ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Позиционирование по ценеЧтобы добиться устойчивого позиционирования по цене, необходимо контролировать затраты: по крайней мере, они не должны превышать затраты конкурентов, а еще лучше, чтобы они были как можно ниже. Если преимущества по затратам не существует, инициатор ценовой войны может оказаться в неблагоприятном финансовом положении, и вся стратегия позиционирования может оказаться неустойчивой. Для позиционирования в качестве поставщика товаров по низким ценам требуются развитые виды компетентности, направленные изнутри-наружу и способствующие охвату и интеграции. Эффективные системы контроля над затратами (с помощью калькуляции себестоимости по видам деятельности) нужны не только в рамках собственных операций фирмы, но и в рамках деятельности поставщиков. Затраты на приобретение сырья и прочие организованы таким образом, чтобы свести их к минимуму. Аналогичным образом происходит управление логистикой в сфере распределения с целью минимизации затрат. Хотя позиционирование по низкой цене для некоторых фирм представляет собой благоприятный вариант, они постоянно вынуждены работать над сокращением затрат (рис.20.5), особенно когда на рынке появляются новые конкуренты, располагающие новыми практическими методами работы или уникальными активами, которыми можно воспользоваться для снижения затрат по сравнению с затратами существующих участников. Для того чтобы стратегия ценового позиционирования на рынке была успешной, также необходимо существование жизнеспособного и чувствительного к цене рыночного сегмента. На большинстве рынков' есть покупатели, которые совершают приобретения, исходя из цены. Тем не менее в 1990-е гг. стало ясно, что такие клиенты также рассчитывают получить базовый уровень обслуживания и качество продукта, так что одна только цена, соответствующая нижнему пределу, вряд ли будет достаточно веским основанием для покупки. Рис. 20.5. Позиционирование по низкой цене Например, в ноябре 1996 года компания KwikSave, специализирующаяся на продаже продуктов питания по сниженным ценам, объявила о закрытии 107 своих магазинов в Великобритании. Компания KwikSave предлагала своим клиентам варианты обслуживания "без всяких дополнительных услуг", низкие цены, продажи по принципу "чем выше кипы, тем ниже цены". Но к середине 1990-х гг. такое позиционирование утратило стабильность. Компания KwikSave оказалась зажатой между ведущими компаниями, владеющими однотипными магазинами, - Tesco, Sainsbury's и Safeway. Эти компании предлагали низкие цены в сочетании с превосходным обслуживанием и более приятными впечатлениями от посещения магазинов. К тому же только что появившиеся участники рынка товаров по сниженным ценам, такие как Aldi и Netto, предлагали более низкие цены, чем те, которые могла установить компания KwikSave, благодаря большим объемам и минимальному сервисному обслуживанию. Компания KwikSave признала.что она была недостаточно ориентированной на клиентов, слишком на многое шла ради заключения сделки, пыталась расширяться слишком стремительно, не предлагала "современные" товары, такие как свежие продукты, товары для красоты и здоровья и детские товары. Более 40 процентов сотрудников магазинов работали на условиях временного найма или по совместительству, и они были недостаточно заинтересованы в предоставлении высокого уровня обслуживания клиентов. Также было признано, что в плане применения технологий компания KwikSave примерно на три-четыре года отставала от своих соперников. Например, она пользовалась системой Switch для непосредственного дебетования счетов клиентов, но ей не удалось наладить сбор и анализ данных с помощью этой системы для того, чтобы глубже понять своих клиентов и модели их покупательского поведения. Объем продаж из расчета на один квадратный фут торговой площади в компании KwikSave, по приблизительным оценкам, был вдвое меньше соответствующего показателя компании Sainsbury's (The Guardian, 8 November 1996). Позиционирование по цене может быть успешным, если существует четко определенный чувствительный к цене сектор рынка, а фирма обладает преимуществом по затратам, обслуживая этот рынок. Модель автомобиля Skoda Felicia стоимостью 5 999 фунтов стерлингов позиционирована на краю спектра, соответствующем низкой цене, для того чтобы привлечь внимание очень чувствительных к цене покупателей личных автомобилей. Более того, компания называет своих целевых потребителей "OPTI" (Over-mortgaged, Post-Thatcherite Individuals - лица, набравшие много кредитов под залог после ухода с поста Маргарет Тэтчер), с собственным капиталом в минусе и обеспокоенных своим финансовым будущим. Этим потребителям собственность, деньги и работа кажутся гораздо менее важными, чем семья, здоровье и личные отношения. Пытаясь создать у окружающих впечатление о том, что автомобиль не является для них приоритетной ценностью, 92 процента из числа этих потребителей уверены, что автомобили слишком разрекламированы и слишком дороги. А 66 процентов считают, что если снять с автомобиля символику бренда, то одну модель трудно будет отличить от другой. Skoda Felicia продвигается на рынок в качестве "достаточно стильной модели с честными намерениями", а в рекламе автомобиль появляется на фоне логотипа Volkswagen (VW): созданию благоприятного впечатления способствует то, что название материнской компании ассоциируется с надежностью и качеством. Создавая эту модель, компания также в полной мере воспользовалась преимуществами низких затрат на производство в Центральной Европе {Marketing Business, July/August 1995). После атак террористов на Нью-Йорк в сентябре 2001 г. крупнейшие авиакомпании пострадали от резкого сокращения численности пассажиров, желающих путешествовать по воздуху. Операторы, предлагающие свои услуги по низким ценам, например, компания Ryanair, до 11 сентября имели высокие показатели производительности, предоставляя обслуживание "без всяких дополнительных услуг". За шесть месяцев до 30 сентября 2001 чистая прибыль возросла на 39 процентов по сравнению с аналогичным периодом в предшествующем году и достигла 88 млн евро. Объем продаж увеличился на 29 процентов - до 344 млн евро (Fortune, 31 December 2001). Все это указывало на то, что рынок был четко сегментирован, причем значительная часть потребителей, совершающих поездки на отдых, была очень чувствительна к цене: они с удовольствием соглашаются на обслуживание "без всяких дополнительных услуг" по низкой цене. Представителями основного сектора рынка, отказавшимися от авиаперелетов, были люди, путешествующие по долгу службы, а ведь именно от них зависела прибыльность крупнейших авиакомпаний. Среди лидеров в области низких цен и обслуживания "без всяких дополнительных услуг" на рынке авиаперевозок является компания Easy Jet, созданная в 1995 году Стелиосом Хаджи-Иоанноу. Эта авиакомпания выполняет частые беспосадочные перелеты на близкие расстояния по Европе. Стремясь к сокращению затрат, фирма широко пользуется сетью Интернет (около 90 процентов заказов на билеты оформляется в режиме он-лайн на вебсайте компании). Количество пассажиров этой авиакомпании резко возросло - от 1,7 млн в 1998 году до 7 млн в 2001 году. Акции компании котируются на Лондонской фондовой бирже с ноября 2000 года, и сейчас компания входит в число 200 компаний Фондового индекса FTSE, стоимость которых превышает 1 млрд долларов. Хаджи-Иоанноу недавно расширил бренд компании, создав киберкафе, агентства по предоставлению автомобилей на прокат, предоставляя финансовые услуги и возможности онлайнового шопинга. Все это позиционировано в качестве предложений по низкой цене благодаря эффективному использованию сети Интернет в целях сокращения затрат {Marketing Business, September 2001). Некоторые фирмы позиционированы на другом конце ценового спектра. Они намеренно назначают на свои продукты и услуги более высокую по сравнению с конкурентами цену, чтобы создать впечатление эксклюзивности своих предложений. Позиционирование по высокой цене обычно сопровождается более высоким качеством брендовых предложений, для чего необходима прочная репутация и имидж, явно превосходящий имидж конкурентов (например, в универмаге Harrods в Найтсбридже продается косметика и модная одежда от ведущих дизайнеров). Для эффективного позиционирования по высокой цене (по цене с надбавкой), необходимо умение создавать превосходный, или эксклюзивный имидж, за который покупатели готовы платить более высокую цену. Активы бренда, в частности, должны создаваться путем использования творческих кампаний по продвижению товаров на рынок. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|