ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 11 страницаТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ 133. Семья Дети готовят подарки к Дню защитника Отечества. Воспита-?тель помогает им, напоминая о том, что нужно очень стараться,:сделать все аккуратно, чтобы подарки получились красивыми. 134. Детский сад Составление письма заболевшему товарищу. Воспитатель предлагает детям написать письмо заболевшему Товарищу, который долго не посещает детский сад или находится В больнице, санатории на лечении. Воспитатель говорит детям, что бенку будет очень приятно, что его не забыли, что его любят. Воспитатель объясняет детям, что письмо обязательно начинается с обращения. Предлагает придумать варианты, напоминает, что нужно говорить по очереди, не торопиться, чтобы он ус-нел записать то, что предлагают дети. После обращения необходимо сообщить, почему дети решили написать письмо. Снова выслушивает варианты детей. Далее можно рассказать о нашей жизни в детском саду: чем занимаются дети, во что играют, какие события произошли за время отсутствия товарища. Вместе с детьми воспитатель обсуждает, как лучше все это записать. В конце письма дети желают товарищу быстрее выздороветь и прийти в детский сад. Воспитатель показывает конверт и предлагает детям помочь ему написать адрес: — Что надо написать сначала? {Название города.) — Что пишется потом? {Названиеулицы.) — А потом? {Номер дома, квартиры и фамилию того, кому — На конверте обязательно нужно написать адрес того, кто Заклеенный конверт воспитатель опускает в почтовый ящик во время прогулки так, чтобы дети это видели. Если такой ящик находится далеко, воспитатель обещает детям после работы зайп на почту и опустить письмо в почтовый ящик. Можно также по ручить кому-то из детей, которые живут недалеко от почты, опус тить письмо в почтовый ящик, подключив к этому родителей. 135. Родной город Беседа — памятники Кремля — Царь-колокол; Царь-пушка Воспитатель рассматривает в книжном уголке иллюстрации с изображениями Кремля, предлагает детям вспомнить названи; башен, их назначение. Затем обращает внимание детей на то, чт(на территории Кремля находятся очень интересные экспонаты — Царь-колокол и Царь-пушка. Предлагает детям сказать, поче му они так называются. И после высказываний детей рассказы вает об этих предметах. Царь-колокол Вы, наверное, обращали внимание, что у каждой церкви,) каждого храма есть обязательно колокольня. Перед службой зво нят колокола и созывают народ в храм. Без колокольного звона в прежние времена люди не пред ставляли себе жизни. Колокольный звон не только созывал лю дей в церковь, он отмерял дневные и ночные часы, оповещал с рождении царевича, о смерти царя, о пожаре, о приближенш врага. Поэтому колокола русский народ любил, уважал, ценил 1,0 них складывали загадки. Например, «Кричит без языка, поет ; без горла», «В церковь других созывает, а сам в ней не бывает». Самый большой колокол в мире находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. <Голоса его никто никогда не слышал. Потому что, когда его отливали, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, .где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым. А если бы зазвонил, голос его услышали бы даже в подмосковных городах. Этот колокол-великан отлили в Кремле русские мастера — отец и сын Иван и Михаил Моторины. Царь-пушка Кремль славится еще одним чудом — огромной пушкой. Как и колокол, ее называют Царь-пушкой. Она не только большая, но и очень красивая. Отлил ее в Москве мастер Андрей Чохов. Пушку он богато украсил. Даже царя, повелевшего пушку отлить, изобразил на ней на коне, в воинском убранстве. \- Пушку отлили' чтобы обороняться от набегов татарского хана. Поставили пушку на возвышенном месте для защиты Спасских ворот Кремля и моста через Москву-реку. Но татарская орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет •Оружие, которое за величину прозвали царь-пушкой. Каждое ядро для такой пушки весит тысячу килограммов, Т.е. столько, сколько весят дети из двух групп вместе с воспитателями. : После рассказа воспитатель предлагает детям попросить родителей сходить в Кремль и посмотреть Царь-пушку и Царь-колокол. 136. Родная страна и Воспитатель предлагает детям рассказать, что они помнят о жизни народов Севера: какая природа, как называется жилище ■ оленеводов, одежда. Предлагает им послушать рассказ о девочке Оксю, которая живет на Крайнем Севере (авт. Н. Емельянова, В. Челинцева). ОКСЯ-ТРУЖЕНИЦА (Отрывки) Окся проснулась утром в темном чуме. Может быть, еще ночь и» Надо спать? Но спать больше не хочется. И Окся выглянула из-под цехового одеяла, которым мама всегда укрывала ее на ночь.
Черные глазки ее так и блеснули: конечно же, мама давно вста ла и затопила железную печку. — Мама, айхай, мама, зачем ты меня не разбудила? — закричала Окся. Как же! Окся знает, что утром надо идти за снегом, чтобы делать из снега воду, а ведь Окся всегда помогает маме в этой работе. Ей уже пять лет! У печки стоит большой бак, куда они с мамой складывают снег. Сейчас бак совсем пустой. И одиннадцать чайников у печки тоже пустые. Вместе с мамой Окся выходит их чума. Ой-ой, как холодно! Сегодня большой мороз. Далеко расстилается ровная тундра, покрытая снегом. Хотя над тундрой стоит ночь, от снега, от ярких звезд Оксе все хорошо видно... Окся с мамой выбирают самый чистый и твердый снег, подальше от чума, где еще не хожено. Мама своим ножом вырезает большие, как сахар, куски. Потом они с Оксей несут их в чум, режут на куски помельче и укладывают в бак. В темном чуме снег кажется ослепительно белым. У горячей печки снег быстро тает. Окся берет ковшик'и наливает воду в чайники, а мама ставит их на печку. Всегда надо, чтобы в чуме было много горячего чая. Каждый, кто заедет к ним с мороза, выпьет чая и сразу согреется. Сильные морозы, долгая снежная пурга бывают в этом далеком краю. Живут здесь оленеводы-пастухи народа коми. Оксин отец тоже оленевод. В тундре ходят огромные стада, в тысячу и больше оленей. Олени переходят с места на место в поисках свежего корма. Корм оленей — мхи и лишайники — растет в тундре. Летом корм оленям легко добывать, он у них всюду под ногами, а вот зимой, когда снег покроет всю тундру, оленям приходится разгребать снег копытцами и доставать глубоко запрятанный мох или лишайник. Так и ходят стада оленей по тундре в поисках корма. А пастухи идут за стадом, оберегают оленей: в тундре много волков. Зимой волки всегда голодны, они нападают на стадо, отбивают в сторону оленей. Тут пастухам надо смотреть во все глаза. Трудное это дело — уберечь от волков тысячи оленей. ...В тундре бывает страшное время, когда после оттепели падает большой мороз. Мягкий, обтаявший сверху снег замерзает толстой коркой льда. Это гололедица. Тогда оленям трудно пробить своими копытами эту толстую корку. Они не могут достать себе корм из-под снега и льда и идут, отыскивая место, туда, где нет гололедицы. Но кто же это знает? Кто может сказать, где кончится толстый слой льда и под ногами оленей снова окажется мягкий, рыхлый снег? И все-таки есть люди, которые могут сказать, где гололедица кончается. Они летают над тундрой на самолетах, смотрят: вот тут поверхность снега не блестит — значит, льда тут нет! Летчик опускается ниже, проверяет еще раз, а если нужно, садится. Потом он летит отыскивать, где бредут стада голодных оленей, и сбрасывает над ними листовки. Идущие за стадом оленеводы ((подбирают их и читают. В листовках написано, в какую сторону надо 'тать стада, чтобы дойти до рыхлого снега. Вот в такую гололедицу попали стада отца Окси. Олени шли уже Совсем тихо, были голодны, пришла большая беда! Вдруг Оксин отец увидел самолет: летчик, снижаясь над ста-5дом, махал рукой — показывал, куда вести оленей. I Отец сразу повернул свои нарты в ту сторону и поехал, а олени, ^будто понимая, что он знает, где найти корм, послушно двинулись ■За ним. По сторонам и сзади стада ехали другие оленеводы и не Давали уставшим оленям отбиваться. Им помогали собаки. Несколько раз возвращался самолет, делал круг над стадом и снова показывал направление, а отец вел и вэл оленей, пока они не 'выбрались туда, где лед кончился и олени смогли добыть себе ^сорм... 137. Труд взрослых Занятие 22 «День защитника Отечества. Знакомство 1ро службой пограничников» Цель. Закрепить знания детей о Российской армии — надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам. \ ■ ■* Ход занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть |на географическую карту. *■' — Ребята, на этой карте можно найти расположение разных стран. Как узнать, где какая страна расположена? (Предположения детей.) — Одна страна от другой отделена границей. Покажите гра — А покажите границы других стран. (Вызванные дети с по • — А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (Предположения детей.) — Конечно, из одной страны в другую просто так пройти — А как вы думаете, кто охраняет границы? (Солдаты, воен > телъ сам называет это слово и предлагает детям повторить его хором и индивидуально.) — Пограничники во всех странах охраняют границы своего — Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможе I Воспитатель выставляет на стенд картину «Охрана границы» и дает детям некоторое время для самостоятельного рассматривания — Кого вы видите на этой картине? (Это пограничники.) — Почему вы решили, что это пограничники? (Они одеты с — Давайте внимательнее рассмотрим пограничников. Поче — А что у них в руках еще, кроме автоматов? (Сумка, кип — Как вы думаете, что в сумке? (Предположения детей.) В — Мы рассмотрели с вами военных, но ведь так могут бытъ — А что это такое? (Столб.) Пограничный столб. Такие столбы — А что вы видите за спинами пограничников? (Вспаханную — Да, это действительно распаханная полоса, ее называют — Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей грани — А кого вы еще видите на картине? (Собаку.) — Что она делает? (Помогает пограничникам, тянет за со : — Какой след учуяла собака? (Тот, что остался на контрольно-следовой полосе. Если дети не заметят эти следы, воспитатель обращает внимание на то, что на КП есть следы и пограничники дали собаке эти следы понюхать, поэтому она ■взяла след и повела по следу пограничников.) — Как вы думаете, кто мог оставить следы на КП? (Предпо — А могли оставить следы животные? (Да.) к — Если следы оставили животные, пойдут пограничники по!этим следам? (Предположения детей.) — Пограничники должны проверить, действительно ли сле |граничников. — Придумайте, как могло проходить преследование нару медведь.) — Как бы вы назвали эту картину? (Предположения детей. — Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную .: — Как вы думаете, пограничников можно назвать защитниками Отечества? (Да.) Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу. Они, как и все военные, —защитники Отечества. - Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Коржикова о погранич ВОТ КАКОЙ ПАХОМОВ! В наряд пограничник Пахомов отправился рано утром. Следом за ним шел его товарищ — Щеглов... Пахомов быстро шел по тропе в гору и внимательно оглядывал местность. Но между делом, по привычке, присматривал, какому дереву подпилить старые сучья, какому расчистить место, чтоб просторней было расти. — Чудак ты, Пахомов, — говорили ему товарищи. — Чего красо — А охраняем что? — ответил Пахомов. — Землю, реки, моря, Он и сейчас приметил кривую елочку: не так растет. Шагнул к ней, и сразу увидел: след! Под елкой отпечатался глубокий след. За ним — второй, третий... Три человека разом прошли! Такого здесь еще не бывало! — Сообщай на заставу! — крикнул Пахомов товарищу. В тумане виднелась сосна, к которой они совсем недавно тянули телефонный провод, и Щеглов побежал к ней. Но вдруг остановился. Впереди на тропинке тоже отпечатались три следа, только шли они в обратную сторону! Пахомов проверил следы: одинаковые! Он прошел к пограничной полосе. И там были следы: три пары туда и три обратно. Будто нарушители побывали на нашей стороне и опять вернулись за границу. — Звони! — крикнул Пахомов младшему, а сам побежал по сле «Ну нет! — подумал Пахомов. — Не за водой же к нам приходили!» Смотрит — на воде, у берега качаются листья папоротника. Пахомов наклонился. Листья-то примятые! Значит, за них кто-то хватался. Пахомов с камня на камень перебежал через речку, глядит — у самых ног снова следы. И опять: туда и обратно. Пахомов вскинул автомат и быстро пошел по следу. Но прошел час, а нарушителей не видно! И дождь прибавился. Вот-вот смоет следы! Пахомов снял сапоги. Бегом! Потом сбросил гимнастерку. Бегом! Наконец остановился у дерева и слышит: шелестят кусты, потрескивают ветки. Может зверь? Да нет! Зверь ходит мягче, зверь по-человечески не шепчет! Лег Пахомов за кустарником и видит: прямо на него идут шестеро! Только трое лицом вперед, а трое спиной пятятся. Все еще хитрят. Вот оно, почему три следа обратно показывают! Пахомов присмотрелся — оружия в руках не видно. Но может быть, прячут. Он притих. И только нарушители подошли поближе, как выскочит, как крикнет: — Руки вверх! Ложись! Торопится на помощь Пахомову группа пограничников: следов-то много. Как он один справится? Прибежали, а нарушители все лежат на земле. Трое носом в одну сторону, трое — в другую. А над ними стоит Пахомов и автоматом из стороны в сторону поводит. 138. Предметный мир Дидактическое упражнение «Какой бывает одежда» Цель. Закрепить знания детей классификации одежды: зимняя, летняя, демисезонная. У воспитателя четыре картинки с изображениями природы в разное время года. У детей предметные картинки с разной одеждой. Воспитатель сначала предлагает детям назвать то, что у них нарисовано, а потом положить свою карточку с одеждой к картинке с изображением того времени года, к которому данная одежда подходит. Дети обязательно называют, к какому виду одежды относится то, что изображено на их карточке, — к летней, зимней и демисезонной. Особое внимание воспитатель обращает на закрепление слова демисезонная одежда. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ Семья Воспитатель напоминает детям, что скоро вся страна будет. отмечать праздник—Международный женский день 8 Марта. В этот день женщинам дарят подарки. Предлагает подумать, что можно сделать мамам, бабушкам к этому дню, а также сотрудникам детского сада, которые заботятся о детях. Прочитать детям рассказ Н. Артюховой. ТОЧКА (В сокращении) Боря проспал. Когда он открыл глаза, мама уже надевала шубу. — Мама, постой, не уходи! — Стою, — ответила мама. Как бы это узнать, когда она сегодня домой придет? И чтобы ни о чем не догадалась. Мама поправила перед зеркалом шарф. И ничего-то еще она не знает! А папа уже купил новый шарф, завтра подарит, нарядный такой, выбирали вместе, гораздо лучше этого! — Мама, мы с папой тебе уже сюрприз приготовили, ты не ду — Я и не думаю. Шарф, конечно, очень хорошо, но ведь покупал-то шарф папа. И у Бори будет сюрприз. Мама поцеловала Борю и хотела идти. Уже в дверях она обернулась, окинула взглядом комнату и сказала без уверенности в голосе: — Боря, ты уж будь поаккуратнее, не устраивай беспорядка, — — Так это очень хорошо! — сказал Боря. ^ — Что же хорошего-то? — удивилась мама. — Очень хорошо, что ты рано вернешься! Когда дверь за мамой захлопнулась, Боря радостно воскликнул: — Ага! Не успела помыть! Тем лучше! Так... На столе прикрытые полотенцем две тарелки и две чашки, Мама, должно быть, тоже немножко проспала сегодня и не успела прибрать. Вчера она вернулась поздно после работы. Кастрюля из-под каши не вычищена, а только наполнена водой, чтобы отмокала. Повезло! Мимоходом Боря заглянул в корзину, с которой мама ходила за картошкой и овощами. Корзина была почти пуста. — Ура! — воскликнул Боря. Боря быстро напился чаю и остановился посреди комнаты с видом полководца, обдумывающего план наступления. Обойти противника сбоку или смело атаковать его главные силы? — Ничего, — решил он. — Начнем с самого трудного. Он засучил рукава и вылил в ведро остатки горячей воды из чайника. Мыть пол Боре никогда не приходилось, но он хорошо знал, как это делается. Главное, не жалеть воды, водить тряпкой туда и сюда и переставлять все вещи в комнате. Боря то пыхтел, нагнувшись, то присаживался на корточки; нырял с головой под кровати. Допятившись наконец до двери, Боря поднял голову и посмотрел на часы. Большая стрелка самым неожиданным образом передвинулась больше чем на полкруга. «Ого! — подумал Боря. — Надо торопиться!» В кухне дело пошло быстрее, потому что меньше вещей нужно было передвигать. Домыв кухню до середины, Боря почувствовал, что устал. К счастью, он догадался представить себя молодым матросом, который моет палубу корабля. А капитан смотрит сурово и требовательно. Покончив с палубой, матрос спустился в камбуз (то есть подошел к кухонному столу) и превратился в корабельного повара — кока. Наконец и тарелки были вымыты, и кастрюля доведена до блеска. Несколько раз Боря бегал взглянуть на часы. Ему казалось, что невидимая рука переводит стрелку. А ведь еще нужно было запасти провизию для корабля. Боря выдвинул ящик стола, где лежали деньги на хозяйственные ргсходы, подсчитал что-то, шевеля губами и загибая пальцы. Через минуту с корзиной в руке он уж мчался по лестнице, то есть по трапу, вниз. Подойдя к прилавку, Боря кашлянул, прочищая горло, и сказал как можно более взрослым голосом: — Пожалуйста, дайте мне килограмм самого лучшего мяса... № Так всегда говорила бабушка, покупая мясо. Продавец посмотрел на Борю сверху вниз, потом перевел взгляд на полки с разложенным на них товаром. Наконец, крякнув, отрубил от большого куска и сказал: — Получайте, молодой человек, останетесь довольны! Боря купил овощей, затем хлеба, вернулся домой и ахнул, взглянув на часы. Ни один корабельный кок не чистил картошку с такой быстротой и прилежанием. Наконец кастрюлька была полна и залита доверху водой, мясо и овощи вымыты и красиво разложены на тарелке. Рядом, на кухонном столе, Боря положил записку: «Мама, это тебе сюрприз!» Такие же записки, написанные более крупными буквами, были положены на полу — в кухне и в комнате. Боря устал: он никогда не думал, что это так долго — все мамины дела делать. Вечером Боря сидел в кресле и перелистывал календарь. Мама вышла из комнаты помыть яблоки, которые принес папа. Папа громко расхваливал обед. Бабушка ему подкладывала на тарелку, а он, улыбаясь, посматривал на Борю с одобрением и сочувствием. Боря вздохнул, перелистывая календарь. — Знаешь, бабушка, — сказал он, — к следующему Восьмому — Правильно! — сказал папа. — Все строго по плану. — А стоит ли записывать? Может быть, просто спрашивать маму, — Каждый день? — Боря посмотрел на толстый календарь. — — В будущем году триста шестьдесят шесть — високосный год. — Ого! — Боря задумался. — Ну что ж, попробую... Хорошо, за 140. Детский сад Воспитатель беседует только с мальчиками, предлагает им в секрете от девочек сделать подарки к 8 Марта. Вместе с мальчиками обсуждает, что можно было бы сделать, сколько понадобится подарков, сколько подарков должен сделать каждый. Родной город Воспитатель проводит целевую прогулку по близлежащим улицам. Предлагает детям вспомнить названия улиц, объяснить, откуда такие названия; учит детей ориентироваться в своем микрорайоне, задает вопросы: — Если вы пойдете по этой улице до конца, на какую улицу — Как отсюда, где мы стоим, дойти до школы? Магазина? При ответах добивается, чтобы дети объясняли все словами, а не показывали руками. Напоминает, что скоро они пойдут в школу и должны хорошо ориентироваться в близлежащих улицах. 142. Родная страна Рассказ о народных традициях — Масленица. Воспитатель напоминает детям о том, что у каждого народа есть свои традиции и праздники. Одним из самых любимых русских праздников с давних пор является Масленица. Воспитатель рассказывает о Масленице несколько дней, объясняя детям название каждого дня и что в этот день принято делать. Понедельник Масленица начинается в конце зимы и длится неделю. Это прощание с зимой и встреча весны. Масленица — это радость, потому что прожит еще один год и впереди новый урожай. На Масленицу пекут блины. Блин — это символ солнышка: такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнышку, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышка будет весной и летом мало, урожай не вызреет. В понедельник блины начинали печь только богатые люди, у которых еще оставалось много муки после зимы. Первый блин положено было отдавать нищим. Считалось, что если не отдать первый блин нищим, то на следующий год будет плохой урожай. Понедельник — встреча Масленицы. В этот день ходят в гости друг к другу, поздравляют с началом праздника. На Масленицу делают куклу из соломы, одевают ее, но лицо не разрисовывают. Эта кукла — Масленица всю неделю там, где веселье. Некоторые делали маленькие куклы Масленицы и дарили их в понедельник друг другу. Вторник — заигрыш В этот день начинались веселые игры, поэтому и название такое. По улицам ряженые ходили, возле домов останавливались, угощение просили. А еще в этот день, катались с гор. А вечером девушки с ребятами собирались и песни пели, заигрывали друг с другом, т.е. знакомились. Среда ■ — лакомка Уже само название говорит о том, что в этот день лакомились, угощали друг друга блинами со сметаной, вареньем, медом. Четверг — широкая масленица Это самый веселый день Масленицы. Все выходили на улицу. Устраивались кулачные бои, катания с горок, строили снежные крепости и брали их. Люди славили весну, водили хороводы с бубнами, трещотками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому — несчастье, горе, зло отгоняли. В четверг блины уже пекли все: Бедные люди специально оставляли муку для этого дня. У каждой хозяйки был свой рецепт блинов, и она его не раскрывала. Пятница, суббота и воскресенье — это семейные дни. Пятница — тещины вечерки Воспитатель объясняет детям родственные отношения: — Для ваших пап мамина мама — теща. А для маминой мамы ваш папа — зять. Так вот в пятницу зятья приглашают тещ на блины. А блины пекли самые разнообразные: не только из пшеничной муки; например, пекли блины из гречневой муки, и они были красными. Суббота — золовкины посиделки Золовка — это сестра мужа, т.е. сестра вашего папы. Она приглашала к себе в гости родственников. Принято было дарить ей какие-то небольшие подарки — пряники, мыло или куклу-масленицу. Воскресенье — Прощеное воскресенье Если все дни Масленицы — веселые и озорные, то этот день серьезный. Люди просят друг у друга прощение за нанесенные в течение всего года обиды — вольные и невольные. Ведь иногда один человек может обидеть другого невольно, т.е. нечаянно, не желая этого. Вот и вы, когда проснетесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. Воспитатель убеждает детей в необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать своего обидчика. 143. Труд взрослых Игровое упражнение «Кому что нужно?» Воспитатель подбирает картинки с изображениями военных разных родов войск — танкист, артиллерист, ракетчик, погра- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|