Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ 16 страница




Ленька начал отставать.

В диске автомата оставался последний патрон, и этим после­дним выстрелом Ленька поразил врага.


Он взял автомат, портфель и, тяжело дыша, пошел назад. По дороге он подобрал брошенный фашистом белый китель и только тогда разглядел на нем генеральские витые погоны.

Ленька напялил на себя генеральский китель, застегнул его на все пуговицы, засучил рукава, свисавшие ниже колен, поверх пи­лотки нахлобучил фуражку с золотыми разводами, которую нашел в разбитой машине, и побежал догонять товарищей.

В таком виде Ленька вышел на свет костра. Вид у него был такой уморительный, что грянул громкий хохот.

У Леньки взяли портфель с документами, а потом вызвали к командиру.

— Ну, молодец, — сказал он. — Такие документы и опытные
разведчики раз в сто лет добывают. Сейчас про них в Москву сооб­
щать будут.

Через некоторое время из Москвы пришла радиограмма, в ней говорилось, что надо представить к самой высокой награде всех, кто захватил такие важные документы. В Москве, конечно, не зна­ли, что захватил их один Леня Голиков, которому было всего четыр­надцать лет.

Так Леня Голиков стал Героем.

Но Леня погиб в неравном бою под селом Острая Лука.

На могиле Лени Голикова в селе Острая Лука рыбаки поставили обелиск, а на берегу реки Полы юному герою воздвигнут памятник.

— Лене Голикову были поставлены памятники в Москве на ВВЦ
(ВДНХ) у павильона юннатов, а также в городе Новгороде на сред­
ства за собранный школьниками металлолом. Кроме того, одному
из кораблей Российского флота присвоено имя Лени Голикова.

196. Родная страна

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие традиции рус­ского народа дети помнят.

197. Труд взрослых

Воспитатель беседует с детьми о том, как хлеб появился на нашем столе:

— откуда хлеб пришел;

— какие машины помогали хлеборобам;

— где эти машины сделал и кто;

— кто посеял, вырастил и собрал урожай;

— кто испек хлеб;

-— кто его продал в магазине?

В конце беседы воспитатель подводит итог: очень много лю­дей потрудилось, прежде чем хлеб попал к нам на стол, поэтому к нему надо относиться бережно, это главное богатство нашей страны.


198. Предметный мир

Занятие 32 «Как надо относиться к книге?»

Цель. Уточнить знания детей о том, что такое библиотека, кто в ней работает. Закрепить знания детей о бережном и акку­ратном отношении к книгам. Воспитывать уважение к труду лю­дей, которые делают книги, или помогают выбрать интересную книгу.

Ход занятия. — Вспомните, ребята, куда мы недавно с вами ходили на экскурсию? (В библиотеку.)

— Что такое библиотека? Кто там работает? Что делает биб­
лиотекарь? (Распространенные ответы детей.)

— Что нам рассказала библиотекарь об отношении к книгам?
Давайте вспомним просьбы книг. (Дети с помощью воспитате­
ля вспоминают правила обращения с книгой.) (См. конспект:
«Экскурсия в библиотеку».)

— Я вам много читала и рассказывала о людях, которые де­
лают книги. Вспомните, кто же трудится, чтобы сделать книгу?
(Лесорубы, печатники, переплетчики, писатели, художники и
т.д.)
Даже трудно сосчитать, сколько людей с любовью делают
одну книгу. Беречь книгу, аккуратно с ней обращаться — это
значит уважать труд всех этих людей. Вы скоро пойдете в школу
и будете брать книги в библиотеке. Я сейчас хочу вам прочитать
рассказ об одном мальчике, который в школу еще не ходил, но в
библиотеку был записан. И вот какая однажды с ним приключи­
лась история.

Чтение рассказа Л. Кона «Володя и гуси».

ВОЛОДЯ И ГУСИ

Еще совсем маленьким Володя любил играть, будто он читает.

Переворачивает страницу книги и говорит на память, что там написано, и кажется, что он и вправду читает. А когда Володе было пять лет, он и в самом деле научился читать и читал так много, что скоро прочел все детские книги, которые были в доме.

Тогда он стал брать книги из библиотеки.

Библиотекарша очень любила его. И когда он приходил, привет­ливо ему говорила:

— А вот и наш самый старший читатель пришел!

Хотя Володя был такой маленький, ока охотно давала ему книж­ки, потому что знала, что он не порвет и не испачкает их, а прочтет и принесет обратно.

Но вот один раз случилось так, что у Володи чуть-чуть не погибли книжки, которые ему дали в библиотеке.


Собрался Володя в библиотеку. Он взял в одну руку книги, за­вернутые в газету, а в другую руку... палку и пошел.

— Зачем же с палкой? — спросила сестра Аня.

— Нужно, — коротко ответил Володя.

Он считал, что палка ему может понадобиться.

По дороге в библиотеку ему приходилось проходить мимо боль­шой лужи, в которой любили купаться гуси. А кому из вас приходи­лось встречаться с гусями, тот знает, какие это задиры. Ни с того ни с сего могут разозлиться и пристать к человеку. Этого и опасался Володя.

И правда, как только гуси увидели Володю, они все, как по ко­манде, грозно зашипели, вытянули шеи и стали быстро прибли­жаться к мальчику. Володя остановился. Гуси со всех сторон окру­жили его и старались клювами ущипнуть его за ноги. Он стал раз­махивать палкой и кричать, но гуси еще больше разозлились. Гуси были такие большие, почти до плеча Володе, и злые. Они могли повалить его в грязь вместе с книгами, испачкать и даже порвать их.

Тогда Володя придумал, что делать. Он лег на траву, положил книги под себя и стал отбиваться ногами и палкой.

Гуси очень удивились такой храбрости и отступили. А тут прибе­жала хозяйка и прогнала гусей. Она тоже удивилась Володиной храбрости.

Ведь другой маленький мальчик, наверно, бросил бы книги, заревел и пустился бежать, а Володя не плакал, а храбро сражал­ся с такими страшными врагами.

После чтения воспитатель беседует с детьми:

— Почему библиотекарь давала Володе книги?

— Как Володе удалось спасти книги от гусей?
Итог воспитателя

К любым книгам — к к библиотечным, и к своим, и к тем, которые вам дают почитать друзья, — нужно относиться береж­но, потому что из книг мы узнаем очень много интересного, по­тому что в каждую книгу вложили свой труд очень много лю­дей. И мы с вами будем следить за тем, чтобы в нашем книжном уголке книжкам жилось хорошо, чтобы они всегда были краси­выми и аккуратными.

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

199. Семья

Воспитатель беседует с детьми о том, у кого из них есть дача, как дети трудятся на даче, помогая взрослым. Напоминает, что в семье все помогают друг другу. Предлагает подробнее расска­зать, что дети посадили сами, как они будут ухаживать за своими посадками летом.


Чтение рассказа Е.Пермяка «Смородинка».

СМОРОДИНКА

Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала. Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:

— Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину
сажать.

Стала Танюша разглядывать черенки. Ничего особенного, па­лочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удизилась Танюша:

— Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет
ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

— Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А
вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что еще маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами.

А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Спер­ва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля не покорилась. Стала мягкой да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые че­ренки. Посадила Таня черенки и принялась ждать.

Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуют­ся, глядя на девочку:

— Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет.
Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в
косе.

После чтения воспитатель задает детям несколько вопросов:

— Сколько прошло времени, пока Таня получила первые яго­
ды? (Год.)

— Почему люди называли Таню настойчивой? (Она доби­
лась своего, хотя ждать пришлось долго.)

— Как еще говорили про Таню? (Работящая.)

— Работящая — это как? (Всего добилась своим трудом, не
отступила перед трудностями.)

— Попробуйте и вы вырастить на даче смородинку.


200. Детский сад

Воспитатель вместе с детьми работает в цветнике, высажи­вает рассаду и семена цветов. Напоминает детям, что детский сад — это часть родного города и если на территории детского сада будет красиво, то значит дети помогли взрослым украсить свой город.

201. Родной город

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

(По типу игры в «Лото».)

У каждого ребенка по три иллюстрации с изображениями различных достопримечательностей родного города. У воспита­теля карточки одного цвета (фишки).

В: У кого памятник Минину и Пожарскому?

Р: У меня памятник Минину и Пожарскому. (Если ребенок правильно отвечает, воспитатель дает ему фишку и он за­крывает ту иллюстрацию, которую он назвал.)

В: У кого Успенский собор?

Р: У меня Успенский собор.

И т.д., пока дети не закроют все свои иллюстрации. Выигры­вает тот, кто закроет все иллюстрации. В данной игре важно не то, кто быстрее это сделает, а то, чтобы дети не ошиблись.

202. Родная страна

Занятие 33 «Рассказ-беседа о Дне Победы»

Цель. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Вспомнить, какие памятники в Москве напоминают нам о героях; познакомить детей с памятником Г.К. Жукову на Красной площади, рассказать, почему ему воз­двигли памятник. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Наглядный материал. Иллюстрации с изображения­ми памятников защитникам Родины в Великой Отечественной войне, памятника Г.К. Жукову, портрет Г.К. Жукова. Иллюстра­ции с изображениями сражений Великой Отечественной войны, здания Рейхстага, над которым развевается знамя нашей страны; фотографии: Жуков принимает Парад Победы; встреч ветеранов войны.


Ход занятия. — 9 Мая наш народ отмечает один из са­мых любимых праздников. Что это за праздник? (День Победы.)

— А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашис­
тами.)

Да, это была очень страшная война. Фашисты хотели захва­тить нашу страну и превратить наш народ в своих рабов.

Но у них ничего не получилось! Так же, как не получилось до них у Наполеона.

Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами. Все мы помним тех, кто защищал страну. Каких героев этой войны вы знаете? (Ответы детей.)

Многим героям стоят памятники по всей стране. Какие па­мятники героям Великой Отечественной войны в нашем городе вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением моги­лы Неизвестного солдата.

— Вы узнали этот памятник? Что это такое? (Могила Неизве­
стного солдата.)

— А что значит Неизвестного? (Ответы детей.) Это памят­
ник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев сол­
дат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было
узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались не­
известными, по всей стране воздвигали такие памятники. Есть
он и в нашем городе.

Наша армия победила фашистов.

Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руко­водят всеми боями.

Во время Великой Отечественной войны одним из самых та­
лантливых главнокомандующих был Георгий Константинович
Жуков. (Показывает его портрет.,) Там, где он командовал фрон­
том, армия всегда побеждала фашистов.;

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Мос­кве. Тогда назначают командовать нашими войсками Г.К. Жуко­ва, и фашисты отступают.

Во время войны было много битв, после которых фашистам приходилось отступать.

Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты раз­бомбили город почти полностью, но никак не могли его взять, (Показывает иллюстрации с изображениями разрушенного^ Сталинграда.)

Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне.


Но солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Было даже так, что на верхних этажах находились фашисты, а нижние этажи занимали наши. И наши победили! А руководил нашей армией вместе с другими генералами Г.К. Жуков.

Очень тяжелое танковое сражение было под городом Курс­ком. (Показывает иллюстрации с изображениями сраохения.) Это сражение снова выиграли наши войска. А руководил сра­жением вместе с другими командирами Г.К. Жуков.

И самый последний бой с фашистами за город Берлин, сто­лицу Германии, тоже возглавлял Жуков.

Наши солдаты водрузили флаг нашей Родины над главным зданием Берлина — Рейхстагом! (Показывает иллюстрацию.)

И народ помнит Жукова. В Москве есть проспект Маршала Жукова.

А на Красной площади ему поставлен памятник. (Показывает иллюстрацию или фотографию с изображением памятника.)

Скульптор изобразил Жукова на коне. Как вы думаете, поче­му Жуков ка конз? Ведь в Великой Отечественной войне были танки, артиллерия, авиация? (Предположения детей.)

Жуков ка Красной площади принимал Парад Победы на коне. (Показывает фотографию.) И скульптор решил изобразить его на коне, как победителя.

Вот такая тяжелая война была для нашего народа!

Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.

Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе в Москве, чтобы вспомнить те военные годы. (Показывает фотографии.)

У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто-то из них еще жив. Не забудьте поздравить их с праздником.

Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

203. Труд взрослых

Целевая прогулка по близлежащим улицам. Воспитатель об­ращает внимание детей на труд взрослых по благоустройству родного города: обрезают деревья, разбивают газоны, сажают кусты и деревья, асфальтируют дорожки, машины и дворники следят за тем, чтобы в родном городе было чисто. Воспитатель


напоминает детям, что они тоже горожане и от них тоже зависит, будет ли наш город чистым и красивым.

204. Предметный мир.

Дидактическая играл Что предмет рассказывает ! о себе»

Цель. Закреплять умение различать в предмете его назва­ние, назначение, материал, из которого он сделан.

Воспитатель сначала рассматривает с детьми предметы, сде­ланные из разных материалов, или предметные картинки. Потом опускает все предметы в чудесный мешочек. Дети достают пред­мет и рассказывают о нем: что это, зачем предмет нужен, под­робно описывают его, включая название материала.

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

205. Семья

Воспитатель беседует с детьми о том, что делает по дому мама, где мама работает. Подчеркивает, что мама устает и о ней нужно позаботиться. Спрашивает детей, как они проявляют заботу о маме.

Чтение стихотворения В. Донникова.

ТВОЯ МАМА

Ты маму знаешь только дома; Родные руки берегут Домашний ласковый уют, Такой привычный и знакомый. И не всегда ты видишь маму В ее заботах трудовых: Не шлешь ты с нею телеграммы, Не лечишь вместе с ней больных. Не мчишься с ней на паровозе, Ее не видишь у станка, И славных дел ее в колхозе Не разделяешь ты пока.

Но, если мама иногда Придет усталая с работы, Согрей ее своей заботой, Во всем ей помоги тогда!

Воспитатель предлагает детям последнее четверостишие выу­чить наизусть.


206. Детский сад

Воспитатель беседует с детьми о том, что многие из них осе­нью уже не придут в детский сад, а пойдут в школу. Спрашивает детей, что им больше всего нравилось в детском саду, что за­помнилось.

Предлагает детям приходить в детский сад, навещать сотруд­ников, которые несколько лет заботились о детях, не забывать детский сад.

207.Родной город

Занятие 34. Итоговое занятие «Конкурс знатоков род­ного города»

Цель. Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.

Ход занятия. Занятие лучше провести в музыкальном зале. Зал украшается детскими работами (рисунками, апплика­циями), посвященными родному город}', иллюстрациями с ви­дами родного города, герба города. Для победителей конкурса можно приготовить открытки с видами города, памятные медали или жетоны.

Группа делится на две команды. Дети входят в зал под музы­ку О. Газманова «Москва, златые купола».

— Ребята, как называется город, в котором вы живете?

-г- У каждого города, как и у каждого человека, свой воз­раст. Кто знает, сколько лет нашему родному городу?

— Наш город — очень древний. Как называют жителей на­
шего города? {Москвичи.) Значит, все вы тоже москвичи! Люди
всегда любят тот город, в котором они живут. Вы любите свой
родной город?

— Сегодня мы посмотрим, как вы знаете свой родной город.
У нас две команды. Придумайте название своим командам. (Дети
придумывают названия командам.)

— Командам придется ответить на разные вопросы и выпол­
нить самые разные задания. За правильные ответы и выполнен­
ные задания каждая команда будет получать вот такой жетон. (По­
казывает жетон.)
В конце конкурса мы все ваши жетоны по­
считаем, и команда, которая наберет больше жетонов, будет
победителем — «Знатоками родного города».

Итак, наш конкурс знатоков родного города начинается!


Наш город очень большой, он разделен на округа (районы). В каком округе мы с вами живем? Почему он так называется? Какие достопримечательности нашего округа вы можете назвать?

Воспитатель по очереди обращается то к одной, то к другой команде. За каждый правильный ответ команды получают по од­ному жетону.

— Сейчас бы видите план расположения улиц вблизи детско­
го сада. Один кз членов команды возьмет фигурку человека. Он
должен поставить фигурку человека туда, куда я скажу. (Назы­
вает различные объекты, изображенные на плане, улицы, пе­
реулки. За каждое правильно выполненное задание команда
получает 1 жетон.)

— Что же еггой район вы знаете, а теперь попробуйте вспом­
нить фамилию и имя человека, который основал наш родной го­
род. (Ответы детей.)

— Почему нж город носит такое название, откуда оно про­
изошло?

— Наш город древний, что было построено в городе прежде
всего? (Кремль.)

— У меня на стенде несколько изображений кремля. Кто мне
сможет выбрать из них Московский Кремль?

— А вот еще несколько изображений кремля. (Все иллюст­
рации с изображениями Московского Кремля
деревянный,
белокаменный, красно-кирпичный.)
На каком изображении
Московский Кремль? (Дети выбирают или отвечают, что на
всех изображениях Московский Кремль.)

— Расставьте их так — сначала тот, который был построен
первым, потом следующий. (Дети расставляют. За каждое
задание получают 1 жетон.)

— Московский Кремль очень красивый. Двадцать башен ук­
рашают его и делают очень сильной крепостью. У каждой башни
свое название.

На нашем стенде иллюстрации с изображениями башен Крем­ля. Сейчас команды выберут те башни, название которых они знают. Та команда, которая знает больше названий, получит 2 жетона» А та команда, которая назовет меньше, — 1 жетон. (Команды выполняют задание.)

Но, конечно, самая красивая — это Спасская башня! Пред­ставьте себе, что вы строители. Вам предстоит построить Спас­скую башню.

На столах лежат детали Спасской башни, их надо собрать и наклеить на лист бумаги. Вы должны сами договориться, кто что


будет делать. Подумайте, что сначала надо сделать, что потом. Та команда, которая быстрее и красивее это сделает, получит 2 же­тона, а другая команда — только 1 жетон.

Дети выполняют задание. Если дети не догадаются, воспита­тель может им подсказать, что детали сначала надо разложить, а потом уже наклеивать. Можно предложить детям чертеж, если они уже умеют с ним работать. После выполнения задания дает­ся оценка, жетоны.

— Ну что же, вы хорошо поработали, теперь можно отдох­
нуть. А где могут отдохнуть жители нашего города? У меня на
стенде иллюстрации разных мест нашего города, где можно от­
дохнуть. Каждая команда выберет то место, куда бы она хотела
пойти. (На стенде иллюстрации с изображением театров, му­
зеев, парков города. Дети выбирают.)

— Расскажите, что вы выбрали, как там можно отдохнуть.
(Отвечают капитаны команд или кто-то из детей.)

Если дети не выбрали музеи, воспитатель спрашивает детей о них.

— А кто знает, что это за здание? Посмотрите, какой краси­
вый теремок? Что там можно увидеть? (Ответы детей о Треть­
яковской галерее.)

У нас с вами здесь тоже маленькая Третьяковская галерея. (Предлагает посмотреть на репродукции картин известных детям художников: «Богатыри» «Аленушка» В. Васнецова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др.)

— Кто сможет назвать фамилии художников и названия их
картин? (За каждый ответ команда получает 1 жетон.)

— Вы знаете много художников и их картин.

— А что это такое? {Доказывает герб Москвы?)

— Что за всадник изображен на гербе Москвы? Как его зовут?

— А что обозначает изображение змея?

— Москвичи всегда побеждали тех, кто на них нападал. А лег­
ко это было сделать? Конечно, нет. Сейчас мы с вами узнаем, легко
ли было победить змея — дракона. Вставайте друг за другом,
возьмите друг друга за пояс. (Дети выстраиваются в цепочку.)

Тот, кто стоит впереди, — это голова змея. А тот, кто сзади, — его хвост. Голова хочет схватить хвост, но хвост убегает. По мо­ему сигналу голова начинает догонять хвост. (Дети играют.)

— С таким змеем мог справиться только очень сильный и
смелый воин, такой, как Георгий Победоносец.

Вы будущие защитники Москвы и России и, конечно, долж­ны быть меткими. Посмотрим, так ли это. (Игры «Кольцеброс»


или «Серсо».) Тот, кто больше накинет колец, получает 2 жето­на, кто меньше — 1 жетон.

— В нашем городе много жителей. Это большие тружени­
ки. Они много делают, чтобы город был красивым. Многие
улицы названы в честь мастеров. Давайте споем песню «Мас­
теровой народ» (муз. Б. Долотова, слова О. Толченова). (См.
в кн. Е. Арнаутовой, О. Толченова «Я люблю Москву».)

Последний наш конкурс — это чтение стихов о Москве. (От каждой команды выходит один человек, за прочитанное сти­хотворение1 жетон.)

— Вот и подошел к концу конкурс знатоков нашего родного
города. Посчитаем, сколько же жетонов набрали команды. (Под­
счет очков, объявление победителей. На память всем вруча­
ются сувениры.)

208. Родная страна

и Рассказ-беседа о боевых орденах и медалях Воспитатель за несколько дней до беседы предлагает детям принести ордена и медали, которые есть у членов их семьи, пред­варительно оговаривает это с родителями.

— Ребята, недавно вся наша страна отмечала один из самых
любимых праздников — День Победы. Вы могли видеть на ули­
цах города ветеранов войны с орденами.

Майский праздник— День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена.

Т. Белозеров

Сегодня некоторые из вас принесли ордена. Как вы думаете, за что мог человек во время войны получить орден? (Ответы детей.) Давайте с вами рассмотрим ордена, которые вы принес­ли, и я вам расскажу, за что мог человек получить тот или иной орден.

Воспитатель рассматривает с детьми ордена и рассказывает о них. Если дети не смогут принести ордена, можно показать им фотографии боевых орденов и рассказать о них.

Самая высокая награда — это Золотая Звезда Героя Советс­кого Союза. (Показать фотографию.)

Первым эту награду получил летчик Анатолий Васильевич Ля­пидевский. Кто помнит, что сделал этот летчик со своим экипа­жем? (Ответы детей. Если дети не вспомнят, воспитатель


напоминает им о спасении челюскинцев^) Да, Анатолий Васи­льевич Ляпидевский получил звание Героя за спасении челюс­кинцев.

Звания Героя Советского Союза за годы войны были удосто­ены 11603 человека и среди них Г.К. Жуков, который это звание получал четырежды.

А вот эти звездочки — ордена Славы I, II, III степени. Этими орденами награждались в Великую Отечественную войну рядо­вые, сержанты, старшины.

А вот этим орденом — орденом Победы награждались полко­водцы за проведение таких боевых операций, которые в корне меняли военную обстановку на фронте в пользу нашей армии. Орденом Победы номер 1 награжден маршал Георгий Констан­тинович Жуков.

А вот медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», которыми награждались участники Великой Отечественной войны.

Орденами и медалями награждались те, кто отличился во время боев Великой Отечественной войны. Таких людей было очень много, потому что наш народ мужественно сражался и победил,

209. Труд взрослых

Воспитатель предлагает детям рассказать, какие работы сей­час идут в деревне, в поле. После ответов детей предлагает им послушать произведение Ю. Крутогорова «Дождь из семян».

КАК ПЛУГ-НОЖ ПАШЕТ ЗЕМЛЮ

Идет трактор по пашне... За ним плуг. За плугом тянется черная вспаханная полоса шириной с улицу. Полоса теплая, влажная, от нее даже чар идет. Поле рыхлится. Плуг переворачивает почву наи­знанку. Прошлогодние стебельки, с которых срезали колоски, уп­рятываются в борозду.

КАК БОРОНА БОРОНИТ

После пахоты наверху могут оказаться крупные комки земли. Они помешают взойти посеянному ржаному или пшеничному семени.

Поле должно быть ровным, гладким.

Разбить надо крупные комки! Расколотить!

Тут-то и подавай борону.

Борона прочесывает пашню. Как гребень!

У нее, как у всякого гребня, есть острые зубья. Потому и назва­ние такое получила — борона зубовая.

Зубья у бороны железные, острые, частые. Они не только раз­бивают комки. Они из почвы сорняки выдирают.

А есть бороны на колесиках. На колесиках — острые шипы. Ка­тится такая борона по полю — измельчает комки земли.

Плуг и борона всегда вместе работают на поле.


Вслед за плугом на пашню борону выводят. Борона, как и плуг, без трактора — ни шагу. А с трактором — пожалуйста: любое поле причешет. Ведь трак­тор на поле — самая главная машина!

Весной люди готовят поле, чтобы засеять его пшеницей или рожью. Им помогают разные машины. О каких машинах вы уз­нали из рассказа? (Ответы детей.') А кто вспомнит, какие ма­шины будут убирать урожай в конце лета? Послушайте, как об этом пишет Ю. Крутогоров.

ПРО ФАБРИКУ НА КОЛЕСАХ

Комбайн — это фабрика на колесах.

Замечательная фабрика.

Самоходная фабрика косит пшеницу.

Самоходная фабрика вылущивает зерна из колосков.

Самоходная фабрика очищает зерна.

Саг^оходная фабрика сама грузит пшеницу в автомобили.

Все делает легко, быстро. На ходу.

Никогда не останавливается. Много дел.

Выходит комбайн в поле. Словно плывет среди тучных колосьев.

Впереди стелется нива. А прошел комбайн — сзади остаются ровно подстриженные стебельки. Будто поле в парикмахерской побывало. Будто его под машинку остригли.

РУКИ-УМЕЛЬЦЫ

А пшеничные зерна? Куда они?

В круглое сито. Зерна просеять надо. Дрожит сито. Ходуном ходит.

Зерна просеиваются. Вентилятор во все щеки дует. Зерна све­жим ветром обдувает. Сдувает тонкие усики колосков, шелуху.

Машины помогли вырастить хлебный урожай.

Очень постарались трактор и автомобиль, плуг и борона, сеял­ка и комбайн. Но они, конечно, не сами в поле вышли. Их в поле повел человек.

Тракторист.

Шофер.

Комбайнер.

А если одним словом — ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных