ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИНЦИПЫ КОНКУРЕНТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯКонкурентное позиционирование как аспект разработки маркетинговой стратегии имеет следующую формулировку: "Позиционированием являются действия компании по разработке своего предложения и имиджа таким образом, чтобы они заняли значимое и особое по отношению к конкурентам место в представлении целевых клиентов". (Kotler, 1997.) Важнейшим принципом конкурентного позиционирования является рассмотрение отношения клиентов различных частей рынка к конкурирующим компаниям, продуктам /услугам или брендам. Важно помнить о том, что позиционирование может применяться на любом из трех уровней: ■ компании: например, в сфере розничной торговли продуктами питания Соединенного Королевства главными конкурентами выступают компании Tesco, Sainsbury's и Asda, и позиционирование строится на их корпоративной идентичности; ■ продукты и услуги: позиционирование проводится также и на уровне продуктов, что можно увидеть на примере пылесоса Dyson при сравнении его с продуктами примерно одинаковой с ним цены от компаний Hoover и Electrolux; ■ бренды: конкурентное позиционирование чаще всего, наверное, рассматривается применительно к идентичности брендов - Coca-Cola против Pepsi и т.д. И действительно, некоторые случаи иллюстрируют значение этих уровней в их взаимосвязи между собой. Например, Virgin - это компания, которая олицетворяет собой определенные ценности в представлении клиентов (упрощенные финансовые услуги); эти ценности переносятся на продукты компании и обеспечивают идентичность бренда для различных продуктов и услуг. Конкурентное позиционирование можно рассматривать в определенном смысле как результат действий компании по созданию эффективной конкурентной дифференциации своих продуктов и услуг. Однако Котлер (Kotler, 1997) высказывает мнение о том, что не все конкурентные отличия могут обеспечить прочное конкурентное положение; действия по созданию уникальности должны соответствовать следующим критериям: ■ значимость - отличие должно создавать полезность, которая высоко ценится в глазах значительного количества клиентов; ■ отличие и преимущество - другим компаниям невозможно скопировать отличие или найти более удачное решение; ■ превосходство - отличие должно обеспечивать клиентам превосходство в получении рассматриваемой полезности; ■ возможность сообщения - необходимо, чтобы об отличии клиенты были проинформированы и могли разобраться в нем; ■ доступность - целевые клиенты должны быть в состоянии платить за отличие; ■ выгодность - отличие должно диктовать такую цену, которая будет выгодна для компании. Одним из способов, которым мы пользуемся для описания результатов поиска отличий, имеющих значение для целевых клиентов, а, также особого способа проведения этих различий, является концепция предложения полезности - данного клиентам обещания, заключающего в себе положение, которое мы хотим занять по отношению к своим конкурентам. Например, в середине 1990-х годов корейская автомобильная компания Daewoo без всяких предварительных действий завоевала 1 процент автомобильного рынка Соединенного Королевства быстрее, чем это когда-либо удавалось любому производителю автомобилей. В автомобилях, которые она продавала, не было ничего особенного, это были старые модели General Motors, выпущенные по лицензии. Особенностью же было ясное и четкое предложение полезности сегменту рынка, который она выбрала своей целью, основанное на четырех принципах: 1. Непосредственные связи: особое отношение к клиентам, когда компания работает с ними не через традиционных дистрибьюторов, а напрямую, и поддерживает контакт в течение всего времени совершения покупки и пользования продуктом. 2. Беспрепятственность: открытое общение с клиентами без навязывания покупок или торговли по поводу цен. 3. Душевное спокойствие: все клиенты платят по одной цене, и в сделки включаются многие характеристики, которые традиционно предлагаются за дополнительную оплату. 4. Вежливость: проявление уважения к потребностям и предпочтениям клиентов в процессе работы с ними. На основе этого предложения компания Daewoo быстро заняла прочное конкурентное положение в отдельном сегменте автомобильного рынка. Конкурентное положение можно строить на любом аспекте продукта или услуги, которые определяют их полезность для клиента на данном рынке, но в позиционировании важно то, что имеет значение в восприятии клиентов. На самом деле термин "позиционирование" ввели в обращение Райе и Траут (Ries and Trout, 1982), использовавшие его для описания творческого процесса, в соответствии с которым: "Позиционирование начинается с продукта. Отдельного товара, услуги, компании или даже человека... Но позиционирование имеет дело не с продуктом. Позиционирование - это то, как вы влияете на сознание потенциальных покупателей. То есть вы создаете своему продукту определенное положение в сознании потенциальных покупателей". Подход Раиса и Траута к "борьбе за мнение своих клиентов" сильно ориентирован на коммуникации маркетинга и имидж бренда, тогда как конкурентное позиционирование, как мы уже убедились, - несколько более широкое понятие, которое признает влияние каждого аспекта рыночного предложения, важного с точки зрения клиентов для создания отличительной ценности. Подытожить рассуждения, лежащие в основе данной концепции, можно, если например, сконцентрироваться на полезности для клиента и завоевании его мнения: "Вы покупаете не уголь, а тепло; вы покупаете не билеты в цирк, а волнующие впечатления; вы покупаете не газету, а новости; вы покупаете не очки, а способность видеть; вы не продаете продукты - вы создаете им положение". Значение однозначного и прочного конкурентного позиционирования подчеркивает Котлер (Kotler, 1997), предупреждая об основных ошибках позиционирования (рис. 10.3), которые могут подорвать маркетинговую стратегию компании: ■ недостаточное позиционирование: когда клиенты имеют лишь смутное представление о компании или ее продуктах и не видят в ней ничего особенного, продукт становится "одним из многих"; Рис. 10.3. Риски и ошибки позиционирования ■ чрезмерное позиционирование: когда клиенты слишком узко понимают компанию, продукт или бренд: компания Mont Blanc продает ручки стоимостью в несколько тысяч фунтов стерлингов, но для нее важно, чтобы ее клиенты знали, что ручку Mont Blanc можно приобрести и менее чем за 100 фунтов стерлингов; ■ нечеткое позиционирование: частые изменения и противоречивые сообщения могут просто сбить клиентов с толку, лишив их представления о позиционировании компании. Нерешительность компании розничной торговли Sainsbury's в вопросе о том, вводить ли ей карточки постоянных клиентов в противовес компании Tesco, которая уже ввела такие карточки, и в вопросе об уровне цен по отношению к другим розничным торговцам, способствовала тому, что в 1990-х годах компания лишилась своего лидерства на рынке; ■ позиционирование, вызывающее сомнения: заявления относительно компании, продукта или бренда могут просто не принять, независимо от того, правдивы они или нет. Компания розничной торговли British Home Stores не достигла желаемой цели - занять положение "лучших магазинов одежды для современных женщин и всей семьи" на рынке, где по-прежнему доминирует Marks & Spencer, несмотря на то, что с некоторых пор у них появились проблемы. Позиционирование в сущности связано с пониманием того, как клиенты сравнивают альтернативные предложения на рынке, и с созданием стратегий, которые показывают клиентам, в чем состоит важное для них отличие предложения компании от предложений нынешних или потенциальных конкурентов. Конкурентное позиционирование, наряду с сегментацией рынка, является основным моментом разработки эффективных маркетинговых стратегий (см. главу 14). Рассмотренные особенности конкурентного позиционирования можно сравнить с принципами сегментации рынка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|