ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Позиционирование по производству продукции на заказ (индивидуальный маркетинг)Наверное, крайней степенью выражения направленности на целевой сегмент и позиционирования является попытка компании предложить продукты, точно соответствующие требованиям отдельных клиентов (рис.20.10). Такая практика уже в течение некоторого времени существует на многих деловых рынках, но сейчас она приходит и на другие рынки, в том числе на потребительские. На Парижской автомобильной выставке в 1996 году было объявлено о выпуске на рынок модели Smart Car (дословно - "Умный автомобиль") от компании Mercedes-Benz. Этот двухместный автомобиль округлой формы был разработан совместно с фирмой MCC ("Micro Compact cars' -"Микрокомпактные автомобили"), которая является совместным предприятием с компанией SMH, выпускающей швейцарские часы под брендом Swatch. Smart - это сокращение от слов Swatch, Mercedes и Art (искусство). Модель Smart Car приводит в движение небольшой бензиновый двигатель (предполагается, что будущие модели будут работать от аккумуляторов). Этот двухместный автомобиль предназначен для семейных пар, которые живут в городах и которым нужна вторая машина. Для создания новой модели применялись инновационные методы производства. Автомобиль был сделан во Франции, в г. Хамбах, где группы поставщиков, организованные вокруг основного производства, выпускают сборочные блоки, которые затем легко соединяются вместе. Это обеспечивает значительную экономию времени, затрачиваемого на производ Рис. 20.10. Позиционирование по производству продукции на заказ ство (на сборку одного автомобиля уходит примерно 4,5 часа), и снижение себестоимости, а также дает возможность оборудовать автомобиль по индивидуальному заказу даже после поставки. Клиент может просто вернуть автомобиль и заказать установку дополнительных блоков (например, кондиционер), изменение существующих опций или даже цвета путем замены отдельных панелей. К тому же фирма МСС предлагает клиентам лизинговый пакет, согласно которому они могут арендовать автомобиль большего размера на пару недель, чтобы поехать в отпуск и т. п. {Economist, 9 November 1996). Автомобиль был выставлен на продажу в Париже в 1998 году, но первоначально назначенная цена на него была слишком высокой для рынка - 11 000 долларов. К тому же автомобиль не прошел так называемый "лосиный тест" на маневренность. Объем продаж по итогам первого года был неутешительным: всего 80 000 (согласно предварительным оценкам, ожидалось около 200 000). Стратегический союз между Mercedes и МСС оказался недолговечным, и компания Mercedes выкупила МСС. Сейчас модель Smart представлена на рынке в качестве дешевого малолитражного автомобиля (по цене 8 000 долларов), но клиенты по-прежнему имеют возможность приобрести дополнительный набор цветных панелей для отделки кузова, стоимость установки которых составляет 1 275 долларов. В 2000 году объем продаж достиг 100 000, и теперь ожидается, что к 2005 году этот показатель составит 250 000. Компания также планирует выпустить четырехместный вариант этой модели {Fortune, 30 April 2001). На вебсайте Smart в Великобритании покупателям предлагается возможность оборудовать свой автомобиль под заказ в режиме он-лайн, выбрав цвет, внутреннюю отделку, опции и аксессуары прямо на сайте. Находясь на другой стороне рынка автомобилей, немецкая компания Porsche выпускает примерно 150 единиц продукции в день на своей сборочной линии в Штуттгарте. Каждый автомобиль может быть оборудован под заказ, и у клиентов есть возможность выбора более чем из миллиарда различных комбинаций. Можно выбрать внутреннюю отделку, сиденья, панели приборов, типы двигателей, стиль кузова, цвет. Фактически, Porsche покрасит автомобиль в любой цвет по желанию клиента. По заказу одного техасца автомобиль был покрашен в цвет любимой помады его жены (Fortune, 11 March 2002). Важным фактором, обеспечивающим позиционирование по производству продукции на заказ, является сочетание видов компетентности, направленных снаружи-внутрь, то есть позволяющих фирме определить желания клиента и установить отношения с клиентами, с видами компетентности, направленными изнутри-наружу и отражающимися в гибкости производства. Последние достижения в области "массового производства на заказ" (Pine, 1993) все чаще позволяют фирмам пользоваться преимуществами снижения затрат и рациональности при массовом производстве, в то же время приспосабливая свои предложения к требованиям индивидуальных клиентов. Компания Dell, например, создает продукты на заказ. По телефону или с помощью всемирной паутины клиенты выбирают то, что они хотят, из сотен различных компонентов, и составляют конфигурацию собственного компьютера по своему желанию. Коммерческие заказчики также могут позаботиться о том, чтобы их новые приобретения были совместимы с существующими на фирме системами (Agarwal et al., 2001). На некоторых рынках массовое производство на заказ, правда, под другим названием, существует уже много лет. Например, супермаркеты предлагают широкий ассортимент товаров, выставленных в витринах, и приглашают клиентов самостоятельно делать выбор: в итоге каждый покупатель, покидающий магазин, является обладателем уникального набора продуктов питания в точном соответствии с индивидуальными потребностями. Но наиболее яркие примеры позиционирования по производству продукции на заказ обычно можно встретить в сфере услуг как потребительских, так и предназначенных предприятиям, где специализированное обслуживание может быть видоизменено в соответствии с требованиями отдельных клиентов. Финансовые консультанты предлагают индивидуальный анализ инвестиционных потребностей, бухгалтерские фирмы ведут индивидуальный учет, парикмахеры делают своеобразные стрижки и прически, а архитекторы могут создать (если заказчик в состоянии заплатить) индивидуальные проекты домов. Позиционирование по производству продукции на заказ основано на понимании потребностей людей, а не рыночных сегментов, и на обладании гибкостью, позволяющей удовлетворить эти потребности по цене, которую клиент готов заплатить. Хотя технологиям, например, сети Интернет, принадлежит важная роль в качестве средств, обеспечивающих возможность экономически жизнеспособного производства на заказ, сам процесс нужно ориентировать на рынок, а не идти на поводу у технологий. Все чаще компании стремятся к синергии путем использования новых технологий для того, чтобы реагировать на требования клиентов. Компания Levi Strauss сейчас предлагает голубые джинсы, сшитые на заказ, то есть плотно облегающие фигуру, как того хотят клиенты: в магазине с покупателя снимают мерки и по электронным средствам связи передают информацию на фабрику, где будет изготовлена уникальная одежда по его размеру (индивидуальные данные будут сохранены на случай повторных заказов). В США аналогичные предложения делают и некоторые производители обуви. Они реагируют на предпочтения, отдаваемые клиентами уникальным продуктам, и используют специальные технологии для производства продукции на заказ при умеренных затратах. У компании Amazon.com численность клиентов составляет около 5 млн человек, но ей удается на практике применять индивидуальный маркетинг исключительно эффективным образом. Данная фирма добилась больших успехов в отслеживании действий клиентов. Используя полученные данные, компания рассылает им сообщения по электронной почте, содержащие информацию о новых книгах и видеопродукции, аналогичных ранее приобретенным или тех же авторов или того же жанра. Такое специализированное информационное обслуживание помогло компании Amazon достичь высоких показателей удержания клиентов. Описанные выше альтернативные методы позиционирования не обязательно являются взаимоисключающими. Тем не менее они представляют собой основные альтернативы, которыми могут воспользоваться фирмы. Применяя альтернативные методы творчески, можно получить почти бесконечное множество способов создания конкурентного преимущества в новом тысячелетии. Задача маркетинга - выбрать нужную альтернативу исключительно на основе видов компетентности и возможностей фирмы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бизнес меняется, а значит должен меняться и маркетинг. Успешные стратегии будущего развития должны быть основаны на достижении точного соответствия между требованиями выбранного рынка и ресурсами фирмы, позволяющими ей выполнить эти требования. Маркетинг будет считаться скорее процессом, обеспечивающим достижение упомянутого соответствия, а не функциональной специализацией или отделом компании. Концентрация внимания на процессе выхода на рынок, а не на традиционных маркетинговых структурах дает возможность укрепить роль клиента в качестве движущей силы деятельности компании и в конечном итоге на практике достичь цели, согласно которой "маркетинг в будущем - это не одна из функций предприятия, а его основная функция" (Haeckel, 1997). Новые процессы маркетинга потребуют от нас изучения новых способов работы в непривычных организациях. Ни ресурсы, ни рынки не стоят на месте. На данный момент мы, возможно, вполне привыкли к тому, что требования рынка меняются с течением времени, и к тому, что нам нужно следить за этими изменениями. Но, наверное, мы не так четко осознаем потребность в явно выраженном и постоянном изучении и развитии собственных ресурсов и возможностей с течением времени. Необходимо создавать или иным образом приобретать новые возможности и виды компетентности (например, путем создания союзов, осуществления слияний или поглощений), которые обеспечат конкурентоспособность компании в будущем. В то же время фирма должна подумать о том, как ей можно воспользоваться существующими возможностями и активами на различных рынках, или о том, как можно сочетать существующие возможности с новыми способами для создания благоприятных возможностей (как это сделала компания Yamaha, выпустив цифровые пианино). В целом, мы рассчитываем на то, что компании будут более избирательно и тщательно относиться к выбору рынков и клиентов для обслуживания и сконцентрируют усилия на создании более глубоких отношений с выбранными клиентами для того, чтобы обеспечить долгосрочное создание ценности путем длительных отношений. Конечно, существует бесконечное множество способов создания отношений между фирмами и их клиентами. В новом тысячелетии события, связанные с конкурентным маркетингом, будут развиваться самым что ни на есть захватывающим образом!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|