бабушка спросила:

— А стоит ли записывать? Может быть, просто спрашивать маму,
что нужно сделать?

— Каждый день? — Боря посмотрел на толстый календарь. —
Все триста шестьдесят пять дней?

— В будущем году триста шестьдесят шесть — високосный год.
Раз в четыре года такой год бывает, — сказал папа.

— Ого! — Боря задумался. — Ну что ж, попробую... Хорошо, за­
писывать я не буду, я себе на каждом листке точку поставлю!

140. Детский сад

Воспитатель беседует только с мальчиками, предлагает им в секрете от девочек сделать подарки к 8 Марта. Вместе с мальчи­ками обсуждает, что можно было бы сделать, сколько понадо­бится подарков, сколько подарков должен сделать каждый.

Родной город

Воспитатель проводит целевую прогулку по близлежащим улицам. Предлагает детям вспомнить названия улиц, объяснить, откуда такие названия; учит детей ориентироваться в своем мик­рорайоне, задает вопросы:



— Если вы пойдете по этой улице до конца, на какую улицу
выйдете?

— Как отсюда, где мы стоим, дойти до школы? Магазина?
Вашего дома? И т.д.

При ответах добивается, чтобы дети объясняли все слова­ми, а не показывали руками. Напоминает, что скоро они пой­дут в школу и должны хорошо ориентироваться в близлежа­щих улицах.

142. Родная страна

Рассказ о народных традициях — Масленица.

Воспитатель напоминает детям о том, что у каждого народа есть свои традиции и праздники. Одним из самых любимых рус­ских праздников с давних пор является Масленица.

Воспитатель рассказывает о Масленице несколько дней, объяс­няя детям название каждого дня и что в этот день принято делать.

Понедельник

Масленица начинается в конце зимы и длится неделю. Это прощание с зимой и встреча весны. Масленица — это радость, потому что прожит еще один год и впереди новый урожай.

На Масленицу пекут блины. Блин — это символ солнышка: такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к сол­нышку, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышка будет весной и летом мало, урожай не вызреет.

В понедельник блины начинали печь только богатые люди, у которых еще оставалось много муки после зимы. Первый блин положено было отдавать нищим. Считалось, что если не отдать первый блин нищим, то на следующий год будет пло­хой урожай.

Понедельник — встреча Масленицы. В этот день ходят в гос­ти друг к другу, поздравляют с началом праздника. На Маслени­цу делают куклу из соломы, одевают ее, но лицо не разрисовы­вают. Эта кукла — Масленица всю неделю там, где веселье. Не­которые делали маленькие куклы Масленицы и дарили их в понедельник друг другу.

Вторник заигрыш

В этот день начинались веселые игры, поэтому и название та­кое. По улицам ряженые ходили, возле домов останавливались, угощение просили. А еще в этот день, катались с гор. А вечером девушки с ребятами собирались и песни пели, заигрывали друг с другом, т.е. знакомились.


Среда ■лакомка

Уже само название говорит о том, что в этот день лакомились, угощали друг друга блинами со сметаной, вареньем, медом.

Четверг широкая масленица

Это самый веселый день Масленицы. Все выходили на улицу. Устраивались кулачные бои, катания с горок, строили снежные крепости и брали их. Люди славили весну, водили хороводы с бубнами, трещотками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому — несчастье, горе, зло отгоняли.

В четверг блины уже пекли все: Бедные люди специально оставляли муку для этого дня. У каждой хозяйки был свой ре­цепт блинов, и она его не раскрывала.

Пятница, суббота и воскресенье это семейные дни.

Пятница тещины вечерки

Воспитатель объясняет детям родственные отношения:

— Для ваших пап мамина мама — теща. А для маминой мамы ваш папа — зять. Так вот в пятницу зятья приглашают тещ на блины. А блины пекли самые разнообразные: не только из пше­ничной муки; например, пекли блины из гречневой муки, и они были красными.

Суббота золовкины посиделки

Золовка — это сестра мужа, т.е. сестра вашего папы. Она приглашала к себе в гости родственников. Принято было дарить ей какие-то небольшие подарки — пряники, мыло или куклу-масленицу.

Воскресенье Прощеное воскресенье

Если все дни Масленицы — веселые и озорные, то этот день серьезный. Люди просят друг у друга прощение за нанесенные в течение всего года обиды — вольные и невольные. Ведь иногда один человек может обидеть другого невольно, т.е. нечаянно, не желая этого. Вот и вы, когда проснетесь в воскресенье, подойди­те к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить.

Воспитатель убеждает детей в необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать свое­го обидчика.

143. Труд взрослых

Игровое упражнение «Кому что нужно?»

Воспитатель подбирает картинки с изображениями военных разных родов войск — танкист, артиллерист, ракетчик, погра-




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных