Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Плавание в некоторых других случаях




Плавание как средство оздоровления можно применять и при многих других заболеваниях и патологиях. Оно способствует более энергичному течению регенерации тканей и рубцеванию ран по­сле различных оперативных вмешательств, восстановлению после длительной гипокинезии, а также является отличной тренировкой вестибулярного аппарата и системы анализаторов (улучшается согласованность и взаимозаменяемость их работы) и т.д.

Велика гигиеническая роль плавания в открытых водоемах. Омы­вая тело пловца, вода очищает кожу от пыли, выделений потовых и сальных желез, отшелушивает кожу, улучшая тем самым ее пи­тание и дыхание. Кожа становится гладкой и эластичной. Большое значение имеет химическое воздействие на кожу морской воды.

При ожогах и отморожениях после заживления и рубцевания ран упражнения в теплой воде (t воды — от 30 °С и более) позволя­ют использовать небольшую силу атрофированных мышц и тем самым способствуют профилактике контрактур. И конечно, обяза­тельно используются общеразвивающие упражнения для непора­женных мышечных групп.


Обычно занятия плаванием, как и упражнения в воде, вызыва­ют положительные эмоции. Во время всплеска положительных эмоций в кровь выделяется адреналин, растет газообмен, усили­ваются почти все энергетические процессы, происходит прилив сил, повышается работоспособность.

Плавание активизирует процессы обмена веществ в организме человека, в чем особенно нуждаются люди пожилого возраста. Для молодых людей занятия плаванием способствуют значительному развитию мускулатуры, так как сопровождаются активной деятель­ностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создавая благопри­ятные условия для их работы (при повышенном снабжении мы­шечных волокон кислородом). Это связано с цикличностью плава­ния (ритмичность чередования напряжения и расслабления мы­шечных групп). Физическая нагрузка (сохранение горизонтального положения тела, приложение больших мышечных усилий для пре­одоления сопротивления вязкой и плотной водной среды) вместе с действием температурных факторов (низкая температура воды способствует увеличению тонуса мышц) повышает мышечную силу и работоспособность организма.

Оздоровительное плавание применяют и для повышения им­мунитета. Иммунитет — невосприимчивость организма к различ­ным инфекционным возбудителям, некоторым вредным веществам, природным ядам и т.д.

Водные процедуры также усиливают деятельность кроветвор­ных органов, в которых происходит формирование элементов крови (селезенка, костный мозг и др.). Например, после водных про­цедур повышается количество лейкоцитов в крови, и защитная функ­ция крови в отношении болезнетворных микроорганизмов и ток­сических веществ увеличивается. Одно из основных активных средств повышения иммунитета — закаливание — научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным усло­виям окружающей среды.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, ра­циональное питание, занятия физической культурой. К специаль­ным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (вод­ные процедуры).

Медицинских отводов от закаливания нет (только острые лихо­радочные заболевания). Мнение, что специальные закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям, глубоко оши­бочно. Однако при закаливании необходимо соблюдать некоторые правила, нарушение которых не приводит к положительному эф­фекту. Перечислим их.


 

1. Необходимо систематически применять закаливающие про­цедуры независимо от времени года, не делая перерывов.

2. Постепенно увеличивать дозы закаливания.

3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности орга­низма.

4. Все процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Понятие «закаливание» применяется по аналогии с технологи­ей закаливания железа или стали, когда при сильном нагревании и последующем резком охлаждении металл приобретает большую стойкость и твердость. Нечто подобное происходит и с организмом человека, который в результате закаливающих процедур приоб­ретает способность противостоять неблагоприятным природным факторам.

Закаленный человек — это человек, который сознательно при­учил себя переносить холод, жару и другие неблагоприятные при­родные условия и развил соответствующую способность организ­ма успешно противостоять им. Закаливание, как фактор повыше­ния сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, используется с древних времен (дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет). Большое влияние на выработку устойчивости организма к неблагоприятным климати­ческим условиям оказывает наше сознание, образное мышление (с помощью самовнушения некоторые люди могут повышать на холоде свой энергообмен до 50 %).

Запуск механизмов приспособления организма к суровым кли­матическим условиям с помощью закаливающих процедур позво­ляет человеку лучше переносить температурные колебания, повы­шает общую устойчивость организма к различным болезням, де­лает организм человека здоровее на долгие годы. Для создания за­каливающих условий наиболее широко применяют процедуры, свя­занные с теплом и холодом. В основном используют воду: в виде пара — для запуска механизмов приспособления к жаре; в виде ледяной воды — для запуска механизмов приспособления к холоду. Причем было подмечено, что запускать механизмы приспособле­ния к суровым климатическим условиям с помощью закаливаю­щих процедур лучше всего с момента рождения, а в дальнейшем регулярно их поддерживать. Активизируя процессы жизнедеятель­ности организма, закаливающие процедуры тонизируют организм. Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на орга­низм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоем­кость — в 4 раза больше, чем воздуха.

Различают три фазы реакции организма на действие низких тем­ператур воды. Первая фаза — наблюдается повышенный спазм сосудов кожи, а при более глубоком охлаждении — реакция под-


 




кожно-жировой клетчатки. Вторая фаза — адаптируясь к низ­кой температуре воды, кожа становится красной, снижается арте­риальное давление, активизируются особые клетки в сосудистых «депо» кожи и подкожной клетчатки, освобождая биологически активные вещества. Эта фаза характеризуется улучшением само­чувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагопри­ятная) — приспособительные возможности организма исчерпы­ваются, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-блед­ный оттенок, появляется озноб. При систематическом использова­нии водного закаливания действие первой фазы сокращается, бы­стрее наступает вторая фаза закаливания. Необходимо всегда сле­дить, чтобы не наступила третья фаза.

Воздействие воды на организм человека во время плавания на­чинается с воздействия на кожу, поверхность которой составляет в среднем f,5 —2 м2. Рецепторы кожи передают импульсы по нерв­ному пути в головной мозг, откуда обратно поступают «ответы». Так может осуществляться перестройка функций всех органов и систем и, как следствие, приспособление организма к водной среде. Если воздействия повторяются систематически, организм выраба­тывает стойкие приспособительные реакции (совершенствование аппарата терморегуляции). В этом и состоит процесс закаливания при оздоровительном плавании.

Самос эффективное закаливание — комбинированное, с исполь­зованием нескольких факторов. Например, купание в естествен­ных водоемах в теплое время года, в открытых бассейнах кругло­годично.

В настоящее время широко используют метод контрастного за­каливания — чередование бани или сауны с купанием в холодной воде. В процессе такого закаливания организм вырабатывает спо­собность реагировать на жару, как на холод, и наоборот. Человек, занимающийся контрастным методом температурного закалива­ния, способен хорошо переносить как низкие, так и высокие тем­пературы окружающей среды, наименее подвержен простудам.

Итак, в лечебных и оздоровительных целях занятия плаванием доступны и полезны людям всех возрастов практически при всех заболеваниях, нарушениях и травмах.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите особенности организации и основные методические принци­пы при проведении занятий лечебным плаванием (is отличие от занятий спортивным плаванием).

2. Каковы основные группы упражнений, применяющихся в лечебном плавании, их содержание, дозировка?

3. Расскажите о лечебном плавании в системе периодов ЛФК.

4. Каковы основы методики лечебною плавания в травматологии?

B-D


 

5. Назовите отличия в методике лечебного плавания при нарушениях осанки и сколиозах.

6. Каковы основы методики лечебною плавания при заболеваниях сер­дечно-сосудистой системы?

7. Расскажите о воздействии лечебною плавания и особенностях мето­дики его применения при заболеваниях дыхательной системы.

8. Каковы задачи лечебного плавания при заболеваниях и повреждени­ях центральной нервной системы (инсульт, позвоночно-спинальные трав­мы, остеохондроз, неврозы)?

9. Назовите отличительные особенности методики проведения занятий лечебным плаванием при основных заболеваниях органов пищеварения (гастриты и язвы, дискинезии, спланхоптоз).

К). Какова методика лечебного плавания при ожирении? 11.» Расскажите о лечебном плавании в гинекологии: показания, ос­новные задачи, применяемые упражнения.

12. Дайте характеристику организации и методики лечебного плавания
при беременности.

13. Какова роль закаливания при плавании как способа повышения
иммунитета?

Рекомендуемая литература

Ликина Л. И. Использование плавания в системе лечебно-профилакти­ческих учреждений и организованного отдыха. — Омск, 1988.

Булгакова И.Ж. Игры у воды, па воде, под водой. — М., 2000.

Каптелин А. Ф. Гидрокинезитерапия в ортопедии и травматологии. — М., 1986.

Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. — Ростов н/Д, 2001.

Меныиуткшш Т. Г. Плавание в массовой физкультурно-оздоровитель­ной работе с населением: Учеб. пособие. — СПб., 1996.

Оздоровительное плавание для людей разного возраста: Методические рекомендации для студентов институтов физической культуры / Под ред. В.А.Быкова, А. В. Пирога. — Смоленск, 1989.

Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.,

2001.

Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физи­ческой культуры / Под общ. ред. С. Н. Попова. — Ростов н/Д, 1999.



ГЛАВА 5 АДАПТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ

5.1. ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ И АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности по­нимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельно передвигать­ся, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от отклонений в здоровье инвалидов разделяют наследующие категории с нарушениями: слуха, зрения, опор­но-двигательного аппарата, интеллекта, работы внутренних орга­нов — инвалиды по общему заболеванию. Инвалиды всех категорий могут заниматься плаванием при наличии допуска врача.

В настоящее время при разработке законопроектов понятие «ин­валид», часто несущее негативный социальный смысл, стали заме­нять термином «лицо с ограниченными возможностями».

В индустриально развитых странах финансовые вложения в ра­боту с лицами с ограниченными возможностями окупаются в де­сятки раз (например, уменьшение со стороны социальных струк­тур затрат на их обслуживание, лечение; получение данной кате­горией лиц возможности трудиться, повышение их жизненного уровня, снижение социальной напряженности в обществе и т.д.). Поэтому не только государство, но и различные страховые компа­нии, некоммерческие организации вкладывают деньги в профи­лактику инвалидности, реабилитацию и адаптацию лиц с ограни­ченными возможностями здоровья.

Для реабилитации данной категории лиц занятия спортом пред­полагают не только восстановление психических и физических функций, но и их адаптацию к активной деятельности в обществе. Привлечение их к занятиям плаванием является наиболее целесо­образным в силу специфических особенностей плавания и как вида физических упражнений, и как вида спорта (см. гл. I). При этом занятия плаванием для лиц с ограниченными возможностями здо-


роиья имеют два основных направления: I) обучение жиз­ненно необходимому навыку с рекреационно-оздоровительной направленностью реализуется в процессе выполнения образова­тельных программ, внеклассных занятий в секциях по обучению плаванию; 2) отбор и подготовка перспективных пловцов для вы­ступления на соревнованиях среди разных категорий инвалидов.

В процессе занятий плаванием для данной категории лиц поми­мо общих задач физического воспитания (оздоровительных, вос­питательных, образовательных, спортивных) решаются специально коррекционные задачи. К таким задачам относятся: I) компен­сирование основного дефекта; 2) коррекция вторичных наруше­ний здоровья, обусловленных основным нарушением. Поэтому при проведении занятий по плаванию необходим учет первичных де­фектов и вторичных нарушений, сопутствующих заболеваний (см. гл. 4), медицинских показаний к занятиям, особенностей психи­ческих и личностных качеств, уровня физического развития и физической подготовленности.

Ограничение возможностей здоровья оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие людей. Организм человека — это целостная система, и при нарушении деятельности одного из анализаторов оказывается негативное воздей­ствие на деятельность других. Рассмотрим некоторые характерные особенности, которые необходимо учитывать при занятиях плава­нием с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

5.2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Первичные нарушения отдельных анализаторов и ампутация конечностей могут вызывать вторичные нарушения и сопутствую­щие заболевания, которые имеют свою специфику в зависимости от инвалидности.

Лица с нарушением слухового анализатора. Данная категория людей распределяется по двум основным градациям: I) глу­хие (полное выпадение слуха) и 2) слабослышащие (понижение слуха от 20 до 75 децибел).

Нарушение слухового анализатора приводит не только к недо­развитию речи, но и к отклонениям в двигательной деятельности человека. Улиц с недостатками слуха наблюдается неустойчивость вегетативной системы, проявляющаяся в их повелении (например, возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы). Снижение функционального состояния двигательного анализатора у глухих и слабослышащих приводит к ослаблению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем, наблюдается учащение сердечных сокращений и дыхания в


покое, повышение реакции физиологических систем организма при физических нагрузках.

Для физического развития глухих характерен более низкий уро­вень развития физических качеств. Из-за нарушения слуха страда­ют такие качества, как точность, равновесие и координация дви­жений, скоростно-силовые и др. Так, скоростно-силовые качества глухих отличаются от нормы незначительно (отставание на 5— 10 %) по сравнению с координацией и точностью движений, которые отстают от нормы в большей степени (на 15 — 20%). Уровень раз­вития равновесия у глухих детей хуже, чем у детей с нарушениями зрительного анализатора или интеллектуального развития и отста­ет от нормы в 3 — 5 раз. В функции равновесия принимают участие несколько анализаторов: зрительный, вестибулярный, двигатель­ный и тактильный. У детей с недостатками слуха нарушается дея­тельность вестибулярного аппарата, который обеспечивает сохра­нение равновесия и необходимое положение в пространстве.

Контроль со стороны слухового анализатора у лиц с недостат­ками слуха отсутствует или очень ослаблен. Кинестетическая чув­ствительность, которая должна взять на себя контроль за движе­ниями, сама страдает из-за снижения слуха. Поэтому даже при выполнении бытовых движений дети с недостатками слуха про­изводят излишний шум, движения у них замедленны и нерит­мичны.

Их физическое развитие замедляется (заметны отставания в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки) по сравнению со здоровыми сверстниками.

Лица с нарушением зрительного анализатора. Данная категория людей подразделяется на слепых и слабовидящих. В практике заня­тий плаванием применяется классификация.

1. Класс В1 — нет светочувствительности в одном глазу (тоталь­ная потеря зрения) или имеется, но частичная светочувствитель­ность при отсутствии реакции на движение (например, нет реак­ции на движение руки на любом расстоянии от глаза).

2. Класс В2 — нет возможности видеть движение руки на рас­стоянии до 2 м (при норме 60 м).

3. Кдасс ВЗ — нет возможности видеть движение руки на рас­стоянии от 2 до 6 м. Ограниченное поле зрения спортсмена варьи­рует от 5 до 20".

Одной из важнейших задач занятий плаванием с лицами, име­ющими нарушения зрительного анализатора, является коррек­ция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения.

У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физи­ческом развитии (длина, масса тела, ЖЕЛ, объем грудной клетки и др.). У большинства слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, плоскостопие, поэтому большое значение еле-


дует придавать упражнениям, формирующим правильную осанку и позы.

Нарушениями аномалии развития зрения отрицательно сказы­ваются на формировании двигательных способностей, таких, как сила, быстрота, выносливость, координация, статическое и дина­мическое равновесие. Если зрение снижается или утрачивается в более раннем возрасте, то отклонения в развитии детей более вы­ражены. Развитие двигательных качеств у лиц с нарушениями зри­тельного анализатора находится в прямой зависимости от уровня утраты зрения.

Занятия плаванием направлены на улучшение работы органов и систем организма, на укрепление здоровья и формирование дви­гательных качеств. Это достигается путем организации коррекци-онно-направленных занятий, предусматривающих развитие про­странственно-ориентировочной деятельности, двигательной сфе­ры, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц.

Плавание позволяет преодолевать такие недостатки физическо­го развития у детей, как асимметрия и непропорциональность те­лосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоор-динированность, скованность движений, способствует эффектив­ному закаливанию занимающихся.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы по оп­ределению нарушений в двигательной сфере аномальных детей повышается при словесном опосредовании двигательных действий, развитии активности и качеств личности ребенка. Для лиц с нару­шениями зрения независимо от возраста, состояния здоровья и зрения следуют уделять особое внимание упражнениям:

- по исправлению и правильному формированию осанки;

- на координацию, точность, равновесие;

- на ритмику;

- на ориентировку;

- на простую и сложную двигательную реакцию;

- на гибкость;

- на нагрузки аэробной энергетической направленности.

Нарушения зрительного анализатора отрицательно сказывают­ся на скоростно-силовых качествах детей. Поэтому в процессе за­нятий необходимо использовать проплывание коротких отрезков (5— 10 м) для развития данных качеств.

Некоторые упражнения, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно-мышечного напря­жения, слепым и слабовидящим противопоказаны. Дифференци­рованный подбор упражнений способствует улучшению и вырав­ниванию показателей физического развития детей с нарушениями зрения с показателями физического развития нормально видящих сверстников.


 




Нарушения функции опорно-двигательного аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
    ■ ■    
Ампутации и врожденные   Повреждения  
недоразвития конечностей   позвоночника  
               
        :SJ :5            
          0J            
          И            
      и                
        a              
                     
X                      
      с U            
0J           та        
X                  
  о X о о S   о        
X X X * X S -в- •Я-   о X        
  с о X ч 0J   X К   га с.    
                       
                       
      н м         о    
•У •А. -ft э га Э     с- t- О о
Ч 0)   и s   о о у X и- о
w 1) и и и     Р о   cj   о
о о. о и о г X о о. о н I о Q. о и X X 0 а о н О S X О п. о S X X С а. о   ,1С) всрхнешейно! среднешейног ый отдел О О. U U X S X S X «О с о о
п о X О   о     1>   о и
с=Г Ч О X     5 5 S X S X 0J к X
        о     та ^ ^ *
              а о с О. О С о. о с  
   
           
  _ g" Q. * О о к гч f> ■* V"l
  •-> >- С X о      
    U      
    я Я ПЗ та
              £^э^ !* я £ й
                           

Рис. 5.1. Спортивно-медицинская классификация лице нарушениями опор­но-двигательного аппарата

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характери­стика и особенности развития данной категории лиц существенно зависят от тяжести дефекта и времени его появления.

Спортивно-медицинская классификация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата для занятий физической культу­рой и спортом приведена на рисунке 5.1.

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата подраз­деляются на две большие группы: I) лица с повреждением по­звоночника и 2) лица с ампутацией конечностей. Повреждения позвоночника и сегментов спинного мозга классифицируются с


 

спинного мозга Части спинного мозга

Отделы Спинно-мозговые Сегменты
позвоночника нервы

Шейная

Грудная

Поясничная

Крестцовая и копчиковая

Рис. 5.2. Схематичное изображение позвоночного столба и спинного

мозга:

А — шейный отдел позвоночника; В — грудной отдел позвоночника; В — пояс­ничный отдел позвоночника; /'— кресшовый отдел позвоночника; Д— копчико­вый отдел позвоночника


 




учетом места поражения (рис. 5.2) и сохранности двигательных способностей.

Для оценки силы мышц обычно используют простой и обще­доступный метод — пятибалльную систему оценок мануально-мус­кульного тестирования (ММТ):

0 — нет видимого движения и не ощущается напряжения мышц;

1 — нет видимого движения, но при пальпации определяется напряжение мышечных волокон;

2 — возможно активное видимое движение в облегченном ис­ходном положении, однако исследуемый не может преодолеть про­тиводействие исследователя;

3 — осуществление полного объема движений с преодолением силы тяжести (гравитации);

4 — полный объем произвольных движений с преодолением силы тяжести и сопротивления исследователя;

5 — нормальная мышечная сила без существенной асимметрии.
Определяется оценка силы мышечных групп по сгибанию и

разгибанию, отведению и приведению в суставах. Сила мышц мо­жет определяться как в отдельном движении в одном суставе, так и для всей конечности в целом во всех суставах. Общая сила мышц конечности определяется по сумме баллов силы мышечных групп в суставах. Максимальная оценка общей силы мышц одной конеч­ности составляет 40 баллов, а двух конечностей — 80 баллов.

Лица с повреждением позвоночника, пользующиеся колясками. При парализации нижних и в некоторой степени верхних конечно­стей (см. рис. 5.2) выделяют нижеследующие классы.

Класс \А — поражение верхнешейного отдела позвоночника. Трехглавая мышца ослаблена (не более 3 баллов по системе ММТ). Трицепсы не могут справляться с гравитацией, т.е. нет возможно­сти поднять руку над головой. Отсутствует способность схватывать что-либо руками (захватывать), или возникают большие трудно­сти при этом. Мышцы туловища не функционируют, не обеспечи­вают тело необходимой поддержкой при положении сидя.

Класс 1 В — поражение среднешейного отдела. Трехглавая мыш­ца имеет нормальную силу, мышцы предплечья слабые. Сгибатели и разгибатели пальцев функционируют, но с напряжением. Три­цепсы функционируют в такой степени, что только руки могут быть подняты над головой.

Класс 1 С— поражение нижнешейного отдела. Нормальная сила трехглавой мышцы и сгибателей предплечья. Сила кистей, мышц туловища и ног ослаблена. Руки можно поднимать над головой и даже преодолевать сопротивление. Сгибатели и разгибатели паль­цев достаточно сильны для захвата, но не обладают ловкостью. Наблюдается способность сидеть.

При парализации нижних конечностей и в некоторой степени туловища выделяют нижеследующие классы.


Класс 2 — поражение грудного отдела. Межреберные мышцы туловища не функционируют, равновесие при положении сидя не удерживается, имеется нижний спастический парапарез или парапле­гия. Имеются способности сидеть без поддержки, полностью использо­вать руки, но при этом наблюдается слабость мышц живота и спины.

Класс 3 — поражение нижнегрудного отдела. Мышцы туловища ослаблены, сила мышц живота снижена, имеется нижний спасти­ческий парапарез, параплегия. Сохраняется равновесие в положе­нии сидя, но отсутствует сопротивление при легком толчке.

Класс 4 — поражение поясничного отдела. Мышцы туловища сохранены (более 3 баллов). Разгибатели голени и приводящие мышцы бедра слабые (1—2 балла). Суммарная сила мышц нижних конечностей составляет 1 — 2 балла, для инвалидов с последстви­ем полиомиелита — 1 — 15 баллов. Наблюдается паралич нижних конечностей. Достаточно хорошее равновесие в положении сидя, но неполное использование мышц туловища.

Класс 5 — поражение крестцового отдела. Четырехглавая мыш­ца функционирует (3 — 5 баллов), остальные мышцы ног ослабле­ны (1 — 10 баллов). Для инвалидов с последствиями полиомиели­та — 16 — 35 баллов. Паралич идет обычно вниз от бедер и часто захватывает только одну ногу. Хорошее равновесие в положении сидя, обычно с полным использованием мышц туловища.

Лица с ампутацией конечностей. В результате врожденной пато­логии (врожденная ампутация) или заболевания, травматизма (при­обретенная ампутация) данная категория людей классифицирует­ся по месту ампутации. В соответствии с этим ампутации можно распределить по следующим категориям:

- обе конечности по коленный сустав или выше;

- одна конечность по коленный сустав или выше;

- обе конечности ниже коленного сустава, но но лодыжку или выше;

- одна конечность ниже коленного сустава, но по лодыжку или выше;

- обе конечности по локтевой сустав или выше;

- одна конечность по локтевой сустав или выше;

- обе конечности ниже локтевого сустава, но по запястье;

- одна конечность ниже локтевого сустава, но по запястье;

- смешанное повреждение как верхних, так и нижних конечностей.

Лица с врожденными недостатками (отсутствие кисти или сто­пы) приравниваются к инвалидам с ампутациями и классифици­руются точно так же.

Ампутация приводит к снижению трудовой и двигательной ак­тивности, к выраженным нарушениям кровообращения и дыха­ния. Поэтому у данной категории лиц высокая вероятность разви­тия таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, атероскле­роз, ишемическая болезнь сердца.


Занятия плаванием помогают людям с различными типами ам­путации приспосабливаться к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нормализуют их психоэмоциональное состояние, пред­упреждают развитие вторичных нарушений, таких, как заболева­ния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Лица с нарушением интеллекта. По степени выраженности на­рушений интеллекта выделяют три степени: дебильность, им-бецильность, идиотизм. Самая легкая форма нарушений интел­лекта — дебильность соответствует значениям коэффициента ин­теллектуальности (IQ) тестов Стафорда —Бине от 50 до 70. Лица с такими нарушениями учатся во вспомогательных школах, получа­ют определенные трудовые навыки и адаптируются в обществе. Средняя форма нарушений интеллекта — имбецильность соответ­ствует значениям коэффициента интеллектуальности от 20 до 50. Лица с такими нарушениями обучаются навыкам самообслужива­ния, элементарным трудовым навыкам. Самая тяжелая форма на­рушений интеллекта — идиотизм соответствует значениям коэф­фициента интеллектуальности ниже 20. Лица данной категории не-обучаемы и нуждаются в постоянном уходе.

Дети с нарушением интеллекта помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы вследствие органического поражения головного мозга имеют со­путствующие дефекты развития и соматические заболевания.

При организации занятий плаванием с такими детьми необхо­димо учитывать их здоровье, наличие вторичных дефектов разви­тия и заболеваний.

Исследования, проведенные среди умственно отсталых школь­ников в возрасте от 8 до 17 лет, показали, что нарушения речи у мальчиков составляют 5,4%, у девочек — 3,1 %; нарушения слуха — соответственно 1,4 и 0,7 %; нарушения зрения: у мальчиков — 12,1 %, у девочек — 14,8 %; нарушения опорно-двигательного аппарата: у мальчиков — 16,5%, у девочек — 19,9% (по Н.В.Астафьеву, В. И. Михалеву, 1996).

Занятия по плаванию должны содержать упражнения, направ­ленные на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. Для детей с нарушением интеллекта характерны сопутствующие заболевания, такие, как нарушение осанки — кругловогнутая спина и плоскостопие I и II степеней. Также наиболее распространенны­ми являются заболевания ЛОР-органов и сердечно-сосудистые. Поэтому целесообразно укреплять дыхательную и сердечно-сосу­дистую системы средствами плавания.

Индивидуальные показатели физического развития детей с на­рушением интеллекта имеют большую вариацию. В показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной ем­кости легких такие дети отстают от развития сверстников, кото­рые обучаются в обычных школах. Чем больше недоразвитие ин-


теллекта, тем меньше представляется возможность повлиять на состояние физического развития и двигательных качеств.

Общая моторная характеристика олигофренов по степени им-бецильности характеризуется нарушением осанки, преимуществен­но сутулостью. Для таких детей трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия, пространственной ориентировкой.

Дети-имбецилы плохо понимают правила простейших игр, испытывают затруднения в быстрой смене поз и действий, избега­ют выполнения упражнений даже на небольшой высоте (гимнасти­ческая скамейка). Все задания, предлагаемые таким детям, требу­ют, как правило, кроме словесного объяснения еще и показа. По уровню развития физических качеств имбецилы также уступают нормально развивающимся школьникам. По показателям силы, бы­строты, выносливости, гибкости, точности и статического равно­весия дети с нарушениями интеллекта отстают от своих сверстни­ков на 2 — 3 года.

Физические качества, не связанные с гибкостью, выносливо­стью, развиваются с ростом ребенка и приближаются к норме. На­выки, связанные с точностью, быстротой, равновесием, силой, у детей с нарушениями интеллекта формируются медленнее, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным и физическим раз­витием, а сформировавшись, не всегда прочны.

Уровень развития физических качеств тесно связан со степенью умственной работоспособности. Занятия плаванием активизируют функции всего организма, усиливают процессы дыхания, крово­обращения, улучшают аппетит, нормализуют сон.

5.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Под темпераментом следует понимать динамическую характе­ристику личности человека. Это практически мало изменяемая со­ставляющая личности является основой для индивидуализации работы с пловцами, имеющими ограниченные возможности. При определении свойств темперамента наиболее часто используют направленность личности: 1) экстраверт нацелен на мир внешних объектов; 2) интроверт — на явления собственного субъективного мира. Направленность психики определяется особенностями пове­дения экстра- и интровертов.

Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, склонен к разговорам, не любит уединенное чтение и учебу; стремится к ярким впечатлениям, риску, импульсивен; любит перемены, безза­ботен, оптимистичен; склонен к агрессивности, бывает несдержан­ным и т.п. Типичный интроверт скромен, склонен к уединению, предпочитает чтение книг общению с людьми; сдержан, идет на контакт только с немногими друзьями; свои действия планирует

35!


заранее, серьезен, стремится к спокойной, упорядоченной жиз­ни; контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько песси­мистичен, придает большое значение моральным и этическим нормам.

При обучении, используя индивидуальный подход и гибкость, экстраверты достигают больших успехов; они обладают хорошей внушаемостью, чувствительны к поощрениям; быстрее, чем инт­роверты, начинают выполнять тренировочные задания, проплы­вать дистанции и т.д.

Интроверты имеют более низкие пороги чувствительности, луч­ше переносят монотонность, более чувствительны к наказаниям. При стандартном обучении интроверты показывают более высо­кие результаты.

Физиологические механизмы и проявления экстра- и интро-версии в определенной степени соответствуют механизмам и про­явлениям силы—слабости нервной системы. При наличии моти­вации экстраверты и интроверты успешно адаптируются к раз­ным условиям за счет формирования индивидуального стиля де­ятельности. Экстраверты более расположены к плаванию сприн­терских дистанций, а интроверты — к плаванию стайерских дис­танций.

К эмоциональной сфере как свойству темперамента относится фактор «эмоциональная возбудимость —стабильность». Лица с вы­сокими значениями по данному фактору отличаются неуравно­вешенностью, тревожностью, неустойчивостью поведенческих ре­акций. Лица с низкими значениями фактора более уравновешен­ны, эмоционально устойчивы, стабильны.

В зависимости от степени нейротизма и проявления экстра- и интроверсии у лиц с ограниченными возможностями требуется определенный индивидуализированный подход в обучении их пла­ванию и подготовке к соревнованиям.

Лица с нарушением интеллекта. При нарушении интеллекта (по степени дебильности) на первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактного мыш­ления. Такие дети не могут отделить главное от второстепенного, с трудом формируют связь зрительных образов со слуховыми, у них практически отсутствует память, т.е. процесс запоминания, хране­ния и воспроизведения информации. Пассивное внимание более выражено, чем активное и произвольное; механическая память более удовлетворительна, чем смысловая. При относительной со­хранности элементарных эмоций выраженное интеллектуальное не­доразвитие обнаруживается в сложных эмоциональных проявле­ниях. Затруднена автоматизация предметных действий из-за повы­шенного внимания к деталям.

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В процессе проведения занятий по плаванию необходимо осуществлять инди-


видуальпыи подход; предотвращать наступление утомления, ис­пользуя разнообразные средства; активизировать познавательную деятельность; развивать речь и навыки двигательной деятельности; поощрять успехи детей; развивать веру в собственные силы и воз­можности.

У лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата во взрослом возрасте более выражены трудности в обще­нии. У них в целом более негативное отношение к окружающим, сложные противоречивые отношения в семье, чем у других.

Лица с менее выраженными нарушениями труднее адаптиру­ются в обществе.

Лица с нарушением зрительного анализатора. Нарушение соци­альных отношений ведет к переживаниям и негативным реакциям (неуверенность, пассивность, самоизоляция, неадекватное поведе­ние). Стрессовые ситуации и высокое эмоциональное напряжение могут вызвать эмоциональные расстройства. Лица с нарушением зрительного анализатора могут проявлять высокие волевые каче­ства, но наряду с этим наблюдаются такие качества, как импуль­сивность, внушаемость, упрямство.

Отмечается низкий уровень произвольного внимания, переклю­чения внимания. Объем кратковременный слуховой высокий, но снижены объем долговременной памяти и усвоение двигательных действий, что требует большего количества повторений, чем для лиц без нарушений здоровья.

Отсутствие полноты ощущений нарушает целостность воспри­ятия. Основными формами восприятия являются осязательно-дви­гательная и зрительно-двигательно-слуховая. Понятия об окружа­ющем мире у лиц данной категории могут быть не всегда обосно­ванными.

У лиц с нарушением слухового анализатора ограничен объем внешней информации, отсутствуют внутренняя речь и словесное опосредование. Поэтому у них наблюдаются замедленность разви­тия и некоторое снижение восприятия, мышления памяти, вообра­жения и всей познавательной деятельности в целом. Наблюдается неустойчивость вегетативной системы, проявляющаяся в их пове­дении (возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчи­вость эмоциональной сферы). Снижены двигательная память, про­извольное внимание и его переключение. У детей очень рано отме­чается концентрация внимания к губам говорящею, доминирует зрительное восприятие. Развитие наглядного восприятия и мыш­ления проявляется в том, что речь не участвует в процессе реше­ния наглядных задач.

Двигательные восприятия, ощущения в процессе занятий пла­ванием на уровне макродвижепий способствуют развитию ощу­щений и восприятий на уровне микродвижений (артикуляция, речь).


 




Г


               
   
     
 
 
 
     
 


5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИИ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ

Помимо общих требований к проектируемым плавательным бассейнам, таким, как нескользкое напольное покрытие, бассей­ны для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности.

Оборудование залов. В залах «сухого плавания», предназначен­ных для лиц с полной или частичной потерей зрения, должны быть предусмотрены звукопоглощающие акустические потолки; стены залов должны обшиваться мягкими и упругими материалами на высоту не менее 2 м от пола; обязательно должны быть вмонтиро­ваны горизонтальные поручни, проходящие вдоль стен зала бас­сейна, на входе в зал из раздевалок и душеных (высота от пола — 0,9— 1,2 м), в учебных ваннах бассейна для детей (0,5 м от пола).

Плавательные бассейны. В открытых плавательных бассейнах, предназначенных для занятий людей с полной или частичной по­терей зрения, для защиты от шума следует предусматривать зоны и площадки с зелеными насаждениями (суммарный расчетный уровень звукозащиты по летнему периоду года должен соответ­ствовать не ниже 3 децибелл).

Для обеспечения ориентации и безопасности спортсменов с пол­ной или частичной потерей зрения следует использовать в каче­стве ориентиров для направления движения звуковые маяки по всему периметру ванн бассейнов (ширина — не менее 1,2 м).

Также по периметру ванн бассейнов следует предусматривать обходную дорожку шириной не менее 2,5 м для открытых бас­сейнов и 2 м для закрытых бассейнов. Ширина дорожки со сторо­ны стартовых тумбочек и выходов из раздевалок должна быть не менее 3,5 м.

По внешнему периметру обходных дорожек вокруг открытых бассейнов должны быть предусмотрены ограждения с поручнями высотой не менее I м.

В мелкой части ванны бассейна для спуска в воду устанавлива­ют лестницу шириной не менее 0,9 м (ширина ступенек — не менее 0,3 м, высота — не более 0,14 м); Лестница должна иметь стационарные поручни.

Размеры ванны бассейна для детей должны быть: в дошкольных учреждениях и домах-интернатах — не менее 3x7 м с глубиной ванны от 0,25 до 0,5 м; в школах-интернатах — 6х 12,5 м с глуби­ной ванн бассейна от 0,6 до 0,8 м для детей дошкольного возраста; от 0,8 до 1,05 м для детей школьного возраста.

Для спуска в воду и подъема из бассейна инвалидов с пораже­ниями опорно-двигательного аппарата используются специальные кресла-подъемники, съемные лестницы и другие приспособления (рис. 5.3, 5.4).


. 5.3. Специальные кресла-подъемники на кронштейнах (1—3) и спе­циальное кресло для перемещения в бассейне (4)

Вспомогательные помещения. В помещениях раздевалок необхо­димо создать условия для занимающихся инвалидов, которые вклю­чают:

- места для хранения кресел-колясок;

- индивидуальные кабины для переодевания (площадь каждой — не менее 4 м2) из расчета по одной кабине на трех одновременно занимающихся инвалидов, пользующихся креслами-колясками;

- не менее двух индивидуальных шкафов (высота — не более 1,7 м) для хранения костылей и протезов;


 




Рис. 5.4. Лестницы для входа и воду:

/ — стационарная; 2 — переносная; 3 — «мокрый» пандус для въезда в волу на

колясках

- скамью (длина — не менее 3 м, ширина — не менее 0,7 м и высота — пс более 0,5 м), вокруг которой должно быть свободное пространство для подъезда к пей инвалида на крссле-коляскс, либо скамью (ширина — не менее 0,6 м), которая должна быть установ­лена вдоль одной стены. Желательно, чтобы скамья имела спинку и подлокотники.

Индивидуальные шкафы для храпения одежды инвалидов, пользующихся креслами-колясками, следует располагать в ниж­нем ярусе. При открытом способе хранения домашней одежды крючки в раздевалках прикрепляются на высоте не более 1,3 м от пола.

Ножные проходные манны на пути к бассейну из душевых сле­дует проектировать с учетом возможности проезда через них инва­лидов на креслах-колясках.

При раздевалках следует предусматривать комнату отдыха для занимающихся инвалидов на креслах-колясках, сауну (площадь — не менее 20 м2).

Обязательны кабинет врача площадью пс менее 16 м2, помеще­ние для массажа (площадь — пс менее 16 м2 на каждый массаж­ный стол) и комната для переодевания инвалидов площадью не менее 6 м2.


Посещение бассейна лицами с отклонениями в состоянии здо­ровья осуществляется с помощью партнеров. Партнерами могут быть прежде всего родители, студенты кафедр плавания и адаптив­ной физической культуры, прошедшие курс «Плавание и методи­ка преподавания», хорошо подготовленные пловцы с навыками спасения тонущих. Задача партнеров — подготовить людей с от­клонениями в состоянии здоровья к первому посещению бассей­на, дать предварительную информацию о бассейне, правилах по­ведения, навыках плавания и т.д.

Первый приход в бассейн является стрессом, поэтому реакция ребенка в данном случае может меняться от пассивного, подав­ленного состояния до состояния возбуждения, со склонностью к паническим реакциям. Перед первым контактом с обучаемым тре­нер должен предварительно познакомиться с родителями и полу­чить от них всю необходимую информацию о ребенке. Знакомство с обучаемым должно происходить в спокойной обстановке, на­страивая ребенка на положительное эмоциональное общение. Тре­нер не должен показывать удивление, вызванное внешним видом и реакциями обучаемого, он должен учитывать их в процессе об­щения. Тренер пс должен повышать голос и делать резкие замеча­ния и движения в отношении к обучаемому. Нервозность, суетли­вость и нетерпеливость тренера часто создают нерабочую обста­новку и мешают обучению плаванию. Будущею пловца необходи­мо по возможности ознакомить с правилами посещения бассейна, с размещением в фойе бассейна регистратуры, а также с располо­жением раздевалки, туалета, душа, ванн бассейна, оборудования и инвентаря.

Проход обучаемою через регистратуру должен контролировать тренер (проверить принадлежности для плавания, предупредить контролеров в регистратуре и раздевалках об особенностях обучае­мых, оказать помощь в передвижении по лестницам, привлекая партнеров, если это необходимо, и др.).

В раздевалке обучаемым также оказывается помощь партнера­ми, если они сами не могут обслуживать себя. В душевой кабине требуется особенное внимание со стороны тренера за соблюдени­ем правил принятия водных процедур перед плаванием. Необхо­димо помнить, что травмы в душевой можно получить из-за не­правильной регулировки температуры воды и падения на скольз­ком полу. В процессе проведения занятий с лицами, имеющими нарушения зрительного анализатора, необходимо сообщать им обо всех перестановках.

Перечислим основные меры предосторожности для данной ка­тегории занимающихся, которые заключаются в том, чтобы:

- убрать с пода ненужный инвентарь и оборудование;

- убрать нестационарные лестницы, если таковые имеются;

- проверить крепление разграничительных дорожек;


 




- поставить помощников у бортиков ванны бассейна для пре­дупреждения пловцов о границах бассейна;

- проверить наличие специальных шестов для касания пловца.

При сопровождении пловца помощник поддерживает его за ло­коть или сам пловец опирается на руку или плечо сопровождаю­щего.

Для передвижения обучаемые с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата обращаются за помощью к партнерам, если это необходимо, или используют специальные коляски и костыли.

В процессе ознакомления с бассейном за обучаемыми с нару­шениями интеллекта необходим постоянный контроль со стороны партнеров.

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осно­вывается на традиционной методике обучения плаванию (см. гл. 2). Однако при обучении плаванию данной категории лип должен использоваться индивидуальный подход, так как некоторые уп­ражнения вследствие нарушения здоровья могут выполняться толь­ко с помощью партнера. Следует также учитывать имеющиеся у обучаемых заболевания и проводить занятия с учетом рекоменда­ций (см. гл. 4).

5.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ

5.5.1. Вход в воду и выход из воды

Перед обучением входу в воду занимающиеся должны обойти ванну бассейна, ознакомиться с оборудованием и инвентарем. Сесть на бортик поработать ногами, смочить водой руки, ноги, лицо, шею, плечи.

Обучаемые с нарушениями слухового анализатора достаточно лег­ко осваивают правила входа в воду (по лестнице, из положения сидя на бортике бассейна, соскоком в воду) и выхода из воды (по лестнице, с опорой руками о бортик).

Обучаемые с нарушением зрения осваивают различные входы и выходы из воды с помощью сопровождающего их партнера.

Обучаемые с нарушениями опорно-двигательного аппарата в за­висимости от категории нарушений применяют различные спосо­бы входа и выхода из воды по возможности самостоятельно.

Для пловцов с нарушениями функции позвоночника для входа и выхода из воды применяются механические подъемные устрой­ства или помощь партнеров. В зависимости от физических возмож­ностей вход и выход из воды могут осущсстш]яться с помощью одного или двух партнеров либо самостоятельно. Вход в воду с помощью двух партнеров осуществляется следующим образом (рис. 5.5):


Рис. 5.5. Вход в воду с помощью двух помощников

- пододвинуть коляску как можно ближе к бассейну и поста­вить ее на тормоз;

- убрать подлокотники и подножку;

- партнерам встать с двух сторон от кресла и уточнить у занима­ющегося предпочтительный способ входа и выхода из воды;

- партнеры наклоняются, приседая, для того чтобы занимаю­щийся смог положить руки на плечи партнерам; затем партнеры крепко берут друг друга за руки под коленями и за спиной пловца;

- контролируя правильное положение пловца (спина должна быть прямая, колени согнуты), партнеры его приподнимают (рис. 5.5,/);

- партнеры бережно переносят пловца к бортику бассейна и опускают на специальный мат (рис. 5.5,2);

- один из партнеров входит в воду и подтягивает занимающего­ся за ноги, другой, поддерживая за подмышки, подталкивает его в воду (рис. 5.5,5).

Вход в воду с помощью одного партнера осуществляется следую­щим образом:

- партнер наклоняется к занимающемуся, который обхватыва­ет его за шею;

- партнер приподнимает занимающегося, обхватывая его за спину;

- партнер разворачивает занимающегося и плавно опускает его на мат;


 




- партнер помогает занимающемуся подвинуться к краю мата,
входит в воду сам и, поддерживая занимающегося за подмышки,
помогает ему войти в воду.

Самостоятельный вход в воду осуществляется следующим об­разом:

- занимающийся наклоняется и касается мата вначале одной, затем двумя руками;

- опираясь на руки, занимающийся опускается на колени;

- занимающийся переходит в положение полулежа на боку, по­могая руками передвинуть ноги;

- занимающийся опускает ноги в бассейн;

- занимающийся опускается в бассейн из положения лежа на груди.

При выходе из воды действия выполняются в обратном по­рядке.

Для пловцов с ампутированными конечностями для входа и выхо­да из воды могут быть использованы специальная (см. рис. 5.4) или обычная лесенка и необходимая помощь партнеров (см. рис. 5.5). Эффективным средством для переноса занимающихся с колясок в воду служат специальные кресла-подъемники и кронштейны (см. рис. 5.3). Для передвижения по бассейну предназначены специ­альные кресла, сидя в которых можно принимать душ и заезжать прямо в бассейн с опускающимся и поднимающимся дном.

Для обучаемых с низким уровнем интеллекта осуществляются следующие действия по входу в воду, используя лестницу (рис. 5.6): прикрепляется одна красная лента к доминирующей руке занима­ющегося, вторая — к поручню лестницы. Первый партнер показыва­ет правильное положение тела (спиной к бассейну) и правильный хват руками за поручни (красная лента руки к красной ленте на поручне). Второй партнер находится в воде сзади занимающегося и

/ 2

Рис. 5.6. Вход в воду по лестнице обучаемых с нарушениями интеллекта:

/ -- с помощью дкух помощников; 2с помощью одного помощника


 

Рис. 5.7. Вход п воду из положения

сидя на бортике бассейна обучаемых

с нарушениями интеллекта:

/ — исходное положение; 2 — положе­ние для входа и «оду

следит за правильной постановкой ног на ступеньки, оказывая при необходимости помощь.

Вход в воду из положения сидя на бортике бассейна (рис. 5.7) происходит следующим образом: место на бортике, куда должен сесть обучаемый, должно быть обозначено красными лентами, расположено примерно на ширине плеч. После того как пловец сел на бортик, первый партнер предлагает ему дотянуться до­минирующей рукой (на запястье которой должна быть красная лен­точка) до красной ленты на бортике, опереться на обе руки и повернуться лицом к бортику. Второй партнер, находящийся вводе, помогает пловцу опуститься в воду.

5.5.2. Обучение плаванию лиц с нарушениями слухового анализатора

Перед непосредственным обучением плаванию детей с нару­шением слуха следует уделять больше внимания на следующие упражнения:

- на равновесие при скольжении с различными положениями

рук;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных