ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организация, способная к обучениюСпособность к обучению и адаптации является основным фактором для развития устойчивого конкурентного преимущества в стремительно (а часто - непредсказуемо) меняющихся обстоятельствах (Fiol and Lyles, 1985; Huber, 1991; Sinkula, 1994; Kilmann, 1996; Evans and Wurster, 1997; Prokesch, 1997; Sinkula et ai, 1997; Morgan et al., 1998). Конкурентная динамика рынков с новыми участниками, технологиями-заменителями и изменениями в предпочтениях клиентов может быстро свести к нулю все статические преимущества, основанные на "общих" стратегиях лидерства по себестоимости или в области дифференциации продукта (МсКее and Varadarajan, 1995). Тем не менее производственное обучение в организациях обеспечивает потенциал, который позволяет реагировать на существующие рыночные возможности и действовать в соответствии с ними. Более того, Диксон (Dickson, 1992) полагает, что способность обучаться быстрее, чем конкуренты, может быть единственным реальным источником устойчивого конкурентного преимущества. Обучение проявляется в знаниях, опыте и информации, получаемых организацией (Mahoney, 1995). Оно принадлежит и людям, и техническим системам. Обучение подразумевает приобретение, обработку, хранение и распространение знаний. Основная проблема для многих организаций связана с формированием сочетания культуры и климата, максимально способствующего обучению (Slater and Narver, 1995). На кадровом уровне необходимо ввести управленческие системы для формирования знаний и управления ими. На техническом уровне потребуются системы для обеспечения накопления и хранения нужной информации таким образом, чтобы она была легко доступной лицам, нуждающимся в ней. Большая часть организационной базы знаний, как правило, хранится в головах менеджеров и работников. Когда сотрудники уходят из компании по сокращению или переходят на работу в конкурирующие фирмы, такие знания могут быть утрачены или, еще хуже, стать достоянием конкурентов. Контрактами личного найма ключевых сотрудников все чаще предусмотрены "золотые наручники" (льготы или привилегии, благодаря которым сотрудникам невыгодно работать на какого-либо другого работодателя), не позволяющие важным для компании работникам передавать свои знания конкурентам. Организации все чаще ищут способы получения знаний от своих ключевых сотрудников с целью передачи их другим членам организации, для чего создаются экспертные системы и обучающие процессы. Таким образом обеспечивается надежность хранения знаний, "вплетенных" в структуру организации. Особое значение в разработке маркетинговой стратегии имеет развитие знаний и навыков, позволяющих создавать наивысшую ценность для клиентов. Слейтер и Нарвер (Slater and Narver, 1995) указывают на то, что при рыночной ориентации внимание должно быть сконцентрировано в первую очередь на создании высшей ценности для клиентов, которая, в свою очередь, должна быть основана на знаниях, полученных в результате анализа клиентов и конкурентов, а также на знаниях, почерпнутых у поставщиков, предприятий различных отраслей промышленности, из правительственных, университетских, консультационных и прочих потенциальных источников. Эти авторы пришли к заключению о том, что организации, способные к обучению, постоянно приобретают, обрабатывают и распространяют знания о рынках, продуктах, технологиях и бизнес-процессах, основанные на опыте, экспериментах, информации, получаемой от клиентов, поставщиков, конкурентов и из других источников. Такое обучение дает организациям возможность предвидеть благоприятные возможности и действовать в соответствии с ними в условиях нестабильных и фрагментированных рынков. И все же развитие способностей к обучению не обязательно должно быть сложным и изощренным. Программное обеспечение Quicken было усовершенствовано компанией Inuit на основе одной из форм организованного "преследования клиентов", когда сотрудники следуют за клиен-
Рис. 20.3. Элементарные основы разработки стратегии в меняющемся мире
том к нему домой и наблюдают за каждым его шагом и за его реакцией на предложенный продукт. Компания Kimberly-Clark разработала новый продукт под маркой Haggles (специальные трусики для детей, позволяющие приучать их к горшку после подгузников) после того как сотрудники компании посещали семьи своих клиентов с маленькими детьми и слышали их мнение. Так в компании узнали, что движущей силой данного рынка, по сути, является чувство родительской вины из-за того, что малыш "так долго ходит в подгузниках", а не проблемы отправления естественных потребностей детьми! Превосходные способности к обучению могут быть так же связаны с умением чувствовать и понимать рынок, как и с умением применять технологии. В то время как обучение является основным требованием, выполнение которого необходимо для конкурентоспособности в будущем, можно более конкретно описать еще ряд "строительных кирпичиков", которые служат важнейшими составляющими конкурентной стратегии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|