ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дифференцированное позиционирование по полезностямДифференцированное позиционирование по полезностям (рис. 20.9) основано на четкой идентификации альтернативных сегментов полезнос-тей на рынках и на дальнейшей концентрации внимания на том, чтобы предоставить клиентам те полезности, которые им нужны. Как было описано в главе 10, сегментация рынков в зависимости от полезностей, нужных клиентам, нередко помогает выявить новые рыночные возможности и предложить способы, обеспечивающие более эффективную целевую направленность маркетинговой деятельности. Позиционирование на этой основе зависит от наличия хорошо развитых видов компетентности, направленных снаружи-внутрь, позволяющих выявить полезности, к получению которых клиенты стремятся в первую очередь, и творчески сегментировать рынок на значимые и коммерчески жизнеспособные секторы. Также могут потребоваться навыки эффектив- Рис. 20.9. Дифференцированное позиционирование по полезностям ной разработки новых продуктов/услуг, обеспечивающие фактическое предоставление клиентам искомых полезностей путем создания соответствующих характеристик продуктов/услуг. Например, на рынке зубных эликсиров в США компания Procter & Gamble добилась успеха, бросив вызов лидировавшему на рынке бренду Listerine и предложив приятный на вкус продукт Scope. Раньше эликсиры имели неприятный вкус {Listerine ассоциировался со "вкусом, который вы ненавидите дважды в день"), и покупатели полагали, что это необходимо для обеспечения эффективности данных средств. Scope был выпущен на рынок в качестве предложения дополнительной выгоды -приятного вкуса ("эффективный эликсир для полости рта не обязательно должен быть противным на вкус"). Через несколько лет бренд Scope сравнялся с брендом Listerine по доле рынка {Marketing Insights, September 2001). Fairy Liquid - это жидкое средство для мытья посуды. Его позиционирование последовательно проводилось на основе двух полезностей, предоставляемых потребителю: чистая посуда и мягкие руки хозяйки. Пробный выпуск продукта на рынок был осуществлен в Бирмингеме в 1959 году, когда рынок был еще в зачаточном состоянии: всего 17 процентов потребителей пользовались жидкими средствами для мытья посуды, а остальные предпочитали мыть посуду порошковыми моющими средствами или хозяйственным мылом. Выпуск продукта на национальный рынок в I960 году сопровождался выполнением массовой программы посещения потребителей на дому: в 85 процентов семей Соединенного Королевства было доставлено 15 млн пробных флаконов этого моющего средства. Во время выпуска продукта на рынок было подчеркнуто, что данное средство достаточно эффективно удаляет грязь и жир с тарелок, но в то же время мягко действует на руки. К 1980 году был продан 1 млрд флаконов Fairy Liquid. Проведенные в 1982 году усовершенствования продукта позволили заявить в рекламе о том, что количество тарелок, которые можно вымыть, пользуясь одним флаконом Fairy, увеличилось на 20 процентов (20-процентное увеличение выгоды в пересчете на денежный эквивалент). Доля бренда на рынке составила 27 процентов. Постоянное дальнейшее совершенствование продукта происходило следующим образом: выпуск на рынок нового сорта данного моющего средства с ароматом лимона в 1984/85 году (рыночная доля достигла 32 процентов); увеличение выгоды еще на 15 процентов в 1988 году и на 50 процентов - в 1992 году (на что указывало также новое название - Fairy Excel). Доля бренда на рынке впервые превысила 50 процентов. В 1993 году на смену названию Fairy Excel пришло новое - Fairy Excel Plus, предполагающее увеличение выгоды в пересчете на денежный эквивалент еще на 50 процентов, при этом сохраняющее мягкость воздействия на руки. По словам одного из менеджеров, "традиции данного бренда настолько связаны с мягкостью, что потребители сочли бы предательством [выпуск на рынок менее мягкого средства]". На рынке пива, в котором участвует великое множество компаний, бренд Boddingtons Draught Bitter был успешно позиционирован на основе преимущества в "мягкости". На данном рынке для продвижения большинства марок пива подчеркивают располагающий к общению характер потребления напитка или личные характеристики (обычно мужественность) любителей пива. В рекламе же пива Boddingtons, размещенной на плакатах и в прессе, внимание было акцентировано на передаче свойств "манчестерской пены". И действительно, данная рекламная кампания в 1994 году была отмечена золотой медалью IP A Advertising Awards. Автомобилестроительные компании особенно эффективно позиционируют свои предложения, передавая потребителям информацию об уникальных полезностях. Автомобили с кузовом "универсал" позволяют перевозить больше грузов, спортивные автомобили отличаются превосходными эксплуатационно-техническими характеристиками, а полноприводные автомобили подходят для езды по бездорожью (хотя в реальности большинству покупателей никогда не приходится этого делать!). Совсем недавно производители автомобилей, предвидя скорое введение законов о контроле над уровнем загрязнения воздуха в городах, разработали небольшие автомобили для эксплуатации в городских условиях. Примерами таких моделей служат Ford Ka, Renault Twingo, Mercedes Smart и Volkswagen Lupo. На подходе выпуск аналогичных моделей компаниями General Motors и MGRover. Это, как правило, компактные и экономичные автомобили (например, модель Lupo - 99 миль на галлон), что позволяет сократить объем вредных выхлопов в центрах крупных городов. Компания BMW также выпустила на рынок компактных автомобилей свою модель Mini - бренд, оставшийся после краткосрочного владения компанией Rover. Во второй половине 2001 года было продано 25 000 единиц этой модели в Европе, а весной 2002 года она была выпущена на рынок США. Компания Yamaha была лидером на мировом рынке высококачественных пианино и роялей. Ей принадлежало 40 процентов рынка, объемы которого сокращались примерно на 10 процентов в год. Исследование рынка показало, что на многих пианино играли редко, на них скапливалась пыль, они были расстроены. Воспользовавшись своими видами компетентности в сфере цифровых музыкальных технологий (данная фирма первой выпустила на рынок электронные клавишные инструменты), компания направила свои усилия на предложение дополнительных полезностей, присущих продаваемым ею пианино. Компания Yamaha разработала "дисклавир" - обычное пианино (или рояль), на котором можно было играть, но обладающее дополнительной особенностью. К пианино было подсоединено электронное устройство, дающее владельцу возможность воспроизводить предварительно записанную музыку у себя дома. В устройство можно было вставлять гибкий диск диаметром 3,5 дюйма, такой же, как компьютерная дискета. Музыку, записанную на этом диске, можно было воспроизводить на пианино. Данный продукт стал популярным сразу же после выпуска на японский рынок, и за три года рыночная доля достигла 20 процентов. Чтобы еще больше расширить рыночный потенциал, фирма разработала аналогичное устройство для оборудования существующих пианино. В каталоге Harrods за 1996 год была опубликована реклама цифрового рояля: "Цифровое пианино Yamaha DC11 - идеальный выбор для настоящего меломана. Дисклавир DC 11 - это высококачественное акустическое пианино, оборудованное электронным дисководом. На нем можно играть, как на обычном инструменте, или же использовать компьютерное устройство для воспроизведения музыки, записанной на диски, по вашему выбору. К тому же играя, вы можете записывать свою музыку непосредственно на диск. Обычная цена 18 099 фунтов стерлингов, ПРОДАЕТСЯ ЗА 15 299 фунтов стерлингов". Что интересно, данная концепция не была совершенно новой. В США в 1930-е годы были очень популярны пианолы (пианино, на которых можно было проигрывать музыку, записанную на бумажные перфоленты). Рынок "желтых жиров" также был в значительной степени сегментирован на основе полезностей, к получению которых стремились клиенты, и отдельные продукты были позиционированы таким образом, чтобы быть привлекательными для определенных сегментов (см. главу 12). В 1960-е гг. на рынке преобладало сливочное масло, а маргарин считался дешевым и некачественным заменителем. Но в 1970-е гг. стремление к здоровому питанию привело к выпуску на рынок брендов Flora от компании Van den Bergh и Vitalite от компании Kraft. Оба эти продукта были позиционированы в качестве более здоровой альтернативы сливочному маслу. Одной из характерных особенностей было содержание полиненасыщенных жиров, а не насыщенного жира (содержание которого в сливочном масле связывают с образованием холестерина и риском сердечных заболеваний). Компания Van den Bergh также выпустила на рынок бренд Outline. Этот продукт предназначался целевому сектору людей, обеспокоенных проблемой лишнего веса. Основной полезностью, о которой сообщали в связи с этим продуктом, стала низкая калорийность. Конкуренция за предложение еще более полезных для здоровья видов маргарина привела к уменьшению содержания жиров в "экстралегких" сортах и продуктах "со сниженным содержанием соли". Но в 1980-е гг. некоторые потребители снова заскучали по полезности, связанной со "вкусом настоящего сливочного масла", на этот раз не вспоминая о том, насколько жирное сливочное масло вредно для здоровья. В начале 1980-х гг. компания Van den Bergh выпустила на рынок новый продукт под названием Кгопа, а в 1983-м компания Dairy Crest предложила потребителям Clover. В 1991 году компания Van den Bergh выпустила на рынок новый заменитель масла "I Can't Believe It's Not Butter" ("Я не могу поверить в то, что это не масло") - на сегодняшний день это одно из наиболее инновационных названий бренда. Такое название, хотя и громоздкое, запоминалось очень легко и явно передавало информацию о полезности, присущей данному бренду, то есть о том, что продукт имеет вкус сливочного масла. В 1995 году компания St Ivel точно так же позиционировала свой продукт под названием "Utterly Butterly" ("Чрезвычайно похожий на масло"). Позиционирование по полезностям, которые хотят получить клиенты, традиционно ассоциируется с потребительскими рынками. Но в действительности те же самые принципы применяются и в стратегиях фирм, преуспевающих на деловых рынках. В обоих случаях сегменты, основанные на полезностях, представляют собой серьезную основу для позиционирования, непосредственно связанного с требованиями клиентов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|